levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Г.К. Гусев,  (Преподаватель, Московская государственная академия хореографии Россия, г. Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Teacher of the Moscow state Academy of choreography
В статье рассматривается педагогические условия реализации вариативного подхода при обучении студентов в профессиональных хореографических учебных заведениях дуэтно-классическому танцу. Раскрываются особенности обучения будущих артистов балета дуэтно-классическому танцу в специально созданных педагогических условиях. Доказывается, что обучение должно быть организовано поэтапно, согласно теории поэтапного формирования двигательных действий Н.А. Берштейна и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Ключевые слова: Teacher of the Moscow state Academy of choreography, Moscow, Russia

 

Oбучение основам классического и дуэтно-классического танца будущих артистов балета – процесс, обеспеченный методическими разработками, ставшими уже традиционными и общепризнанными. Работы А.Я. Вагановой, Э. и Г. Чеккетти, Н.И. Тарасова, Н.Н. Серебренникова и многих других классиков хореографической педагогики [2, 4, 7 и т.д.], казалось бы, в полной мере раскрыли и утвердили оптимальные способы формирования профессионализма учащихся системы профессионального хореографического образования. Однако в реальных условиях педагог балета сталкивается с исключительно разнообразными профессиональными данными и возможностями обучающихся, в связи с чем ему необходимо адаптировать классическую методику к индивидуальным особенностям каждого ученика, то есть – применять вариативный подход.

В современной педагогике вариативный подход – не только и не столько специальный термин, сколько показатель адаптивности применяемых педагогических средств. Вариативный подход – основа гибкости и прочности педагогической системы, фактор обеспечения индивидуализации обучения и воспитания, фундамент личностно-ориентированной педагогики.

Для внедрения вариативного подхода в процесс обучения дуэтно-классическому танцу в профессиональных хореографических заведениях необходимо создать специальные педагогические условия, которые способствовали бы эффективному формированию двигательного навыка во всех видах дуэтных поддержек у будущих артистов балета, для этого необходимо: а) обеспечение поэтапного обучения будущих артистов балета на практических занятиях дуэтно-классического танца в соответствии с теоретическими положениями физиологии движений и двигательной активности Н.А. Берштейна [1]; б) учет личностных потребностей и мотивов обучаемых для создания комфортной атмосферы сотрудничества; в) обеспечение готовности преподавателей профессиональных хореографических заведений к реализации вариативного обучения посредством специально-разработанной учебно-методических рекомендаций. Раскроем реализацию каждого из выделенных педагогических условий.

Обеспечение поэтапности обучения поддержкам (партерным, воздушно-силовым) на основе вариативного подхода возможно осуществить в двух направлениях. Во-первых, поэтапность может пониматься как поэтапное формирование двигательных навыков, сложных по своему операционному составу, через формирование простых элементов, входящих в их состав. При этом вариативный подход, реализуется в виде различных вариантов операционного состава, входящих в формируемый навык.

Известно, что дуэтно-классическим танцем студенты начинают заниматься после пятилетнего обучения сольным классическим танцем, поэтому они, приступая к занятиям по дуэту, уже владеют позами классического танца – одним из основных инструментариев обучения поддержкам. Дуэтно-классический танец изучается в последующие 3 года обучения. По окончании первого года обучения дуэтно-классическому танцу, у студентов должны быть сформированы навыки, основными из которых являются: 1) умение стоять на оси на одной ноге в любой позе классического танца таким образом, чтобы, если партнер уберет руки с талии партнерши, то она продолжала бы стоять и не падать; 2) умение исполнять любую «обводку», где партнер должен обвести партнершу, стоящую в позе классического танца , вокруг своей оси на 360*, во время которой ее опорная нога должна стоять на полу на большом пальце (на пуанте) всегда под углом 90* градусов; 3) умение поднимать партнершу на воздух до уровня груди, перемещать ее на некоторое расстояние и грамотно опускать.

Для выполнения этих задач используются различные программные элементы классического танца, выстроенные программой методически последовательно по принципу «от простого к сложному». На практике из этих поэтапных элементов составляются простейшие комбинации, которые постепенно усложняются. Используя вариативный подход, нет необходимости повторять стандартное исполнение элементов в комбинации - для этого используется «очередность» элементов.

На втором и третьем году обучения многие элементы усложняются, добавляются новые, появляются поддержки на груди, плечах и вытянутых руках партнера. Но принцип работы вариативного подхода остается неизменным: постоянно используются варианты исполнения той или иной поддержки или подхода к ней, не затрагивая при этом другие элементы комбинации. Потом необходимо работать над другим элементом, а освоенный элемент повторяется в стандартном исполнении.

На последнем году обучения возрастает роль переходов из одной поддержки в другую. Переходы из одной поддержки (позы) в другую становятся одним из важных факторов совершенствования мастерства у студентов. Переходы классифицируются переводом партнерши из одной позы в другую: 1) на полу; 2) в воздухе; 3) с воздуха на пол; 4) с пола на воздух. Именно осуществление переходов представляет наибольшие возможности для применения вариативного подхода. При этом необходимо обеспечивать возможности выработки базовых навыков, без которых невозможно последовательное освоение программы, и нарушение методически выверенной последовательности педагогических действий недопустимо. Это может быть обосновано в соответствии с педагогическими концепциями Н.А. Бернштейна, П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Согласно теории физиологии движений Н.А. Бернштейна, обучение поддержке можно разделить на два основных этапа. На первом этапе осуществляется:

  1. «установление ведущего уровня;
  2. определяется двигательный состав движения;
  3. выделяются адекватные коррекции для всех деталей движения, характера и степени точности;
  4. переход в фазу автоматизации» [1, с. 168].

Данная теория выбрана в качестве теоретической основы методики обучения студентов профессиональных хореографических заведений партерным и воздушно-силовым поддержкам. Поэтому на первом этапе формирования любого двигательного действия рекомендуется организовать индивидуальную работу со студентами, направленную на выявления уровня готовности к формированию необходимого двигательного навыка (партерной, воздушно-силовой поддержки).

Для перехода двигательных навыков у студентов в фазу автоматизации мы рекомендуем организовать работу таким образом, чтобы при первоначальном знакомстве с операционным составом формируемого действия обучаемые проговаривали выполняемые действия в слух. Данная рекомендация обусловлена положениями теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин [2], Н.Ф. Талызина [3] и др.), согласно которой для перехода действий в автоматизированную фазу действие должно пройти процесс интериоризации.

Важным педагогическим условием является учет личностных потребностей и мотивов обучаемых для создания комфортной атмосферы сотрудничества. Согласно исследованиям, проведенным автором настоящей статьи, большинство студентов обладают высокой степенью мотивации. Однако, порядка четверти обучающихся имеют низкий уровень мотивации. Для будущего артиста балета мотивация является крайне важным фактором его профессионального становления. Мотивы являются динамическими системами, и целенаправленное воздействие на которые может привести к их росту. Для обоснованного выбора внешних воздействий на мотивы обучаемых с целью роста мотивации автором настоящей статьи был осуществлен опрос студентов, позволивший сделать следующий вывод: снижение уровня мотивации студентов наблюдается при условии если: 1) преподаватели дают так называемые, «голые знания» без обоснования и объяснения их значимости и необходимости; 2) отсутствует эмоционально-психологическая связь между преподавателем и обучаемым; 3) отсутствует уважительное отношение преподавателя к обучаемым.

Исключительно значимое педагогическое условие для реализации вариативного подхода при обучении студентов хореографических училищ дуэтно-классическому танцу заключается в разработке специальных учебно-методических рекомендаций для преподавателей профессиональных хореографических заведений. С этой целью необходимо:

  1. создать постоянно действующий научно-методический семинар, в рамках которого осуществлять изучение инноваций в преподавании дуэтно-классического танца, а также обучение (ознакомление) молодых педагогов наряду с традиционными методиками обучения, основам вариативного подхода;
  2. организовывать методические конференции по актуальным вопросам развития методики преподавания дуэтно-классического танца;
  3. проведение взаимоконсультаций между педагогами хореографических училищ и специалистами-хореографами театров балета в процессе совместной деятельности как коллективных, так и индивидуальных форм;
  4. подготавливать совместные методические разработки, осуществлять отбор музыкального сопровождения для занятий по дуэтно-классическому танцу концертмейстером;
  5. осуществлять системный анализ результатов совместной работы педагогов и концертмейстеров, исходя из задач развития умений и навыков обучающихся в дуэтно-классическом танце.
Таким образом, реализация вариативного подхода при обучении дуэтно-классическому танцу хореографических училищ при условии обеспечения поэтапного обучения поддержке будущих артистов балета, учета личностных потребностей и мотивов обучаемых для создания комфортной атмосферы сотрудничеств и обеспечения готовности преподавателей профессиональных хореографических заведений к реализации вариативного обучения привело к значительному положительному эффекту в формирование готовности будущих артистов балет к профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: психологические труды. – М.: МПСИ, 2008. – 688 с.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 3-е изд. – Л.-М.: Искусство, 1948. – 208 с.
3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий: Доклад на соискание учен. степени д-ра пед. наук (по психологии) по совокупности работ. -М., 1956. – 51 с.
4. Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце. – Л.: Искусство, 1979. – 133 с.
5. Собинов Б.М. Поддержка в танце / Б.М. Собинов, Н. Суворов. – М.: Искусство, 1962. – 152 с.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2011. – 287 с.
7. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. – СПб.: Лань, 2005. – 496 с.


©  Г.К. Гусев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru