VIP Studio ИНФО Влияние педагогических условий на формирование профессионального самоопределения старшеклассников в предметной области «Технология»
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

М.Л. Шабдинов,  (К.п.н., доцент, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь)

Э.У. Куркчи,  (Ст. преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Профессиональное самоопределение старшеклассников
    В статье раскрывается сущность определенных педагогических условий, наполнение которыми среды предметной области «Технология» должно обеспечить достаточно высокий уровень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Рассматриваются вопросы влияния указанных условий на изменения в структурных показателях готовности к профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: Профессиональное самоопределение старшеклассников, педагогические условия.

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов не является новой в научных исследованиях, ее решение, в течение длительного времени, избирается, в качестве специального предмета изучения, в трудах педагогов, психологов и социологов. В разное время, в зависимости от общественных запросов на уровень и качество подготовки специалистов и достижений в области профессиональной ориентации, в системе формирования профессионального самоопределения старшеклассников, доминировали различные формы и методы педагогической работы.

Теоретический анализ научных исследований проблемы формирования у старшеклассников профессионального самоопределения позволил сделать вывод о том, что в современной воспитательной теории и практике ученые все чаще обращаются к новой тактике и технологии педагогической работы, направленной на активизацию механизмов профессиональной самооценки, самопознания и самосовершенствования личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Л.И. Рувинский, В.А. Сухомлинский). Для достижения данной цели учеными предлагается (И. Бех, Е. Климов, А. Коберник, Б. Федоришин и др.) модернизировать традиционную систему профессиональной ориентации учащейся молодежи в направлении совершенствования ее содержания и педагогических условий реализации в различных типах учебных заведений. Однако в современных условиях введения в практику старшей школы профильного обучения, вопросы формирования профессионального самоопределения решаются не в полной мере. При этом, учебно-воспитательная среда профильной подготовки, согласно утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в России, позволяет старшеклассникам уточнить будущий социально-профессиональный статус и начать, через активную познавательно-преобразующую деятельность, формирование необходимых, для выбранной профессиональной сферы, профессионально важных качеств [5]. В данном контексте, не является исключением технологический профиль, в целом, и сфера инженерно-технических и рабочих профессий (далее ИТРП), в частности [7].

Формулировка цели статьи

Учитывая отмеченное выше, целью статьи является раскрытие сущности определенных педагогических условий, наполнение которыми среды предметной области «Технология» должно обеспечить достаточно высокий уровень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (далее ГСПС).

Изложение основного материала статьи

Понятие «педагогическое условие» рассматривается в современных исследованиях как обстоятельство (В. Андреев), способствующее развитию определенного педагогического процесса [1]. Введение в традиционный учебно-воспитательный процесс такого «обстоятельства» должно обеспечить достижение заранее заданного результата, которым в нашем исследовании является готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению в сфере ИТРП. Такая цель достигается через решение ряда задач, таких как: повышение когнитивной составляющей и адекватной самооценки системы знаний старшеклассника о себе и будущей, выбранной или желаемой профессии; обеспечение дифференцированного отношения к различным рабочим и инженерно-техническим профессиям и принятие себя как субъекта выбранной профессии; развитие комплекса необходимых, для выбранной в сфере рабочих и инженерно-технических профессий профессионально важных качеств, которыми являются настойчивость, профессиональная мобильность и проектно-технологические умения. Достижение таких задач возможно в, соответствующим образом организованной, среде формирования профессионального самоопределения учащихся.

Введение в учебно-воспитательный процесс старшей школы определенных педагогических условий предполагает определение конечной цели формирования (изменения в структуре ГСПС) и промежуточных задач (изменения в показателях структуры ГСПС), которых можно достичь с помощью соответствующих педагогических средств. Современные технологии профориентационной работы, раскрыты в трудах отечественных ученых (согласование профильных программ профориентационного направления и др.) и выступают педагогическими условиями, выполнение которых приводит к повышению уровня сформированности определенного явления (направленности, интересов, мотивов, качеств личности и т.п.).
Этот вывод подтверждается при уточнении сущности понятия «формирование», которое в психолого-педагогических исследованиях (Б. Мещеряков, В. Зинченко) понимается, с одной стороны, как совокупность приемов и способов внешнего воздействия на индивида, имеющих целью создание у него системы определенных социальных ценностей, а с другой - процесс создания, под влиянием приемов особого типа системных образований внутри целостной психологической организации личности [3].

Важность второй составляющей процесса формирования отмечает в своих трудах И. Бех. Ученый утверждает, понятие формирования не исчерпывается одним содержанием, оно подразумевает также процесс образования, под влиянием различных социальных действий, особого типа системных отношений внутри целостной психологической организации личности [2, с. 237]. Определение понятия формирования в той части, где речь идет об организации способов воздействия на личность, уравнивается с понятиями «обучение» и «воспитание». Следует учитывать, что и воспитание, и обучение как процессы состоят из деятельности педагога и собственной деятельности ребенка. Деятельность ребенка возникает и трансформируется в ходе протекания этих процессов, педагог лишь направляет его на пути становления. Поэтому эффективность его педагогической деятельности определяется эффективностью формирования собственной деятельности воспитанников, поскольку именно на ее основе происходит их развитие. В то же время есть основания считать, что не всякая собственная деятельность ребенка, а лишь та, которая целенаправленно формируется педагогом и осуществляется в ходе постоянного, активного участия в ней самого ребенка, как субъекта этой деятельности, оказывает влияние на его психическое развитие [2, с. 238].

Таким образом, введение в процесс технологической подготовки учащихся старших классов определенных педагогических условий, должно обеспечить целенаправленное формирование педагогом деятельности профориентационной направленности, через активное участие в ней самого старшеклассника, как субъекта этой деятельности. Результатом собственной профориентационной деятельности, на этапе окончания средней общеобразовательной школы, должна стать готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению. В ходе проведенного нами исследования, целью деятельности ученика в, целенаправленно организованной педагогом, профориентационной среде технологического направления профильного обучения, должна быть его готовность к профессиональному самоопределению в сфере ИТРП. При этом, целенаправленно организованный, профориентационный процесс и составляет сущность педагогических условий, позволяющих достичь поставленной воспитателем цели [7].

Промежуточным звеном между требованиями будущей профессии и возможностями ученика является его самостоятельная деятельность (собственные эмоционально-волевые усилия воспитанника) в направлении уравновешенности (через сформированное отношение к профессии и к себе, как к субъекту будущей трудовой деятельности) объективных требований профессионального пространства (объективно заданная потребность в выборе будущей профессии) и субъективных факторов, влияющих на овладение, в будущем, желаемой профессией. Поэтому педагогическими условиями и должны быть такие обстоятельства, которые будут обеспечивать, через организацию самостоятельной деятельности старшеклассника, согласование им знаний о содержании и структуре ИТРП и их требований, предъявляемых к человеку, со сложившимися и осознанными им (в процессе развития) возможностями и потребностями [7].

Для определения необходимых педагогических условий, отмечает А. Коберник, которые обеспечат в будущем достижение цели, представленной в идеальной модели, используются процессы педагогического проектирования. Целью такого проектирования является побуждение старшеклассника к внутренней самодеятельности, направленной на самостоятельное согласование актуальных проблем профессионального самоопределения в процессе технологической подготовки [4].

Каждый школьный предмет, в пределах его возможностей, открывает перед учащимися мир труда и профессий. Профильные учебные предметы и курсы по выбору предметной области «Технология», помимо развития, в процессе познавательно-преобразовательной деятельности, общетрудовых умений и навыков, создают еще и условия для формирования профессионально важных качеств, необходимых в выбранной старшеклассниками профессии. Технологическое направление профильного обучения старшеклассников открывает перед ними также и возможности допрофессиональной или профессиональной подготовки. Существенно расширяют такие возможности и очень большой спектр курсов по выбору, факультативов, способов осуществления учебной, производственной и летней практики, индивидуальных и групповых занятий. Одновременно с такими возможностями у старшеклассников возникают и проблемы с обоснованным выбором. Эти проблемы связаны с тем, что такой выбор должен не только совпадать со сформированными профессиональными интересами, мотивами и намерениями, но и, в будущем позволить, через активное участие в познавательно-преобразовательной деятельности, начать формирование необходимых для выбранной профессии профессионально важных качеств.

Учитывая отмеченное выше, первым этапом формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению является педагогическое обеспечение познавательно-поисковой профориентационной деятельности, через выполнение ими профессиографически-исследовательских задач. Указанный познавательно-поисковый этап профориентационной деятельности старшеклассников позволяет им проверить непосредственно в учебно-воспитательном процессе правильность осуществления выбора, при необходимости вовремя его скорректировать и определить программу изучения профильных предметов, специализированных курсов допрофессиональной подготовки и профессионального обучения. Такие поисковые шаги и составляют сущность индивидуальной образовательной траектории в овладении содержанием выбранного учебного профиля, который должен быть связан с определенной сферой профессиональной деятельности человека. При этом содержание технологической подготовки охватывает трудовую деятельность человека в сфере ИТРП.

Внедрение первого этапа формирования ГСПС решает очень широкий круг проблем: для учеников – выбор профиля обучения и индивидуальной учебной программы; для школы – комплектование профильных классов не только в зависимости от количества желающих, но и от их возможностей в совершенстве овладеть содержанием выбранного профиля.

Однако для повышения когнитивной сложности и адекватной самооценки системы знаний старшеклассника о себе и о будущей профессии, а тем более обеспечения дифференцированного их отношения к профессиям и самопринятия себя, как субъекта выбранной рабочей или инженерно-технической профессии, только познавательно-поискового этапа недостаточно. Поэтому следующим этапом нами определен проектно-позиционный, который предусматривает овладение учащимися старших классов содержанием курса профориентационной направленности «Профессиональное самоопределение в сфере инженерно-технических и рабочих профессий». Учебные программы таких курсов должны являться обязательной и неотъемлемой частью подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению, содержание которого служит системообразующей основой для обобщения учеником полученных знаний о мире профессий и направления построения будущей профессиональной карьеры. Реализация программы курса может осуществляться за счет часов вариативной части учебных планов общеобразовательной школы [7].

Учитывая специфику технологического направления профильного обучения и заданной им сферы профессионального труда человека, нами определено главной целью учебной программы курса профориентационной направленности «Профессиональное самоопределение в сфере инженерно-технических и рабочих профессий» формирование у учащихся 10-11 - х классов готовности к профессиональному самоопределению. Реализация указанной цели возможна через ознакомление их со спецификой рабочих и инженерно-технических профессий, требованиями и спросом на рынке труда в специалистах этой отрасли.

Следующий этап формирования ГСПС – практически-результативный. Содержанием этого этапа нами определены профессиональные пробы, в форме проектно-технологических работ, которые старшеклассники выполняют в процессе практических работ, учебной и производственной практики по профильным предметам, индивидуальных и групповых занятий. Организация технологической подготовки на основе проектно-технологического подхода, предусматривает выполнение старшеклассниками определенного проекта (индивидуального, группового, коллективного). Такой проект охватывает деятельность учащихся от формулировки цели до обоснования экономической целесообразности в процессе изготовления определенного продукта (изделия).

Отметим, такой подход в предметной области «Технология», при котором акцент переносится на самостоятельную и активную деятельность старшеклассников, в последнее время все чаще приходит на смену репродуктивному обучению, в ходе которого происходило пассивное воспроизведение полученных знаний, сформированных умений и навыков. В основе проектно-технологического подхода лежит личностно-ориентированное обучение и воспитание («обучение, в центре которого находится ученик»). Роль учителя при использовании такого подхода заключается в поддержке деятельности учащихся. Он обеспечивает материалами, косвенно руководит их деятельностью, ставит перед ними проблемы и помогает их решать. В итоге, учебный процесс сводится к сотрудничеству и продуктивному общению учащихся, направленному на совместное решение проблем, формирование умений выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции, ответственность, критически рассуждать. Результатом обучения становится уже не просто усвоение знаний, умений и навыков, а формирование основных способов деятельности, которые обеспечивают успех практической деятельности (элементы компетентностного подхода).

Работа по методу проектов предполагает постановку определенной проблемы и последующее ее раскрытие, решение, с обязательной формулировкой идеи и гипотезы решения проблемы, четким планированием действий, распределением (если рассматривается групповая работа) ролей, то есть наличием задач для каждого участника, при условии их тесного взаимодействия, ответственности за свою часть работы, регулярного обсуждения промежуточных шагов и результатов. Метод проектов является эффективным в том случае, когда в учебном процессе поставлено определенное исследовательское, творческое задание, для решения которого необходимы интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик [6]. Стоит отметить еще один очень важный аспект практически-результативного этапа формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению в сфере ИТРП, который заключается в самопринятии учеником себя, как субъекта трудовой деятельности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, введение в традиционный учебно-воспитательный процесс технологического направления профильного обучения такого «обстоятельства» как реализация поэтапного формирования ГСПС (выделенные нами познавательно-поисковый, проектно-позиционный и практически-результативный этапы) и составляет сущность педагогических условий, обеспечивающих включение учащихся в соответствующую профориентационную деятельность. Суть первого этапа заключается в осуществлении старшеклассниками профессиографически-исследовательской деятельности. В ходе второго этапа происходит овладение ими содержанием курса профориентационной направленности. Проведение профессиональных проб, в форме проектно-технологических работ должно обеспечить самостоятельное согласование знаний о содержании и структуре рабочих и инженерно-технических профессий и их требований к человеку со сложившимися и осознанными, в процессе развития профессиональными возможностями и потребностями. Обоснованные педагогические условия и имеют целью обеспечить организацию такой самостоятельной деятельности старшеклассника, которая, в конце концов, приведет: к повышению когнитивной сложности и адекватной самооценки системы знаний старшеклассника о себе и будущей выбранной или желаемой профессию; к формированию необходимых профессионально важных качеств, которыми в сфере рабочих и инженерно-технических профессии являются настойчивость, профессиональная мобильность и проектно-технологические умения; к обеспечению дифференцированного отношения к различным рабочим и инженерно-техническим профессиям и самопринятию себя, как субъекта выбранной профессии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. С.568.
2. Бех І. Д. Виховання особистості: підручник / Іван Дмитрович Бех. – К.: Либідь, 2008. – 848 с.
3. Большой психологический словарь (3-е изд., доп. и перераб) / [под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко]. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
4. Коберник О. М. Теорія і методика психолого-педагогічного проектування виховного процесу в школі / О. М. Коберник. – К.: Наук. світ, 2001. – 182 с.
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования / утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413.
6. Шабдінов М. Л. Учнівський проект у професійному самовизначенні старшокласників / М. Л. Шабдінов // Теоретико-методичні проблеми виховання дітей та учнівської молоді: збірник наукових праць / [ред. колег. О. В Сухомлинська, І. Д. Бех та ін.]. – К.: Інститут проблем виховання АПН України, 2008. – Кн. №. 1. – Вип. № 12. – С. 371 – 379.
7. Шабдінов М.Л. Формування професійного самовизначення старшокласників у процесі технологічної підготовки: дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.07 «Теорія і методика виховання» / М.Л. Шабдінов. – К.: Ін-т проблем виховання НАПН України, 2010. – 307 с.


©  М.Л. Шабдинов, Э.У. Куркчи, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru