VIP Studio ИНФО Карнавализация коммуникативного пространства видеоблогов
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

И.Н. Загоруйко,  (К.филол.н., Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск, Россия)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Карнавализация
Изменение сознания коммуникантов в эпоху постмодерна, которая характеризуется значительными социальными преобразованиями, влечет за собой уход в виртуальный мир, где произошло переосмысление базовых человеческих ценностей.
Виртуальная реальность детерминирована желанием скрыться от повседневности современного мира посредством карнавализации коммуникативного взаимодействия, понимаемая как борьба низменной культуры с комплексными социальными установками, которые предопределены общественной моралью.
В условиях, опосредованных виртуальностью, коммуникативное взаимодействие людей в большей степени анонимно, заочно и добровольно.
Все это создает особые условия реализации традиционных форм карнавала, когда на первый план выходят явная агрессия к собеседнику, эксплицитное выражение доминирования и низложение общепризнанных авторитетов. Наиболее ярко и самобытно эффект карнавализации в условиях современного сетевого коммуникационного пространства раскрывается посредством специальных платформ и онлайн-сервисов – видеоблогов.

Ключевые слова: Карнавализация, виртуальная реальность, видеоблог, видеоблогер, агрессия, обсценная лексика, постмодерн.

 

Актуальность исследуемой проблемы

Современное коммуникационное пространство все больше и больше подвергается воздействию различных технических средств, опосредованных Интернетом, представляющего собой стержень функционирования общества, который перерос просто значимое техническое изобретение. Он вызвал бурное развитие научного знания, и стал важным социальным явлением, в которое вовлечены все члены общества, несмотря на пол, возраст, образование, социальное положение. Интернет-пространство создает особый мир, который наполнен мнимой безграничной свободой и вседозволенностью, формирующей особое коммуникативное поведение, реализуемое посредством видеоблогов, важного компонента мультимедийной среды виртуального пространства.

    Цель исследования – выявление особенностей коммуникативного взаимодействия видеоблогеров, опосредованного современными формами карнавализации сетевого общения.

Для достижения поставленной цели в работе использовались общенаучные методы анализа и синтеза материала, лингвистические методы: дискурсивный анализ, коммуникативно-прагматический анализ, стилистический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение

В России XXI века языковое и культурное пространство все больше и больше подвергается воздействию различных технических средств, опосредованных Интернетом, понимаемых молодежью как фундамент общества, который перерос просто значимое техническое изобретение, превратившись в элемент культуры постмодерна.

Эпоха постмодерна характеризуется критическим духовным поворотом в самосознании людей, который был вызван бурным развитием программно-управляемых электронных устройств обработки информации, разрушением классических идей рационализма, возрождением древних форм мистицизма [4], что в свою очередь ведет к отрицанию понимания значимости подлинной реальности, истины, искажению традиционных ценностей, доминированию концепции индивидуализма.

В условиях выхода человека за границы подлинной реальности, ее место занимает мир, воспринимаемый как условность, единство автономных объектов иного порядка – виртуального. В попытке ухода от современной повседневной реальности, главной детерминантой среди молодежи становится феномен «карнавализации» [5]. Участники виртуального коммуникативного взаимодействия отходят от роли пассивного потребителя информации, и приобретают статус трендсеттера, определяя своей основной целью минимизации значимости непререкаемого социального авторитета.

Для того чтобы анализировать современные карнавальные формы, реализуемые в рамках виртуальной реальности, обратимся к концепции карнавализации, которая была изложена М.М. Бахтиным, и представляет собой культурный феномен, разрушающий общепринятые ценности и обладает набором характерных черт [2].

  • Фамильярность, представляющая собой излишнюю откровенность, помогает освободиться из-под власти всякого иерархического положения вещей. Меняется мироощущение людей, конкретно-чувственная природа языка выходит на первый план.
  • Эксцентричность, как неотъемлемый элемент карнавала, аккумулирующий имплицитное желание людей освободиться от разнообразных правил и ограничений, которые регулируют общество.
  • Объединяющий смех, позволяющий снизить напряженность обыденных, зачастую табуированных тем, и недопустимых для публичного обсуждения вопросов.
  • Профанация, связующий элемент потребности непринужденного перехода от ценностных ориентиров к сентиментальной непристойности [1].

«Карнавал» 21 века, опосредованный социальными и культурными явлениями, детерминирован перманентной борьбой «низкой» народной культуры с комплексными стандартизированными моральными установками. Он в полной мере передает поведенческие и коммуникативные особенности современного общества, где большая часть важных для общества явлений, в которые оказались вовлеченными практически все члены общества, несмотря на пол, возраст, образование, вероисповедание, географическое местоположение, разворачивается в сети, и приобретают черты зрелищности, праздничности.

Отметим, что коммуницирование людей в современном языковом пространстве представляет собой гибрид письменного и устного информационного взаимодействия и, реализуясь в рамках виртуальной среды, приобретает характер заочного, анонимного, в большей степени, «псевдонимного» общения (мечковская про карнавал). Наблюдается тенденция минимизации возможности получения адекватной информации о собеседнике, несмотря на наличие анкетных данных в виде краткой биографической справки, а в некоторых случаях и фотографий. Участники сетевого пространства стремятся к максимальному сокрытию своей личности, предоставляя ложные сведения. В связи с чем в Интернете проявляется уникальная особенность, проявляющаяся в коммуникативном поведении собеседников: экспансивная раскрепощенность и фактическая безответственность, что придает ей маскарадно-карнавальные черты. Пользователь сети располагает большими свободами в высказываниях относительно реального общения, позволяя себе оскорблять собеседника, использовать обсценную лексику и т.д. Нарушается стройная система процесса привычного общения, регулируемая нормами и традициями социума [9].

Однако условие добровольности и желательности контактов присутствует повсеместно, нет никаких строгих правил, регламентирующих активизацию собеседника, пользователи добровольно вступают в контакт или уходят от него.

Наиболее ярко и самобытно эффект карнавализации в условиях современного сетевого коммуникационного пространства раскрывается посредством специальных платформ и онлайн-сервисов, представляющих особую организацию социальных взаимоотношений – видеоблогов.

Видеоблог (сокращенно влог) – это видеоканал, с регулярно обновляемым видеоконтентом и текстовыми комментариями полилогического характера. Как часть глобального коммуникационного пространства «влог» в виде сетевого проекта был запущен в 2000 году, и за несколько лет стал важным элементом жизни не только отдельно взятых участников сетевого общения, но и страны в целом.

Для рассмотрения особенностей реализации карнавализации коммуникативного поведения в видеоблогах, обратимся к видеоблогерам, работающим на площадке YouTube* с количеством подписчиков от 100 тыс. участников, именно эта цифра является минимальной для признания влога актуальным и востребованным.

* Данная платформа является популярнейшим видеохостингом и вторым сайтом в мире по количеству посетителей.

Основываясь на композиционно-структурных особенностях наиболее популярных российских влогов и интенциональной палитре содержания высказываний участников коммуникативного взаимодействия, представляется возможным выделить ряд качественных характеристик, отличающих его от других Интернет-площадок современного глобального коммуникационного поля и подчеркнуть его комплексный характер.

  1. Ярко выраженная развлекательная направленность, превалирует непристойный юмор, оскорбляющий чувства участников взаимодействия, играющий роль своеобразного фильтра и идентификатора в отношении «свой – чужой». Участники влога позиционируют себя как настоящих актеров, создают «смеховой фон», уходя от формализма.
  2. Высокий информационно-оценочный потенциал, позволяющий охватывать наиболее активное население страны или мира, все зависит от востребованности видеоканала [8].
  3. Эксплицитная агитационно-императивная тенденция видеоматериалов, направленная на побуждение пользователей к решительным действиям, волевого изменения поведенческих стереотипов и формирования особых конфликтных моделей поведения.

Так, влог пропагандирует идею ухода от любых норм, ограничений, и даже запретов, присущих обычной жизни, акцентируя усилия участников взаимодействия на отмене, прежде всего, ценностного иерархического строя и все связанные с ним формы страха, благоговения, пиетета, этикета и т.п. [3].

Влогеры, не скрывая, демонстрирует свое превосходство, занимая положение «над» ситуацией, делая упор на таких характеристиках как гендерная принадлежность, возраст, социальный статус и др. Реализуется как в виде прямой агрессии, так и посредством саркастического тона*.

* Приводимые примеры представлены в оригинальном, неизмененном виде, таким образом, иллюстративный материал, который содержит обсценную лексику, бранные, вульгарные и непристойные выражения будет сокращен и отмечен звездочкой.

…проходит буквально минутку и нарисовывается какой-то стрёмный тип и говорит вам, что вы, почему-то, оказались на его месте парковки, он всегда здесь паркуются, и он договорился со всеми своими соседями, что это чисто его место, что только он здесь вот такой вот чётенький… А ты сюда приехал, ты вообще здесь никто… их личное место парковки в их дворе на которой никакое другое быдло кроме них ставить свои проклятые быдловозки права не имеет…[15].

***

В вашем с…* городе, чувак реально написал: «подскажите, если я куплю 2 билета…», я уверен, что ты, с..*, где-то здесь, тебе должно быть стыдно за этот вопрос, что с тобой не так, да тебе жить с такой головой на плечах…[16].

***

…спасибо всем людям, а их было очень много, которые писали в комментариях о том, что я жирной и не имею никакого права критиковать жирных и называть их жирными, спасибо вам огромное… серьезно, если бы не вы, мой мир, моя жизнь была бы очень скучной, серьезно, очень сильно благодарю вас, низкий вам поклон…[19].

Как показывают исследования и наблюдения за коммуникативным поведением во влогах, авторы берут на себя роль арбитра, который способен задавать особую систему норм корпоративного общения.

Подаваемая влогерами информация эгоцентрична, она раскрывается в виде гипертрафированных оценочных суждений, которые приобретают формы прямой вербальной агрессии:

…слышь ты, Шойгу в погонах, думаешь еще на кого-то производит положительное впечатление, может быть на офицеров, бомжей или на военных, которые живут в отвратительных условиях даже в Москве …то есть думаешь без твоих напутственных слов не ощутит никто этот дух, ты прям профессор Ксавье, слушай, псковская область, это, штампует пушечное мясо одевая в хакки, раздавая награды…[10].

Явное акцентирование внимания автором влога на фривольном коммуникативном поведении, раскрывающем всю суть фамильярного карнавального поведения с его «откровенным карнавальным словом» (бахтин поэтика ст. 72). Репрезентация санкций против авторитета, против официальных символов силы и власти проявляется в виде нарочитой огрубленности речи, использования обращения «на ты», экспрессивов, обсценной лексики, и т.п.

…режим никогда не будет говорить населению что он скот и быдло, он будет себя вести по отношению к населению так, как будто население скот и быдло…[13].

***

…дело было так, Володенька собрал заседание министров и сказал: «Ребят Сердюков давно был тянем б…* спички, мы естественно этого делать не будем, сами понимаете»…[20].

Такой карнавальный смех над авторитетом и властью выражается тяжеловесно, появляется явное неуважение адресата, подкрепленный визуальными образами, он способен привести к непредсказуемым результатам.

Несмотря на предупреждения, что видео создано исключительно в юмористических целях и не ставит целью нанести кому-либо нравственные страдания, не редки случаи судебных тяжб между влогерами и теми, кто подвергся их нападкам. В 2017 году разгорелся конфликт результатом которого было возбуждение уголовного дела по статье «Клевета» [7].

Отметим, что содержательный аспект современных влог площадок, подобно средневековым карнавальным кощунствам и непристойностям, характеризуется гипертрофированным символизмом, проявляющимся в виде неуместных аналогий, пародий и переодеваний, а возможность трансляции именно записанного видеоконтента позволяет доводить ситуацию до полного абсурда, создавая прецендент низменных, пошлых моделей поведения в стремлении эпатировать зрителей.

Так представляется возможным выделить следующие профанации, которые присутствуют в большей или меньшей степени у каждого крупного влогера:

1. Попрание традиционных семейных ценностей

…несколько изменений и в своей жизни, во-первых, я начал встречаться с женщиной с прицепом это проще чем вы можете себе представить свинг ф.ф. надо просто делиться деньгами и показывать ребёнку свинку Пеппу…[18].

***

…сегодня решил раскрыть причины, почему же решил не оставлять после себя детей. Поэтому присаживайтесь поудобнее, хотя если у вас уже есть дети, то тебе не присесть, приятель, иди и убирай разного рода дерьмо за своим выводком…[17].

2. Фривольное отношение к религии

 …вы никогда не задумывались в чем ценность религии, не, и капитал, он как раз огромен и очевиден, а именно ценность, чем она полезна, что она умеет делать такого уникального, зачем она нам. Это очень объемный вопрос, о котором можно долго спорить…стою я в церкви деревенской местной, недавно построили на месте вырубленного парка, ковыряю свечку рукой, жду, когда батюшка появится, благо ему не далеко, ему дом построили рядом с церквушкой, Большой такой, больше по площади чем сама церковь…[12].

***

…пока Илон Маск строит метро до марса или что там делает обезумевший абсолютно человек, который не думает о духовности…[11].

3. Глумление над памятью поколений

…знаете какой вывод из этого напрашивается, люди, которые украсили свою грудь медалями, бойцы, убийцы они, по большому, счету, психи…[14].

***

…конечно, мы все понимаем, что основная новость прошедшей неделе и будущих нескольких дней, ей уже 70 лет, это победа над нацистской Германией, 70 лет назад советский народ так задолбал уже всех воевать с Гитлером, что тот не выдержал, психанул и застрелился...[21].

***

    Резюме

Таким образом, современное коммуникационное пространство определяет формы карнавализации, которые принимают особые, неповторимые черты, продиктованные сложившимися условиями взаимодействия пользователей видеоплощадок. Коммуникативное поведение видеоблогеров отличается пренебрежением, а иногда и полным отсутствием, норм. Влогеры высоко ценят возможность низложения устоявшихся общественных норм и морали, создавая при этом уникальный символизм, который базируется на непредсказуемых пародийных ситуациях, порождая тем самым низменные проявления человеческой натуры, являя собой значимую проблему современной культуры постмодерна, культивирующей отрицание традиционных ценностей и искажение общеизвестных истин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барт, Р. Фрагменты речи влюбленного. – Ад Маргинем, 2002. – 432 с.
2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 72.
3. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 72.
4. Билан, О.А. Индетерминизм в системе предпосылок философского постмодернизма: автореф. дис. … канд. филол. наук. – СПб, 2006. – 28.
5. Вербина, О.В. Карнавализация сознания молодежи в современной культуре. Наука. Исскуство. Культура. 2016. №3 (11). С. 140 – 144.
6. Мечковская, Н.Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век интернета. Русский язык в научном освещении. - № 2 (12). - М., 2006. - С. 165-185.
7. Оскорбивший Тинькова блогер из Nemagia вызван на допрос в Москву. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/09/18/734300-bloger-iz-nemagia-dopros (Дата обращения 14.03.2018)
8. Пресс-выпуск № 3551: Эпоха цифровых медиа: бумага против экрана URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116624 (Дата обращения 14.03.2018)
9. Прохоров, Ю.Е., Стернин, И.А. Русские: Коммуникативное поведение. Изд.2, испр. и доп., М.: Флинта: Наука, 2006. 238 с.
10. https://www.youtube.com/watch?v=1kh9P7BZQjY
11. https://www.youtube.com/watch?v=1kh9P7BZQjY
12. https://www.youtube.com/watch?v=3IwDsN8okR8
13. https://www.youtube.com/watch?v=7UZxIgKjbUM
14. https://www.youtube.com/watch?v=euYSMA2QAJ8
15. https://www.youtube.com/watch?v=FD9QaEbYhHw
16. https://www.youtube.com/watch?v=fI28Y4_UqIg
17. https://www.youtube.com/watch?v=IU20Mps9oXM
18. https://www.youtube.com/watch?v=K_BJmJRK3ek
19. https://www.youtube.com/watch?v=P8OtgIVzayQ
20. https://www.youtube.com/watch?v=rlRl3gvWQEc
21. https://www.youtube.com/watch?v=zSkAeDjsWbE


©  И.Н. Загоруйко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru