levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

К.К. Кораблин,  (К.ю.н., профессор, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Российская империя
Статья посвящена актуальным проблемам международного пенитенциарного сотрудничества России и европейских государств во второй половине ХIХ – начале ХХ века. В работе анализируются международные пенитенциарные конгрессы (съезды), прогрессивные решения которых были направлены на внедрение в практику работы мест заключения гуманистических принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, основанных на признании неотъемлемых прав осужденных.

Ключевые слова: Российская империя, тюремная реформа, международное сотрудничество, пенитенциарные конгрессы, лишение свободы, тюрьма, осужденные.

 

Конец 50-х годов ХIХ века в России ознаменовался ростом массовых крестьянских волнений. Обнищание крестьян толкало их на совершение преступлений. Так, за период с 1826 по 1849 годы количество крестьянских выступлений составило около 2 000 (1826-1831 гг. – 440, 1832-1837 гг. – 406, 1838-1843 гг. – 453, 1844-1849 гг. – 605) [1, с. 90].

В конце ХIХ века в тюрьмах гражданского ведомства России находилось 700 560 человек, из них 600 517 мужчин, 73 147 женщин и 26 896 детей, в том числе: в тюрьмах общего устройства и арестантских помещениях при полицейских управлениях – 538 602 человека (463 559 мужчин, 53 308 женщин и 21 735 детей); в исправительных арестантских отделениях – 17 206; в пересыльных тюрьмах – 82 042 человека (67 251 мужчина, 10 308 женщин и 4483 ребенка). Численность осужденных и членов их семей, сосланных в Сибирь в период с 1807 по 1899 годы, составила 902 089 человек [2, с. 100-101; 261].

Рост крестьянских волнений и общественно-политического движения подтолкнули царское правительство к необходимости проведения коренных социально-экономических и политических преобразований. В стране были проведены масштабные буржуазные реформы – крестьянская (1861), финансовая (1862-1866), земская (1864), судебная (1864), городская (1870), военная (1864-1874), реформа образования и печати (1863-1864), полицейская (1861-1880), тюремная (1879) и др., которые затронули практически все сферы жизни страны.

Одной из малоизвестных реформ являлась тюремная, которая по сравнению с аналогичными преобразованиями в США, Великобритании, Европе, состоявшимися почти на 100 лет раньше, существенно запоздала и поэтому проводилась с учетом уже имеющегося передового зарубежного опыта.

В первой половине ХIХ века в России единого центра управления местами заключения не существовало. Общеуголовные тюремные замки находились в ведении Департамента исполнительной полиции МВД. Тюрьмы, где содержались политические заключенные (Петропавловская, Шлиссельбургская, Динамюндская, Кексгольмская, Ревельская крепости, Алексеевский равелин), подчинялись III Отделению Его императорского величества канцелярии. Монастырскими тюрьмами ведал Святейший Синод.

В губерниях места заключения гражданского ведомства находились в подчинении губернаторов, в областях – начальников областей, в городах – градоначальников, которым вменялось в обязанность наблюдение за благоустройством мест заключения, условиями содержания осужденных в них, а также осуществление контроля за исполнением всех постановлений правительства. Губернаторам предоставлялось право назначения на должность, а также перемещения и увольнения начальников тюрем и их помощников. В самих местах заключения смотрители тюрем, как правило, были выходцами из полицейских чинов, в полном распоряжении которых находилась команда тюремных надзирателей [3, с. 16].

В 1819 г. после осмотра мест заключения представителями Английского тюремного общества и доклада их царю Александру I, последний учредил в России “Попечительное о тюрьмах общество”, задачи которого определялись как “нравственное исправление преступников”. Членам Комитета “Попечительного о тюрьмах общества” разрешалось посещать места заключения в любое время. Это была первая попытка установить в России общественный контроль за положением в тюрьмах. Однако само положение мест заключения в России, как и прежде, оставалось чрезвычайно бедственным: теснота, грязь, сырость, ветхость зданий. Этого не скрывало и царское правительство, в официальном отчете которого констатировалось, что “антисанитарное состояние тюрем, является почти общим правилом” [4, с. 12-14].

Главной идеей пенитенциарных преобразований в России стал переход от уголовно-репрессивного характера тюремного заключения к исправительно-воспитательному воздействию на осужденных, основы которого в своих трудах заложили М.Н. Гернет, С.К. Гогель, Д.А. Дриль, С.П. Мокринский, С.С. Остроумов, А.А. Пионтковский, С.В. Познышев, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий, Н.М. Ядринцев и др.

В ходе тюремной реформы были ликвидированы арестантские роты, долговые тюрьмы, отменены телесные наказания. Принятым 24 апреля 1884 г. законом, закрыты смирительные и работные дома. 11 июня 1885 г. отменено разделение каторжных работ на рудничные, крепостные и работы на заводах.

27 февраля 1879 г. в составе МВД было образовано Главное тюремное управление (далее – ГТУ), в непосредственное подчинение которому переданы все места заключения Российской империи. Учреждение ГТУ способствовало централизации всей тюремной системы государства.

Большую роль в формировании правопослушной личности стала играть православная церковь, выполнявшая функции духовно-нравственного воспитания и просвещения осужденных. Священники, диаконы и псаломщики согласно закона от 15 июня 1887 г. были отнесены к администрации мест заключения. При этом, по должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы.

С целью передачи функций по руководству местными тюрьмами губернаторам, законом от 21 марта 1890 г. в губерниях были образованы губернские тюремные инспекции. С введением должности губернского тюремного инспектора он фактически становится главой местного тюремного управления.

Чтобы придать тюремной реформе завершенный вид, царское правительство стало активно заимствовать передовой опыт зарубежных стран в сфере организации тюремного дела. В целях установления тесных международных контактов, возникла острая необходимость в создании специального межгосударственного органа, предназначенного для обсуждения и решения актуальных проблем тюремных преобразований как в самой России, так и за рубежом.

Международное тюремное сотрудничество зародилось в 40-х годах XIX века и получило дальнейшее развитие в рамках пенитенциарных (тюремных) конгрессов. Первые международные пенитенциарные конгрессы (съезды) теоретиков и практиков тюремного дела стали проводиться под влиянием общественного движения, которое было вызвано происходящими в европейском обществе изменениями в учении о преступлении и наказании, а также в результате поиска альтернативы наказаниям, подавляющим лич­ность, унижающим человеческое достоинство и, имевшим целью не исправление преступников, а совершение возмездия над ними.

Участники международных пенитенциарных конгрессов ставили перед собой целый комплекс теоретических и практических задач – всесторонне изучать и внедрять в практику передовые формы и методы работы тюремной администрации, способствовать разработке и закреплению правового статуса тюремных служащих, улучшать условия быта и содержания осужденных, повышать уровень тюремной дисциплины, развивать институты образования и воспитания заключенных, совершенствовать систему медицинского обеспечения мест лишения свободы, разрабатывать проекты строительства новых тюремных зданий с использованием элементов современной архитектуры и т.п.

В программах подготовки и резолюциях международных пенитенциарных конгрессов большое внимание также уделялось организации труда заключенных. Перед участниками конгрессов ставились вопросы каким образом должен быть организован арестантский труд, чтобы избежать конкуренции, и следует ли отдавать предпочтение хозяйственному способу производства работ в тюрьме или же ведущее место должен занять предпринимательский способ организации труда осужденных [5, с. 34].

Одним из энтузиастов международного пенитенциарного сотрудничества был немецкий тюремный врач Варентрапп, осознавший полезность объединения усилий лиц, интересующихся указанными проблемами. В 1846 г. во Франкфурте-на-Майне (Германия) он впервые организовал проведение международного съезда, на котором присутствовали почти все видные представители уголовно-пенитенциарной науки и практики того времени (около 75 чел.). На съезде рассматривались вопросы качественного улучшения одиночного содержания осужденных в местах лишения свободы, а также дальнейшего совершенствования существующих в мире тюремных систем. Здесь же впервые прозвучала мысль о необходимости организации попечения над выходцами из тюрем.

Следующий пенитенциарный конгресс состоялся в 1847 г. в Брюсселе (Бельгия). По существу, он касался тех же вопросов, которые обсуждались на предыдущем съезде. Перед своим закрытием конгресс принял решение собираться ежегодно и существенно расширить рабочую программу международного мероприятия.

В 1857 г. международный пенитенциарный конгресс вновь собрался во Франкфурте-на-Майне (Германия). Программа конгресса в основном была посвящена проблемам тюремной благотворительности.

Все вышеназванные пенитенциарные конгрессы (так называемой “первой серии”) сосредоточили свои усилия на решении главного вопроса – качественного улучшения тюремной системы с одиночным содержанием осужденных. Большинство представителей пенитенциарных конгрессов “первой серии” – литераторы, публицисты, экономисты, врачи, педагоги. Общим для всех вышеназванных международных съездов было то, что они носили неофициальный характер, поскольку созывались не государствами, а частными лицами, всецело посвятившими себя тюремным преобразованиям.

Очередной пенитенциарный конгресс состоялся в 1870 г. в Цинциннати (США), на котором было принято 37 резолюций (о неэффективности краткосрочного заключения в общих тюрьмах; о необходимости выплаты вознаграждений лицам, оправданным на основании решений судов; о тюремном образовании; о соблюдении гигиены в тюрьмах и др.). В завершении своей работы конгресс решил на следующем съезде рассмотреть вопрос о тюремной реформе и утвердить общие правила содержания осужденных.

С этого времени характер международных пенитенциарных конгрессов кардинально изменился, поскольку в них стали принимать участие официальные представители государств. Также в конгрессах продолжали принимать участие известные ученые, практики, специалисты в различных областях знаний – медики, юристы, архитекторы, религиозные деятели и др. Все это стало свидетельством того, что пенитенциарные съезды стали приобретать новый статус и воспринимались как начало новой эпохи.

В ходе работы международных пенитенциарных конгрессов “первой серии” выработалась практика их деления на три секции: первая секция занималась разработкой общих вопросов уголовного законодательства; вторая – изучала проблемы совершенствования организации внутреннего режима мест заключения; третья – рассматривала вопросы предупреждения преступлений. Каждый международный пенитенциарный конгресс перед своим закрытием, с согласия правительства государства-организатора мероприятия, назначал место проведения очередного съезда.

Первый из международных пенитенциарных конгрессов “второй серии” состоялся в 1872 г. в Лондоне (Великобритания), на котором присутствовало 310 делегатов и было предложено к рассмотрению 28 вопросов. Основное содержание докладов участников конгресса касалось следующих проблем: широкое использование одиночного заключения; наложение заперта на применение к осужденным нравственного и физического насилия; создание в местах заключения попечительных обществ и обществ патроната для оказания материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы; строительство исправительных приютов, богаделен, убежищ, сиротских домов для несовершеннолетних преступников и привлечение средств родителей на их содержание; становление тюремного ремесленного образования и религиозного просвещения;  развитие тюремной статистики; получение специального образования представителями тюремной администрации; закрепление правового статуса тюремных служащих и др. [6, с. 247-262].

Программа конгресса была настолько насыщенной, что из 28 обсуждаемых вопросов, лишь по 18 были приняты решения. В ходе работы конгресса была создана постоянная Международная уголовная пенитенциарная комиссия (далее – МУПК), которая просуществовала до 1950 г., когда ее функции были переданы ООН. Комиссию возглавил секретарь Североамериканского национального тюремного общества профессор Сидней Говард Уайнс (1849-1934). Исполнительным органом МУПК стало бюро, избираемое из состава ее членов.

В 1877 г. в Стокгольме был разработан и в 1880 г. в Париже утвержден регламент работы Комиссии. В 1886 г. в Берне (Швейцария), под председательством начальника ГТУ МВД России М. Н. Галкина-Враского, действующий регламент был дополнен особым пояснительным протоколом, который закрепил решение о проведении последнего заседания МУПК в месте проведения будущего конгресса. Таким образом, почетное право председательствования в Комиссии предоставлялось официальному делегату того правительства, которое изъявляло согласие на проведение в своей стране следующего конгресса. 

Кроме того, с 1887 г. четыре раза в год МУПК стала издавать свой Бюллетень, в котором публиковать не только узаконения, распоряжения и циркуляры, но и другие материалы (сообщения, статьи), раскрывающие различные вопросы организации тюремного дела. Бюллетень МУПК регулярно издавался вплоть до 1890 года, последние выпуски которого были приурочены к открытию IV Международного пенитенциарного конгресса в Санкт-Петербурге [7, с. 337].

Все последующие международные пенитенциарные конгрессы приобрели системность и стали собираться каждые пять лет: II Международный пенитенциарный конгресс (20-26 августа 1878 г., Стокгольм, Швеция); III Международный пенитенциарный конгресс (16-24 ноября 1885 г., Рим, Италия); IV Международный пенитенциарный конгресс (15-24 июня 1890 г., Санкт-Петербург, Россия); V Международный пенитенциарный конгресс (30 июня – 9 июля 1895 г., Париж, Франция); VI Международный пенитенциарный конгресс (6-23 августа 1900 г., Брюссель, Бельгия); VII Международный пенитенциарный конгресс (2-8 октября 1905 г., Вашингтон, США).

С каждым разом увеличивалось число лиц, участвующих в работе международных пенитенциарных конгрессов, что являлось свидетельством повышенного общественного интереса к существовавшим тогда проблемам в сфере организации тюремного дела. Многие из резолюций конгрессов, например, об организации патроната, об ответственности малолетних, об условном осуждении и т. п., получили свое дальнейшее правовое закрепление в разных странах мира [8].

Очередной этап международного пенитенциарного сотрудничества получил свое развитие в 1945 г. после образования ООН.

Подводя итог, можно констатировать тот факт, что во второй половине ХIХ века Россия вступила в эпоху масштабных преобразований, которые были направлены на ее дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие, преодоление отсталости от передовых европейских государств.

Ведущая роль в преодолении отсталости России в области организации тюремного дела принадлежала международным пенитенциарным конгрессам (съездам), начало которым было положено еще в 40-х годах ХIХ века.

Главным итогом международного пенитенциарного сотрудничества России стало качественное обновление всей пенитенциарной системы страны, получившей наконец четкое организационно-управленческое оформление, достаточное материально-техническое обеспечение и законодательное регулирование.

Решения международных пенитенциарных конгрессов заложили в основу уголовно-пенитенциарной политики России прогрессивные гуманистические идеи исполнения наказания в виде лишения свободы, основанные на признании неотъемлемых прав осужденных [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Взгляд на причины преступности в России за тысячелетие: монография. В 2 ч. Ч. 1. – Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998. – 104 с.
2. Дворянов В.Н. В сибирской дальней стороне…: (Очерки истории царской каторги и ссылки. 60-е годы ХVIII в. – 1917 г.) / Под ред. А.Ф. Хацкевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Наука и техника, 1985. – 303 с.
3. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России: пособие для слушателей Высшей школы МООП РСФСР. – М.: НИиРИО Высшей школы МООП РСФСР, 1964. – 28 с.
4. Лисин А.Г., Петренко Н.И., Яковлева Е.И. Тюремная система Российского государства в ХVIII – начале ХХ в.: учебное пособие. – М.: Академия МВД России, 1996. – 60 с.
5. Уголовно-исполнительное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. А.И. Зубкова. – М.: Издательская группа ИНФРА•М–НОРМА, 1997. – 614 с.
6. Свод решений международных тюремных конгрессов Лондонского (1872 г.), Стокгольмского (1878 г.), Римского (1885 г.) и Санкт-Петербургского (1890 г.) // Тюремный вестник. – 1894. – № 5. – С. 205-268.
7. Созыв Международной Пенитенциарной Комиссии // Тюремный вестник. – 1893. – № 9. – С. 336-338.
8. Лыкошин А. Пенитенциарные конгрессы [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – URL: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/077/77845.htm (дата обращения: 27.06.2016).
9. Кораблин К.К. Тюремная реформа в России и международное пенитенциарное сотрудничество (вторая половина ХIХ – начало ХХ века) // Актуальные проблемы современного права: сб. науч. тр. / под ред. д-ра юрид. наук В.Е. Степенко. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – Вып. 1. – С. 307-320.


©  К.К. Кораблин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru