levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Е.В. Николаева,  (Аспирант, ТГПМПИ им. Рахманинова)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Задачи педагога-пианиста
Актуальность статьи заключается в проблеме вопроса о классификации профессиональных задач пианиста–педагога. В связи с этим статья направлена на четко направленные задачи в фортепианном классе на воспитание полноценного музыканта – профессионала. Автором выделены задачи в ДМШ и училище, и на этапе начального обучения в классе фортепиано, способствующие развитию у ученика любви к труду, воли, настойчивости. Особое значение придается приобщать учащегося, студента к народному творчеству и его стране. Прививать любовь к классическим произведениям русского и зарубежного музыкального искусства. Автором разработано, проведено глубокое исследование исторического этапа трансформации задач пианиста – педагога с XVI века. Статья предназначена для применения на практике т.к. носит рациональный характер исследования. Содержание работы по данной теме основывается на личном опыте работы в классе фортепиано.

Ключевые слова: Задачи педагога-пианиста, воспитание, образование, развитие, музыкальные способности, процесс работы, задачи в прошлом, музыкальное развитие, актуальные задачи, роль педагога, характеристика задач, личный опыт.

 

ВВЕДЕНИЕ

    Изученность проблемы – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс (из опыта педагогов прошлых лет и сегодняшний опыт педагогов, плюс личный опыт, мой, как исследователя).

    Актуальность проблемы: по данной теме нет единства мнений, обобщений накопленного опыта, суммирования и одновременное продвижение вперед знаний по данной теме. Постановка проблемы – это цель привлечения ученых и практиков. Целесообразность разработки темы назрела именно сейчас в 21 веке – так как накопленной информации недостаточно, а старая нуждается в доработке. Научная новизна – необходимость изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов, методик исследований. Цель – убедительное осуществление процесса подлинно всестороннего и гармоничного развития личности.

Задачи исследования:

  1. Роль педагога в процессе музыкального развития ребенка.
  2. Через личные педагогические наблюдения показать работу в современном фортепианном классе ДМШ.
  3. Характеристика проблем м (задач), начиная с прошлого (16в) по настоящее время.

Частью общего процесса музыкального воспитания учащихся является эстетическое воспитание. Сущность его выражается в развитии способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе, искусстве и общественной жизни, и умения находить это понимания прекрасного в творческой деятельности. Эстетическое воспитание учит познавать объективную действительность, реальный мир в его прошлом и настоящем, не только благодаря данным науки, и искусству, через его художественные образы. Эстетическое воспитание способствует нравственному обогащению человека и вследствие этого оказывается тесно связанным с нравственным воспитанием. Задачей эстетического воспитания для педагогики является выявление и содействие развитию дарования учащегося в области различных искусств.

Обучение учащихся определенным знаниям и навыкам, ознакомление с научными работами и развитие их умственных способностей составляют собственно «образование». Воспитание и образование осуществляются в форме «обучения», т.е. путем систематической работы педагога, методично сообщающего учащимся те или иные знания и руководящего их воспитанием – формированием личности каждого ученика. Процесс обучения рассматривает также обязательную работу самих обучающихся и активное усвоение ими определённых знаний. В жизни, воспитание, образование и обучение связано с актом образования, с путем обучения, что включает в себя компоненты воспитания и не рассматривается без воспитания учащихся. В процессе обучения ученики получают знания, которое имеет воспитательное значение, где в результате обучения развиваются умственные способности учеников, мышление, работоспособность и другие необходимые им навыки и умения.

В своих занятиях с учениками пианист – педагог выполняет ряд задач, неразрывно связанных между собой.

Тезисы (основные положения), задачи, которые ставились преподавателем музыки в прошлом (с 16 века).

  1. Пение на инструменте (belcanto)
  2. Развитие техники («Метода пальцевой механики») Ж.-Ф. Рамо
  3. Воспитать музыканта-любителя (рост домашнего музицирования).
  4. Знать элементы теории (ноты, паузы, длительности, особенности генерал- баса).
  5. Владеть аппликатурой, постановкой пальцев, учебным материалом (Ф.Э. Бах)[1,214].
  6. Об аппликатуре двойных нот, развитие левой руки, роль технических этюдов, художественного репертуара (Прач И.).
  7. О посадке за инструментом «о употреблении тела, руки и о движении пальцами» (Плейель) [2,142].
  8. Наставления об искусстве аккомпанемента («Правила гармонические и мелодические, где речь идёт о гаммах во всех тональностях»)(В. Манфредини).
  9. «Простейший способ развития техники, предостережение пианистов от дурного держания рук пальцев» (И. Черницкий).
  10. Владеть голосоведением, основами полифонии, читать с листа (Гензельт).
  11. Участие в пианистической технике и кисти, и плеча, и предплечья (Клементи, Гуммель, Делер)
  12. Роль педали (Бетховен) [3,60].
  13. Занятия с начинающими (Шопен) [4,151].
  14. Роль аппликатуры в собственных сочинениях (Шопен).
  15. Задача Шопена-педагога - воспитание серьёзных музыкантов.
  16. Задача педагога 19 столетия развития ученика многочасовой игрой гамм, упражнений, этюдов (многочасовая зубрёжка). И развитие техники с помощью механических приспособлений.
  17. Задача 19в. Немецкой школы - возвращение к академическим направлениям (Гендель, Бах).
  18. Развитие крупной техники, растяжение руки (Брамс).
  19. Тренироваться на немой клавиатуре («щадить» свой слух); во время игры на фортепиано читать книги (Кёлер).
  20. Исполнение наизусть - стало эстетической модой (19в.).
  21. Задача об ощущениях техники, как физиологическая и психологическая система (Мартинсен) [5,112].
  22. Главная задача педагогики - развитие самостоятельности ученика (Корто).
  23. Задачи педагога различать художественный и дилетантный способ выражения. Рекомендации к фортепианным занятиям (сколько и когда играть) игра на немой клавиатуре недопустима. Роль памяти (4 положения. Гофман).

Произошла трансформация задач, которые стали присущи для современной ДМШ.

Приведем примеры задач, стоящие перед педагогом-пианистом, работающим в современной ДМШ, училище (колледже): Проявить заинтересованность учащихся к музыке в целом, к инструменту. Наладить первичные начальные навыки. Предотвращать возникающие ошибки при изучении музыкального произведения. Контроль за формированием пианистических навыков. Развитие техники (особенно мелкой). Планирование; система занятий. Формирование самостоятельности домашних занятий ученика ДМШ, училища. Общее художественное развитие (подбор литературы, посещение концертов). Создание здоровой психологической обстановки на уроке. Участие педагога в возникающих трудностях, с которыми встречается ученик. Умение дать совет, наставить на верный путь. Оказывать помощь в задачах, поставленных в других предметах (и музыкальных, и общеобразовательных, и секционных). Рациональный подбор репертуара, исходящий из индивидуальных особенностей ученика. За достигнутые успехи поощрять ученика словами, оценкой. Уметь, как и хвалить, так и назидать с подкреплением примеров, событий. Педагог-пианист обязан быть не только теоретиком, отличным методистом, но и играющим пианистом.

Весь репертуар ДМШ, училища педагог предворяет прежде всего показом (играет сам), делает комментарии при возникающих трудностях в произведениях. Любить преподавательскую деятельность. Оберегать своих учеников. Работать легко и весело. Давать ученикам установку, сто научиться играть на фортепиано очень просто.

На практике, обучающем ученика при игре на фортепиано (в ДМШ семилетке, десятилетке, в музучилище, в консерватории), всегда буде лежать основная ответственность за идейно-музыкальное обучение своего воспитанника как музыканта-пианиста. Преподаватель обязан приобщать учащегося к народному творчеству его страны и привить любовь к классическим произведениям русского и зарубежного музыкального искусства. Обязанность педагога-пианиста – воспитать в ученике музыканта. Занятия с педагогом должны развивать в ученике музыкальные и общие способности, развивать навыки мышления, любознательности, воли, решительности, дисциплины, самодисциплины; тренировать память, совершенствовать личные качества характера и темперамента. Преподаватель фортепиано, как правило, играет большую роль в жизни ученика. Это характерно для ДМШ. Авторитет преподавателя по специальности должен иметь «уверенное» значение. Методика индивидуальных занятий, возможность общения с учеником наедине, или в присутствии других учащихся. В такой форме работы в фортепианном классе – формируется ученик как личность, направляется педагогом в нужное русло, и сам учащийся приходит к необходимым выводам. Действия педагога должны быть целесообразными при проведении полезных бесед, характер которых должен носить нескучные нотации, а интересные разговоры учителя с учеником. Точка зрения, что взрослых юношей и девушек нужно воспитывать в нормальном отношении, не ошибочна. Воспитательная работа, проводится с детьми младшего и среднего школьного возраста отличается от воздействия на 16-17-летних учащихся. Если, к примеру, педагог пожурит малыша за неправильное поведение, то возможно, этих замечаний будет достаточно чтобы продолжить урок. Активируя тем самым внимание ученика, увеличивается интерес и восприимчивость к занятиям, развивается любознательность, желание заниматься. На учащихся подростков и взрослых влияние оказать труднее, так как у них сложились определенные собственные взгляды, объективное отношение к разным вопросам, явлениям. Более того, таким учащимся необходимо доказывать существующую действительность, с подкреплением примеров. Темы для бесед могут быть и общественно-политические, и музыкально-общественные, и обсуждение концертов, выставок, театральных постановок; вопросы, связанные с обучением, с прочитанными книгами, иногда темы, затрагивающие философские проблемы, и события из жизни школы, и училища, и домашние заботы учащегося и т.п.

Здесь основной задачей, стоящей перед педагогом, является: выбор нужных тем для обсуждения, направленность и время для разговоров, повод к беседам, мотивация самих учеников, где целесообразно проведение классных часов, чтобы разобрать интересные вопросы для учащихся. Не менее важной задачей, требующей воспитательного воздействия педагога по фортепиано являются занятие-подсказки по общеобразовательным, музыкально-теоретическим дисциплинам. В данном случае это необходимо, и нужно проявить интерес к своим занятиям (по специальности фортепиано), суметь доказать пользу и вызвать интерес к предмету, убедить в необходимости работать.

И в настоящее встречаются педагоги, которые считают, что важнее и предмета (фортепиано) просто нет, и крайне плохо то, что ученик знает точку зрения своего преподавателя и сознательно впоследствии ее принимает. Подобное недопустимо. Ученик должен развиваться не «однобоко», а как настоящий знающий музыкант, то есть быть во всех смыслах чистоплотным.

Игра на фортепиано носит воспитательный характер, и большое значение для воспитания имеет изучаемый репертуар ученика. Преподавателю необходимо прививать ученику любовь к русской музыке, широко используя шедевры русской классической и современной фортепианной литературы, а также знакомить с зарубежной классикой. Развивать у ученика способность понимать особенности стиля музыкальных произведений.

Нередко педагогу приходится работать с учащимися над произведениями, передающими картины русской природы или побуждающими привлечь образы русской природы для раскрытия данного музыкального содержания.

Показывая ученику произведения подобного содержания, ставится исполнительская задача, где преподаватель обращает внимание на картины природы, обращает его внимание на их прелесть на создаваемое ими настроение. Чтобы проявить в ученике эстетические воззрения – нужно рассказать об исполняемом композиторе, приведя примеры данного произведения и для сравнения другие.

Предположим, что студент училища играет рапсодию Листа. Преподаватель должен передать ученику содержание произведения, коснуться характера, какие требования предъявляет к исполнителю пьеса в целом, рассказать о рапсодиях Листа; коротко о Листе – пианисте; послушать рапсодии в исполнении известных пианистов; показ самого преподавателя.

С занятиями по фортепиано связано развитие у ученика любви к труду, воли, настойчивости. Ученик должен сам трудиться настойчиво и упорно, тогда и работа педагога будет успешной. Для эффективности занятий с учеником, педагог должен будет воспитывать настойчивость, упорство, вдумчивость, сосредоточенность, навыки мышления, так развитие этих качеств является целью работы педагога, и будет крепко связано со всем ходом обучения.

Задачу пианиста-педагога в области музыкального образования учащихся можно определить, как развитие у обучающегося любви к музыке, способности эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание исполняемых произведений и обеспечение его пианистического развития.

Начальное обучение имеет свои задачи (ДМШ): Рациональный подбор репертуара, воспитание музыкального вкуса, понимание стиля композитора, также – развитие техники (первоначальных навыков).

Научить ученика ставить конкретные цели для достижения определённого результата. Привить навыки тщательного продумывания нотного текста осмыслить музыкальный замысел композитора, что составит содержание данного произведения. На первых же уроках идёт знакомство с клавиатурой в целом, с октавами (1,2 и малая), рассказ про фортепиано и как оно устроено; чем меньше возраст ученика, тем дозированнее должна быть информация. Нужно смотреть, усвоен ли пройденный материал. Важно добиться точного выполнения всех рекомендаций. В этом – успешность обучения и воспитания, чувство ответственности в исполнении поставленных задач.

Нотную грамоту следует начинать изучать с объяснения принципа нотной записи. Сначала вводится объяснение первой октавы, затем малой; прописываются ноты с закреплением нахождения в музыкальном произведении. Это называется – упражнение в чтении нот. Подбирается детский репертуар с охватом начальных технических навыков поп legato, legato по две ноты, staccato, игра гаммообразных последований в Н dur, E dur, C dur – уже с подкладыванием 1 пальца; игра гаммы C dur в расходящемся движении от одного звука с симметричной аппликатурой. Подбор по слуху простейших мелодий (от одной, двух нот, преимущественно от белых). Игра в ансамбле 1 партии в сопровождении с педагогом. Пение и игра одновременно знакомых мелодий, как упражнение на начальные навыки координационных движений. Здесь следует обращать внимание на характер исполняемых произведений («задорный», «грустный», «бойкий» т.п.), научить понимать настроение и стремиться уметь его передавать. Развивать у малышей чувство фразы, приучить слушать фразу, чувствовать её начало и окончание, развитие (кульминацию), её окончание. На начальном этапе ученик должен знать динамические оттенки, немного музыкальных терминов, точно владеть ритмичным рисунком в определенном размере, знать целесообразность аппликатуры.

ВЫВОДЫ: главная задача учитывать индивидуальные психологические особенности своих воспитанников, стараться понимать мешают занятиям те или иные свойства психики.
Педагог должен «подогревать интерес» к делу своих учеников и поощрением, и осуждением, и сравнением их игры с игрой однокурсников или известных исполнителей.
Педагог должен успешно спланировать работу на уроке и работу дома своего ученика, привить чувство ответственности и самостоятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Савшинский С.И. Пианист и его работа. М.:Классика-ххi, 2002.-244с.
2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Классика-ххi, 2006.-156с
3. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением.М.: Классика- ххi, 2001.-100с.
4. Как научить играть на рояле. Первые шаги. М.: Классика-ххi, 2005.-220с.
5. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.:Классикаххi, 2003.-120с.


©  Е.В. Николаева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru