VIP Studio ИНФО Развитие когнитивных способностей учащихся при обучении грамматике английского языка на материале теории классов
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

И.М. Петрова,  (К.филол.н., доцент, ГАОУ ВПО «Московский городской университет»)

Ю.И. Апарина,  (К.п.н., доцент, ГАОУ ВПО «Московский городской университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Когнитивное развитие
    В статье отражены результаты исследования роли теории классов в процессе изучения такого грамматического явления как порядок следования прилагательных в сложных атрибутивных группах для развития когнитивных способностей обучаемых. Материалом исследования стали протоколы уроков и анкетирование учителей школ и студентов- будущих учителей в ходе проведенного эксперимента. Анализ протоколов уроков проводился с опорой на определенный механизм формирования грамматического навыка, который реализовывался посредством применения учителем на уроке трех компонентной структуры, соответствующих методов и приемов. Проблемой исследования на указанном этапе стало изучение теории классов и ее использование в процессе когнитивного развития учащихся. Основной вывод, который следует из проведенного эксперимента, – это подтверждение эффективности рассматриваемой теории в контексте когнитивного развития учащихся и стремление педагогов к активному внедрению подобных методов обучения при изучении английской грамматики.

Ключевые слова: Когнитивное развитие, обучение грамматике, теория классов, атрибутивные группы.

 

Проблема обучения грамматике английского языка представляет интерес для многих исследователей. Результат этого интереса находит отражение в разнообразных подходах, которые вырабатывают специалисты при рассмотрении вопросов обучения грамматике. В ряду данных подходов рассматривают, например, системный подход [21; 9], коммуникативный подход [12], личностно-деятельностный подход [6], индуктивный подход [8], интерактивный подход [11] и др. Целью применения какого-либо из означенных выше подходов является формирование у учащихся определенных грамматических навыков. В любом случае, формирование грамматических навыков начинается с познавательной деятельности ученика, в процессе которой он постепенно «открывает» для себя систему правил нового языка на основе выделения элемента языковой системы и установлении его функции в обозначении действительности. Как отмечает Н.Н.Никитенко: «… основная задача этапа познания – создать у детей ориентировку в грамматической системе языка через выделение в каждом речевом действии объективных ориентиров для его выполнения»[15].

В рамках данной статьи мы намерены рассмотреть теорию классов, которая обладает значительной объяснительной силой. Наиболее активно данную теорию в исследовании языковых единиц в современном отечественном языкознании использовала О.А. Сулейманова, которая в своих работах показала, что класс, понимаемый как «продукт» когнитивной категоризации, получает отражение в естественном языке. Это, в свою очередь, позволило объяснить ряд сложных грамматических явлений, а именно: через теорию классов может интерпретироваться значение категории неопределенности и, соответственно, употребление неопределенного артикля [18]. Кроме того, эта теория может быть использована для обучения и другим грамматическим явлениям, в частности, при усвоении порядка следования определений в сложной атрибутивной группе.

В ходе исследования роли теории классов для обучения порядку следования компонентов в атрибутивной группе в этой статье мы попытаемся показать какие когнитивные процессы активизируются и как происходит их развитие. Таким образом, предметом исследования в данной статье выступает теория классов, а объектом исследования – когнитивные способности учащихся. Цель настоящей работы - определить, эффективна ли теория классов для развития когнитивных способностей учащихся в процессе изучения грамматики английского языка. В качестве гипотезы данного исследования мы выдвигаем тезис о том, что использование теории классов, в процессе обучения порядку следования компонентов атрибутивной группы, активизирует в сознании обучаемых такие когнитивные процессы как генерализация и конкретизация понятий.

Проблема описания порядка следования определений регулярно становится объектом исследований современных лингвистов. В ряду последних работ в этой области можно упомянуть работы Lars M. Blöhdorn [23], P.H. Matthews [29], а также исследования отечественных лингвистов, например, Е.А Воронцовой [3], Н. С. Молчановой [14] и Е. В. Ивановой [5]. В большинстве учебных материалов при рассмотрении прилагательного присутствует формальное представление данной цепочки в традиционном порядке следования компонентов, например, в работах J. Eastwood [25], M.Foley [26], M. Hewings [28], Т.Ю.Дроздова [4], Крылова, И. П. [7] и др.: opinion, size, quality, age, shape, colour, participles, origin, material, type, purpose.

Как показывают результаты проведенного нами исследования, представленная схема, хотя и выглядит достаточно убедительной, на деле не всегда позволяет успешно использовать ее в процессе обучения в силу того, что на практике обучаемые часто забывают именно данную последовательность. Это обстоятельство обусловило необходимость поиска более эффективных подходов к решению означенной задачи. В результате, проведя анализ литературы по рассматриваемому вопросу, мы пришли к заключению, что теория классов позволяет организовать обучение этому правилу таким образом, что у учащихся активизируются когнитивные механизмы и повышается успешность выполнения заданий.

Объяснительная природа теории классов может быть продемонстрирована на примере из работы M. Halliday: «Так, говоря о таком понятии, как trains, можно выделить несколько классов: electric trains, passenger trains, toy trains». Согласно M. Halliday, в атрибутивной группе, включающей следующие компоненты, как: Deictic, Numerative, Epithet and Classifier иногда одно и то же слово может функционировать как эпитет или как классификатор с некоторым изменением значения, например, fast trains могут обозначать либо ‘trains that go fast’ (fast = Epithet), либо ‘trains classified as expresses’ (fast = Classifier) (Halliday 2014: 364). Важно отметить существенное отличие между эпитетами и классификаторами, которое заключается в том, что классификаторы не имеют степеней сравнения и не сочетаются со словами усилителями. Нельзя сказать a more electric train или a very electric train. Выступая в качестве классификатора, слово вступает в достаточно большое количество разнообразных отношений в рамках таких категорий, как например, material, scale and scope, purpose and function, status and rank, origin, mode of operation [27].

Большинство классов предметов организованы в форме таксономий: a wild strawberry является разновидностью strawberry, которые входят в класс berry, который, в свою очередь, является элементом класса fruit, а если обобщать далее – класса food.

Таким образом, теория классов позволяет нам сделать акцент на включенность предмета в определенный класс, активизируя процессы категоризации в сознании обучаемых. Как отмечает Дж. Лакофф, «эффективность когнитивных процессов, например, при изучении и запоминании, зависит от общей структуры концептуальной системы и от того, что эти концепты значат» [10]. Данные теоретические положения легли в основу разработанного нами спецкурса для будущих учителей английского языка и экспериментального исследования, направленного на изучение процесса развития когнитивных способностей учащихся, при использовании теории классов в ходе обучения грамматике английского языка.

Для решения поставленных задач были определены основные методы практического исследования, а также были изучены актуальные для данной статьи вопросы подготовки будущих учителей иностранного языка [20; 22; 17; 13; 2; 1]. Из множества методов эмпирического исследования были выбраны наблюдение (фиксация речевых воздействий учителя), протоколирование уроков, анкетирование и беседа (фиксация субъективных мнений респондентов).

В качестве эмпирического исследования – наблюдения за развитием когнитивных способностей учащихся в процессе работы учителя с классом – применялось протоколирование уроков, фиксация применяемых учителем методов и приемов, способствующих развитию когнитивных способностей учащихся при обучении грамматике английского языка на материале теории классов на уроке иностранного языка.

Анализ протоколов проводился с опорой на структуру формирования грамматического навыка, выраженных через применение учителем на уроке трех компонентной структуры и соответствующих методов, и приемов: ознакомление, тренировка и применение. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На этапе констатирующего эксперимента проводилось протоколирование уроков учителей средних общеобразовательных №№ 1210, 1005, 1874 города Москвы в количестве 32 человек.

Полученные экспериментальные результаты определили ход дальнейшего исследования. Был начат поисковый этап нашего эксперимента, состоящий в поиске возможных путей решения проблемы. Учителя- респонденты были ознакомлены с теоретическими положениями нашего исследования, включающими теорию классов употребления прилагательных. По окончании ряда методических объединений по программе «Когнитивное развитие учащихся при обучении английской грамматики на материале теории классов» было проведено протоколирование уроков у 32 учителей иностранного (английского) языка из 3 школ.

На формирующем этапе респондентам был прочитан разработанный нами спецкурс по теме «Развитие когнитивных способностей учащихся при изучении английской грамматики на материале теории классов» в количестве 10 часов – 2 часа лекций и 8 часов практических занятий. В том числе в формирующем и контрольном эксперименте принимали участие 23 студента 5-х курса МГПУ, обучающиеся в Институте Педагогики и Психологии Образования и Институте Иностранных языков.

Студенты МГПУ обучались на занятиях по специально разработанному спецкурсу «Развитие когнитивных способностей учащихся при изучении английской грамматики на материале теории классов» в процессе семинаров, деловых игр с реализацией разработанной нами системы упражнений в курсе.

Учителя школ обучались по спецкурсу «Развитие когнитивных способностей учащихся при изучении английской грамматики на материале теории классов» на курсах повышения квалификации, ежегодно проводимых на факультете начальных классов МГПУ.

Анализ научно-методической литературы и собственный опыт свидетельствует о том, что средством развития компетентности в области развития теории классов могут служить деятельностные средства обучения – упражнения и деловые игры. В качестве типологии упражнений выбраны лексико-грамматические упражнения и формируемая в них лингвистическая компетентность.

Заключительный контрольный этап, заключался в протоколировании уроков учителей иностранного языка и студентов- респондентов. Сопоставление экспериментальных данных до и после формирующего этапа эксперимента дало нам возможность обосновать основные положения гипотезы и практически реализовать возможности развития когнитивных способностей учащихся при изучении английской грамматики на материале теории классов в образовательном процессе.

Будущие педагоги (МГПУ) и практикующие учителя рассматривают теорию классов как средство развития когнитивных способностей учащихся (95,8 % ответов).

Необходимость обучения учащихся теории классов поэтапно от употребления двух прилагательных, принадлежащих к разным классам до четырех -пяти, когда учащиеся оказываются на более высоком лингвистическом уровне понимают (70,8%).

Когнитивное развитие понимается респондентами как мотивированное и осмысленное обучение посредством целенаправленного педагогического воздействия (76,7%), спонтанное развитие (23,3%).

Стремление к совершенствованию своей профессиональной компетентности в области когнитивного развития учащихся характерно для 96,7% опрошенных.

Наиболее действенными и эффективными средствами для когнитивного развития учащихся при изучении английской грамматики студенты считают расширение познавательного пространства учащихся относительно теории классов (23,3%), обозначение проблемы употребления прилагательных, принадлежащих к разным классам в английском языке (13,3%), организация порядка учебных действий при распределении прилагательных на классы и употреблении в соответствии с установленным порядком (20%), организация индивидуальной, групповой (парной) формы работы (13,3%), формирование внутренней мотивации к грамотному применению классовой теории употребления прилагательных (20 %).

По итогам опроса респондентов МГПУ можно заключить, что в подавляющем большинстве случаев респонденты однозначно и достаточно комплексно понимают значение применении теории классов для когнитивного развития школьников при изучении английской грамматики.

Проведенное анкетирование продемонстрировало, что осведомленность студентов и школьных учителей о путях применении теории классов для когнитивного развития школьников при изучении английской грамматики не превышала 30 %. Анализ результатов анкетирования показал достаточную осведомленность респондентов о теории классов, меньшую, однако, о путях когнитивного развития учащихся при изучении английской грамматики.

Принимая во внимание контингент испытуемых и анализ результатов поискового и констатирующего эксперимента, была разработана программа и варианты ее реализации для студентов - будущих учителей и практикующих учителей иностранного языка.

Реализуя методическое обеспечение программы, мы опирались на такие принципы подбора дидактического материала: принцип профессиональной ориентированности; принцип метапредметности; принцип интегрированности проблемного и контекстного подходов при отборе материалов и заданий для занятий.

В процессе обучения путям когнитивного развития учащих, отбирались такие методы, приемы. пути и средства обучения, которые стимулируют речевую активности учеников, гибко управляют учебной деятельностью школьников. Задания примнялись по принципу постепенного усложнения: от репродуктивных к конструктивным, требующим от учащегося решения лингвистической задачи.

Результаты заключительного этапа эксперимента дали возможность сделать выводы об эффективности проведенной нами работы, ее практической целесообразности и практической значимости. Протоколирование уроков и наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в школе по итогам эксперимента дало возможность получить следующие данные. В процессе анализа результатов контрольного этапа наблюдались позитивные изменения в части когнитивного развития учащихся при изучении английской грамматики.

Если сравнить результаты констатирующего и контрольного этапа, можно констатировать принципиальные различия. В среднем по всем наблюдаемым педагогам частота дидактических воздействий, направленных на формирование когнитивного развития учащихся увеличилась в 1,6 раза (с 17,8 до 29,8).

Важный вывод, который можно сделать из эксперимента, – это стремление всех педагогов к когнитивному развитию учащихся при изучении английской грамматики.

Общий итог экспериментальной работы позволяет увидеть, что когнитивное развитие учащихся при обучении английской грамматике осуществляется посредством внедрения трех ступенчатого подхода к формированию умения применения теории классов. В процессе специально разработанного обучения учитель английского языка осваивает методы и приемы организации работы учащихся при формировании навыка применения теории классов с целью их когнитивного развития при изучении английской грамматики на уроке иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апарина Ю.И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов - будущих учителей начальных классов и иностранного языка: Дисс. канд. пед. наук. - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 206 с.
2. Будник А.С. Межкультурная коммуникативная компетенция в составе профессиональной компетентности учителя иностранного языка //В сб.: Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования. Материалы международной конференции, посвященной памяти Профессора Галины Владимировны Роговой в связи со 100-летием со дня рождения. Под общей редакцией Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой. 2017. С. 76-79.
3. Воронцова, Е.А. Формально-содержательная асимметрия в сфере частей речи как основа их функционального сближения (на материале класса прилагательных в английском языке). – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2015. 142с.
4. Дроздова Т.Ю., Маилова В.Г., Берестова А.И. English Grammar: Reference and Practice. Version 2.0.- СПб.: Антология, 2012. -424с.
5. Иванова Е. В. Когнитивно-прагматические аспекты синтаксической организации высказываний с цепочками перцептивных прилагательных в современном английском языке: автореферат дис. ... кандидата филологических наук - Уфа, 2017. - 19 с.
6. Коротеева О.В. Обучение младших школьников грамматике английского языка на основе личностно-деятельностного подхода //В книге: Современные технологии обучения иностранным языкам в вузе и школе Тезисы докладов научной конференции. 1997. С. 13-15.
7. Крылова И. П. Грамматика современного английского языка: учебник для студентов институтов и факультетов иностранных языков / И. П. Крылова, Е. М. Гордон. - 15-е изд. - Москва : Университет, 2009 (Киров: Дом печати - Вятка). - 443 с.
8. Куприенко В.А. Обучение грамматике английского языка детей младшего школьного возраста с использованием индуктивного подхода //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 30. С. 215-219.
9. Лаврова Н.В., Поманисочка Э.В. Cистемный подход в обучении грамматике английского языка на среднем этапе в школе//В сборнике: Актуальные проблемы лингводидактики и методики организации обучения иностранным языкам сборник научных статей. Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары, 2014. С. 194-198.
10. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории яз. говорят нам о мышлении - М. : Яз. славян. культуры, 2004. - 792 с.
11. Мартовицкая О.С., Путистина О.В. Интерактивный подход к обучению грамматике на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе //В сборнике: Язык. Речь. Коммуникация сборник научных статей. Мурманск, 2016. С. 178-181.
12. Мелёшкина И.Д. Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка //В сб.: Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам сборник научных статей. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2015. С. 147-153.
13. Межина А.В., Шоу Э. Особенности формирования коммуникативной компетенции учителя иностранного языка на уровне бакалавриата и магистратуры В сборнике: Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков. Материалы международной конференции. Под общей редакцией Е.Г. Таревой, Л.Г. Викуловой. 2016. С. 97-103.
14. Молчанова Н. С. Семантические связи в синкретических формах типа существительное / прилагательное в английском языке: автореферат дис. ... кандидата филол. наук: 10.02.04 / Молчанова Наталья Сергеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. экон. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2016. - 24 с.
15. Никитенко З.Н. Развивающая технология как инструмент реализации методической системы иноязычного образования в начальной - Москва: Прометей, 2012. - 205 с.
16. Никитенко З.Н.Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе - Москва : МПГУ: Изд-во Прометей, 2011. - 191 с
17. Рыбакова Н.А. Проблема содержания подготовки студентов по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в условиях бакалавриата // Педагогика и просещение. 2015 №1. с.28-35 v18. Сулейманова О.А.Некоторые семантические типы субстантивов и их актуализаторы весь/целый и all/whole: автор. дис. … канд. филол. наук. М., 1987.
19. Сулейманова О.А. Category of definiteness / indefiniteness in didactic perspective//Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 1 (56). С. 203-209.
20. Сулейманова О.А. Развитие научного потенциала высшей школы: к вопросу об оптимизации преподавания теоретических дисциплин в системе бакалавриата //Иностранные языки в высшей школе. 2017. № 1 (40). С. 60-65.
21. Сурикова-Камю Л.Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода//Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-2. С. 61-63.
22. Щепилова А.В., Сулейманова О.А., Фомина М.А., Водяницкая А.А. Учет фактора адресата в современном образовательном дискурсе//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 3 (27). С. 68-82.
23. Blöhdorn Lars M. Postmodifying Attributive Adjectives in English: An Integrated Corpus-based approach- PeterLang – 2009.201 pages
24. Connor F. Meaning of Syntax: A Study in the Adjectives of English - Routledge.-The Taylor & Francis Group. - 2014 . 304 pages
25. Eastwood J. “Oxford guide to English grammar”.- Oxford University Press. 2002. 453p.
26. Foley M., Hall D. “Advanced Learner’s Grammar. A self-study reference and practice book with answers” / Pearson Education Limited, 2008. 384p
27. Halliday M.A.K. Halliday’s Introduction to Functional Grammar. Fourth edition– Routledge. The Taylor & Francis Group. 2014. 808p.
28. Hewings M. Advanced Grammar in Use. - Cambridge University Press. 2002. 340p
29. Matthews P. H. The Positions of Adjectives in English – Oxford University Press - 2014 - 288 pages
30. Side R., Wellman G. Grammar and Vocabulary for Cambridge Advanced and Prifeciency. – Pearson Education Limited. 2000. 286p.


©  И.М. Петрова, Ю.И. Апарина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru