VIP Studio ИНФО Организация семейного досуга в учреждениях дополнительного образования с участием родительской общественности: методические рекомендации
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.А. Науменко,  (Аспирант, Московский городской педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Семейный досуг
В статье представлен практический опыт организации семейного досуга в учреждениях дополнительного образования с привлечением к участию родительской общественности. Автором разработаны формы и методы работы с родительской общественностью при организации семейного досуга, представлен комплекс методических рекомендаций.

Ключевые слова: Семейный досуг, учреждения дополнительного образования, родительская общественность, методические рекомендации.

 

Дополнительное образование является независимым структурным компонентом всей системы образования, тем самым, реализуя принцип непрерывности. Современная система дополнительного образования – это не только отдельные учреждения, направленные на развитие тех или иных способностей детей и подростков, это система, дающая возможность получения дополнительного образования в любой образовательной организации, начиная с дошкольной.

Проведенное нами научное исследование (2016-2018гг), позволяет сделать вывод, что современная система дополнительного образования является развивающим пространством для ребенка и его семьи, направленным на организацию семейного досуга. При этом, важной задачей для современной системы учреждений дополнительного образования является организация комплексного взаимодействия учреждений дополнительного образования с родительской общественностью в вопросах организации семейного досуга.

Семейный досуг – это вид развивающей деятельности, определяющий возможности для каждого ее участника по реализации здорового образа жизни, духовного развития, личностного роста при учете индивидуальных интересов и потребностей [4, с. 92]. На сегодняшний день в социальной педагогике не разработано достаточно четкой концепции педагогически направленной системы организации досуга семьи. В этой же связи нуждаются в переоценке возможности специально создаваемых структур для предоставления многообразных рекреационных услуг различным категориям населения, и в первую очередь молодым семьям, имеющим детей [3, с. 91].

Актуальным является вопрос методического сопровождения организации семейного досуга в учреждениях дополнительного образования с родительской общественностью. С целью комплексной организации семейного досуга в учреждениях дополнительного образования с родительской общественностью нами были разработаны методические рекомендации для системы дополнительного образования.

Первой рекомендацией для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью являются организационные требования к структуре мероприятия (занятия) в системе дополнительного образования. Мероприятия для родителей по организации семейного досуга в системе дополнительного образования следует начинать вовремя. Необходимо выдерживать темп и ритм мероприятия, при этом, обязательным условием является реализация индивидуального подхода к каждому участнику занятия. Правильное начало - положительно настраивает на работу. Очень важно создавать на занятиях атмосферу заинтересованности и активности.

К основным требованиям организации мероприятий мы относим:

  • тщательную подготовку к мероприятию. Важно использовать учебный план занятия и соблюдение основных его пунктов;
  • своевременную подготовку и начало занятия;
  • достижение привлекательности занятия, поддержания интереса к нему;
  • стремление к увеличению эффективности и рациональности занятия;
  • использование продуманных методов, приемов и содержания работы. Контролируйте темп занятия, помогайте родителям и детям поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу;
  • обязательное подведение итогов занятия.

Вторая методическая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью касается организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования с целью организации семейного досуга.

Педагог дополнительного образования совместно с администрацией и педагогическим коллективом учреждения определяет структуру взаимодействия с родительской общественностью по вопросам организации семейного досуга. При этом обязательно:

  • учитывать добровольность включения в деятельности объединения;
  • правильно поставить цель при организации планирования работы объединения;
  • совместное участие в выявлении проблем, принятии решений и организации их выполнения;
  • поддерживать участников как эмоционально, так и ресурсно при работе.

Кроме того, важной задачей педагога системы дополнительного образования является реализация нравственно-патриотического воспитания обучающихся. Здесь важно, чтобы воспитательные мероприятия включали в себя вопросы гражданско-патриотического формирования личности. Важно, мотивировать детей и подростков на достижение созидательной деятельности, личных достижений, устремленных на благополучие в обществе. Использовать государственную символику на занятиях и уроках, а также в рамках организации мероприятий, касающихся гражданско-патриотического воспитания и формирования у молодого поколения эмоционально-положительных социальных установок, вырабатывания ответственной гражданской позиции. Важным аспектом является также создание условий для стимулирования и активизации участия обучающихся в мероприятиях, посвященных значимой общественной деятельности, например, участия в волонтерском движении для оказания самой различной помощи нуждающимся в ней (ветеранам войны и труда, сиротам, инвалидам и другим категориям граждан).

Учитывать в своей работе возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка - является третьей рекомендацией по работе с родительской общественностью в системе дополнительного образования. Это позволяет, в полной мере, реализовать индивидуальный подход к членам семей во всех видах деятельности. Знание индивидуально-типологических особенностей участников досуговых мероприятий позволяет более продуктивно строить занятие, выбирать более подходящие виды деятельности.

Четвертая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга: педагог в своей работе должен максимально использовать различные технологии обучения. К таким современным технологиям относят:

  • технологии современного творческого воспитания;
  • технологии коллективного взаимообучения;
  • технологии адаптивной системы обучения;
  • технологии полного усвоения;
  • технологии разно уровневого обучения;
  • технологии исследовательского обучения;
  • технологии модульного обучения.

Данные технологии позволяют относиться к семье как к субъекту обучения, а к педагогу, как к организатору творческого обучения. Благодаря данным технологиям процесс обучения носит активный характер, у членов семьи более интенсивно проходит процесс познавательного развития. В условиях данных технологий, знания являются средством развития их способностей.

Пятая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга: педагогу дополнительного образования очень важно заниматься саморазвитием и самообучением. В условиях развития стратегии дополнительного образования важно постоянно следить за научной литературой, практическими разработками коллег.

Результаты деятельности педагога дополнительного образования проявляются в реализации поставленных целей его работы и отражают уровень эффективности и целесообразности воспитательно-образовательного процесса учреждения дополнительного образования.

К основным критериям оценки деятельности педагога дополнительного образования в образовательном учреждении относят:

  • наличие личностно-ориентированной воспитательной системы;
  • уровень развития у обучающихся потребности в самообразовании, самовоспитании, самоуправлении;
  • степень развития у обучающихся таких умений, как: принятие решения в сторону нравственности; саморегуляция поведения и поступков; анализ, оценка и контроль своих действий;
  • осмысление обучающимися понятий достоинства личности, осознание жизни как высшей ценности, само ценности; оптими­стическое мировосприятие, умение ставить цели и достигать их, стремление в определении смысла жизни, стремление к духовно-нравственным идеалам;
  • усвоение образцов этически-нравственного, культурного поведения;
  • адекватное восприятие и реакция в отношении воспитательных воздействий.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности при наборе детей в объединения — вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто начинающие педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы. По данным психологов 87 % начинающих педагогов ставит на первое место именно отсутствие навыка преподавания, общения с детьми [6, с. 62].

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Начинающему специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Начинающим педагогам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять [5, с. 89].

Шестая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью рекомендует педагогу дополнительного образования изучать возможности, потребности, достижения обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных дисциплин, программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучения, воспитания, развития.

Седьмая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга направлена на организацию обучения и воспитания в сфере дополнительного образования, которая должна осуществляться с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний.

Восьмая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга связана с тем, что в системе дополнительного образования необходимо организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности.

Девятая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга направлена на использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

Десятая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга направлена на осуществление профессионального самообразования и реализации педагогов дополнительного образования, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.

Одиннадцатая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга: важно в области культурно-просветительской деятельности: изучить, сформировать и реализовать потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организации культурного пространства.

Двенадцатая рекомендация для работы в системе дополнительного образования с родительской общественностью по организации семейного досуга: педагог дополнительного образования должен быть готов к проведению научно-исследовательской деятельности: сбору, анализу, систематизации и использованию информации по актуальным проблемам науки и образования; разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности; проведению экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

Стратегия сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно. Среди таких проблем: совместная забота о здоровье детей; формирование и развитие интересов, ценностных ориентации в сфере культуры, досуга, самообразовательной деятельности; выявление одаренности и развитие способностей ребенка; содействие в достижении ребенком благоприятного статуса в группе ровесников или разновозрастном творческом коллективе; развитие культуры поведения юношей и девушек; установление взаимопонимания между разновозрастными поколениями семьи.

Для успешного взаимодействия специалистов учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника необходимо: постоянное обновление содержания, форм, методов работы с родителями; пробуждение у родителей интереса к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний; расширение сферы совместной деятельности, общения педагогов и родителей с детьми [7, с.35]. По нашему мнению, наиболее востребованными может быть цикл культурно-досуговых программ для детей и родителей с целью повышения качества организации семейного досуга. Программа работы может включать в себя методики стимулирования потребностей родителей в общении с театральным и другими видами искусств, стимулирования семейного художественного творчества, потребности в занятиях физической культурой и спортом, реализации воспитательного потенциала семейных праздников.

В условиях педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования с родительской общественностью работа, направленная на повышение культуры семейного досуга, характеризуется усовершенствованием традиционных и появлением новых форм сотрудничества субъектов образовательного процесса, использованием инновационных методов просветительной, образовательной, воспитательной и рекреационной работы с родителями. Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха, в современных условиях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью [1, с.76]. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности [2, с. 44]. В сфере свободного времени человек всегда ищет занятия, способные компенсировать то, чего он не дополучает в течение рабочего дня. Для полноценного проведения досуга необходим определенный психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие [8, c. 45].

Таким образом, представленные методические рекомендации, разработанные в целях оказания методической помощи в работе с родительской общественностью в системе дополнительного образования, направлены на организацию социально оправданного интересного семейного досуга в учреждениях дополнительного образования с участием родительской общественности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабаева Е.В. Творческая самореализация молодежи средствами социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению материалы X Международного форума: 22-23 апреля 2016 года, Москва; Вып. 10. — М.: МГИК, 2017. 240 с. — С. 76-79
2. Ганьшина Г.В. Психолого-педагогические основы рекреации и анимации. — М.: МГПУ, 2016. — 98 с.
3. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В., Старых Л.В. Формирование здорового образа жизни семьи средствами рекреативных технологий. Современные проблемы науки и образования. — 2017. № 3. — С. 91-99
4. Грибкова Г.И. Умеркаева, С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея// Социально-культурное партнерство: вуз - музей - библиотека в условиях инновационного развития/ Бакланова Т.И., Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И.–Москва, 2016. –С. 90-99.
5. Киселева О.И., Медведь Э.И. Исторический экскурс педагогических основ формирования эстетической культуры личности / Медведь Э.И., Киселева О.И. // В сборнике: Российская наука в современном мире. Сборник статей международной научно-практической конференции. Отв. редактор: Соловьев В.Б.. 2015. — С. 88-98.
6. Левина И.Д. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры / И.Д. Левина, Н.А. Опарина // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 3 – С. 62-65.
7. Науменко А.А., Умеркаева С.Ш. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с родительской общественностью как форма организации семейного досуга. ФЭН-НАУКА. — № 7 (46), 2015. 44 с. — С.34-36
8. Формирование здорового образа жизни современной семьи: коллективная монография / Бабаев А.В., Бабаева Е.В., Ганьшина Г.В., Григорьева Е.И., Грибкова Г.И., Заварина С, Ю., Муравьева Ж.В., Старых Л.В./ под ред. Г.В. Ганьшиной. — М.: ГГТУ, 2017. — 205 с.


©  А.А. Науменко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru