VIP Studio ИНФО Гибель Сергея Есенина: отклики в бакинской прессе (1925-2017)
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Исахан Исаханлы,  (К.п.н., доцент, Университет Хазар, Баку, Азербайджан; Институт Литературы им. Низами Гянджеви, Национальная Академия Наук Азербайджана)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Сергей Есенин
В статье широко анализируются опубликованные в 1925-2017 гг. в Бакинской прессе материалы, посвященные смерти великого русского поэта Сергея Есенина, изложенные в них версии о причинах смерти поэта, рассматриваются на фоне общественно-политической панорамы эпохи. Приводятся различные мнения и доводы от разных российских и азербайджанских авторов: они делятся на два лагеря – одни считают, что это было самоубийство, а другой лагерь стремится доказать, что перед смертью Есенина переполняло желание жить и творить. В конце статьи приводятся собственные суждения автора по этому вопросу. Оно заключается в том, что, несмотря на достаточно интересные и заманчивые суждения сторонников версии об убийстве поэта, ряд серьезных проблем, с которыми Есенин столкнулся: семейные вопросы, увлечение алкоголем, пребывание в психиатрической больнице незадолго до смерти и пр. свидетельствуют в большей степени в пользу версии о самоубийстве.

Ключевые слова: Сергей Есенин, Есенин и Азербайджан, Есенин в Баку, смерть Есенина, современники Есенина.

 

Хотя долгие годы самоубийство Есенина и констатировалось как факт, к концу 80-х годов в российской печати стали появляться новые, за­га­доч­ные рассуждения. В различных газетах и журналах [1] молниеносно расп­рос­тра­ни­лись многочисленные суждения о новой версии смерти поэта – Есе­нина убили, а потом уже повесили. Сенсация сделала свое дело, и смерть Есенина уже стала в России одной из самых популярных тем. Один за дру­гим проводились авторские расследования на эту тему, печатались статьи.

Чтобы положить конец всему этому, в 1989-ом году по инициативе Союза Писателей СССР, при Институте Мировой Литературы им. М.Горь­кого АН СССР был создан Всесоюзный Комитет Есенина, а при Комитете – Комиссия по расследованию причин смерти поэта. Хотя окончательный вердикт Комиссии указал на полную безоснователь­ность сенсационных заявлений, противопо­лож­ные суждения все еще продолжают иметь место.

Связанные со смертью Есенина доводы обоих сторон выглядят обос­нованными. А.В.Маслов [2], считающий мысль об убийстве Есенина бредом, с одной стороны, исходит из официального заключения «Есе­нин­­­ской ко­миссии», а с другой стороны, старается доказать, что са­мо­убийство Есе­ни­на довольно естественно. Основываясь на написанных поэтом в различ­ные годы, начиная с молодости, стихотворениях и на мотивы смерти в них, он приходит к выводу, что Есенин давно «искал смерть». А завер­шен­­­ная в ноябре 1925-го года поэма «Черный чело­век» свидетельствует о том, что смерть была уже совсем близко.

Представители противоположного лагеря – юрист и писатель Э.А.Хлыс­талов [3], поэтесса Н.З.Сидорина [4], И.П.Козлов [5] и др. же, нао­бо­рот, стремятся доказать, что перед смертью Есенина переполняло же­ла­ние жить и творить. Они приводят в пример отражающие это желание стихот­во­­рения поэта, и даже говорят о его планах по переезду в Ве­ли­коб­ри­танию. Авторы задаются вопросом: «Почему, в таком случае, он должен был прибегать к самоубийству, и разве для этого надо было отправляться в Ленинград?» (Известно, что Есенин поехал в Ленинград за 4 дня до смерти – ночью 23-го декабря).

Хотя после создания Всесоюзного Есенинского комитета и прошло более чем 20 лет, полемика вокруг загадочной смерти поэта не стихает. Ви­димо, споры по этому вопросу продолжаться и еще долгие годы будут находиться в центре внимания общественности. Число сторон­ни­ков вер­сии об убийстве Есенина еще более возросло после выхода на экраны в 2007-ом году фильма о Есенине. Особенно легко и твердо воспринимают версию убийства поэта простые люди.

Какие же суждения выдвигались по поводу смерти Есенина в ба­кин­ской печати? С этой целью мы исследуем относящиеся к различным пе­рио­дам материалы из прессы и постараемся обобщить суждения на эту тему.

Посвященные смерти Есенина первые материалы в бакинской прессе появились 30-го декабря. В тот день в «Ба­кинском рабочем» бы­ли напечатаны три статьи [6], а в газете «Труд» – одна [7]. Один из мате­риалов «Бакинского рабочего» – «Трагическая смерть Сергея Есенина» имела характер некролога. В двух других материалах авторы также не высказывают конкретных суждений по поводу причин смерти поэта. Конечно, было бы наивно ждать в те годы от кого-то сенсационных заявлений об этом. Во всех материалах самоубийство Есенина конста­ти­руется как факт и только после этого высказываются определенные суж­де­ния о причинах этой трагической смерти.

Яковлев А. пишет: «И вот Есенин повесился. В Ленинграде. В пустом номере гос­ти­ни­цы, среди им же разорванных рукописей, оставив кровью написанную записку. То, что казалось безумно нелепым, во что нельзя было верит, случилось. Он умер мучительной смерти. Он повесился. Есенин вы­пол­нил одно из самых страшных своих обещаний» [8].

Пессимист, кратко рассмотрев жизнь Есенина от прихода в литера­туру до конца его творчества, приходит к выводу: «Конечно не «житейские неудачи» привели Есенина к одинокой то­ро­пли­вой смерти на распутьи, в пустынном номере ленинградской гос­ти­ницы, среди чемоданов и коридорных звонков. Он недавно женил­ся, ма­те­риальная жизнь его была благополучна, Госиздат вниматель­но издавал полное собрание сочинений лучшего русского лирика наших дней...Он весь слушал себя, свою песню. И когда он ничего не услышал – васильковые, выц­ветшие его глаза сами собой закрылись навсегда... нав­сегда умолк ря­зан­ский соловей – золотоволосый крестьянский Пушкин нашего века» [9].

Михаил Камский так объясняет причину самоубийства поэта: «Что заставило поэта кончить самоубийством? Что было в пред­смертных клочках записок, нацарапанных кровью из перерезанных вен? – Осталось неизвестным.

  • Не стало Есенина! Сгубила белокурого поэта разгульная кабац­кая жизнь. Только ли?
  • «В родной стране я словно иностранец...»
  • Вот в чем главная причина самоубийства поэта. Он в стране рабо­чих и крестьян чувствовал себя «иностранцем», он не мог войти в нашу новь, он не сумел (как не старался) настроить свою дейст­ви­тел­ьно чу­дес­­ную лиру на наш рабочий лад – и в этом его трагедия» [7].

Вот что пишет об этом Михаил Данилов:

«... Я пришел на эту землю,
Что-б скорей ее покинуть.
Да, скоро, черезчур скоро ушел от нас Есенин. Странно ушел. По­че­му? Потому ли, что
... Не изменят лик земли напевы,
Не стряхнут листа...
Или потому, что лик земли, родной земли Есенина так изменился, что
... Язык сограждан стал мне так чужой.
В своей стране я словно иностранец.

Вернее и то и другое заставило уйти Есенина. Певец «голубени», пе­вец «гречневых просторов», молившийся «на алы зори» и «причащав­шийся у ручья», очутившись в «песенном плену» в каменной тесноте нового советского города почувствовал слишком больно и то, что его напевы «не изменят лика земли» и то, что близкий лик земли изменили до неузнаваемости другие силы, которых ему не понять, не осилить... И родная голубень стала иной, новой до чужести. Отсюда – тоска. Страш­ная, безысходная тоска.

... Моя поэзия здесь больше не нужна.
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
... Тоска и кабак задушили Есенина в холодный ленинградский день в одиноком номере гостиницы.
... Нет Сережи Есенина, чудесного, неповторимого певца родной голубени, лучшего лирика наших дней, исключительного мастера языка и стиха.
Нет! Невольно воспоминается сейчас его взлохмаченная буйная голова, его пленительная детская улыбка и голубые цветки глаз в окне вагона:
– Я скоро приеду...
Не пришлось. Черный человек помешал» [10].

А вот мнение А. Лежнева:

«Города не мог Есенин принять и понять до конца. «Смешного» же­­ре­бенка из его стихотворения пугал, как и поэта паровоз – «машин­ная культура». Он остался романтиком соломенной России. И есть что-то символическое в его гибели: Лель повесившийся на трубе центрального отопления. И оно, ведь, достижение культуры» [11].

В небольшом материале “Памяти Сергея Есенина” К.Хмурый отме­чает: «Попытки обяснить причины, побудив­шие величайшего поэта на­ших дней покончить жизнь самоубийством остались бесплодными. Боль­шая чуткая душа Есенина, этого гениального взрослого ребенка, с ясными голубыми глазами, осталась закрытой для его современ­ни­ков» [12].

Профессор Селиханович видит причину трагедии поэта в недос­та­точ­­ном внимании к нему со стороны власти и общественности: «Чуткий и впечатлительный художник для своего нормального роста должен пребывать в здоровой среде, уберегающей его и от пагубных влия­­ний и уклонов. Надо признаться, что здесь у нас не все благополучно. Побольше внимания, со стороны власти и обществен­нос­ти к нашему ху­дожественному молодняку» [13]... «По своему мас­терст­ву Есенин – современный Пушкин. Громадное его достоинство, как поэта в том, что он остался искренним до самого конца... В самоубийстве Есенина есть что-то Вертеровское, молодое – он не выдержал противоречий, обуревавших его душу. Больше внимания на­шим художникам и нашей литературной молодежи! Больше под­держки! Больше теплоты» [14].

В своем выступлении в траурном вечере памяти Есенина Пир от­метил: «Мы потеряли одного из крупнейших поэтов эпохи. Смерть Есенина – трагическая смерть. Но трагедия Есенина не есть трагедия от­дель­ной личности, а трагедия определенного общественного слоя, опре­де­ленной группы интеллигенции, которая оказалась между двумя силами. Нельзя говорить о Есенине вне революции. Как бы ни был велик поэт, но и он подчинен законам революции. Есенин – выходец из деревни, он – крестьянский поэт. Он ушел из деревни и не примкнул к городу. Но человек не может быть одиноким, какому-то лагерю он должен пристать. Есенин же был на распутьи. И в этом его трагедия. Поэта встретили и всячески готовы были ему помочь многие из наших руководяших товарищей. Но Есенин и все такие, как он, уже давно отмирают. Нам глубоко жаль, что талантливый поэт не пожелал пол­ностью внять голосу революции, не захотел почувствовать ра­дос­тей величайших побед, которых много еще впереди» [14].

У Льва Троцкого свой подход к трагедии Есенина: «Революция вломилась и в структуру его стиха, и в образ, сперва наг­ро­можденный, а затем очищенный. В крушении старого Есенин ничего не те­рял, ничего не жалел. Нет, поэт не был чужд революции, но он был нес­роден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, революция публична, эпич­на, ка­тастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катаст­рофой» [15].

29 января в газете «Бакинский рабочий» была опубликована поэма «Черный человек». В этом номере газеты были также перепе­ча­таны еще 2 стихотво­ре­ния Есенина – «Спит ковыль. Равнина дорогая...» и «Вижу сон. Дорога черная...», которые впервые печатались летом, 20 июля 1925-го года в «Бакинском рабочем». В конце есть примечание редактора: «В портфеле редакции имеется несколько доселе неопублико­ван­ных стихотворений Сергея Есенина. Эти стихи ярко отражают нас­троения и душевное состояние поэта, приведшие к трагическому исходу. Особен­но характерна в этом смысле поэма «Черный человек». Стихи относятся к лету и осени 1925 г.»

Спустя 2 недели, 12 февраля в «Бакинском рабочем» были опуб­лико­ва­ны еще 4 стихотво­ре­ния Есенина – «Какая ночь! Я не могу...», «Не гля­ди на меня с упреком....», «Ты меня не любишь, не жалеешь...», «Может, поздно, может, слишком рано...» со следуюшим примечанием: «Помещаемые стихотво­ре­ния напис­аны Сергеем Есениным в кли­нике, где поэт находился перед отъездом в Ленинград. Сергей Есенин, бы­вав­ший в пос­ледние годы подолгу в Баку, просил напечатать эти стихи в «Бакинском рабочем».

В этом же номере газеты, в статье «Письма из столицы» читаем: «Литературная жизнь Москвы после самоубийства Сергея Есенина протекает под знаком траура. Память поэта чтут стихами и вос­по­ми­наниями... Что будет дальше – неведомо. Во всяком случае, сле­довало бы уже теперь, по горячим следам, поступить к сбору мате­риалов для обстоятельной и верной биографии Есенина. Его короткая жизнь была так пестра и бурлива, что досужие биографы будущих времен непременно разошьют на ней, как на крупной канве, фантас­тические узоры. Необходимо уже теперь, издав хорошую биографию Есенина, помешать этим жукам-могильщикам будущего воздвигать любимейшему поэту наших дней монументы из слюны и навоза... Строки:

Не гляди на ее запастья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья
А нечаянно гибель нашел –
являются интересным признанием и, быть может, дадут кое-что для разгадки трагедии Сергея Есенина» [16].

1 марта в Доме Просвещения состоялся диспут о творчестве Есенина где выступил и профессор Вагрий, который высказал свое мнение о тра­гедии поэта: «Профессор Вагрий ссылался на нервное расстройство поэта, как главную причину трагедии. Он говорил о спирте, который погубил поэ­та. Он наконец указал на то, что Есенин находился под влиянием раз­лич­ных ли­тературных направлений, как например, Блока, который по формам своего творчества, по внешности своей поэзии был близок поэ­ту. Всего этого, конечно, отрицать нельзя. Но и алкоголизм Есени­на, и формальная бли­зость его к Блоку, все это объясняется опять-таки глубокими со­циаль­­ными причинами. Трагедия Есениных в том, что они оказались на перепутье, с раздвоенным сознанием, не зная, к какому классу примкнуть и какую культуру признать» [17].

24 сентября в газете «Труд» вышла статья С.Мазявый, под наз­ванием «Лики Есенина. От херувима до хулигана». Эта статья – ре­цензия на одноименную книгу А.Крученых, вышедший в Москве в из­дательстве автора: «Под таким заглавием выпустил А.Крученых книжечку о поэте Есе­нине. Всякий, кто мало-мальски знал Сережу, кто читал его неж­но-трогательные и грустно-трагические стихи, тот, наверное, задумы­вался над жизнью синеглазого юноши, стараясь осмыслить толково его трагедию. Но только такой поверхностный и абсолютно неве­жест-­венный критик, как Крученых, способен бесцеремонно клеве­тать на Есенина, пыжась по лягушиному, изо всех сил, чтобы обяза­тельно дока­зать «херувимность» поэта и его... внезапное превращение в хулига­на. Глупо искать в Есенине черты какой-то «святости» или пош­лого кабач­ного хулиганства. Он не был ни тем, ни другим! Его поэзия – это узел таких проблем, которые могла породить только наша переход­ная эпоха с ее глубочайшими, социальными потрясе­ния-ми. Несомненно, револ­юция своей грандиозностью и прямотой как бы ошеломила поэта... Во всяком случае, к Есенину нужен более серьезный подход, чем это кру­че­нов­­ское пустоболтунство» [18].

После этого долгие годы – почти до распада Советского Союза в ба­кин­ской печати не встречаем ни одного материала, где говорилось бы о причинах смер­ти Есенина. По крайней мере, нам таковые не по­па­дались.

Наконец, ближе к концу 80-х годов, когда в российской печати ста­ли появляться новые версии о смерти Есенина, в бакинской печати так­же стали печататься отдельные статьи на эту тему. Возглавляющий ла­герь не­согласных с официальной версией смерти Есенина Э.А.Хлыс­талов опуб­ликовал в газете «Бакинский рабочий» статью «Как погиб Сергей Есе­нин?». В вступительной части статьи говорится:

«Э.Хлысталов не скрывает своего несогласия с официальной вер­си­ей смерти поэта. Он считает, что было совершено убийство с после­дую­­щей спекуляцией самоубийства» [19].

Вот как обосновывает автор необходимость изучения бакинского периода жизни Есенина в связи с его смертью: «Известно, что поэт четырежды приезжал в Азербайджан, здесь им написаны выдающиеся произведения, но только сейчас стало известно, что дважды Есенин приезжал в Баку, чтобы скрыться от ареста и су­деб­ной расправы, которая против него готовилась в Москве. Именно поэ­тому восстановление всех обстоятельств жизни поэта в Азербайджане представляет несомненный интерес... Я не сомневаюсь, что в Азер­бай­джане живет много людей, которые лично знали С.А.Есенина или знают о его деятельности в Баку от своих родителей, родственников и знако­мых. Их воспоминания помогут открыть много нового о выдающемся русском поэте [19].

Хотя мы не располагаем информацией о поступлении автору каких-либо сведений после этой статьи, можем сказать, что после ее появления в бакинской печати имело место определенное оживление вокруг вопроса о смерти Есенина. Так, Галина Шипулина в ответ на указанную статью выступила со статьей «Уместно ли тут частное расследование?». В статье говорится: «Автор (Э.А.Хлысталов – И.Исаханлы), осуществляя своеобразное частное расследование, выделяет из биографии С.Есенина, из воспоми­наний о нем, из литературной и политической ситуации 20-х годов лишь то, что его устраивает» [20].

После этого автор выражает конкретное отношение по поводу всех поставленных Э.Хлысталовым вопросов, старается доказать безоснова­тель­ность затронутых моментов.

В тот период кроме статьи Галины Ши­пу­линой нам не попадался другой материал на затронутую тему. При­мерно, 10 месяцев спустя Г.Шипулина вновь вернулась к этой теме, выс­тупив в журнале «Лите­ра­турный Азербайджан» со статьей «Мифы о смер­ти С.А.Есенина». В статье приводятся ссылки из мемуаров изданных сразу после смерти Есенина и выражается уверенность, что самоубийство поэта было естест­вен­ным: «Поэтическое творчество Сергея Есенина очень светлое, радост­ное, жизнеутверждающее, и все же красной нитью через него про­хо­дит тра­гическая тема – тема смерти, увядания – начиная с первых стихов мо­лодого поэта... Нами отмечено около 400 случаев упоми­нания смерти в произведениях Есенина, из них более трети приходится на последние два года (соответственно 296 и 101), причем в половине этих последних стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийст­ве... Мало того, через многие произведения проходит не просто тема смерти, самоубийства, но именно повешения, удушения» [21, с.108].

Автор приводит в качестве примера моменты «повешения, удушения» из написанных Есениным в разное время стихотворений и напоминает слова В.Полонского: «Он начал умирать задолго до самоубийства, оттого-то в его сти­хах последние двух лет так много мотивов гибели. Оттого-то его само­убийство не является озорством, чем-то таким, что можно осудить, не поняв» [22].

Далее автор приводит цитаты из высказываний проживавших в Европе и Америке литераторов-эмигрантов по поводу смерти Есенина, указывая однозначное восприятие ими смерти поэта как доказательство версии о самоубийстве. Автор пункт за пунктом опровергает выдвину­тую Э.Хлысталовым версию об убийстве. Статья заканчивается сле­дующими словами: «Мы смогли коснуться лишь некоторых аргументов в пользу вер­сии убийства поэта, выдвигаемых авторами нашумевших статей. Но и ска­зан­ного, думается, достаточно, чтобы убедиться в несерьезнос­ти пред­ставленных ими доводов. Можно только сожалеть, что бла­го­даря сред­ствам массовой информации, в обсуждение трагедии поэта оказались вовлеченными люди, далекие от желания понять происшед­шее, но ре­шив­шие на сенсационном материале сделать себе имя» [23].

После этого полемика в бакинской прессе вокруг вопроса о смерти поэта почти стихает. Только после выхода в свет написанной автором этих строк книги «Неповторимый цветок поэзии – Сергей Есенин», в одной из посвященных ей статей профессор Джамал Мустафаев высказывает свою позицию по этому вопросу: «В данном вопросе мы на стороне противников версии о самоу­бийст­ве Есенина. Задумываясь над написанными им в конце авто­био­графии следующими словами: «Вот и все то, короткое, схематичное, что ка­сает­ся моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое твор­чество еще впереди». Самоубийство человека, мечтающего о буду­щем творчестве, с надеждой смотрящего в свое будущее выгля­дит неубедительно».

Таким образом, в материалах, напечатанных в бакинской прессе сразу после смерти Сергея Есенина в конце 1925 года и в 1926 году, факт самоубийства поэта воспринимается однозначно. Несомненно возможность появления в тот период какого-либо сенсационного предположения в связи со смертью С.Есенина маловероятна. Вследствие этого во всех материалах информация о смерти поэта соответствовала официальной версии, а предположения касались только причин, толкнувших его на самоубийство. Только после появления в российских средствах массовой информации альтернативных самоубийству версий смерти С.Есенина, в азербайджанской прессе также появились подобного плана материалы. Хотя среди есениноведов Г.Шипулина и выступает как непримиримый сторонник версии самоубийства, другую версию – об убийстве Есенина не удалось предать забвению и у нее появились свои приверженцы.

Что же касается нашего отношения к данному вопросу, хотелось бы отметить, что несмотря на достаточно интересные и заманчивые суждения сторонников версии об убийстве поэта, ряд серьезных проблем, с которыми Есенин столкнулся по возвращении из Баку в Москву – семейные вопросы, вновь увлечение алкоголем, пребывание (26 ноября – 21 декабря) в психиатрической больнице  незадолго до смерти  и пр. свидетельствуют в большей степени в пользу версии о самоубийстве. Те, кто утверждает отсутствие связи между болезнью Есенина и его определением в больницу не должны забывать, что согласие человека лечь в психиатрическую больницу уже само является свидетельством наличия болезни и результатом постигших его тяжелых потрясениях в то время.

Принимая во внимание большой интерес к Есенину и его поэзии в Азербайджане, можно с уверенностью сказать, что к этой теме пресса будет возращаться еще долгие годы.

Как бы там ни было, ровно 93 года назад в ночь с 27-го на 28-е де­каб­ря мы, говоря словами Назима Хикмета, «потеряли одного из величайших и честнейших поэтов мира».
Потрясенный вестью о смерти Есенина Алексей Толстой писал: «Умер великий национальный поэт…. День его смерти должен быть отмечен в литературе трауром…».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данилов М. Певец голубени. Газета «Бакинский рабочий», 1925, 31 декабря.
2. За гробом Есенина. «Красная газета», 1925, 31 декабря.
3. Исаханлы И. «Неповторимый цветок поэзии – Сергей Есенин. Баку, Издательство «Хазар Университети», 2010 (на азербайджанском языке).
4. Камский М. Сергей Есенин. Газета «Труд», 1925, 30 декабря.
5. Карандаш. Вечер Есенина. Газета «Труд», 1926, 3 марта.
6. Козлов И.П. Народ любит и помнит Сергея Есенина. ООО «Азбука-2000», Москва, 2005.
7. Лежнев А. Памяти Сергея Есенина. Газета «Бакинский рабочий», 1926, 1 января.
8. Мазявый С. Лики Есенина. Газета «Труд», 1926, 24 сентября.
9. Маслов А.В. Загадочная петля. Ростов-на-Дону, 2006.
10. Московит. «Письма из столицы». Газета «Бакинский Рабочий», 1926, 12 февраля.
11. Мустафаев Дж. Новый вклад в есениноведение. Журнал “Xəzər Xəbər” («Хазар Вестник)», 2010, № 291, декабрь, стр.26-27.
12. Памяти Сергея Есенина. Траурный вечер. Газета «Труд», 1926, 6 января.
13. Пессимист. Песня. Газета «Бакинский рабочий», 1925, 30 декабря.
14. Сидорина Н.С. Тайны жизни и гибели Есенина. Москва, 1995.
15. Траурный вечер памяти Сергея Есенина. Газета «Бакинский рабочий», 1926, 6 января.
16. Троцкий Л.Д. Памяти Сергея Есенина. Газета «Бакинский рабочий», 1926, 20 января.
17. Хлысталов Э.А. Как погиб Сергей Есенин? Газета «Бакинский рабочий», 1989, 25 ноября.
18. Хлысталов Э.А. Тайна гибели Есенина. Записки следователя из «Англетера». Москва, Яуза – ЭКСМО, 2005.
19. Хлысталов Э.А. Тайна гостиницы «Англетер» История одного частного расследования. Журнал «Москва», 1989, № 7; Сидорина Н.С. Меня хотят убить. Журнал «Слово», 1989, № 10; Куняев С.С. Смерть поэта. Журнал «Человек и закон», 1989, № 8, и др.
20. Хмурый К. Памяти Сергея Есенина. Газета «Бакинский рабочий», 1926, 3 января.
21. Шипулина Г. Мифы о смерти С.А.Есенина. Журнал «Литературный Азербайджан», 1990, №11, ноябрь, стр.108.
22. Шипулина Г. Уместно ли тут частное расследование? Газета «Бакинский рабочий», 1990, 13 января.
23. Яковлев А. Есенин. Газета «Бакинский рабочий», 1925, 30 декабря.


©  Исахан Исаханлы, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru