levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Т.В. Моисеева,  (Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # 05/2  2018
Педагогическое мастерство; информационная грамотность; профессиональное обогащение; информационное пространство; on-line обучение; уберизация
    В настоящее время одной из важных проблем в методике обучения в высших учебных заведениях является интенсивный поиск новых эффективных методов совершенствования процесса обучения. Роль преподавателя – профессионала трудно переоценить. На первый план выступает информационная компетентность педагога, которая предполагает способность расширять свою познавательную деятельность и развивать творческую активность студентов. На образовательный процесс в вузе влияют такие факторы, как ускоренные темпы устойчивого развития общества и стремительно меняющаяся ситуация на рынке труда. Созданы условия для освоения новых методов обучения, и педагогическое мастерство преподавателя открывает новые возможности для совершенствования всего учебного процесса.

Ключевые слова: Педагогическое мастерство; информационная грамотность; профессиональное обогащение; информационное пространство; on-line обучение; уберизация.

 

Проблема педагогического мастерства является главной в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов. Несмотря на огромное количество статей по этой теме, она всегда будет предметом дискуссии, так как критерии эффективности деятельности преподавателя постоянно совершенствуются. Наша жизнь меняется с сумасшедшей скоростью и характеризуется ярко выраженным многообразием, это не позволяет педагогу следовать по одной и той же схеме, усвоенной раз и навсегда, творчество педагога также совершенствуется в соответствии с требованиями и реалиями нашей жизни. Сейчас мы сталкиваемся с развитием многоуровневой системы образования, внутригосударственной и международной аккредитацией высших учебных заведений, расширяется рынок молодых специалистов, поэтому к педагогам и их мастерству предъявляются всё более серьёзные требования.

Под педагогическим мастерством подразумевается не только высокий уровень владения педагогическими технологиями, но в то же время личность педагога в целом, его опыт, гражданская позиция и моральные качества. Педагог = это прежде всего организатор индивидуальной и коллективной деятельности студентов, человек, который несёт ответственность за передачу своего опыта и знаний и владеет педагогической техникой, т.е. «совокупностью способов и приёмов, повышающими эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения» [1,c.62].

Профессиональные педагогические знания вместе с личностными качествами позволяют педагогу успешно решать учебные и воспитательные задачи.

Преподаватель всегда был и остаётся главным звеном любой педагогической системы, без этого звена нельзя ожидать совершенствования учебного процесса, где успех зависит прежде всего от педагогического мастерства преподавателя. Чтобы не остаться в стороне и быть востребованным, ему надо постоянно повышать свою квалификацию. При обучении on-line никто не учитывает индивидуальных и возрастных особенностей студентов, так как все интерактивные программы рассчитаны на «среднего студента». Много литературы посвящено коммуникативным качествам преподавателя, которые играют не последнюю роль в образовательном процессе. Это и приятный голос, и доброжелательность по отношению к студентам, и общительность, и чувство юмора, и умение преподавателя создавать эмоционально-непринуждённую обстановку на практическом занятии, а главное – индивидуальный подход к каждому студенту. Преподаватель играет роль участника совместной учебной деятельности, и большое значение здесь имеют его авторитет, профессионализм, жизненный опыт, организаторские способности, увлеченность своей профессией и даже возраст.

Сейчас поток информации в нашей жизни увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком просто необходимо для современного преподавателя. Компьютерная грамотность и информационная грамотность не одно и то же. Первая – это просто умение работать с компьютером, тогда как вторая – одна из компетенций, развитие которой предполагают современные образовательные стандарты, это умение работать с информацией, эффективно её искать, анализировать и использовать в научных исследованиях или в своей рабочей деятельности. Она формируется в процессе всего обучения и является наиболее важной для преподавателя. Именно информационная грамотность не позволит преподавателю выпасть из системы образования и оказаться тем посредническим звеном, без которого можно спокойно обойтись. Развитие информационной компетентности позволит преподавателю быть в курсе всех новейших методологических технологий, а главное - успешно включать их на своих практических занятиях.

Известно, что при любом взаимодействии люди оказывают влияние друг на друга – осознанно и бессознательно, вербально и невербально. Педагогический процесс является частным случаем такого взаимодействия. «Влияние педагога складывается из проявления его профессиональных качеств как человека, хорошо знающего свой предмет, и воздействия его личности, духовности, эмоциональности, В ответ преподаватель получает от учащихся соответствующий отклик, связанный с их индивидуально-личностными особенностями и эмоциональным состоянием в каждый конкретный момент» [5,c.56].

Всё самое передовое, едва возникнув в одном месте, берётся на вооружение другими, что ведёт к взаимному профессиональному обогащению. Благодаря движению происходит прямой перенос в профессию самых передовых практик и педагогических технологий. Интерес к новому проявляют сами студенты. Серьёзные опасения вызывает тенденция к роботизации и автоматизации всех отраслей деятельности в обществе, которая затронет все сферы экономики, а на долю человека останется только создавать, оценивать, анализировать, наблюдать. По последним оценкам социологов уже к 2025 году от человека к роботам перейдут до 50% всех профессий, так что конкурировать с машинами смогут лишь специалисты, владеющие новыми технологиями и имеющие развитые когнитивные навыки. Найти себя в таком будущем будет сложно. Пока студенты и преподаватели к этому не готовы. Быстрый рост информационного пространства требует от преподавателя перестройки всей своей профессиональной деятельности. На наших глазах коренным образом меняется вся образовательная система. Никого не оставляют равнодушными открытые дискуссии по проблемам on-line обучения. Педагогов всех уровней волнуют три аспекта: будет ли эта форма обучения перспективной, как она изменит структуру отечественного образования и сколько средств она потребует от студентов и государства. На эти вопросы пока нет ответа. Более того, возникают не менее важные второстепенные вопросы, которые требуют тщательного исследования эффективности on-line обучения. Неизвестно, принесёт ли эта форма преимущества или окажется рискованным образовательным трендом для преподавателей, не окажутся ли они вне образовательного процесса на правах посредников или просто сторонних наблюдателей, а главное, как будет развиваться рынок образовательных услуг и как остаться конкурентоспособным в новых социальных условиях. Очевидно только одно: невозможно ответить на все эти вопросы без участия преподавателей высших учебных заведений с огромным опытом творческой работы, владеющих инновационными информационными компетенциями. Успех может быть гарантирован только в том случае, если преподаватели проявят высокий уровень профессионализма в сфере on-line технологий.

«Информационные технологии являются мощным инструментом совершенствования профессионального образования, но при этом они должны быть грамотно встроены в учебный процесс. Очевидно, что наступает новая эпоха Smart education, или «умного образования», когда образовательная среда находится в свободном доступе, требования к преподавателю растут, знания получили статус широкой доступности. Образование полностью или частично переносится в электронную среду» [2,c.151].

Наши отечественные эксперты-экономисты прогнозируют победу двух очередных экономических трендов на основе технологических достижений к 2030 году. Во-первых, ожидается быстрый рост количества структур, которые будут работать с клиентом напрямую, т.е. без посредников. В среде экономистов-теоретиков ведутся серьёзные дебаты по разработке наиболее оптимальных схем ведения бизнеса.

Во-первых, со стороны деловых отношений следует ожидать рост количества структур, работающих напрямую с клиентом, т.е. без посредников. Пока идёт процессе обсуждения этих схем, мы видим, как появляются и растут быстрыми темпами новые, сверхэффективные деловые структуры, которые привлекают всё больше и больше клиентов, минуя посредников. Во-вторых, совершенно очевидно, что быстрыми темпами будет развиваться аппаратное обеспечение всех компьютерных систем во всех отраслях. Сфера информационных технологий в ближайшие 5 лет будет определять во многом темпы развития, ведения деловых отношений и востребованности услуг во всём мире. В последние годы в экономике и финансах возник новый термин - «уберизация», т.е. ведение бизнеса напрямую, без посредников. тренд выглядит очень привлекательно, так как устраняет посредническое звено в бизнесе и увеличивает число клиентов за счёт уменьшения издержек на содержание управляющего отдела. В немецком языке «uber» значит «над» или «сверху» и используется в качестве приставки для обозначения повышенного уровня или превосходной степени. У Ницше читаем «ubermensch» - сверхчеловек. Эту идею Uber моментально подхватили в других видах коммерческой деятельности. В настоящее время Uber Technologies Inc., международная компания из Сан-Франциско, создала одноимённое мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты поездок на такси. С помощью этого приложения Uber-заказчик может заказать машину с водителем на нужное ему время и произвести оплату по банковской карте. Сейчас такой сервис существует в 66 странах мира и 507 городах. Единственным необходимым условием является использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий на основе взаимной выгоды. Уберизация набирает обороты, и по оценкам специалистов, это – только начало. В настоящее время вся мировая финансовая индустрия озабочена появлением новой электронной платёжной системы на основе криптовалюты под названием «Биткоин». Разработчик программы, японский программист Сатоши Накомото, предложил систему оплаты, основанную на математических вычислениях. Идея состоит в том, чтобы вести обмен денег без централизованного контроля, мгновенно, с наименьшими издержками, без привлечения банков. Этот вид валюты не принадлежит Центральному банку и не работает по его правилам. Сейчас трудно сказать, как это новшество отразится на финансовых рынках или это окажется очередным «мыльным пузырём». Но в принципе идея понятна: исключить посредников из валютных операций.

Система образования не осталась в стороне, возникли многочисленные концепции и методики дистанционного обучения, объектом которых являются образовательные программы, которые осуществляются с помощью современных технологий дистанционного образования. Его цель заключается в предоставлении всем желающим, непосредственно по месту жительства, возможности обучения по основным профессиональным программам. Интернет - технологии позволяют проводить лекции в виде презентаций, в процессе обучения используются виртуальные учебники, электронные справочники, обучающие программы, деловые игры, вебинары, круглые столы. Возникли так называемые МООК - массовые открытые on-line курсы, рассчитанные на массового потребителя. Основу этих курсов составляют инновационные проекты по всему миру. В настоящее время они представляют собой механизм получения знаний в какой-либо сфере. Такой подход позволяет вузам полностью удовлетворять потребности студентов, расширяя их профессиональные компетенции. [4,c.133].

МООК технологии представляют собой глобальную тенденцию развития открытого образовательного пространства, другими словами, инновацию в сфере образования, и как всякая инновация она сталкивается с разным отношением к ней. Это – и критические замечания, и дебаты, и размышления в преподавательской среде. Любой желающий по своему усмотрению, без участия преподавателя, может выбрать курс, основанный на уравнительном подходе к содержанию образовательного материала, это – как средняя температура по больнице. МООК не имеют индивидуальной педагогической поддержки, не учитывают уникальных личностных потребностей, навыков, опыта и уровня подготовки студентов. Они не мотивируют их к усвоению учебного материала, не способствуют развитию познавательной, коммуникативной и личностной активности современных студентов. Только преподаватель может учитывать индивидуальные особенности мышления и интересы каждого студента при высоких темпах расширения информационных ресурсов. На нём лежит ответственность за воспитание самобытности, неповторимости и раскрытие личностных качеств студентов. Возникает вопрос: « Готов ли преподаватель к таким существенным инновациям в сфере образования?»

В педагогической среде появилось новое понятие – «готовность преподавателя к инновациям», которое охватывает несколько самых главных факторов: «особенности личности педагога (открытость к новому, креативность, инициативность, ориентация на успех, когнитивные способности (образованность, стиль решения проблем, стремление применять знания на практике для решения проблем), а также благоприятная профессиональная среда» [3,c.58]. Совершенно очевидно, что одним из условий профессионального и личностного роста педагогов является социально-психологический климат в коллективе. В основе развития инновационного потенциала всего педагогического коллектива как раз и лежит инновационная готовность каждого педагога, она включает понимание целей инновационной деятельности, оценку и уверенность в положительных результатах, а также высокую мотивацию своего труда. Осознанная деятельность порождается именно мотивом, так как он является главным звеном, которое объединяет основные качества педагога – профессионала. От того, как педагог развивает свою педагогическую готовность и зависит его педагогическое мастерство. На фоне информационной компетентности должна присутствовать внутренняя готовность к постоянному стремлению к оценке своей деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию. Современное российское образование характеризуется непрерывной системой обучения и значительным расширением информационного пространства, что требует навыков управления своей познавательной деятельностью.

С уверенностью можно сделать вывод, что система нашего отечественного образования устанавливает приоритет педагогики над технологическим обеспечением. Преподавателю не грозит участь посредника, если его взаимоотношения со студентами строятся на основе взаимоуважения, справедливости, оптимизма, внимания к каждому студенту, устремлённости в будущее, любви к своему предмету, готовности к переменам, всего, из чего состоит понятие творческой педагогической деятельности. Раньше в основе образования стояла передача знаний, сейчас – ориентир на будущую профессиональную активность студентов. Чтобы не остаться на обочине, преподаватель должен постоянно совершенствовать свои умения и навыки, следить за новыми идеями и тенденциями в образовании и воспитании, постоянно поддерживать мотивацию студентов к обучению на протяжении всей жизни, развивать их творческие способности к самостоятельной работе.

Есть такое слово «подвижник», в нём сочетаются два очень важных понятия: «движение» и «подвиг», которые выражают самую суть труда педагога, человека, ведущего нас сквозь годы детства, отрочества, юности и совершающего каждый день незаметный на первый взгляд подвиг. Наше время постоянно бросает нам вызов и заставляет пересматривать понятия, которые складывались десятилетиями. Пройдут года, неузнаваемой станет наша жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но пока существует человечество, сохранится на земле это высокое звание педагога, благодаря его творческому мастерству, высоким нравственным принципам, ответственности и открытости к переменам.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрович П.И., Педагогическое мастерство преподавателя вуза. БГТУ; «История, философия, филология», 2013, №5, с.61-63.
2. Загвоздкина М.В., E-learning, новые задачи для преподавателя вуза// Высшее образование в России, 2015, № 7, с. 151.
3. Педагогика и психологи, наука и образование: теоретико-методологические подходы и практические результаты исследований// Монография. Изд. Офорт, Самара, 2017, 453 с.
4. Стародубцев В.А., Персонализированные МООК в смешанном обучении// Высшее образование в России, 2015, № 10, с.133.
5. Ткачёва Т.М., Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускника вуза//Учебное пособие, М., МАДИ, 2015, с.30.


©  Т.В. Моисеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru