levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

В.В. Перцев,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Методика
Считается, что принцип наглядности в дидактике был выдвинут и научно обоснован еще в 17 веке чешским педагогом Я. А. Коменским. В России же первым его последователем и активным сторонником стал выдающийся педагог К. Д. Ушинский, чья преподавательская деятельность приходилась на вторую половину 19 века. Во многом благодаря ему принцип наглядности стал активно обсуждаться и аргументироваться научным сообществом для повсеместного применения в качестве прекрасного методического средства. В данной статье мы проанализировали процесс формирования «принципа наглядности» при обучении математике в русской школе второй половины 19 века, определили основные этапы его распространения в нашей стране и научно-методическое обоснование его применения ведущими методистами того времени (В.А. Евтушевским и С.И. Шохор-Троцким).

Ключевые слова: Методика, обучение математике, С.И. Шохор-Троцкий, В.А. Евтушевский, дидактика, вторая половина 19 века, русская школа, принцип наглядности.

 

Вторая половина 19 века – период бурного промышленного развития России. За несколько десятилетий, с 1861 по 1891гг. добыча угля в стране возросла в 16 раз, добыча нефти – в 133 раза. Практически в 50 раз увеличилась стоимость продукции машиностроения в целом [4, с. 71]. Промышленность, сельское хозяйство, государственный аппарат и армия требовали от системы образования все большее число высококвалифицированных специалистов. Все более востребованным становилось и математическое образование. Поэтому вполне закономерно, что именно в это время появляется, и успешно способствует росту качества знаний, новая научная дисциплина - методика обучения математике. Как отмечает О.А. Саввина, «В XIX веке в России создана своя передовая методическая школа в области преподавания арифметики. Определились значительные сдвиги и в области методики геометрии… и в создании методики алгебры» [5, c. 32].

Одним из основных дидактических принципов обучения математики в рассматриваемый период стал принцип наглядности. Его в качестве основного рассматривали известные в то время педагоги и методисты Василий Адрианович Евтушевский (1836 - 1888) и Семён Ильич Шохор-Троцкий (1853-1923). В.А. Евтушевский во второй половине 19 века был широко известен в качестве педагога, автора популярных книг по методике математики. Он официально занимал должность инспектора по учебной части детских приютов в Санкт-Петербурге и часто выступал в роли организатора и руководителя педагогических курсов по математике и различных методических съездов для «народных» учителей.

Из наиболее известных его трудов по методике преподавания математики можно выделить «Сборник арифметических задач» (1871 г.), «Методику Арифметики» (1872 г.), «Руководство для учителей и учительниц к преподаванию начальной арифметики в народных школах» (1875 г.), «Методика приготовительного курса алгебры» (1876 г.) и др. Многие его работы выдержали десятки переизданий и многократно переиздавались вплоть до 1917 г. А самое популярное его произведение - «Сборник арифметических задач» выдержал до 1917 года 76 изданий, что говорит о популярности его книг среди учителей математики и их практической значимости.

В.А. Евтушевский призывал учителей математики обязательно применять принцип наглядности в ходе проведения урока – постоянно обращаться к учебным пособиям либо просто окружающим учеников предметам. По мнению Евтушевского, обучение элементарной математике обязательно должно быть наглядно: «Сообщить ученику готовое понятие «число» с небольшими пояснениями, которые даются в курсах арифметики, это значит... загромоздить его материалом, пугающим умственную деятельность» [1, c. 15].

Во второй половине 19 века передовые представители русской науки принимали активное участие в развивающемся реформистском движении за модернизацию школьного математического образования. В числе форм этого движения было распространение научных знаний посредством книг по методике преподавания математики, проведении учительских съездов и педагогических выставок, возникновении научно-популярных журналов. В.А. Евтушевский самым активным образом проявил себя во всех этих сферах. В частности он был редактором журнала «Народная школа» (1878-82) и сотрудничал со многими педагогическими журналами того времени, в которых излагал свои методические идеи.

Преподавание математики в школе, как известно, требует не только высокой научной, но и педагогической подготовки преподавателя. Важную роль в решении задачи совершенствования педагогической культуры уже работающих учителей, по мнению В. А. Евтушевского, должны играть методические журналы. Об их существенном влиянии на развитие педагогической мысли того времени упоминает в своей диссертации Д. В. Охременко. Он выделяет следующие задачи, решаемые на страницах методических журналов для учителей математики второй половины 19 века [4, c. 149]:

  1. организация своевременного знакомства преподавателей математики с новыми идеями педагогики математики;
  2. организация дискуссия по основным проблемным вопросам как общей так и частной методики математики;
  3. помещение обстоятельных рецензий на учебники и задачники;
  4. оказание помощи учителю математики в его творческой работе по увлечению учащихся предметом и методам математики.

Вторая половина 19 века – время, когда многие процессы в области методики преподавания математики только зарождались в России. Это было время, когда в нашей стране появились первые книги по методике, первые съезды учителей математики, первые методические журналы для преподавателей. В это же время случается еще одно событие, оказавшее существенное влияние на развитие принцип наглядности при обучении математике как одного из основных дидактических принципов.

В 1864 году в Соляном городке (комплекс зданий в центре Санкт-Петербурга) был открыт Педагогический музей военно-учебных заведений — фактически первый педагогический музей в России. В число экспонатов музея вошла, в том числе, и большая коллекция наглядных пособий по математике. Первые свои экспонаты музею пришлось приобретать за границей, поскольку в России ничего подобного еще не было, и приобретать их пришлось по достаточно высокой цене. Но затраты себя оправдали. Открытие музея дало мощный толчок к распространению наглядных пособий в школах нашей страны, поскольку практически сразу после комплектации запасников музея были найдены отечественные производители, сумевшие скопировать и существенно удешевить их производство. Сотрудники музея также принимали участие в улучшении и удешевлении европейских наглядных пособий и в создании собственных. С 1866 года музей стал регулярно устраивать педагогические выставки, в числе организаторов которых выступал и В.А. Евтушевский.

Как отмечает Кондратьева, в числе экспонатов музея были таблицы Песталоцци, счетные деревяшки Тиллиха, лестница Денцеля, счетные фигуры Геера, разнообразные математические диаграммы, счетные машинки и т.д. [2, c. 94]. Стоили такие учебные пособия немалых денег, что во многом стимулировало учителей народных школ самим их изготавливать. Впрочем, в таком положении дел некоторые известные методисты того времени видели даже положительные моменты. В частности, известный математик и педагогический деятель того времени Семён Ильич Шохор-Троцкий (1853-1923).

 В своем научном труде «Методика» [6] он разделял наглядные пособия на четыре группы: 1) готовые к использованию наглядные пособия 2) пособия, сделанные учителем при помощи учащихся 3) приготовленные самими учащимися с помощью учителя и 4) изготовленные одними учениками самостоятельно на дому либо в школе. По мнению С.И. Шохор-Троцкого, «Готовые наглядные пособия, конечно полезны; но важнее всего самодеятельность учеников, а потому изготовленные ими самими наглядные пособия и затраченный при этом планомерный физический труд еще полезнее, чем готовые наглядные пособия» [3, c. 72].

С.И. Шохор-Троцкий, как и В.А. Евтушевский, входит в число наиболее ярких методистов и приверженцев принципа наглядности в обучении математики во второй половины 19 века. Педагогическая деятельность С.И. Шохор-Троцкого началась еще в царской России, а умер он уже после революции в должности профессора математики в Каменноостровском сельхозинституте (Санкт-Петербург), где проработал с 1918 по 1923 гг. Так что его одновременно причисляют как к дореволюционным, так и советским педагогам – методистам в области математики. Свои педагогические взгляды С.И. Шохор-Троцкий, как и В.А. Евтушевский, активно популяризировал на многочисленных учительских съездах, а также на страницах изданных им книг по методике математики. Первая его методическая работа «Методика арифметики» была издана еще в 1886г. Из наиболее известных его трудов по методике можно выделить следующие: «Чему и как учить на уроках арифметики» (1899), «Наглядность и наглядные пособия при обучении арифметики» (1904), «Геометрия на задачах. Книга для учащихся» (выпуски 1-2, 1909), «Геометрия на задачах. Книга для учителя» (1913) и др.

Как отмечает А.В. Ланков, после его смерти осталась научная рукопись объемом примерно в 65 печатных листов, в которой он переработал и систематизировал свои методические искания в области методики математики за последние 30 лет [3, c. 68]. Уже после его смерти на основе этой рукописи были опубликованы «Методика начального курса математики» (1924) и «Методика арифметики. Пособие для учителей средней школы» (1935), что является подтверждением практической значимости и востребованности этих книг у учителей школ.

В методических трудах С.И. Шохор-Троцкого красной нитью проходит тема необходимости применения принципа наглядности при обучении математике. Как отмечает А.В. Ланков, именно С.И. Шохор-Троцкий впервые вводит и методически обосновывает новые формы проведения занятий по математике: лабораторные работы, работы по измерениям местности и др., связанные с применением принципа наглядности [3, c. 70]. В его «Методике» можно найти подробное и научно обоснованное применение принципа наглядности при обучении математики [6].

Готовые наглядные пособия, конечно полезны; но важнее всего самодеятельность учеников, а потому изготовленные ими самими наглядные пособия и затраченный при этом планомерный физический труд еще полезнее, чем готовые Границы применения наглядности по мнению С.И. Шохор-Троцкого должны в первую очередь определяться возрастом учащихся. Наиболее востребованным принцип наглядности в преподавании математики является в начальной школе, когда у учащихся еще не сформировано математическое абстрактное мышление. В более старших классах он также не утрачивает своей актуальности, но может быть частично заменен воображением школьников. Особую актуальность он приобретает при изучении геометрии [7, c. 90]. Как отмечает С.И. Шохор-Троцкмй, изучение геометрии невозможно без применения наглядности – как в планиметрии, так и тем более стереометрии ни одно решение задачи не возможно без применения чертежа.

При изучении объёмных фигур полезно применять модели взятые из окружающего мира – положение карандаша на столе (как пример расположения прямой и плоскости), взаимное расположение плоскости стола и пола (расположение плоскостей) и т.д.

Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы сделать следующие выводы, касаемые процесса формирования принципа наглядности при обучении математики. Вторая половина 19 века – время активного развития методики преподавания математики в отечественной педагогике. Это была эпоха, отмеченная появлением в нашей стране таких выдающихся ученых-математиков с мировым именем как Николай Иванович Лобачевский, Виктор Яковлевич Буняковский, Пафнутий Львович Чебышев, Андрей Андреевич Марков, Софья Васильевна Ковалевская и др. Их появление не было случайным, а напрямую было связано с успехами отечественной системы образования. Именно в это время в России появляется новая научная дисциплина – методика преподавания математики и формируются основные дидактические принципы преподавания этого предмета в школе.

Проанализировав историю формирования в принципа неоглядности в отечественной дидактике мы выделили следующие факторы, ставшими важнейшими в деле распространения его в школы. Во-первых, общественная деятельность методистов и педагогов. Их педагогическая и организационная работа, выступление на съездах учителей математики, организация выставок и конференций. Перечислить их всех в данной работе не представлялось возможности поэтому были рассмотрены наиболее одиозные их представители. (В.А. Евтушевским и С.И. Шохор-Троцким) Во-вторых, открытие педагогического музея в Соляном городке. Именно этот факт стал драйвером распространения учебных пособий по математике, их значительному удешевлению. В-третьих, деятельность методических журналов. Именно педагогические журналы того времени стали площадкой для обсуждения проблем преподавания математики и эффективности преподавания в школе. На наш взгляд именно эти факторы оказались определяющими в распространении и развитии принципа наглядности в обучении математике в русской школе второй половины 19 века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Евтушевский В.А. Методика арифметики. – Санкт-Петербург: Н. Фену и К°, 1872. – 340 с.
2. Кондратьева Г.В. Школьное математическое образование в России (вторая половина XIX века): Монография. – М. Издательство МГОУ, 2005. – 128 с.
3. Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математике. – М.: Издательство министерства просвещения РСФСР, 1951 – 152 с.
4. Охременко Д.В. Развитие математической культуры в России XIX века и роль «Журнала элементарной математики» и «Вестника опытной физики и элементарной математики» в усовершенствовании научно-педагогической культуры учителей математики в России XIX-XX вв. Дис… канд. пед. наук. – М, 1973. – 183 с.
5. Саввина О.А. Исторические очерки о преподавании высшей математики в средних учебных заведениях России. Часть 2 (вторая половина XIX – первые семнадцать лет XX в.): Монография. – Елец: ЕГУ, 2002. – 246 с.
6. Шохор-Троцкий С. И. Методика арифметики с приложением Сборника упражнений по арифметике для учащих. - Москва : изд. тип. А.А. Карцева, 1886. - 216 с.
7. Шохор-Троцкий С.И. Цель и средства преподавания низшей математики с точки зрения требований общего образования. - Санкт-Петербург: журнал "Русская школа", 1892. - 116 с.


©  В.В. Перцев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru