levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

И.А. Григорьев,  (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Денежная реформа
В представленной статье изложен анализ проблем проведения денежной реформы в СССР в 1947 году. Опираясь на архивные данные, автором дает анализ и оценку всем мероприятиям, проводимым на региональном уровне. В статье присутствует материал, раскрывающий проблемы простого населения в рамках проводимой реформы. Автором привлечены как архивные материалы Республики Мордовия, так и материалы местной прессы, издаваемой в 1947 – 1948 годах.

Ключевые слова: Денежная реформа, деньги, финансовые органы, вклады, Мордовия, обмен.

 

Изучение темы денежной реформы 1947 года, проведенной в СССР в послевоенный период, является актуальной с точки зрения развития региональной истории. Изучение проблем крупномасштабных реформ в области экономики на региональном уровне является актуальным даже сегодня. Местные внутренние особенности субъектов страны, их экономическое состояние и отдаленность от центра естественным образом оказывают влияние на итог реформ такого масштаба. Цель данной статьи – показать ход денежной реформы 1947 года в Мордовии, а также выявить отрицательные явления, которые оказали деструктивное влияние на итог такого крупномасштабного политического и экономического мероприятия.

Для того чтобы сложить более полную картину произошедшего необходимо обратиться к истории представленной реформы. Война заставила всех участников войны мобилизовать огромные средства для финансирования военных расходов. Неотъемлемой частью любой войны является «расшатывание» финансовой системы и по окончании военных действий в бюджетах стран – участниц возникает денежная масса, которая ничем не подкреплена. Эмиссия необеспеченных денег является одним из инструментов управления военной экономикой любой страны. Однако с приходом мирного времени проблемы излишка денежной массы в обращении вредят дальнейшему развитию экономики, поэтому от этого излишка необходимо было избавиться в первые послевоенные годы. Но необходимо сразу отметить, что излишки денежной массы в Советском Союзе получились не только из - за эмиссии необеспеченных бумаг, но и из – за уменьшения части национального дохода, который шел на народное потребление.

С начала войны по январь 1946 года в Советском Союзе в обращение было выпущено 55.4 млрд. рублей, в результате чего денежная масса увеличилась по сравнению с довоенным периодом в 4 раза, и это, не считая фальшивых денежных знаков, выпущенных врагом. Исследователи выделяют два способа разрешения этой проблемы. В первом случае страна должна была бы пойти по пути восстановления равновесия на внутреннем рынке за счет естественного роста и расширения производства, однако на это потребовалось бы боле пяти лет. Однако и тогда не решался вопрос социальной справедливости, когда для большей части населения условия остались бы неизменными, в то время у отдельных лиц сохранялся накопленный во время войны запас. Во втором случае можно было бы конфисковать часть средств, выпущенную в обращение. Во втором варианте временные рамки заметно сокращались, при этом не страдал простой рабочий, в то время как накопленные запасы у отдельных лиц сокращались.

Помимо спекулянтов, добывших средства во время войны, реформа была призвана сократить денежные средства, находящиеся в руках крестьян. По мнению ряда исследователей, реформа была направленна в первую очередь против крестьян, которые к концу 1945 года успели скопить значительные средства благодаря торговле продуктами на рынке. Причиной этого обогащения стал рост цен на продовольственные продукты в условиях дефицита. Если взглянуть на динамику изменения цен, то видно, что данный процесс имел место быть. По сравнению с довоенными показателями, к 1943 году цены на хлеб выросли в 34 раза, на картофель увеличились в 20 раз, а на молочные продукты – в 19.7 раз [7. С. 51]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что даже при небольших объемах торговли доходы сельского населения от рыночной торговли существенно возросли. Историками приводятся данные, что эти доходы возросли в семь раз, достигнув отметки в 127.4 млрд. рублей. Однако, несмотря на столь большие цифры, не стоит забывать, что в условиях карточной системы крестьяне попросту не могли приобрести нужные им товары. Полученные средства просто оседали у населения. Если учесть факт того, что две трети денег городского населения обменивалось крестьянам на продукты питания, то можно сделать вывод о том, что к 1944 году соотношение денежной суммы у городского и сельского населения было в пропорциях 30% к 70% соответственно [7. С. 52 - 53].

 В первые послевоенные годы в стране продолжала действовать карточная система и сдерживаемые цены на товары нормированного распределения, поэтому огромная денежная масса была лишь потенциально угрозой на будущее. Однако еще в 1943 году, правительством начала обсуждаться послевоенная денежная реформа. Понимая необходимость сокращения денежной массы, скопившейся в годы войны, а также целесообразность секретности этой реформы, И. В. Сталиным была создана комиссия из четырнадцати человек из Министерства финансов и одного представителя из Госбанка СССР, за которую отвечал министр финансов А. Г. Зверев [3. С. 281]. Комиссия была создана с одним условием: никто из собравшихся лиц не имел целой картины реформы, при этом у каждого члена было узкое задание, в котором велась работа [4. С. 311].

Намеченная на 1946 год денежная реформа, была отложена из–за неурожая, причиной которого стала сильная засуха. Однако этот год не прошел даром. За 1946 год стране удалось расширить производство потребительских товаров. Сближение уровня пайковых и коммерческих цен позволило сбалансировать доходы и расходы населения, тем самым избежать дальнейшей эмиссии денег. В связи с этим, разработчиками реформы было решено провести отмену карточной системы с единовременным проведением реформы в конце 1947 года.

11 декабря 1947 года в местные органы МВД поступили материалы, в которых содержались условия обмена денег. Из–за недобросовестного отношения, а также ненадлежащего контроля, стали появляться слухи о предстоящей реформе. Далее 14 декабря в 15 часов по московскому времени на большей части Советского Союза отделениями Госбанка и сберкассами должны были быть получены в местных органах МВД секретные пакеты, содержащие информацию с инструкциями и условиями реформы. После получения инструкций и проведения соответствующих подготовительных мероприятий, по всей стране прошла волна вкладов, большая из которых от сотрудников местных отделений Госбанка и сберкасс. В качестве примера следует привести Московскую область, где нарушения были обнаружены в 27 из 35 проверенных районов [1. Д. 3598, л. 264 – 268.]. К большим срокам тюремного заключения были приговорены многие из руководителей отделений обмена денег.

13 декабря 1947 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «Об отмене карточной системы и денежной реформе». На следующий день 14 декабря 1947 года в свет вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) №4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Денежная реформа предусматривала выпуск новых денежных знаков, обмен их на старые по соотношению 10 рублей старого образца за 1 новый рубль, переоценку вкладов, а также конверсию займов. Переоценка вкладов и процентов по ним была важной необходимостью всей реформы, так как без переоценки после отмены карточной системы средства по вкладам могли пойти на покупку товаров, запас которых на тот момент был ограничен. Переоценка вклада и процентов проводилась по каждому лицевому счету отдельно. Если банковскому учреждению было известно, что одному лицу принадлежат несколько вкладов, то расчет по переоценке производился исходя из общей суммы вкладов этого лица. Отдельно рассматривались вклады в размере 10 тысяч рублей и более. И хотя они составляли всего 5% всех счетов, стоит заметить, что в тоже время эти вклады составляли приблизительно 47% от всей суммы всех вкладов. Исходя из заинтересованности государства в стабильности внутреннего товарооборота, реформа предусматривала, что во время переоценки подобных вкладов с остатком более 10 тысяч первые 10 тысяч переоценивались из расчета 3 старых рубля в обмен на 2 новых, оставшаяся сумма вклада рассчитывалась – 2 рубля старого образца за 1 рубль нового. Вклады с меньшей суммой не представляли серьезной угрозы товарооборота, поэтому обменивались по вполне достойному соотношению. Так вклады до 3 тысяч рублей обменивались в соотношении 1:1, а вклады 3 – 10 тысяч, переоценивались по следующей схеме: первые 3 тысячи рублей – 1:1, последующая часть вклада – за 3 старых рубля 2 новых.

Проведение обмена денег легло на плечи Государственного банка СССР. Для проведения обменных операций было разрешено увеличить штат кассиров на 3 месяца. В городах и на селе пунктами обмена денег стали сберегательные кассы, почтово – телеграфные учреждения, отделения коммунальных банков. Совет Министров разрешил Госбанку открыть дополнительно 46 тысяч обменных пунктов по всей стране [7. С. 52]. Сроки для обмена были чрезвычайно сжатыми – с 16 по 22 декабря включительно, однако для отдаленных и труднодоступных районов сроки продлевались до 29 декабря. По истечению сроков старые деньги теряли свою платежную силу и аннулировались.

В постановлении также был прописан порядок нормированного снабжения продовольственными и промышленными товарами сотрудников иностранных представительств в Советском Союзе, а также иностранных корреспондентов. После проведения реформы они стали обслуживаться в общей торговой сети наряду со всеми гражданами СССР [9. Оп.3, д.1067. л. 27-29.].

В сопутствующем закрытом постановлении Совета Министров СССР №4005 от 14 декабря 1947 года, был прописан порядок обмена денег для дипломатических представительств. Все средства представительств, находящиеся на рублевых счетах в Госбанке и Внешторгбанке СССР по состоянию на 16 декабря, подлежали обмену в соотношении 1:1 в пределах лимита покупки рублей на иностранную валюту.

Одновременно с проведением реформы был изменен курс советского рубля по отношению к иностранной валюте. Если раньше за доллар США Государственный банк платил 12 рублей, то теперь – 8 рублей. За 1 фунт стерлингов Госбанк стал платить 32.24 руб. вместо 41.91 руб.

Постановлением №4060 Совета Министров СССР от 17 декабря 1947 года предписывалось «С 18 декабря 1947 года в магазинах, на транспорте, в коммунальных, зрелищных предприятиях в уплату за продаваемые товары и услуги принимать только новые деньги» [13. Оп. 1. Д. 1496. Л. 127.].

Говоря о проведении денежной реформы в Мордовской АССР, стоит начать с ее освящения в прессе. Страницы декабрьских номеров газеты «Красная Мордовия» пестрили яркими заголовками: «Большая радость», «Залог дальнейшего рассвета Советской державы», «Единодушное одобрение». Несмотря на характер прессы сталинского периода, необходимо отметить, что за яркими заголовками следовали серьезные газетные статьи, в которых подробно раскрывалась суть реформы, ее значение и причины. В газете «Красная Мордовия» от 16 декабря 1947 года были обозначены цели реформы – окончательно побороть «спекулятивные элементы» в обществе, а также избавиться от последствий войны в экономической жизни страны [5]. Как отмечалось в этой статье – реформа окажет влияние на торговые отношения, однако по карману простого рабочего не ударит.

В действительности, в ходе проведения реформы, карман простого рабочего и служащего ничего не потерял, включая заработную плату и средства на сберегательных книжках. В постановлении было прописано, что заработную плату рабочим и служащим за первую половину декабря 1947 года, денежное довольствие военнослужащим, стипендии, пенсии и пособия за декабрь 1947 года выплатить деньгами образца 1947 года в течение 16, 17, 18, 19 и 20 декабря 1947 года повсеместно на территории СССР, независимо от установленных сроков выплаты зарплаты [13. Оп. 6. Д. 874. Л.6]. Наряду с отменой карточной системы были закреплены цены на основные товары. Так на хлеб и муку цены были снижены в среднем на 12 %; на крупу и макароны – в среднем на 10 %; на мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль, картофель и овощи цены были сохранены на уровне действующих; на молоко, яйца, чай, фрукты в отмену дореформенных действующих высоких коммерческих цен и слишком низких пайковых цен были установлены новые цены применительно к уровню действующих пайковых цен на основные продовольственные товары; на ткани, обувь, одежду, трикотажные изделия цены были установлены на уровне в 3,2 раза ниже коммерческих цен.

Обмен денег в Мордовии, как и в других субъектах страны, проходил под контролем центральных органов. 14 декабря среди организаций, отвечавших за проведение обмена на территории республики, была распространена телеграмма за подписью А. Г. Зверева с требованием обеспечить бесперебойную работу подконтрольных органов в соответствии с полученными инструкциями. Республиканские, краевые и областные финансовые органы, учреждения Госбанка и отделения сберкасс были обязаны в течение 16 – 22 декабря ежедневно информировать по телеграфу Министерство Финансов СССР, Правление Госбанка, Главное управление государственных трудовых сберегательных касс и государственного кредита о работе обменных пунктов и о переоценки вкладов.

Министр финансов МАССР С. Г. Шацкий в телеграмме от 17 декабря 1947 года потребовал от заведующих районными финансовыми органами ежедневно лично информировать его по телефону о ходе проводимой работы [13. Оп. 1. Д. 1496. Л. 51]. 18 декабря заведующему Инсарским отделом был объявлен выговор за не предоставление информации.

Однако сбои в работе с отчетностью о ходе проведения реформы происходили даже на обще советском уровне. 19 декабря 1947 года Министерством финансов СССР была разослана телеграмма, из которой видно, что многие финансовые органы не обеспечили предоставление ежедневной телеграфной отчетности. Нарушение подобного типа было не единственным, в том числе не только на территории МАССР. Из–за общей картины с нарушениями в ходе проведения реформы, в Саранск поступила телеграмма за подписью А. Г. Зверева, в которой тот требовал немедленной организации проверок по всем сберкассам и банкам. В телеграмме говорилось, что «…проверка должна быть поручена квалифицированным работникам», также министр финансов требовал обратить пристальное внимание на факт вкладов от сотрудников, после получения ими должностных инструкций [13. Оп. 1. Д. 1496. Л. 55, 56.]. «При выявлении таких случаев виновных привлеките к ответственности, принятые незаконные деньги возвратите для обмена из расчета одной десятой. О результатах и проведенных мероприятиях доложите к 22 декабря». В ходе проверок были выявлены вышеописанные случаи. К примеру, работниками Ардатовской и Торбеевской райсберкасс на счета по вкладам были внесены деньги сотрудников, а также ряда сторонних лиц. В Ромоданове было выявлено три нарушения, когда должностные лица внесли вклад на сумму 26966 рублей, после получения ими инструкции [13. Оп. 1. Д. 1496. Л. 118, 120.].

Еще одним распространенным в Мордовии видом нарушения, выявленным в ходе проверок, было завышение или занижение выданных сумм. Красноречивую цифру выдало только отделение по обмену в селе Ромоданово, где была «допущена ошибка в переоценке» на сумму 11.5 тысяч рублей в сторону завышения [13. Оп. 1. Д. 1496. Л. 137.].

В отчетном докладе С. Г. Шацкого в Москву от 22 декабря 1947 года говорилось о проведенной проверке, в ходе которой были установлены нарушения в шести районных сберкассах. Все виновные были отстранены от работы и привлечены к ответственности. Также 22 декабря 1947 года С. Г. Шацким была отправлена телеграмма, в которой говорилось о том, что «установлены факты, когда старший страховой инспектор Зубово – Полянской инспекции Сергеев внес в страховые платежи собственные деньги. Сергеев снят с работы и привлечен к уголовной ответственности. Обязываю немедленно организовать тщательную проверку поступления страховых взносов, проверив непосредственно страхователей» [13. Оп. 1. Д. 1496. Л. 138.].

Говоря об итогах проведения денежной реформы, а также сопутствующих мероприятиях следует привести цитату из записки министра внутренних дел СССР от 21 мая 1948 года: «органами МВД были вскрыты многочисленные факторы злоупотреблений в торгующих предприятиях, финансовых органах и других учреждениях». Докладная записка содержит в себе ряд регионов, «отличившихся» по количеству правонарушений – Мордовской АССР в ней нет. Об относительно плавной работе финансовых органов при проведении реформы на территории региона говорит и тот факт, что после всех проверок, проведенных по стране, руководство министерства финансов и министерства торговли по МАССР осталось неизменным.

Сама же реформа нанесла серьезный урон по рыночным отношениям, в тоже время реформа оказала положительное воздействие на экономическое развитие страны. Набравшие силу в годы войны рыночные отношения были подвергнуты резкому контролю. Резко уменьшив доходы сельского, а также частично городского населения, государство усилило свою роль в экономической жизни граждан – возросла роль заработной платы и других доходов, которые можно было получить от системы. Обмен денег и многочисленные принудительные займы помогли государству изъять из оборота огромное количество денег. В тоже время нельзя говорить о достойном положении населения в существующей системе. Несмотря на снижение цен, в которых государство видело способ стимулировать товарооборот, реальные доходы граждан вынуждали их сознательно ограничивать потребление.

Несмотря на положительное влияние проводимых реформ на экономику страны в целом, у населения остался неприятный осадок. Воспоминания населения выступают ярким свидетельством отношения граждан к государственной политике: «Денежная реформа 1947 года появилась из–за того, что у людей появились деньги, надо было их отобрать», «После реформы деньги резко упали, а цены, несмотря на все, оставались прежними. Можно сказать, реформа резко ударила по бюджету семьи».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что хорошо теоретически проработанная денежная реформа 1947 года, которая должна была быть переложена на плечи тех, кто скопил состояния во время войны, оказалась далека от реальности, а происходила за счет рядовых граждан страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственный архив Российской Федерации. Ф.986
2. Градов А. П. Введение в историю экономики: Учебное пособие. СПб.: НЕСТОР, 1999. 184с.
3. Зверев А. Г. Записки министра. М.: Политиздат 1973. 270 с.
4. Зверев А. Г. Сталин и деньги. М.: Алгоритм, 2012. 272с.
5. Красная Мордовия, 1947. 16 декабря.
6. Красная Мордовия, 1947. 19 декабря.
7. Левичева И., Петров Ю., Татаринов С. Денежная реформа 1947 года: неизвестные подробности // Родина. 2011. №1. С.50 – 55.
8. Паперно Е. Обложение облигациями
9. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф.17.
10. Резепов Е. Е. В тихой провинции. Саранск, 1999.
11. Толкушкин А. В. История налогов России. М.: Юрист, 2001. 432с.
12. Финансово – кредитный энциклопедический словарь. / отв. ред. А. Г. Грязнова.: М.: Финансы и статистика, 2002. 1168с.
13. Центральный Государственный Архив Республики Мордовия (ЦГА) Ф. Р – 436.


©  И.А. Григорьев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru