VIP Studio ИНФО Обучение грамматической структуре языка как фактор успешности овладения языковыми навыками в ходе формирования коммуникативной компетенции студентов вуза
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

О.В. Володина,  (Ст. преподаватель, Ростовский государственный экономический университет, РИНХ)

И.В. Дорохина,  (К.п.н., доцент, Ростовский государственный экономический университет, РИНХ)

Серия «Гуманитарные науки» # 05 2018
Иностранный язык
В статье актуализируются проблемы обучения грамматике иностранного языка в рамках образовательного процесса вуза. Обоснована значимость аспектов изучения грамматики, обеспечивающих продуктивность содержания обучения иностранному языку и его структуре. Определено понятие грамматической структуры языка, раскрыта сущность процесса формирования грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов, а также выявлены проблемы обучения грамматике иностранного языка.

Ключевые слова: Иностранный язык, студенты вуза, обучение грамматике, проблемы обучения грамматике, аргументы в защиту изучения грамматического строя языка, коммуникативная компетенция.

 

Oбучение иностранному языку студентов вуза на сегодняшний день рассматривается как проблема, актуальность которой базируется на необходимости использования инновационных подходов и технологий, способствующих продуктивному формированию адекватных целевых установок в контексте иноязычной коммуникации в различных сферах жизнедеятельности будущего специалиста, и, прежде всего, в профессиональной. Важность этих проблем неоднократно была отмечена в исследованиях различных ученых (Т. А. Барановской, О. Ю. Ивановой, П. И. Образцова, Е. И. Пассова, М. М. Филатчевой и др.) [1; 3; 4; 5].

Это является одной из наиболее объективных потребностей современного социума, которая на настоящем этапе развития системы образования выражается в поиске эффективных путей организации образовательного процесса в контексте иноязычной коммуникации, обеспечивающей продуктивность содержания обучения иностранному языку и его структуре. Становятся актуальными проблемы, связанные с внедрением в образовательный процесс различных стратегий обучения иностранным языкам, для эффективного обучения которым основное внимание педагога должно уделяться моделированию образовательного пространства.

В данном исследовательском направлении следует особое внимание уделять обучению именно грамматической языковой структуре в связи с происходящей трансформацией обучения иностранному языку. В связи с этим, в соответствии с выбранной темой была определена цель исследования, заключающаяся в выявлении актуальных для современности проблемы обучения грамматике иностранного языка.

Знания грамматики иностранного языка, а также грамматические умения и навыки являются важнейшими элементами языковой коммуникативной компетенции. В связи с этим методология обучения грамматическому строю речи является спектром творческого педагогического поиска, способного обеспечить эффективность обучения грамматической структуре языка. К сожалению, традиционно существующие формы и методы обучения функциональной стороне грамматического навыка не занимают главенствующей роли, оставляя первостепенность усвоению форм. Формирование грамматического навыка при обучении иностранному языку зачастую заменяется объяснением грамматического значения. В иных случаях обучающиеся знакомятся с грамматической структурой языка, но недостаточно владеют ею в языковой употребительной практике. Тем не менее, обучение грамматической структуре языка является один из важнейших факторов эффективности овладения языком и формирования языковой коммуникативной компетенции.

Понятие грамматического строя языка связывают с различными разделами науки о языке. Сюда относят фонетику и словообразование, разделы фразеологии и стилистического оформления устной и письменной речи, а также включают и элементы лексикологии.

Некоторые авторы определяют данное понятие в контексте строя языка и, как соответствие, область науки об этом строе [4].

Существует оправданное мнение о том, что грамматический строй является структурой языка и опосредуется в речевых конструкциях [2].

Значение грамматических структур различных языков, как правило, является достаточно сложным для изучения. Это происходит потому, что, к примеру, в английском языке нужно не только знать, а также понимать времена глаголов, но и учитывать разницу, которая присутствует при употреблении определенных времен в различных ситуациях.

Место грамматики при обучении иностранному языку имеет очень важное значение. По мнению различных ученых, грамматически строй языка может по-разному восприниматься обучающимися: иные интуитивно чувствуют особенности грамматической структуры и изучение грамматических форм ложится достаточно легко в основу приобретения грамматического навыка; некоторые также с удовольствием откликаются на всевозможные встречающиеся формулировки и довольно быстро начинают употреблять их в дискуссиях [6].

У ряда обучающихся, каковых большинство, возникают определенные трудности при обучении грамматической структуре языка и в таком случае уже выявляется необходимость выделения грамматики в отдельные занятия, которые позволяют рассматривать обучение грамматической структуре языка как двойственному процессу изучения строя и приобретения навыка.

Однако, все же многие языковеды считают, что грамматика достаточно сложна и не является первостепенной (или даже равностепенной) при обучении иностранному языку.

Раскрывая важность обучения грамматическому строю речи, Scott Thornbury «How to teach grammar» (Longman, 1999) выдвинул ряд аргументов в защиту значимости тщательного изучения грамматики и формирования грамматического навыка:

  • аргумент конструкции предложения, который не удовлетворяет предположению того, что существует включение изучения единиц языка (слов и фраз) в сам процесс обучения иностранному языку; это происходит в связи с тем, что существует, по мнению лингвиста, лимит воспроизводимых структурных единиц, который однажды может закончится; если же обучающийся обладает определенными знаниями грамматики и имеет сформированный грамматический навык, то такой языковой «запас» способствует удовлетворению потребности обучающегося в свободном образовании грамматических конструкций;
  • аргумент смыслового значения, который позволяет глубже понять суть, смысл и значение той или иной грамматической конструкции;
  • аргумент самостоятельного формирования грамматического навыка, основанный на потребностно-мотивационной сфере обучающегося, которая обеспечивает продуктивность и результативность изучения иностранного языка;
  • аргумент тьюторского сопровождения, который показывает, что грамматический навык формируется быстрее и эффективнее, если обучающего сопровождает педагог;
  • аргумент грамматических единиц, который дает понятие того, что язык не является напичканной бесформенной массой, а структурирован в специфические блоки правил; грамматика приводит язык в порядок, организовывая его в определенные категории, чем делает сам язык адаптированным для обучающихся [7].
Таким образом, мы видим, что обучение грамматическому строю языка является достаточно сложным и важным для формирования коммуникативной компетенции процессом, который имеет определенные трудности и требует поиска творческих эффективных путей его реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барановская, Т. А. Теория и практика обучения иностранному языку Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Т. А. Барановская. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. – С. 11-17.
2. Миньяр-Белоручев, Р. К. «Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык / Р. К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – с. 27-29.
3. Образцов, П. И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова. – Орел: ОГУ, 2005. – 114 с.
4. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – Изд-во «Русский язык». – 1998.
5. Филатчева, М. М. Формирование речевых навыков у студентов неязыковых вузов. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / М. М. Филатчева. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. – С. 163-172.
6. Wajnryb, Ruth. Grammar. Dictation. Resource books for teachers/ Ruth Wajnryb. – Oxford University Press. – 230 p.
7. Thornbury, Scott. How to teach grammar / Scott Thornbury. – Longman, 1999. – 182 p.


©  О.В. Володина, И.В. Дорохина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru