VIP Studio ИНФО Мифопоэтика в повести Т. Гариповой “Луна и Солнце неразлучны”
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Ф.Ф. Валеева,  (Аспирант, Башкирский государственный университет, г. Уфа)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Т. Гарипова; повесть; Луна; Солнце; добро; зло; характер; поэтический образ; мифология
    Рассматривается вопрос о жанровом своеобразии повести Т. Гариповой “Луна и Солнце неразлучны”. Уделяется внимание на мифологичность сознания современных людей. Представлены результаты сопоставительного анализа главного героя, выявляется что, его беспокоят актуальные социальные проблемы современности, как взаимоотношения детей и родителей, роль отца и матери в семье, отношения мужчины и женщины, морально-этические проблемы, отношение людей к природе, место добра и зла в мире. Поднимаются спорные вопросы достоверности отдельных аспектов повести. Особое внимание уделяется строению текста, в котором определяется наличие в нем двух оценочных пластов. Новизна исследования видится в том, что повесть Т. Гариповой развивает мировоззренческие идеи древних башкир и арийцев. Актуальность исследования обусловлена тем, что мифопоэтика повести Т. Гариповой до настоящего времени не был предметом специального анализа, несмотря на давний интерес критики к творчеству писателя. Доказано, что миф и реальность совмещаются в художественном мире, мифологический мотив трансформируется в соответствии с замыслом автора как сознательно, так и подсознательной исторической памятью писательницы. Делается вывод, что миф служит для автора средством оценки сознания современных людей.

Ключевые слова: Т. Гарипова; повесть; Луна; Солнце; добро; зло; характер; поэтический образ; мифология.

 

Тансулпан Гарипова является автором многих прозаических произведений. Характерной особенностью повестей писательницы является создание художественной картины мира на основе мифологических мировоззрений башкирского народа.

В своем творчестве Т. Гарипова воссоздает глубинные структуры мышления, которые позволяют выявить архетипические элементы человеческого сознания. Автор для создания своей собственной картины мира в повести “Луна и Солнце неразлучны” заимствовала из фольклора, мифических легенд отдельные образы и мотивы, мифические легенды проникают в поэтическую структуру произведения.

В повести “Луна и Солнце неразлучны” события происходят в двух временных плоскостях: одна плоскость – это современность, лирическая героиня Айсылыу уже немолода, тяжело больна, лежит в предоперационной палате больницы; вторая плоскость художественного времени – она в своих воспоминаниях возвращается в свое далекое детство. События, описываемые глазами маленькой девочки, происходят в башкирской деревушке Зауралья в послевоенные годы. Маленькая героиня здесь рассказывает о жизни своих односельчан, об их образе быта, о духовной жизни, взаимоотношениях. Своеобразной чертой строения текста в повести является наличие в нем двух оценочных пластов.

Во-первых, в восстановленных в памяти картинах прошлого чувствуются эмоциональные, душевно-психологические состояния, переживания маленькой девочки того времени, ее детская оценка происходящего. Во-вторых, уже немолодая, много видавшая героиня, вновь воспроизводя далекие события в своей памяти, их анализирует, обобщает, делает выводы, ищет ответы на свои вопросы. А у героини много вопросов. Ее беспокоят актуальные социальные проблемы современности, как взаимоотношения детей и родителей, роль отца и матери в семье, отношения мужчины и женщины, морально-этические проблемы, отношение людей к природе, место добра и зла в мире. Проблемы анализируется на философском уровне. Отец рассказывает дочери легенду-миф о Солнце, когда-то эту легенду он сам услышал от своей матери. В этот отрывок вместился емкий философский замысел произведения. В понятиях “Легенда”, “предание” положено символическое значение. Фольклор – это память этноса, оно содержит в себе многовековую мудрость народа. В нем содержатся история этносов, философия жизни, гуманистические идеи нации. П.А. Сорокин считает: “Деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству. Главная историческая миссия человечества состоит в накоплении и усовершенствовании “Истины”, “Красоты” и “Добра” в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу” [15, с. 10]. Творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении к друг другу, поскольку любовь порождает любовь. В этом и заключается философская идея произведения Т. Гариповой.

Автор в повести описывает разные проявления любви между людьми. С особой теплотой вспоминает отношения Галии со своей матерью. Восхищается безусловной материнской любовью Гульбики к своему ребенку. До сих пор не может понять героиня странную любовь Кабира к Сайде. Вроде бы безумно любит свою красавицу жену, в то же время ее зверски избивает, а когда она уходит от него, очень страдает. Айсылу старается понять причину равнодушия, меркантильного отношения Марины – дочери Анны к своей матери. Анна больна раком, ей осталось жить недолго. К ней в больницу никто не приходит. У Анны двое детей: взрослая дочь, замужем, живет в далеком городе. Письма редко пишет домой, ее не интересует жизнь и здоровье матери и брата. Если пишет, то только когда возникают проблемы с деньгами. Сыну Анны Алеше не до матери, он – наркоман. По рассказам Анны мы видим, что она очень старалась быть хорошей женой Михаилу и матерью своим детям. Много трудилась, работала на нескольких работах. Терпела ради семьи грубости, побои пьяницы-мужа. Сейчас, находясь в предоперационной палате, она хочет понять причину равнодушного отношения детей к себе, и в конце концов делает вывод – виновата только она сама, не сумела правильно воспитать детей своих. “А почему всегда виноваты только матери, в этом нет вины твоего мужа?” – спрашивает Айсылу. Анна не хочет развивать эту тему, отвечает коротко: “Это уже другое дело” [7, с. 208].

Образы Луны и Солнца в произведении имеют глубокого символического смысла. Эти образы в содержании появляются не раз. В начале произведения мы встречаем поэтического образа Солнца в легенде. Как рассказывается в ней, когда то в горах Ирандык жила большая башкирская племя. Вождя племени по традиции выбирали аксакалы на собраниях. Вот однажды новоиспеченный вождь влюбляется в очень красивую девушку и женится на ней. А девушка оказалась Юхой, то есть змеей-оборетенью в обличье девушки. Женщина так соблазняет мужчину, он кроме нее никого не видит и не слышит. По просьбе жены убивает святую птицу-журавля, вырывает из нее сердечку и отдает Юхе. Другой раз по ее просьбе вождь закрывает аксакала рода в пещере. Когда у них родился сын по имени Явыз (Зло), исчезает Солнце. Человеческий род начинает постепенно вымирать – в племени перестают рождаться дети, беременные женщины не смогли родить своих детей, страдали от адских болей. Нарушается гармония в природе. Солнце появляется только тогда, когда беременные женщины рода приносили себя в жертву Богу-Тангре. Юха со своим сыном Явызом убегают. От ребенка человека и змеи-оборетенья Явыза на земле распространилось зло. На основе этой легенды лежит всемирные мифологические мотивы. Солнце – это источник света. А свет – то жизнь, любовь и доброта. Тьма – это уход от света и любви, потеря этой живительной энергии, тьма – это зло. В этом и заключается философия самой первой религии зороастризма – религии арийцев. По преданиям местного народа и самих арийцев, когда то арийские племена жили на Урале. “Зороастризм – очень древняя религия, названная по имени своего основателя пророка Заратуштры. Религия эта настолько древняя, что большинство её последователей совершенно забыли, когда и где она возникла. Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги” [11, с. 153] – пишет известная английская исследовательница Мэри Бойс. Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда и поклонение верховному божеству выражалось в поклонении огню. Огонь представлялся в различных видах: небесный огонь, огонь молнии, огонь, дающий тепло и жизнь человеческому телу. В легенде о Явызе, мы видим особое отношение людей к домашнему очагу (здесь «очаг» употребляется в прямом значении, как устройство для поддержания огня, печь). Очаг в легенде – это символ жизни, семейного счастья, теплоты.

Писательница Т. Гарипова в своей повести “Луна и Солнце неразлучны” показывает, как глубоко сидит в сознании башкир почитание огня, света. Например, героиня в душе обожествляет Солнца и Луну, их каждый раз приветствует, делится с ними со своими мыслями, им молится. Эти привычки она переняла от своих родителей, от тетушек.

В структуру произведения вошли отдельные фрагменты обычаев, ритуалов башкир, сохранившихся в селах еще в послевоенные годы. Например, автор описывает весенного праздника “Воронья каша”, где женщины села устраивали трапезу на горе. Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. Праздник состоялся из приготовления праздничных блюд, варки каши, совместной трапезы и игр, плясок. Этот праздник языческий. Его проводили на горе, женщины обратились к природе, Солнце с просьбой даровать благополучие. Обращение к Солнышку в повести встречаются в детских прибаутках.

Это не импровизация Айсылыу, таких рифмованных прибауток, потешек знали дети башкир не одного поколения. Детские фольклорные тексты передавались из уст в уста, они хранили в себе мировоззренческие устои народа. И в этом приведенном небольшом тексте отразилось верование башкир, как поклонение к солнцу, обычай жертвоприношения. Обычай жертвоприношения к Верховным божествам нашло отражение и в башкирской легенде, приведенной в повести. Здесь изображается как беременные женщины бросались с горы, принося себя в жертву Господу. В легенде мы находим много общего с ирано-арийской мифологией. Например, если посмотреть на действия жертвоприношения в легенде – это своеобразное копирование действий обычаев зороастризма. Древние арийцы больных, мертвых бросали из высокой башни – заккурата, таким образом они как бы избавлялись от темных сил [12, с. 309].

Таким образом, Т. Гарипова в своей повести развивает мировоззренческие идеи древних башкир и арийцев. Философское содержание произведения заключается в описании вечной борьбы тьмы и света, то есть добра и зла в сказочном мире и в мире современных людей. Зло проявляется в жестокости Михаила и Кабира по отношению к своим жёнам. Безразличие, равнодушие к родным, эгоизм, алкоголизм, наркомания – все это результат торжества темных сил. По мнению автора, причиной возникновения зла в людях является отсутсвие любви, душевного тепла. Любовь со Злом несовместимы, утверждает автор. В исторической памяти народа навсегда остались культы огня и воды, тотемизм, мифологические темы ответственности человека перед судьбой, о судном дне, рае и аде, очищении и исцелении, коллективные образы верности родному очагу и справедливости.

В повести Т. Гариповой удачной, емкой художественной деталью является образ журавля. По легендам башкир, в древности наши предки поклонялись журавлям. В повести есть два эпизода, где изображается журавли. В первый раз о журавлях упоминается в легенде как о священной птице. Там убийство журавля описывается как большой грех, посягательство на святое. А второй раз в произведении журавлей мы встречаем на болотах близ деревни. Чтоб остановить работу мелиораторов на болоте, местные жители выходят вооружившись вилами, палками и начинают их выгонять. Для жителей села болото, где живут журавли, святое место. Люди знают, что осушить болото нельзя ,это нарушит и гармонию в природе, и в духовной жизни сельчан. Здесь автор подчеркивает, что признание экологического интереса приоритетным перед экономическим отвечает общечеловеческим ценностям, то есть высшим ценностям жизни.

И так, как мы видим, в повести Т. Гариповой “Луна и Солнце неразлучны” миф и реальность совмещаются в художественном мире, мифологический мотив трансформируется в соответствии с замыслом автора как сознательно, так и подсознательной исторической памятью писательницы. Миф служит для автора средством оценки сознания современных людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдуллина А.Ш. Поэтика современной башкирской прозы. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. – 341 с.
2. Ахмедьянов К.А. Теория башкирской литературы. – Уфа: Китап, 2003. – 392 с.
3. Гареева Г.Н. Башкирские прозаики. – Уфа: БашДУ, 2012. – 495 с.
4. Гареева Г.Н. Вопросы мастерства в башкирском прозе. – Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. – 204 с.
5. Гареева Г.Н. Сегодняшний повесть // Агидель. 2012. №3. – 140-152 с.
6. Гареева Г.Н., Муллагулова А.М. “Концепция героя в современной башкирской прозе. – Уфа: Гилем, 2007. – 120 с.
7. Гарипова Т. Луна и Солнце неразлучны. – Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1990. – 269 с.
8. Ковтун Н.В. Современная традиционалистская проза: идеология и мифопоэтика. – Москва : Флинта, 2015. – 325 с.
9. Ковтун Н.В. Русская традиционалистская проза XX-XXI веков: генезис, мифопоэтика, контексты. – Москва: ФЛИНТА, 2018. – 595 с.
10. Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1987. – 301 с.
11. Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – СПб: Центр “Петербург. востоковедение”, 1994. – 278 с.
12. Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – СПб: Азбука-классика: Петерб. Востоковедение, 2003. – 342 с.
13. Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 146 с.
14. Фоменко Л. Искусство малой прозы // Звезда. 1960. №3. – 191-192 с.
15. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – 48 с.
16. Хисамитдинова Ф.Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. – 418 с.


©  Ф.Ф. Валеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru