VIP Studio ИНФО Семейный театр в детском саду как творческое объединение педагогов, детей и родителей
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Ч.Т. Сагды,  (Д.б.н., профессор, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл Республика Тыва)

С.Х. Хурен-оол,  (К.и.н., доцент, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл Республика Тыва)

С.К. Салчак,  (Воспитатель, МДОУ детский сад «Дюймовочка» села Хову-Аксы Чеди-Холского района Республики Тыва)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Театрально-игровая деятельность
В статье рассмотрен опыт организации театрально-игровой деятельности детей в детском саду, т.е. создание и развитие семейного театра в практике детского сада. Представлены этапы открытия семейного театра. Представлена проблема процесса развития речи родной тувинской и русской. Задача педагогов в том, чтобы научить детей овладеть речью на уровне словарного развития. В практике детского сада также используются театрализованные игры с плоскостными моделями, игры с масками, театрализованная мода, театрализованные игры из природного материала.

Ключевые слова: Театрально-игровая деятельность, семейный театр, детский сад, родители, спектакль.

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности детей в детском саду, которая позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности, речевого, интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного развития детей. Он способствует развитию творческого потенциала ребенка, развитию его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности.

Однако, семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольной общеобразовательной организации с семьей, способствующая взаимодействию детского сада с семьей [3].

Создание и развитие семейного театра в практике детского сада «Дюймовочка» с.Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна (района) Республики Тыва началась с создания консультативного пункта, куда родители приходили с детьми 5-7 лет, не посещающих детские сады два дня в неделю по три часа. И там же ежемесячно один раз проходили мероприятия «Малый университет» для родителей.

С родителями обсуждали Основную образовательную программу, разработанную с учетом требований ФГОС ДО, особо обращая внимание родителей на раздел «Взаимодействие детского сада с семьей». В процессе обсуждения сами родители предложили открыть семейный театр в детском саду.

Начало работы семейного театра

Вначале родители и дети обыгрывали небольшие стишки, народные песенки, потешки «Кошкин дом», «Привяжу я козлика», «Котик и козлик», «Перчатки», стихи А. Барто, С.Маршака. Постепенно, от обыгрывания потешек, стихов, перешли к сказкам «Лиса и кувшин», «Заяц-хвастун», «Чудесные истории про зайца по имени Лек».

К постановке первого спектакля «Репка» мы шли не спеша. Дети узнали по рассказам родителей, что такое репка, как она выращивается, как используется людьми. Так репка-героиня сказки стала не отвлеченным понятием, а вполне осязаемым овощем, который необходимо вырастить, а потом и вытянуть.

Первые выступления детей не усложняли костюмами. Вполне хватает того, что каждый исполнитель держит в руках куклу-прообраз действующего лица. Так ему проще представить себе того, кого он играет. Слов в сказке практически нет, главное слышать, что зовут именно тебя (внучку, Жучку, кошку…), и, выбежав, испытать радость от участия в общем деле.

Следующий этап - желание «расширить» текст. Детям уже недостаточно одной - двух фраз. Так сценарий над сказкой «Репка» обрастает стишками. Примерно так же строилась работа и над другими сказками «Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др. Мы увеличиваем число действующих лиц, так как в сказке их бывает немного, а участвовать хотят все дети, подбираем стихи. Система наших занятий такова, что все дети знают все роли на двух языках - на русском и на тувинском. Сказки мы играем разными составами, меняясь ролями. Распределение роли доверяем детям. Дети почти всегда безошибочно распределяют между собой роли.

Языковая проблема

Однако, процесс развития речи родной тувинской и русской, которой хотим учить детей овладеть на уровне словарного развития, явился проблемой, которую необходимо было преодолеть. Естественно, совместная игра детей с родителями здесь приносит весомую помощь.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

Необходимо было преодолеть возрастную зажатость мышц речевого аппарата, монотонность речи. Проводили систематически кратковременные упражнения и игры для формирования правильного дыхания, дикции, выразительности интонации, развития творческого воображения. Например, традиционные дыхательные гимнастики «Бумажный кораблик», «Морской бой», «Стирка белья», «Звонок»; артикуляционные гимнастики «Хвастливые верблюды», «Попади в цель» и т.д. Использовали варианты игр со скороговоркой, игры на развитие внимания и творческого воображения «Чьи шаги», «Шум на улице», «Хруст яблока», «Шелест листа, ткани, бумаги, клеенки и т.д.

Дети и родители прослушивали запись театральных шумов. Предлагали детям нарисовать отрывок из сценария, например, попробуйте нарисовать, что услышали:

а) где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой);
б) кого встретил колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);
в) какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер);
г) нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей);
д) над каким местом пролетает «ковер-самолет»? (над морем, над лесом, над городом).

Предлагали детям изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку, петуха, корову и т.д. Проводили упражнения на развитие выразительной мимики: Соленый чай. Ем лимон. Сердитый дедушка. Лампочка потухла, зажглась. Тепло - холодно. Встретили хорошего знакомого. Обиделись. Удивились. Испугались. Умеешь лукавить (подмигивание) и т.д.

Предлагали упражнения на воображение: Ребята, представьте, что вы – художники. Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Свежим хлебом, чесноком, сладким медом…). Развитие выразительности и воображения «Танец розы» под красивую мелодию (грамзапись, аудиозапись, собственный напев).

В целом развивали выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д.); умение импровизировать, а также умение придумывать свое, опираясь на полученные знания; способность запоминать текст, музыку и движения (проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная, образная).

Почти у всех детей сумели развить устойчивый интерес (любовь) к театральному искусству, умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле, владение выразительностью речи, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Всегда старались развивать основные навыки театрализованного мастерства – способность сопереживать героем сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц, умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, мимику, движения.

Приобщению взрослых и детей к театральному искусству имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Театрализованные игры обеспечивают социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В связи свыше сказанным совершенствование разработки содержания сценариев театрализованных игр и оформления образовательной среды, включая костюмы, наряды, игрушки, а также отработки методов и педагогических приемов являются всегда актуальными.

Многие театрализованные игры настольные, теневые, игры на фланелеграфе, игры драматизации на пальчиках и с куклами бибабо и другие должны иметь специальные приспособления-средства. Наши дети вместе со взрослыми создают и готовят персонажи, декорации, оформляют сцену.

Виды театрализованных игр

В нашей практике обычны также театрализованные игры с плоскостными моделями, которые развивают эмоционально - чувственную сферу, познавательные процессы, эстетический вкус, творческую фантазию [1]. Инструментами для изготовления персонажей, декораций и атрибутов являлись фанера, лобзик, копировальная бумага, выжигатель, наждачная бумага, краски, лак. Героев сказки переводили с иллюстрации на фанеру, вырезали лобзиком. Вырезанные фигурки обрабатывали, края выравнивали, используя наждачную бумагу, масляную краску. Затем фигурки расписывали с обеих сторон и покрывали бесцветным лаком и укрепляли к подставке. Персонажей плоскостного театра создавали коллективно: родители подготавливали фигурки, дети принимали участие в их художественном оформлении. Плоскостной театр — великолепное украшение интерьера групповой комнаты, спальни, приемной. Фигурки используются не только театрально-игровой деятельности детей, а также на занятиях и во время досуга.

Также часто используем бросовый материал для театрализованных игр. Этот театр развивает творческое воображение, конструктивные способности, закрепление навыков работы с бросовым материалом, совершенствование умений самостоятельно определять последовательность работы. Персонажи: заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух, декорации и атрибуты. Материал изготавливается из пустых коробочек, яиц киндер-сюрприза, шишек. Коробочки обклеиваются цветной бумагой, им придается вид лубяной и ледяной избушек. Из еловых шишек различной величины, окрашенных в зеленый цвет, делаются деревья и кустарники. Яйцам киндер-сюрприза придаются образы персонажей сказки: к ним прикрепляются вылепленные из пластилина уши, хвосты, лапы, приклеиваются глаза. Дети проявляют изобретательность, фантазию как в изготовлении фигурок, декораций, так и в самой игре-драматизации. По мере знакомства с театром и его героями у детей появляется желание объединиться в небольшие творческие группы, что служит естественным условием развития коллективной игры [6].

Театрализованные игры с масками очень любят дети и взрослые. Этот театр развивает эмоциональную сферу, воображения, эстетического восприятия, художественного вкуса [3]. Маски делали из самых тонких полиэтиленовых матрасиков, которые продаются в любом хозяйственном магазине. Их можно легко стирать, изменить гуашью внешнее художественное оформление. Их одевают на подставку. Материал для художественного оформления: вода, белая водоэмульсионная краска, гуашевые краски, кисти, палитра, баночки для воды, стеки, салфетки; для подставки приспособили одинаковые пластмассовые горшочки). Маски украшают интерьер группы, побуждают детей к театрализованной игре, при этом могут использоваться педагогом не только в театрально-игровой деятельности, но и в работе по развитию эмоциональной сферы дошкольников [3].

Театрализованные игры из природного материала очень доступны. Это развивает выразительность речи, воображения, творчества, самостоятельности, формирование умений доводить начатое дело до конца, расширение опыта взаимодействия с детьми и взрослыми [6]. Материал и его особенности изготовления активизируют изобретательность детей, ориентируют в решении возникающих проблемных ситуаций, дают пищу для создания неожиданных образов. В ходе творческой деятельности дошкольники экспериментируют с различными материалами, делают открытия, добиваются личных достижений. Использование игрушек из природного материала возможно как на занятиях, так и в процессе продуктивной и свободной игровой деятельности детей. Дошкольники гордятся своими поделками, относятся к ним бережно, с любовью, охотно играют с ними, разыгрывают известные литературные или придуманные самостоятельно сюжеты [2].

Театрализованная мода с родителями

Здесь знакомят детей с историей костюма, декором и их назначением, развитие творчества, воображения, фантазии, формирование коммуникативных навыков, опыта взаимодействия, воспитание нравственных качеств. Персонажи: куклы «Барби», декорации. Кукла изготавливается из лоскутков цветной и однотонной ткани разной фактуры, пряжи, украшений. Проявление самостоятельности в выборе собственного стиля жизни дети начинают с самого понятного - стиля в одежде. Дошкольники знакомятся с историей костюма и элементами декора, рассматривают иллюстрации, журналы мод. Вместе со взрослыми придумывают и делают эскизы, выкраивают и шьют простые модели для кукол, изготавливают аксессуары. Занятие это необыкновенно увлекательное. Готовые классические, романтические, авангардные костюмы и аксессуары дети используют в ролевых играх, драматизациях. Играют с куклами долго и увлеченно, не только девочки, но и мальчики [4].

Родители не только готовят, но и включаются вместе с педагогами в изготовлении костюмов, нарядов, игрушек вместе с детьми, а также активно участвуют в разработке содержания сценариев театрализованных игр и оформлении образовательной среды.

Проводя эксперимент по реализации двух экспериментальных проектов, во-первых, проект «Семейный театр в детском саду» и, во-вторых, «Проектная деятельность при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации» выявили непосредственную роль театрализованной деятельности детей и взрослых для развития двуязычной речи — государственной общероссийской и государственной тувинской - в условиях Республики Тыва.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васюкова, Н. Развивающий потенциал игр-драматизаций // Детский сад от А до Я.- 2008.- № 4.С.- 36-42.
2. Гераскина Л. Занятия по театрализованной деятельности //Дошкольное воспитание. 2000. № 8. С. 106-110.
3. Майер, А. Система театров в дошкольном образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. - 2009 №4.- С136-143.
4. Сагды Ч.Т., Тугер С.Ю.Театрализованные игры в формировании представлений о семейных отношениях у дошкольников // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Кызыл: РИО ТувГУ.
5. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой.- М.: Мозаика-синтез, 2014.
6. Татаринцева, Н. Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям //Детский сад от А до Я.- М., 2008.- № 4.- С. 43-50.


©  Ч.Т. Сагды, С.Х. Хурен-оол, С.К. Салчак, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru