VIP Studio ИНФО Особенности социального развития детей дошкольного возраста КНР
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Ли Сицай,  (Аспирант, Московский педагогический государственный университет; Доцент, Вэйнаньский педагогического университет, ВПУ КНР)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Социальное развитие
    Исследования, проведенные китайскими педагогами и психологами, еще не сформировали четкого концептуального определения и структурной системы социального развития детей дошкольного возраста, но все они подчеркивают, что социальное развитие детей должно выражаться в обучении их правильному отношению к себе, делам, другим людям и коллективу. Ученые считают, что игра выполняет чрезвычайно важную роль в социальном развитии дошкольников. Однако в практике китайского дошкольного образования, учителя в основном фокусируют своё внимание на обучение знаниям и не уделяют должного внимания тому, как содействовать социальному развитию детей дошкольного возраста. По сравнению с Китаем в Российской Федерации придается большое значение содействию социальному развитию детей дошкольного возраста по различным направлениям и уделяется больше внимания обучающим играм. Тем не менее, есть еще много возможностей для развития исследований в области подготовки педагогов к использованию игр для социализации дошкольников. Исследования в области социального развития детей дошкольного возраста в Китае и России в будущем, по-нашему мнению, должны быть сосредоточены на изучении и реализации педагогических условий эффективного использования игр для социального развития дошкольного возраста.

Ключевые слова: Социальное развитие, особенности социализации дошкольников КНР, подготовка педагогов к использованию игр для социализации детей дошкольного возраста.

 

Старшие дети (дети 5-6 лет) находятся в переходном этапе между дошкольным и начальным образованием. Этот этап обучения не только способствует приобретению ими знаний и навыков, но и готовит к обучению в начальной школе. В то же время они не можем игнорировать тот факт, что они дети. Мы можем различными путями и средствами способствовать социальному развитию детей дошкольного возраста, которое окажет значительное влияние на дальнейшее развитие детей. Педагогам необходимо понимать цели и содержание, особенности социального развития детей дошкольного возраста, решать проблемы, существующие в социализации детей старшего возраста. Только таким образом можно способствовать их личностному развитию и успешной адаптации в обществе.

1. Концепция и содержание социального развития

Социальное развитие является важным аспектом психологического развития детей младшего возраста. Чжоу Цзункуй (1992), Шэнь Цзилянь (1993) и Чэнь Йими (1994) интерпретируют социальное развитие детей как неинтеллектуальное развитие и интерпретировали его как просоциальное поведение, осознание своей половой принадлежности, самосознание, отношения со сверстниками, агрессивное поведение и т. д. [1] [2] [3] , Панг Лицзюань и Ян Цзе (1997) полагают, что социальное развитие детей включает в себя развитие социальных эмоций, развитие социального познания и развитие социального коммуникативного поведения, способностей и развитие межличностных отношений. [4]

В Постановлении «Руководство по обучению и развитию детей в возрасте от 3 до 6 лет» (2012 г.), обнародованном Министерством образования Китая, подчеркивается, что межличностное общение (включается желание общаться и дружить со сверстниками, и проявлять уверенность, самоуважение и самостоятельность, заботиться о близких) и социальная адаптация (адаптироваться в детском коллективе, соблюдать важнейшие нормы общественного поведения, соблюдать дисциплину, уметь подчинятся общим правилам в коллективе) составляют основное содержание социального обучения для детей дошкольного возраста, а также основным способом их социального развития. [5]

Чжоу Шихуа, Ци Житао (2012) и Чжан Ийли (2016) раскрывают важнейшие характеристики развития дошкольников и определяют соответствующие образовательные мероприятия, направленные на совершенствование их самосознания, межличностного общения, социального познания и гендерной принадлежности, социального взаимодействия, развития личности в современном поликультурном мире. Они также подчеркивают важность подготовки педагогов к осуществлению успешного социального развития детей. [6] [7]

Российские ученые также придают большое значение социальному развитию детей старшего дошкольного возраста, исследуют педагогические условия социализации детей. И.Ю.Кузнецова(1988) выделяет три основные этапа социализации, связанные с формированием ценностных ориентаций подрастающего поколения. «На первом этапе происходит осознание тех или иных ценностей и образование на этой основе определенных ценностных представлений, которых выступают исходным «строительным материалом», являя собственный индивидуальный опыт личности. Важную роль в этот период играет семья, родители, вторичные факторы социализации (дошкольные, школьные учреждения, группы сверстников и ближайшая окружающая социальная среда) [8]. Пятница Т. В. (2011)отмечает, что обычно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшую окружающую среду); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через опыт и осознание) [9]. По мнению Леонтьева А.А.,(1999) социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию нельзя также сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию, т.е. овладение ими совокупностью общественных норм и отношений к окружающему миру: к обществу, человеку, себе. [10]

На основе сопоставления концептуальных положений социального развития дошкольников в Китае и России, мы можем констатировать, что в исследованиях ученых посвященных этой проблеме есть и общие подходы, например, определены важнейшие категории и направления социального развития дошкольников: самосознание, межличностное общение, социальная адаптация и социальная среда, социальные нормы, социальная культура и т.д. Ученые двух стран единодушны во мнении, что управление социальным развитием детей должно быть воплощено в педагогическом руководстве детьми, как правильно относиться к себе, делам, человеку и коллективу. Исследователи считают, что суть социального развития детей - это процесс «роста», в котором маленькие дети взаимодействуют с другими людьми и окружающей средой, то есть процесс становления квалифицированной (компетентной) социальной личностью[11]. Многие ученые прогнозируют, что с развитием общества исследовательский контент детского социального развития будет далее распространен на новые сферы, такие как социальное потребление и информационные технологии.

2. Характеристики и методы социального развития детей старшего возраста

В «Руководстве по воспитанию детей дошкольного возраста» (2001 г.), «Руководящих принципах обучения и развитии детей в возрасте 3-6 лет» (2012 г.) и «Правилах работы в детских садах» (2016 г.), обнародованных Министерством образования КНР, подчеркивается, что «социальное образование характеризуется рядом особенностей. Исследования, активная деятельность, восприятие прямого опыта, деятельность и игры - это основные способы обучения маленьких детей ». Отмечается, что детские сады должны использовать игры в качестве важной формы всестороннего развития для детей дошкольного возраста» [12] [13]. Новые стандарты дошкольного образования в России ориентируются на культивирование детских ценностей и повышение роли игры в образовании детей. Считается, что детство является важным самоценным этапом развития ребенка и не должно ограничиваться подготовкой к начальной школе. Медведев Д.А. отметил, что новый стандарт дошкольного образования не может быть дубликатом начальной школы, и ему следует уделять больше внимания воспитанию детской личности. [14]

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне чувствует, придумывает, творит, воображает. [15]

Анализ важнейших китайских и российских документов об образовании и взглядов ученых двух стран свидетельствует, что игры выполняют ведущую, определяющую роль в развитии детской социальной жизни. Однако в практике образования в Китае исследователи и дошкольные педагоги в основном фокусируют свое внимание на обучении знаниям и подготовке к поступлению в начальные классы школы. Не обращают должного внимание на социальное развитие детей. Некоторые передовые детские сады обращают внимание на социальное развитие детей дошкольного возраста, но не оценивают те игры, как мощное средство социализации дошкольников.

В «Руководящих принципах обучения и развитии детей в возрасте 3-6 лет» (2012) содержатся конкретные предложения и рекомендации, направленные на социальное развитие дошкольников КНР, включая показатели межличностной коммуникации и социальной адаптации. Например, подробно раскрывается роль воспитателей и педагогов в формировании у детей таких социальных умений, как готовность адаптироваться в конкретной окружающей социальной среде, понимать и принимать мнение других людей, иметь собственное мнение и прислушиваться к мнениям других. Например, при недружественном поведении детей при соперничестве за игрушку, педагогам рекомендуется проводить детей к анализу и оценке своего поведения. Взрослые предлагают детям подумать, учат их понимать мнения и чувства других детей, мирно, по-доброму разрешать конфликты и споры. В Китае детские сада придают большое значение созданию благоприятной для образования предметно развивающей среды. В детских садах существует традиция рисования детьми «Трех символов» и «Дисциплинарных правил» и остальных контентов традиционной Китайской культуры. В детских садах построены мини-магазины и библиотеки, в аудитории устроены разные зоны: «уголок для чтения», зона практики, игры и др. Они призваны содействовать обогащению социального опыта детей, развитию умений сотрудничества и межличностной коммуникации. Кроме того, много внимания уделяется практическому освоению детьми правил и норм вежливого общения со сверстниками и взрослыми. Например, утром дети приучаются здороваться друг с другом и со взрослыми, прощаться, покидая детсад, соблюдать дисциплину в группе детского сада, соблюдать тишину и порядок во время обеда, оказывать взаимопомощь друг другу и т.д. Учители осуществляют социальное развития детей только по методике объяснения. Например, рассказывают классические сказки для китайских детей, «Волк идет», « Детский сад - мой дом», чтобы воспитать честность детей и чувство партнерства и сотрудничества. Педагоги организуют и проводят с детьми свободные, творческие игры (самостоятельно выбранная детьми тема, чтобы понимать и творчески выполнять социальную роль) и тематические мероприятия (например, «игры в семью», «отмечаем праздник детей»). Дети более узнают о культуре своей страны, важнейшие норма поведения. Только некоторые учители организуют с детьми сюжетно-ролевые игры (например, «кукольный дом», «переходить дорогу» и др.). В этих играх дети сами выбирают свою роль. Используются и творческие игры (например, «парикмахерская», «такси» и другие игры). Дети выполняют разные роли и могут импровизировать, проигрывая разные ситуации. В детских садах часто используются подвижные, спортивные игры («муравьи двигают бобы», «маленькие гекконы ловят насекомых» и др.). В играх у детей формируются умения сотрудничать, готовность совместно решать проблему. Педагоги приобщают детей в игровой форме к посильному труду (например, учителя и родители приводят детей собирать клубнику и виноград).

В России обращают больше внимания на использование разнообразных форм и методов социального развития старших дошкольников. Например, Попова А. Д.(2015)считает, что педагог может создать программу сопровождения социализации детей в игровой деятельности и использовать в ней следующие методы и приемы: 1) Развивающие игры; 2) Упражнения; 3) Тренинги; 4) Психогимнастика; 5) Рисование; 6) Беседы. [16] Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель. В дошкольном образовании Китая и России большое внимание уделяется использованию игры в социализации детей. Многие российские ученые считают, что сюжетно-ролевая игра - важное условие успешной социализации ребенка-дошкольника. Словесная игра «Угадай, о ком я говорю!»(Цель: закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми.),«Подбери то, что тебе нужно для работы»(Цель: обогатить словарь детей профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер),Игра «Не пропусти профессию»(развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора)и т.д. [17]

Анализ педагогических условий социального развития детей дошкольного возраста

Климина.Л.В. (2013) подчеркивает, что развитие дошкольного образования и качества учителей имеет решающее значение[18]. В настоящее время Китай придает большое значение непрерывному образованию и обучению педагогов дошкольного образования. Министерство образования специально разработало «национальную учебную программу» для повышения квалификации учителей дошкольного образования. Однако есть такие вопросы, как общий уровень подготовки и чрезмерная формализация учебного процесса. Педагоги не готовы к самообразованию и повышению своей квалификации. Воспитатели детских садов в целом признают, что игры выполняют существенную роль в социальном развитии маленьких детей. Однако, многие педагоги затрудняются в выборе социально направленных игр для детей, имеют недостаточно четкие представления о методике организации и проведения игр, не всегда объективно могут оценить эффективность игр в социализации дошкольников.

Актуальной для дошкольного образования Китая является проблема социального развития детей через обучение. Это также практическая проблема, которая должна быть решена в дошкольном образовании на сегодняшний день. Она также вызывает серьезную озабоченность у российских педагогов и исследователей дошкольного образования. Осознается потребность в совершенствовании теоретической и методической подготовки педагогов дошкольного образования. Внимание педагогов-исследователей Китая сегодня сосредоточено на решении проблем: способы коммуникации учителей с родителями детей, совершенствование социального развития детей, сотрудничество детского сада, семьи и общественных организаций в образовании детей дошкольного возраста.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ДжоЦзункуй. «Социализация младенцев».[M]Хубэй:Хубейское детское издательство.1993. 242-268
2. Шэнь Цзилян.и т.д. «Прогресс современной детской и подростковой психологии»,Чжэцзянское образовательное издательство.1993.280-285
3. Чэнь Гомэй. «Дошкольное образование для детей дошкольного возраста »[J]. Исследование дошкольного образования.1997(5):3-5
4. Пан Лицзюань. «Социальное развитие учителей и детей»,вторая глава,руководство учителями к социальному развитию детей »[J]. Исследования дошкольного образования, 1997 (3): 9-20.
5. Министерство образования КНР «Руководящие указания по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет», сентябрь 2012 г.
6. Чжоу Шихуа, Гэн Чжитао. «Социальное воспитание детей дошкольного возраста. Пекин: издательство «Гаодэнцзяоюй». 2011:94
7. Чжан Илэй. «Реконструирование учебной модели, направляюще развитие способностей детей в процессе дошкольного воспитания.» Научный вестник Университета Цзиньчжун. 2016(8):80-82
8. ЛаврентьеваГ.П. «Культура общения дошкольников »- К.: Рад. Школа. 1988.- 128с.
9. Пятница Т. В. «Социализация дошкольников через игру»: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. — 67 с.
10. Леонтьев А.А.« Психология общения». - М.: Смысл, 1999. — 294 с
11. Гань Цзяньмэй. «Содержание, особенности и статус учебной программы социального воспитания детей дошкольного возраста». Журнал. Изучение дошкольного образования. 2011(1):54-59
12. Министерство образования КНР «Основные положения по направлению воспитательной деятельности в детских садах (экспериментальные)» март, 2001.3 г.
13. Министерство образования КНР «Регламент функционирования детских садов», №3, 2016 г.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
15. Ли Хай.«Росссийский первый государственный стандарт дошкольного образования получил утверждение от Министерства образования».[J]Всемирная образовательная информация.2013.20:75.
16. А.Н. Леонтьев, Эльконин Д. Б. «Детская психология». — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
17. Попова А. Д.« Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 477-479.
18. Климина, Лариса Владимировна. «Региональная система повыше квальфикация педагогов дошкольного оброзования»[J].Теория и методика профессионального образования.2013.


©  Ли Сицай, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru