VIP Studio ИНФО Диагностика уровня сформированности готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций и его оценка
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.В. Кивилева,  (ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», Пермский край, г. Чернушка)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Студент СПО
В статье рассматривается вопрос повышения уровня сформированности готовности студентов ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций через проблемное обучение, риск-ориентированный подход. Так как до сих пор в общественном сознании не сформировано понимание того, что одним из главных факторов безопасного функционирования производственных объектов, снижения природных и техногенных опасностей является уровень профессиональной подготовки специалистов и руководителей. Именно поэтому на сегодняшний день возникает необходимость формирования готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций.

Ключевые слова: Студент СПО, нештатные производственные ситуации, проблемное обучение.

 

Формирование готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций как одного из ведущих результатов профессиональной подготовки в современных условиях является актуальной проблемой профессионального образования в условиях ФГОС.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит формирование готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций.

Под нештатными или чрезвычайными ситуациями понимаются внешние воздействия, приводящие к невозможности функционирования предприятия в обычном, регламентируемом соответствующими стандартами данного предприятия режиме.

К таким внешним воздействиям в первую очередь относятся:

  • Отключение электроэнергии;
  • Пикетирование и забастовки;
  • Прорывы водопровода или канализации;
  • Террористические акты или их угроза;
  • Выход из строя кондиционеров;
  • Гражданские беспорядки;
  • Пожары;
  • Локальные конфликты;
  • Природные катаклизмы.

В качестве мер по повышению уровня безопасности функционирования производственных объектов Правительством Российской Федерации в 2011 году была одобрена «Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года». Основная задача данного документа - обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов, использование риск-ориентированного подхода.

Однако до сих пор в общественном сознании не сформировано понимание того, что одним из главных факторов безопасного функционирования производственных объектов, снижения природных и техногенных опасностей является уровень профессиональной подготовки специалистов и руководителей.

Именно поэтому на сегодняшний день возникает необходимость формирования готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций как компонентов культуры безопасности жизнедеятельности. Для решения данной проблемы необходимы высококвалифицированные специалисты с новым типом мышления – риск-ориентированным мышлением, для которых обеспечение безопасности является главенствующим.

Известно, что риск-ориентированное мышление – это способность выяснить условия нештатных ситуаций, выявить их первопричины и найти решение по их устранению.

Продуктивность готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций студентов колледжа в контексте риск-ориентированного мышления включает шесть качеств: быстрота, гибкость, глубина, критичность, самостоятельность, последовательность, каждое из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразием.

С целью выяснения уровня сформированности готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций было проведено диагностическое исследование, в котором приняли участие 217 студентов 1-2 курсов ГАПОУ «Краевой политехнический колледж».

Задачами исследования были:

  • выявить современное состояние проблемы уровня сформированности готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций;
  • подобрать инструментарий для оценки степени сформированности готовности студентов колледжа к деятельности в условиях нештатных производственных ситуаций.

Для исследования были использованы следующие методики: методика изучения быстроты мышления, гибкости мышления, тест когнитивных способностей (Шейн Фредерик), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэре, тест Липпана «Логические закономерности», определение типов мышления и уровня креативности (диагностика по методике Дж. Брунера).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абушкин Х. Х. Проблемный урок в среднем специальном учебном заведении: структура, содержание, технология//Среднее профессиональное образование. 2005. № 5
2. Белоновская И.Д., Езерская Е.М. Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно-технологическими рисками//Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1
3. Гальперин П.Я.. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: «Книжный дом «Университет»,2000.
4. Гайфуллина Ф. К. Концепция проблемного обучения как способа развития творческого и критического мышления//Среднее профессиональное образование. 2006. № 9
5. Гитман Е.К., Мертвищев А.Н. Влияние педагогических технологий на формирование личностных качеств курсанта военного вуза внутренних войск МВД России // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 2.
6. Кирсанов В.В. Основы промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов. Монография. Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та. 2011.
7. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2), Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2003.
8. Психологические тесты: в 2 т./т.1 под ред. А.А.Карелина. - М.: Владос, 1999.
9. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 7 марта 2017 года), (редакция, действующая с 25 марта 2017 года).


©  А.В. Кивилева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru