levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.Н. Хамова,  (К.с.н., доцент, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева )

Серия «Гуманитарные науки» # 06  2018
Высшее образование
    Проблемы развития автономии студентов при обучении английскому языку в Российском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделеева рассмотрены в статье. В исследовании были использованы методы количественного и качественного анализа. Было выявлено четыре основных фактора, сдерживающих развитие автономии студентов: доминирующая роль преподавателя в процессе обучения; роль студентов в образовательном процессе сводится, в большей степени, к потребительской; пассивное инкорпорирование автономии студентов в образовательный процесс, что приводит к отсутствию индивидуальных образовательных траекторий и ограниченное использование новейших информационно-коммуникационных технологий. В статье предложены меры по развитию автономии студента при изучении английского языка в университете.

Ключевые слова: Высшее образование, английский язык, автономия студента, опрос, вызовы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего образования сегодня испытывает кризис [1]. Она должна соответствовать, с одной стороны, стандартам высшего образования, с другой стороны, на систему оказывают значительное влияние экономические факторы.

Стандарты высшего образования нацелены на обеспечение качественного образования для студентов высшего учебного заведения, приобретение ими для будущей профессиональной деятельности компетенций и навыков; соответствие образовательных программам требованиям и контроль над всеми составляющими компонентами образовательного процесса.

Эффективность системы – это важный экономический фактор, который определяет развитие системы образования. Данный фактор является, в свою очередь, стимулом для агентов образовательного процесса (команды управленцев, преподавателей) оптимизировать затраты системы, обеспечив при этом высокие стандарты качества образования обучающихся. Данный процесс неизбежно приводит к необходимости развития автономии студента.

    Цель данного исследования: выявить вызовы, связанные с активным внедрением автономии бакалавров и магистров в процесс обучения иностранному языку в Российском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделева и предложить способы их преодоления. Метод, который использовался в исследовании, это опрос.

Обзор литературы

Термин `автономия студента` обсуждается в контексте высшего образования. Çakıcı, D.[2] считает, что данный термин означает активную вовлеченность обучаемого в образовательный процесс. Студенты берут на себя ответственность за цели и стратегии [3] своего образования. Автономия является `двигателем` развития навыков, мотивации и уверенности [2]. Она помогает им сконцентрироваться на их собственных задачах, выстроить индивидуальные образовательные траектории и стратегии обучения, а также оценить свои достижения и сопоставить их с достижениями других студентов. Автономный студент дистанцируется от группы и следует своим маршрутом [10].

Возникает ряд проблем, связанных с автономией обучающихся в рамках академического обучения бакалавров и магистров [4]. Ученые и специалисты-практики едины во мнении, что должен произойти значительный сдвиг в соотношении между часами аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов в сторону самостоятельной работы. При этом должны быть соблюдены важные условия: организация учебного процесса должна соответствовать требованиям качества и оптимизации. Для осуществления сдвига в сторону автономии студента предлагаются разнообразные стратегии. Online платформы дают студентам возможность создавать свою собственную образовательную среду [9]. Материалы для самостоятельной работы, разработанные с учетом потребностей студентов, являются существенным вкладом в развитие автономии обучающихся. Университеты - лидеры на рынке предоставления образовательных услуг, предлагают модули, дополнительные online курсы, материалы для самостоятельного образования студентов, а также тесты для самооценки своего уровня владения иностранным языком [5]. Студенты могут быть членами образовательных сообществ [6], вести дневник, составлять самоотчеты [7] и формировать индивидуальный портфолио [8]. Электронные средства связи и сообщества (Интернет, социальные сети) являются неоценимым вкладом в развитие автономии студента [9]. В целом, `learning to learn means learning to use appropriate strategies to realize desired learning objectives` (самостоятельное обучение предполагает использование соответствующих стратегий для достижения поставленных целей обучения) [6, p.176].

Преподаватели неоднозначно относятся к развитию автономии студента. Одна группа преподавателей полностью поддерживает ее необходимость и рассматривает ее активное внедрение в образовательный процесс с позитивной точки зрения. Например, внедрение образовательной среды `Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment` = `MOODLE` в широком масштабе [11], которая ориентирована на создание долгосрочных паритетных взаимоотношений между преподавателями курса и студентами.

Другая группа обучающих приводит весомые аргументы против развития автономности студентов, полагая, что студенты не в состоянии взять на себя ответственность за индивидуальные образовательные стратегии [7] и траектории; значительно возрастет спрос на материалы для самостоятельного обучения [11] и изменение основной функции преподавателя от обучающей к консультационной потребует специалистов с иными профессиональными навыками.

Методология исследования

Бакалавры и магистры химических, технологических, экономических и юридических направлений Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделева приняли участие в опросе. Было опрошено 318 студентов. 138 студентам первого года обучения (октябрь - февраль, 2018), 146 студентам второго года обучения (октябрь - февраль, 2018) и 34 магистрам первого курса (февраль, 2018) было предложено ответить на семь открытых вопросов:

  1. Сколько времени вы тратите на изучение английского языка в неделю (в университете и дома)?
  2. Сколько времени вы готовы потратить на изучение английского языка в неделю?
  3. Считаете ли вы необходимым увеличение числа занятий в университете по английскому языку в неделю?
  4. Могли бы вы оценить свои знания по английскому языку (0→5=уровень `Advanced`по Общеевропейской системе оценки знания иностранных языков)?
  5. Обеспечивают ли предложенные материалы для самообучения повышение уровня иностранного языка?
  6. Какие факторы мотивируют вас заниматься английским языком?
  7. Какова роль преподавателя в процессе обучения английскому языку?

Результаты опроса

Результаты эмпирического исследования показывают, что 47% студентов тратят от 4 до 6 часов в неделю на изучение английского языка (в университете и дома). 34% обучающихся занимаются языком менее 3 часов в неделю. Только 8.5% ребят тратят на изучение английского языка более 10 часов в неделю.

26% бакалавров и магистров считают необходимым увеличить время, потраченное на изучение английского языка до 5 часов в неделю. 21% студентов планирует целевое увеличение часов до 10.

57% опрошенных полагают, что их уровень английского соответствует уроню `Intermediate`. Менее 19% бакалавров и магистров уверены, что их уровень языка - `Elementary`. Только 7% считают, что их уровень владения языком соответствует уровню `Advanced`.

Около половины студентов (52%) находят помощь при изучении английского языка в материалах для самостоятельной работы. Вместе с тем, 91% ждет эту помощь от преподавателя иностранного языка.

Мощным стимулом при изучении языка является профессиональный рост в перспективе для 54% студентов и саморазвитие для 51% опрошенных. Слабыми стимулами интервьюируемые считают: доступ к англоязычной информации (9%), изучение культуры англоязычных стран (7%) и возможность трудоустройства за рубежом (3%).

Перспектива быстрого карьерного роста в профессиональной сфере является основной причиной для 52% студентов настаивать на увеличении количества семинарских занятий в неделю по английскому языку. 30% студентов, с другой стороны, выразили желание оставить два часа в неделю английского языка по учебному плану.

Результаты исследования

Результаты исследования показывают, что большинство студентов (26%+21%=47%) заинтересованы в повышении уровня владения английским языком и развитии связанных с ним навыков, применимых в различных профессиональных сферах деятельности. Основным мотивирующим фактором изучения языка для всех опрошенных студентов является возможность занять управленческую позицию в компании с хорошей репутацией и с высокими финансовыми показателями. На такой позиции, по их мнению, будут востребованы знания о культуре иных народов и приняты во внимание их высокая мотивация к саморазвитию.

Результаты исследования выявили, что материалы для самостоятельной работы студента недостаточно удовлетворяют потребности почти половины опрошенных студентов. Бакалавры и магистры уверены, что преподаватель – это ключевая фигура в образовательном процессе. Для 91% участников опроса данное положение является аксиомой. Студенты доверяют и следуют образовательным стратегиям, которые выбраны преподавателем. Они, соответственно, считают, что в зону ответственности преподавателя входит обучение их востребованным в перспективе профессиональным навыкам, обеспечение доступа к отобранной преподавателем актуальной информации, определение и повышение их уровня владением английским языком.

Направляющая роль преподавателя определила для 52% студентов необходимость увеличения аудиторных занятий по английскому языку.

Результаты опроса продемонстрировали, что самостоятельная оценка студентом уровня владения иностранным языком сведена к минимуму и, более того, является проблемой для большинства опрошенных (за исключением 7%). 93% отметили, что они не владеют методикой оценки своих знаний и не имеют такого опыта, при этом 57% студентов уверены, что их уровень владения английским языком соответствует уровню `Intermediate`. Анализ соотношения этих данных подтверждает тот факт, что преподаватель ответственен за оценку знания и навыков студентов. Студенты, в свою очередь, полностью полагаются на оценку преподавателя.

Результаты опроса показывают, что автономия студентов в Российском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделеева ставит перед преподавателями четыре основных проблемы:

Студенты являются пассивными участниками образовательного процесса. Их образовательные стратегии при изучении английского языка и приобретаемые навыки определяются преподавателями.

Роль преподавателя в процессе обучения английскому языку ключевая. Принцип `преподаватель передает знания – студент получает` доминирует. Преподаватель выступает конструктом и гарантом карьерного продвижения выпускников в профессиональной сфере в перспективе.

Соотношение аудиторных часов и самостоятельной работы студента имеет значительный сдвиг в сторону аудиторных часов.

Новые подходы в преподавании английского языка для поколения `digital` (`цифровое`) используются очень ограниченно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эру трансформации Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева в 3D университет автономия студентов является одной из его приоритетных задач. Университет и все агенты образовательного процесса (администрация, преподаватели и студенты) должны выстраивать свою деятельность в трехмерном пространстве: образовательном, научном и предпринимательском. `Двигателем` трансформации выступает относительная автономность всех участников процесса. Уровень автономии каждого агента коррелируется с уровнем и скоростью его развития и определяет гибкость университета и каждого агента образовательного процесса, т.е. насколько университет и каждый агент способны отвечать на вызовы времени и, вместе с тем, стабильно развиваться. Чем выше способность студентов в принятии решений при выборе образовательных программ и учебных курсов; принятии ответственности за уровень владения иностранным языком, тем более он автономен и гибок.

Совместные усилия всех агентов образовательного процесса должны быть направлены на развитие автономии студента. Выделены три основных направления этой целеполагающей деятельности в рамках обучения английскому языку:

  • сотрудничество преподавателей и студентов должно строиться на принципе паритета в разделении ответственности за выстраивание образовательных стратегий и достижении образовательных целей;
  • вовлечь студентов в образовательный процесс в качестве активных его участников, сотрудничая с ними, в частности, в создании единого образовательного пространства, разработке инновационных образовательных платформ, и трансформируя, тем самым, статус преподавателя из обучающего и контролирующего в соучастника процесса и консультанта;
  • разработать материалы для самостоятельной работы студентов, преследуя образовательные цели курса по изучению иностранного языка и принимая во внимание индивидуальные стратегии развития бакалавра и магистранта.

Созданные и модифицированные учебные и для самостоятельной работы платформы, курсы и материалы позволят сократить количество занятий английским языком в аудитории и поддерживать оптимальный баланс между аудиторными часами и часами самостоятельной работы студента при сохранении высокого качества образования и оптимизации расходов на него.

Автономия студентов в изучении иностранного языка является мощным стимулом для активизации их деятельности за пределами одного предмета и образовательной среды университета. Она стимулирует бакалавров и магистров приобретать знания, осваивать новые навыки и реализовывать их в образовательной, научной и предпринимательской деятельности. Автономия студента – это основа профессионального успеха молодого специалиста. В перспективе она позволит им `вписаться в общий контекст` профессиональной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дарья Карманова. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 78-84.http://journal-labirint.com/?p=522
2. Çakıcı, D. (2015). Autonomy in language teaching and learning process. İnönü Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi, 16(1), 31-42. http://efdergi.inonu.edu.tr/article/download/5000080070/5000127474
3. Holec, H. 1981. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford: OUPinThanasoulas, Dimitrios (2000). "What Is Learner Autonomy And How Can It Be Fostered?" The Internet TESL Journal, Vol. VI, No. 11, November 2000. http://iteslj.org/Articles/Thanasoulas-Autonomy.html
4. Smith, R. C. (2000). Starting with ourselves: teacher–learner autonomy in language learning. 99. https://warwick.ac.uk/fac/soc/al/people/smith/smith_r/pre-2002/smith_2000.pdf
5. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России: Социология. Этнология. 2015. № 4. С. 72–98. https://cyberleninka.ru/article/v/novye-trendy-v-razvitii-universitetskogo-sektora
6. Kumaravadivelu, B. (2006). Understanding language teaching: From method to postmethod. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers 2006, Mahwah, New Jersey London. https://livelongday.files.wordpress.com/2011/08/kumaraposmethod.pdf
7. Balзıkanlı, C. (2010). Learner Autonomy in Language Learning: Student Teachers’ Beliefs. Australian Journal of Teacher Education,35(1). http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2010v35n1.8
8. International conference on new horizons in education, 2012. Autonomous learning: A teacher-less learning! Nima Shakouri Masouleh, Razieh Bahraminezhad Jooneghani. Procedia - Social and Behavioral Sciences 55, Elsevier Ltd (2012) 835 – 842. https://ac.els-cdn.com/S1877042812040323/1-s2.0-S1877042812040323-main.pdf?_tid=8321b566-0fe1-11e8-8529-00000aacb362&acdnat=1518432368_b1ba5a332a71a48d9645b1103d17b88e
9. Nowlan, A. (2008). Motivation autonomy: Activities to encourage independent study. The Internet TESL Journal 16 (10).http://iteslj.org/Techniques/Nowlan-Autonomy.html
10. InnaV. Atamanova, Sergey A. Bogomaz, NataliaV. Kozlova, ValentinaI. Kashirina Tomsk State University, Procedia - Social and Behavioral Sciences 200, the XXVI Annual international academic conference, Language and culture, 27-30 October, 2015, 236 – 242 https://ac.els-cdn.com/S1877042815047060/1-s2.0-S1877042815047060-main.pdf?_tid=7068cb8e-1221-11e8-a367-00000aacb35f&acdnat=1518679726_411e2ebece9795320cc35a046040e1c5
11. Antamoshkina Ol'ga Igorevna, Zinina Ol'ga Vjacheslavna. The problems of formation of individual educational trajectory of masters of a direction "Management"`// Современные технологии управления. №3 (75), Article № 7504, 2017-03-20.http://sovman.ru/en/article/7504/
12. Stella M. Flores, Jeanne Batalova and Michael Fix. The Educational Trajectories of English Language Learners in Texas, Washington, DC: Migration Policy Institute, 2012 https://www.migrationpolicy.org/pubs/TexasELLs.pdf
13. Крутских А.В. Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в ВУЗе// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011.№41. С.135-139.


©  С.Н. Хамова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru