levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Т.В. Моисеева,  (Ст. преподаватель, Финансовый университет при Правительстве РФ)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Социокультурная среда; социальные ценности; саморазвитие; обучение в течение всей жизни; «перевёрнутый класс»; концепция культурного интернационализма
Статья касается проблемы социокультурного фактора в обучении иностранному языку в вузе, который представляет собой межличностное общение, развитие и самосовершенствование личности. Культура помогает внедрить новую систему ценностей в обществе и подготовиться к новым реалиям. Возникает и развивается новая социокультурная среда, которая охватывает все уровни образования. Современные педагогические методики меняют свои принципы: вместо традиционного пассивного образования на первый план выступает развитие активной личности с её творческим потенциалом, социокультурными навыками и желанием учиться в течение всей своей жизни.

Ключевые слова: Социокультурная среда; социальные ценности; саморазвитие; обучение в течение всей жизни; «перевёрнутый класс»; концепция культурного интернационализма.

 

Согласно философскому словарю, культура (от лат. cultura –воспитание, образование, возделывание, почитание) представляет собой «совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и для регуляции общественной жизни. Культуре присущи качество системности, наличие общих смыслообразующих принципов, осознанность культурных образцов, знаково-символическая форма их функционирования» [6,c.259]. Эти особенности культуры дают возможность рассматривать её как универсальную форму взаимоотношений между людьми, так как культура предполагает преемственность различных этапов развития общества и отдельного человека благодаря взаимозависимости разных факторов общественной среды. Важную роль в этом сыграло стремление человека к установлению отношений с другими членами общества в процессе трудовой деятельности. От предыдущих поколений человек получает в готовом виде значительный объём проверенных и отобранных в результате многовекового опыта знаний. Межличностное общение, становление, развитие и самосовершенствование личности невозможно представить вне культурной сферы. Так как культура является необходимым механизмом общения между людьми, она является не только гарантом целостности и стабильности общественного развития, но и обеспечивает протекание переходных периодов. Она помогает внедрить новую систему ценностей в обществе и сломать старые стереотипы, упрочить сложившиеся веками традиции и морально подготовить общество к новым реалиям. Современный процесс культурной коммуникации предъявляет большие требования к личности, потому что отличается мобильностью и стремлением к новизне.

Наша эпоха характеризуется развитием новых технологий и знаний, которые дают неограниченные возможности для раскрытия творческого потенциала личности, взаимопонимания, самореализации и самосовершенствования. Образование всегда было и остаётся ключевым механизмом социализации людей, невозможно представить общество без образования, оно стало той областью, которая в действительности формирует ХХI век. В нашу эпоху важно понимать не то, какие конкретные факты нужно передавать следующему поколению и какие навыки формировать. Главное заключается в том, как научить студентов самостоятельно находить нужную информацию, применять её в профессиональной деятельности, создавать нужное, необходимое обществу, быть готовыми к новым, может быть, неожиданным поворотам, а не бездумно повторять старое. Обучение уже перестаёт быть отдельной ценностью, оно становится практическим средством, которое должно помогать жить и работать в динамичном и непредсказуемом мире. Современное общество - это общество риска, социальных и техногенных катастроф, кризис в нём носит постоянный характер. На наших глазах непрерывно происходят общественные, политические, экономические изменения во всём мире, нас сопровождает кризис социальной неустойчивости. И обучение должно подстраиваться под это беспокойное и неоднозначное состояние современности. Для современного выпускника вуза обладать информацией – это прежде всего владеть способностью к действию в непростых условиях развития общества.

Перед системой образования всех стран стоит важный вопрос: чему и как учить, если лет через 10 полученные знания устареют? И ответить на этот вопрос становится всё сложнее. Работодатели сталкиваются с тем, что им приходится переучивать выпускников вуза, вооружать их не только необходимыми профессиональными знаниями, но и другими важными качествами, такими, как чувством ответственности за свои действия, умением работать в команде, желанием находить общий язык с зарубежными партнёрами, а главное – пониманием того, что необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, совершенствовать свои знания, умения и навыки. Компетенции сейчас должны обновляться каждые 3 года, а какие компетенции окажутся востребованными через 10 лет, трудно сказать. Совершенно очевидно, что на первый план выходят три главные компетенции. Во-первых, поведенческие навыки и личностные качества, которые подразумевают умения принимать решения и брать на себя ответственность за результаты своей деятельности, так называемые soft skills. Во-вторых, профессиональные навыки, позволяющие каждому специалисту действовать в рамках своей специальности – hard skills. В-третьих, практическое освоение современных цифровых технологий - digital skills. Абсолютно очевидно, что современная система высшего образования должна вооружать студентов не профессией, а набором необходимых компетенций, из которых каждый выпускник потом соберёт своё собственное профессиональное портфолио.

Глобализация в буквальном смысле открыла национальные границы государств, новейшие технологии направлены на прикладные сферы и рыночные отношения. Возникает новый вид культуры, связанной с корпоративной общностью, лояльностью, умением общаться с коллегами из других стран и возможностью приобщиться к огромным объёмам информации благодаря развитию компьютерных образовательных технологий. Совершенно очевидно, что сейчас идёт стабильный процесс преобразования коммуникативной парадигмы в межкультурную с помощью огромного количества обучающих программ разных типов, что способствует адаптации студентов к среде изучаемого языка и иноязычной культуры. «Моделирование учебной среды культурологического плана способствует погружению студентов в контекст будущей профессии. Позволяет повысить их конкурентоспособность и приобрести опыт межкультурного общения» [5,c.105]. Экономика будущего, основанная на новых культурных ценностях, во многом будет определяться политикой в сфере образования, новыми рабочими учебными программами, учебными планами, методическими пособиями. В процессе преподавания иностранного языка мы имеем дело с двумя объектами: с языком, которому надо научить, и с обучающимся, которого надо обучить. Развитие любой учебной дисциплины зависит от общего движения научной мысли в обществе.

Много написано о важности межкультурной коммуникации и значении языкового сознания при изучении иностранных языков. Я считаю, что такое сложное философское понятие как «языковое сознание» в сфере обучения любому иностранному языку можно свести к простому, понятному определению, которое должно охватывать совокупность правил и закономерностей языка на уровне практических умений, проявляющихся в том, насколько правильно студент выбирает и употребляет языковые средства в процессе общения. Всем известно, что слово фиксирует полученные знания и обобщает единичные явления, ему придаётся большое значение. Выдающийся хирург прошлого века Валентин Войно-Ясенецкий лечил скальпелем и словом, так как был ещё и архиепископом. Он говорил, что «сила слова огромна. Оно оставляет глубокий, неизгладимый след в сердцах, оно созидает или разрушает в зависимости от того, чем наполнено – любовью и добром или, напротив, враждой или злом» [7,c.244]. Мы получаем язык в наследство от предыдущих поколений, и вместе с ним мы получаем в готовом виде значительный объём проверенных и отобранных в результате многовекового опыта знаний, закреплённых в самой структуре языка. Язык можно назвать культурным кодом нации, охватывающим формирование речевого этикета, осмысленное восприятие социального статуса собеседника. Всё это вместе взятое даёт реальное представление об окружающем мире.

Социокультурный подход тесно связан с учением о ценностях в обществе – аксиологией. В философском плане «аксиология» рассматривается как теория ценностей, которая изучает природу этих ценностей, их место и роль в окружающем мире. Понятие ценностей в образовании является основным понятием социокультурной среды, охватывающей взаимоотношения между студентами и преподавателем. Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания – «аксиологии» (греч. axia - ценность, logos – слово, учение) [6,c.620].

В наше время ценности для общества представляют собой идеи сотрудничества, слаженного совместного действия, необходимость понимать чужую точку зрения. «Ценности – это то, через что люди ощущают себя людьми» [1, с.139]. Основным объектом воспитательной деятельности в образовательном процессе выступает ориентация на общекультурные ценности. Философское понимание ценностей направлено на достижение всегда масштабных целей в будущем и служит критерием практической деятельности человека. Общество ценит то, что полезно большинству. Для оценки любого события в развитии общества ценности играют основополагающую роль. Аксиологический аспект образования тесно связан с основными идеями междисциплинарного подхода, потому что создаёт уникальные возможности для осуществления важнейших требований к современной системе образования. Воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности характеризует главную цель образования.

Социокультурное обучение в системе вузовского образования является необходимым условием успешной профессиональной адаптации будущих специалистов, так как способствует их познавательной активности, развитию самостоятельности и стремлению к поиску, творческому осмыслению реальности, а главное – уверенности в своём будущем. Без этого невозможно координировать поведение личности в соответствии с общественными ценностями, воспитать ответственность за свои действия и навыки сотрудничества, совершенствовать желание учиться на протяжении всей жизни.

Как показывает практический опыт, любая учебная дисциплина развивается по двум главным направлениям. С одной стороны - в зависимости от предмета обучения, который меняется под воздействием развития научной мысли в обществе на данном этапе, а также от философской и методологической базы научных исследований по этому предмету. С другой стороны, огромное значение имеет взаимоотношения учебной дисциплины с теми отраслями знания, которые представляют наибольшую ценность для общества в целом. Иностранный язык как учебная дисциплина характеризуется своими специфичными методами и приёмами, отличными от других учебных дисциплин. Эти методы отражаются в учебных программах, планах, учебниках, учебно-методических пособиях, обеспечивающих конкретную направленность дисциплины. Специфика иностранного языка заключается в том, что он может рассматриваться исключительно в практическом, прикладном аспекте, что зависит не только от различной степени его усвоения, но и от социально-культурных характеристик и личности студента, взаимоотношений с преподавателями, коллегами и многих других факторов. Иностранный язык более наглядно, чем любая учебная дисциплина показывает процесс умственного и духовного обогащения личности студента.

В условиях расширения рыночных связей и включения России в мировую финансово-кредитную систему, в эпоху политических, экономических, научных и культурных отношений иностранный язык для специалиста должен стать прежде всего показателем профессиональной компетенции. Любая программа по иностранному языку начинается с характеристики этих профессиональных компетенций. Чётко указывается, что студенты должны знать, уметь, чем владеть, прописываются принципы коммуникативной направленности, научного подхода, автономии студентов. Но редко в какой программе упоминается принцип социально- культурной целесообразности, а если и есть в перечне компетенций, то где-то в конце списка. Я считаю, что этот принцип должен стоять на первом месте обучения профессиональным компетенциям, так как именно культурная целесообразность, или обучение социокультурным ценностям, требует тщательного отбора учебных тем дисциплины на любом этапе обучения, языкового, речевого и страноведческого материала, а также форм работы, типов аудиторных заданий и тематики самостоятельной работы. Коммуникативные и социокультурные умения невозможно сформировать без обучения нормам социально приемлемого общения, принятым в стране изучаемого языка.

Согласно требованиям ФГОС ВО, главной целью обучения иностранному языку является формирование языковой личности, способной осуществлять продуктивное аутентичное общение на межкультурном уровне и взаимодействовать в социально-ролевых условиях, так называемое «социально-ролевое взаимодействие». Под социально-ролевым взаимодействием следует понимать «процесс мотивированной, ориентированной друг на друга межкультурной коммуникации между проигрывающими социальные роли субъектами общения» [8,c.144]. Такой вид общения не обязательно практикуется в группах продвинутого уровня. С самого начала обучения социально-ролевое взаимодействие может стать эффективной формой повышения межкультурной коммуникативной компетенции студентов и способствовать снятию психологического барьера в общении на иностранном языке. Профессионал сегодняшнего дня должен обладать кроме основательной академической подготовки, экономического мышления, навыков управленческой и организаторской работы ещё и высоким уровнем общей культуры. Вот почему очень важно, чтобы были чётко разработаны и использованы все потенциальные образовательные и воспитательные аспекты каждой учебной дисциплины, особенно в сфере обучения иностранному языку. Новые стандарты предписывают, что практические занятия, кроме образовательной и воспитательной целей, должны иметь ещё и социокультурную цель. Развитие коммуникативных навыков невозможно без изучения иностранных языков и мировой культуры. «Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку тесно связано с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры страны изучаемого языка, духовного наследия стран и народов, способствующего достижению межкультурного понимания. Обучение иноязычному общению проводится в контексте диалога культур с различием в социокультурном восприятии мира» [2, c.333].

Таким образом, социокультурная парадигма представляет собой обязательный компонент языковой подготовки ХХ1 века. В процессе общения имеют значения все даже мелкие детали: ситуация, взаимоотношения говорящих, их жесты и мимика, окружение, настроение, особенности национальной кухни и многое другое. Особое внимание следует уделять разрушению сложившихся ложных стереотипов как о странах изучаемого языка, так и о своей стране. Необходимо предупредить формирование неверных и односторонних представлений об иноязычной культуре без учёта сложившихся социальных, этнических, научных, политических и деловых особенностей жизни людей других стран. В наше время значительно повышаются требования не только к профессиональной подготовке молодого специалиста, но и к его мировоззренческим и личностным качествам.

На нашей планете уже практически не осталось изолированных социальных общностей. Процесс глобализации ведёт к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря доступности во всём мире самых разнообразных товаров и идей, локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации, стираются грани между своими и чужими традициями и обычаями. Новейшие технологии, развитие транспорта и средств связи, возможность путешествовать привели к проблеме интернационализации культур, другими словами, идёт процесс создания и развития единого социального пространства для разных стран. Общение культур обозначает живое развитие общества, в процессе которого исчезают старые и создаются новые отношения. Общие различия сплетаются в один живой организм. Но в то же время возникают сложности сохранения собственной национальной культуры, когда новые ценности вытесняют вековые традиции народа, исчезают культуры, языки, понятия, обычаи и традиции и даже знания. Что-то непременно сохраняется, но большая часть произведённого силой человеческого ума или эстетического чувства уходит в небытие. Как много памятников искусства было создано в античности, но только ничтожно малую их часть мы можем сейчас увидеть в музеях. А ведь это была великая культура, которой больше нет. А знания? Какие-то дошли до нас, а многие растворились в течение столетий. Да и за последние две тысячи лет сколько же всего было разрушено, уничтожено, а сколько потеряло всякий смысл для современных людей и сохранило свою ценность только для отдельных учёных, изучающих те или иные явления древности. Многовековая история развития человечества доказывает, что в основе богатства цивилизации лежит многообразие культур, что особенно заметно в эпоху глобализации. Большой круг социальных групп людей активно вовлекается в межкультурные контакты, а это может привести к их столкновению или сближению, к социальным конфликтам или социальному процветанию народа. Это сложный закономерный процесс.

В последнее время в научных журналах появился такое интересное понятие как концепция культурного интернационализма. Основная мысль этой концепции – помочь отдельному человеку выйти за рамки своей культуры, не чувствовать себя чужим в новых социальных условиях и найти новую самооценку на фоне других культурных сообществ. Возможности общения стали повседневной реальностью для многих людей, которые участвуют в работе международных политических, экономических и профессиональных организаций, принимают участие в международных форумах, конференциях и симпозиумах. Для того, чтобы эффективно поддерживать эти разнообразные и многоуровневые деловые контакты и формы общения, необходимо не только знание соответствующего иностранного языка, но и знание норм, правил, традиций и обычаев другой культуры. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Сегодня образование стало тем центром, который показывает все преимущества и противоречия, порождаемые современной эпохой, той сферой деятельности, которая в сущности характеризует ХХI век. Вся мировая история образования представляет собой процесс постоянной оценки и изменения известных идей и их перенос в новые условия развития общественного сознания. А главное – происходят важные изменения в ценностных ориентациях общества, так как образование и знания начинают становиться мотивацией для раскрытия творческого потенциала людей-профессионалов, их самореализации и самосовершенствования. Дальнейшее развитие и состояние экономики в стране во многом будут определяться политикой государства в сфере образования, которое рассматривается как одно из важнейших направлений социальной политики. Многое зависит от личности преподавателя, который должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы он развивал самостоятельную деятельность студентов и желание пользоваться иностранным языком для саморазвития. Для того, чтобы сделать изучение языка актуальным, интересным и в то же время необходимым, преподаватель использует разные методологические приёмы в виде ролевых и деловых игр, проектов и презентаций, которые предполагают серьёзную самостоятельную работу студентов. Например, в последнее время получила распространение образовательная модель под названием «перевёрнутый класс» (“flipped classroom”) [4. c.89]. Сейчас в высшей школе очевидна общая тенденция к увеличению количества часов на самостоятельную, внеаудиторную, работу и сокращению количества часов на аудиторные занятия. Эта тенденция представляет серьёзную проблему, так как коммуникативные умения могут развиваться только в условиях непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом и между студентами группы. Так возникла идея «перевёрнутого класса».

В 2008 году американские преподаватели химии А. Самс и Дж. Бергман стали записывать видео ролики своих занятий и выкладывать их в сеть с тем, чтобы студенты самостоятельно изучали учебный материал дома, а на практических семинарах потом обсуждали главные мысли, разбирали непонятные моменты, высказывали свою точку зрения, анализировали изученный материал. Такая модель обучения полностью соответствует интересам современного цифрового поколения студентов и целям обучения. Преподаватель может больше времени уделить ролевым играм, дискуссиям, кейсам, проектам, другими словами – формированию и развитию социокультурной компетенции студентов. В этом плане интерес представляет статья Н.И. Алмазовой «Реализация продуктивного иноязычного образования в высшей школе», в которой обсуждается «проблема автономного продуктивно-модульного обучения иностранному языку, обеспечивающего чёткую структуризацию содержания обучения с учётом последовательного самостоятельного продвижения студента в рамках индивидуальной образовательной траектории» [3, c.165]. Вариативность модульных программ, их ориентированность на индивидуальные потребности и условия самоуправления собственным иноязычным образованием являются главными факторами социокультурной подготовки студентов.

Все эти подходы развивают реальное профессиональное общение и повышают мотивацию изучения иностранного языка. Ролевые игры имитируют будущие условия профессиональной деятельности. Деловые игры направлены на решение профессиональных проблем и поиск решений. Погружение студентов в специально созданные ситуации общения позволяют подготовить будущих специалистов к профессиональному межкультурному общению.

Управление процессом обучения иностранному языку подразумевает не только формирование знаний, умений и навыков, но и воспитание потребности в творческой научной деятельности, потому что творчество и наука в дальнейшем означают активную самостоятельную работу специалиста над иностранным языком, создают ощущение уверенности в своих силах, а это стимулирует его стремление к дальнейшему обучению на протяжении всей его активной жизни. Помочь выпускнику высшего учебного заведения приспособиться к новым экономическим и социальным реалиям – значит помочь ему стать социально ответственной личностью в обществе, подготовить его к дальнейшему саморазвитию, которое достигается через развитие профессиональных качеств, занятие активной творческой деятельностью, повышение уверенности в свои профессиональные качества, а также через совершенствование личностных качеств. Методика и педагогика меняют свои принципы: вместо традиционного воздействия на личность на первый план выступает развитие активности студентов в процессе обучения, накопление их творческого потенциала по всем дисциплинам, в том числе и по иностранному языку. Ведущей парадигмой обучения является саморазвитие и самосовершенствование индивидуальных характеристик личности. При разработке и внедрении новых образовательных программ должны учитываться эти социальные требования. Во-первых, меняются цели исследования – как эти программы будут отвечать запросам общества. Во-вторых, меняется объект исследования, т.е. учебно-воспитательный процесс. И в-третьих, меняются задачи исследования, целью которых является определение теоретических основ саморазвития личности и создание благоприятных условий для активного участия студентов в процессе обучения.

Совершенно очевидно, что наша современная система образования мало кого устраивает. Как показывает статистика, больше половины активной молодёжи, окончившей вуз, работает не по специальности. Выходит, что долгие годы учёбы в школе и в вузе потрачены зря, так как реальные условия оказываются далёкими от выученных шаблонов. Молодым специалистам приходится переучиваться, приспосабливаться к новым требованиям на рынке труда. Современное общество характеризуется риском во всех областях, социальными и техногенными неопределённостями. Мы живём в постоянном кризисе неустойчивости, и система образования должна учитывать быстрое развитие общества, меняющее интенсивность и условия социального развития человека. Какая личность сформируется в результате этих изменений во многом зависит от системы образования и саморазвития студентов. В любом обществе саморазвитие личности тесно связано с образованием, так как представляет самый верный путь к успеху, поддерживает профессиональный интерес будущих специалистов к сфере их предстоящей трудовой деятельности и уверенность в том, что они будут востребованы на рынке труда. Саморазвитие подразумевает персональный фактор развития, сознательное стремление к более высокому уровню развития личности, чем просто развитие. Перед выпускниками вузов стоит дилемма: или пассивно приспосабливаться к новым требованиям эпохи и быть потребителем, или активно строить свою жизнь на основе самоуважения, осмысленности своего бытия и собственной самооценки. Знание того, как происходит социальное развитие личности, позволяет преподавателю прогнозировать результаты и направленно влиять на воспитательный процесс. В этом заключается прикладная часть социологии, которая учитывает индивидуальные черты личности, окружающую культурную среду воспитания и возможности социальной перспективы. Материальный интерес и творческая мотивация развивают волевые усилия личности, способствуют стабильному положению в профессиональной среде. Мотивацию можно сравнить с «внутренней движущей силой профессионального роста студентов, их саморазвития, самореализации, раскрытия их личностного потенциала» [5,c.105].

В нашей современной жизни трудно переоценить роль изучения иностранных языков. Сам факт владения иностранными языками приобщает человека к другим культурам, накопленный опыт которых отражается в языке. Нельзя понять другой язык не имея представления об условиях, в которых живёт народ – носитель этого языка, без знания национально-культурной специфики речевого поведения. Опыт межкультурной коммуникации показывает, что даже владея языком собеседника, носители разных национальных культур действуют по своим моделям поведения, так как опираются на свои культурные знания, полученные с детства. Вот почему общение представителей разных культур ограничено, кроме языка, ещё и такими социальными и национальными компонентами, как вековые традиции, обычаи, бытовое и повседневное поведение, восприятие окружающей среды, национальные особенности мышления и психики, а также искусство, политическая и экономическая ситуация в мире.

Межкультурное общение представляет собой общение носителей различных культур. Потенциальные партнёры часто не сразу устанавливают между собой деловые контакты, так как сталкиваются с культурными различиями в отношении поведения друг друга. Культура народа не может быть хуже или лучше, она может быть только другая, основанная на других ценностях. На первый взгляд кажется, что культура поведения однозначна везде, но в каждой отдельно взятой стране существуют свои особенности. Часто бывает так, что эти особенности едва уловимы, на первый взгляд почти незаметны, но тем более важно их распознать и принимать во внимание в ходе делового общения. Не существует универсального поведения.

В наше время диалог между различными культурами становится одним из важнейших требований успешных деловых отношений несмотря на идею культурной глобализации, которая охватила самые разные сферы нашей жизни. Общество реагирует на чуждые влияния по-разному. Может быть и сопротивление, и творческий подход, и слепое подражание, и пассивное восприятие, даже межкультурные конфликты в случае явных различий между культурами.

Одной из самых ценных традиций является межнациональная терпимость и социальная интеграция разных народов в рамках одного государства. Утрата этой традиции может обернуться самыми драматическими последствиями. Для многонационального государства такого, как Россия, эта проблема очень актуальна. Существуют международные этические нормы общения, которые необходимо соблюдать для успешного межкультурного общения. Чтобы избежать недоразумений, конфликтов, разногласий и быстро адаптироваться к новой социальной среде, надо учитывать особенности национального характера людей. Любая на первый взгляд мелочь может быть причиной неловкой ситуации.

Таким образом, иностранный язык имеет колоссальный образовательный и воспитательный потенциал для выпускников вузов, владеющих социокультурным мышлением, способных к преобразованию социокультурной ситуации и обучению на протяжении всей своей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абишева А.К. О понятии ценности:// Вопросы философии, 2002, № 3, с.139-146.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Изд-во «ИКАР», 2009, с.333.
3. Алмазова Н.И. Реализация продуктивного иноязычного образования в высшей школе. Высшее образование в России, № 11, 2016, с.165.
4. Вольфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевёрнутый класс». Высшее образование в России, № 4, 2017, с.89.
5. Дмитриенко Т.А. Организация языкового образования с использованием ИКТ. Высшее образование в России, № 1, 2017, с. 105.
6. Кириленко Г.Г. Философский словарь. Справочник студента. Москва, 2002, с. 620
7. Лисичкин В.А. Военный путь святителя Луки. Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2011, с.244.
8. Суйская В.С. Организация социально-ролевого взаимодействия студентов для совершенствования их коммуникативной компетенции. Высшее образование в России, № 12, 2014, с. 144.


©  Т.В. Моисеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru