levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

Е.Э. Соловьева,  (Ст. преподаватель, УМЦ ГБУ Архангельской области «Служба спасения им. И.А. Поливаного»)

М.В. Дружинина,  (Д.п.н, профессор, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск)

Серия «Гуманитарные науки» # 06  2018
Курсовое обучение
    В данной статье проводится анализ понятия «курсовое обучение», осуществляется сравнение с понятием «курс обучения», а также определяется роль учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям как одного из учреждений дополнительного профессионального образования. На основании теоретического исследования нормативно-правовых актов и научной литературы об образовании и сфере подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предлагается дифференциация понятий и выделяется новая форма обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: повышение квалификации по курсу обучения.

Ключевые слова: Курсовое обучение, курс обучения, учебно-методический центр, дополнительное профессиональное образование, учебно-методическое обеспечение.

 

Масштабность и сложность последствий современных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предъявляют повышенные требования к обучению слушателей в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Проведенный анализ литературы в сфере подготовки слушателей в области ГО и защиты от ЧС [9, 11, 16, 17] показал, что в образовании и педагогических науках проблема подготовки слушателей в области ГО и защиты от ЧС не изучена в полной мере. При организации процесса обучения слушателей в области ГО и защиты от ЧС нельзя не принимать во внимание все возрастающие требования нормативно-правовой базы системы образования. Этот вопрос приобретает все большую актуальность в связи с положениями методических рекомендаций МЧС России по введению в учебно-методических центрах по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности субъектов РФ (УМЦ) и курсах гражданской обороны муниципальных образований (курсы ГО) «курсового обучения». Исходя из актуальности проблемы и недостаточной степени ее научной проработанности, нами проведен анализ развития понятия «курсовое обучение» в образовании, в области ГО и защиты от ЧС на основе изучения нормативно-правовой базы и научной литературы.

История создания учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации начинается с Указа Президента Российской Федерации от 08 мая 1993 года № 643 «О гражданской обороне», на основании которого курсы гражданской обороны республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга были преобразованы в учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (в наст. пер. Указ не действует). В настоящее время УМЦ являются образовательными организациями дополнительного профессионального образования (ДПО) или структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК) [2, ст. 2]. Заметим, что в Организационно-методических указаниях по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны (ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы выделен как недостаток тот факт, что есть УМЦ, которые «по своей организационно-правовой форме не имеют права реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС, т.к. не отвечают требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5, с. 3]. Таким образом, в соответствии с Организационно-методическими указаниями МЧС России на 2016-2020 годы, все УМЦ должны иметь лицензию на реализацию программ ДПО.

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Порядок) определяет, что «дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки» [4, п. 6]. Порядок установил минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - 16 часов. По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме, определенной образовательной организацией. Обучающимся, «успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации [4, п. 19]. В УМЦ процесс обучения заканчивается итоговой аттестацией и слушателям, успешно прошедшим аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области ГО и защиты от ЧС по соответствующей категории.

Исследуя нормативно-правовую базу системы образования, было выявлено, что «реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся компетенции [4, п. 6]. Соответственно, обучиться в УМЦ по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС могут слушатели, которые впервые назначены на должность в данной сфере деятельности. Периодичность повышения квалификации для учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) составляет 1 раз в 3 года, для всех остальных категорий – 1 раз в 5 лет.

Проведенный нами анализ нормативно-правовой базы показал, что в настоящий момент УМЦ являются образовательными организациями ДПО или структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС, имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ДПО. Возникает вопрос: уместно ли внедрение курсового обучения в систему ДПО в области ГО и защиты от ЧС?

Проанализируем историю развития понятия «курсовое обучение». В Российской Федерации курсовое обучение было организовано в 70-е годы прошлого века непосредственно на предприятиях для получения новой специальности и считалось одной из форм ученичества. Во время исследования литературы по курсовому обучению мы столкнулись с трудностями в определении понятия «курсового обучения». Нами было выявлено, что в современных научных источниках нет понятия «курсовое обучение». Данная дефиниция характерна для литературы по охране труда и технике безопасности второй половины XX века. Так, П.А. Долин определяет курсовое обучение как «подготовку нового персонала или повышение квалификации работающего в учебных комбинатах или на постоянно действующих курсах с отрывом (без отрыва) от производства» [8, с. 92]. К.Н. Гусов добавляет, что «курсовое обучение производится по особо сложным профессиям» [10, с. 206]. Из других источников мы выяснили, что «курсовое обучение в строительстве проводится после вводного инструктажа на рабочем месте, но не позднее, чем в трехмесячный срок со дня зачисления рабочего в штат» [7, с. 205]. Таким образом, из исследуемых источников, изданных до 2000 года, следует, что подготовка новых рабочих – это профессиональное обучение людей, ранее не имеющих профессии или специальности. Отметим, что за последние 10 лет в существующей научной литературе отсутствует понятие «курсовое обучение», а в структуре системы образования нет уровня начального профессионального образования [2, ст. 10, п.5]. Анализируя Трудовой Кодекс Российской Федерации, мы выяснили, что статья 196 разделяет понятия «подготовка работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование» [1, ст. 196]. Согласно статье 198 ТК РФ: «работодатель имеет право заключить ученический договор на получение образования с кандидатом на рабочее место» [1, ст. 202]. Здесь же определены формы ученичества: индивидуальное, бригадное и курсовое обучение.

В словаре Д.Н. Ушакова ученичество понимается как «обучение квалифицированному труду; школа фабрично-заводского ученичества; бригадное ученичество» [18, с. 834]. Словарь русского языка представляет ученичество как «пребывание в положении ученика; обучение квалифицированному труду» [15, с. 543].

В Словаре профессионального образования ученичество определяется как «краткосрочная форма подготовки или переподготовки работников простых видов труда, преимущественно ручного; подразделяется на групповое и индивидуальное» [14].

Таким образом, ученичество – это обучение под руководством более опытного работника (мастера, наставника) на рабочем месте в процессе производственной деятельности.

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций от 02.12.2015 года № 2-4-87-46-11 (Рекомендации) определяют курсовое обучение как «целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» [6, с. 4]. Раздел II Рекомендаций п. 2.1 дополняет: «Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит», «курсовое обучение завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения» [6, п. 2.1, п.2.11].

Проведенный анализ нормативно-правовых и научных источников в области образования и безопасности жизнедеятельности позволяет сделать вывод о том, что курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС не является образовательной деятельностью, не лицензируется и осуществляется как ученичество. Таким образом, курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС может проводиться только в отношении тех категорий обучающихся, обучение которых проводится на объекте (предприятии, производстве). К таким категориям слушателей относятся: работающее население, личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны (НФГО). Подготовка этих категорий слушателей является обязанностью организаций, проводится на объекте ежегодно по рабочим программам, не лицензируется и относится к профессиональному обучению. Курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС в организации проводят руководители занятий по гражданской обороне, руководители и специалисты структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Следовательно, курсовое обучение не предназначено для слушателей, которые обучаются в УМЦ по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС. Предлагаемое понятие «курсовое обучение» вступает в противоречие с имеющимся накопленным опытом в практике образовательной деятельности в области ГО и защиты от ЧС. По нашему мнению, требуется дополнительное обсуждение вводимого понятия в систему ДПО и УМЦ, где, как правило, идет речь о повышении квалификации.

Нами проанализировано учебно-методическое обеспечение УМЦ, собственный многолетний опыт работы в УМЦ. Выяснилось, что созданная система обучения слушателей в УМЦ динамично реализуется, соблюдается периодичность, обязательность и ответственность должностных лиц и работников в области ГО и защиты от ЧС по повышению квалификации в этой сфере деятельности.

Проанализировав опыт образовательной деятельности и процесса обучения других УМЦ, мы выяснили, что понятие «курсовое обучение» широко не используется. Опрос коллег, собеседования со слушателями показали, что УМЦ пока не готовы активно использовать понятие «курсовое обучение» в практике образовательной деятельности.

Исследуя проблему курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС мы выявили, что ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет: «Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности…» [2, ст. 2]. При реализации программ ДПО «структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы [4, п. 9]. Отсюда следует, что дополнительная профессиональная программа повышения квалификации состоит из рабочих программ по курсу обучения. Появляется новое понятие – курс обучения, которое также необходимо проанализировать.

Новый словарь методических терминов и понятий определяет курс обучения как «систему знаний, разработанную в соответствии с Госстандартом и учебным планом для различных учебных заведений. Курс обучения рассчитан на определенный период времени и состоит из ряда общеобразовательных и специальных дисциплин» [12, с. 118]. Словарь профессионального образования трактует курс обучения как «цикл, состоящий из учебных дисциплин, предметов и тем, предусмотренных определенной образовательной программой; точно очерченный круг знаний, умений и навыков по какому-либо учебному предмету или научной дисциплине» [14].

Толковый словарь Ожегова дает такие понятия: «Курс – группа учащихся этой ступени; курс – законченный цикл, весь объем специального обучения; курс – это изложение дисциплины в высшей школе, в специальном учебном заведении. Прочитать, прослушать курс лекций» [13, с. 309].

С нашей точки зрения, для каждого курса обучения в области ГО и защиты от ЧС составляется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для группы слушателей по соответствующему направлению обучения. Таким образом, в системе подготовки в области ГО и защиты от ЧС программа повышения квалификации по курсу обучения будет соответствовать конкретным целевым группам слушателей, к которым относятся [3]:

  1. Главы местных администраций, руководители организаций;
  2. Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ);
  3. Работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций;
  4. Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО), спасательных служб гражданской обороны (ССГО);
  5. Руководители эвакуационных органов;
  6. Председатели комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время;
  7. Работники, осуществляющие обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  8. Руководители (специалисты) ДДС организаций и ЕДДС ОМСУ.

Более того, указанные категории слушателей имеют среднее профессиональное или высшее образование и неуместно рассматривать их обучение на уровне «ученичества». Ценностная составляющая понятия «курс обучения» значительно объемнее, чем «курсовое обучение» и, на наш взгляд, применение этого понятия более рационально.

Проведенный анализ нормативно-правовой базы и научной литературы выявил отличительные особенности понятий «курсовое обучение» и «курс обучения».

Курсовое обучение и курс обучения – понятия разных уровней системы образования. Курсовое обучение относится к профессиональному обучению, не лицензируется, осуществляется непосредственно на объекте в форме ученичества или на курсах дополнительного образования взрослых по соответствующим программам. По окончании курсового обучения выдается справка, свидетельство или сертификат. Курсовое обучение – это обучение на рабочем месте под руководством более опытного работника в процессе трудовой деятельности, что, на наш взгляд, недостаточно полно раскрывает сущностные характеристики процесса повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС.

Используемое понятие «курс обучения» в области ГО и ЧС как компонент системы ДПО в настоящий период уместно, рационально и, самое главное, понятно и прозрачно как для преподавателей, так и для самих слушателей. Обсуждения требует внедрение понятия «курсовое обучение» в систему ДПО среди широкого круга заинтересованных лиц научной и образовательной среды.
По нашему мнению, перспективным развитием анализируемого понятия следует считать разработку специальных моделей курсового обучения, их «пилотную» апробацию и критическую оценку их эффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
5. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы от 12.11.2015 г. № 43-5413-11. М: МЧС России. – 19 с.
6. Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций от 11.12.2015 г. № 43-5942-11. М.: МЧС России. - 17 с.
7. Васильев, В.П. Справочник монтажника. М.: Недра, 1975. – 224 с.
8. Долин, П.А. Справочная книга по технике безопасности в энергетике. Книга 1. М.: Издательство «Энергия», 1978. – 656 с.
9. Домницкий, Н.К. Системный взгляд на проблемы содержания обучения в субъектах Российской Федерации для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций / Н.К. Домницкий // Технологии гражданской безопасности. – 2015. – № 2 (44). – с. 92-97.
10. Гусов, К.Н. М.: Трудовое право России. 1999. – 480 с.
11. Кузьмин, А.И. Обучение руководителей гражданской обороны /А.И. Кузьмин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2015. – № 1 (24). – с. 8-12.
12. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009. – 448 с.
13. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры: - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с.
14. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: МНЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 [Электронный ресурс] URL:http://professional_education.academic.ru/2673 (дата обращения 20.12.2016).
15. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т русс. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984. Т-4. С-Я. 1984. – 794 с.
16. Твердохлебов, Н.В. Внедрение новых организационных форм подготовки некоторых групп населения в области гражданской обороны - объективная реальность / Н.В. Твердохлебов // Технологии гражданской безопасности. – 2015. – № 2 (44). – с. – 86-90.
17. Твердохлебов, Н.В. Проблемы подготовки населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и возможные пути их решения / Н.В. Твердохлебов, М.Е. Норсеева // Технологии гражданской безопасности. – 2014. – № 1 (39). – с. 58-61.
18. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4т). – 1562 c.


©  Е.Э. Соловьева, М.В. Дружинина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru