levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.Э. Соловьева,  (Ст. преподаватель, УМЦ ГБУ Архангельской области «Служба спасения им. И.А. Поливаного»)

М.В. Дружинина,  (Д.п.н, профессор, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск)

Серия «Гуманитарные науки» # 06  2018
Курсовое обучение
    В данной статье проводится анализ понятия «курсовое обучение», осуществляется сравнение с понятием «курс обучения», а также определяется роль учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям как одного из учреждений дополнительного профессионального образования. На основании теоретического исследования нормативно-правовых актов и научной литературы об образовании и сфере подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предлагается дифференциация понятий и выделяется новая форма обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: повышение квалификации по курсу обучения.

Ключевые слова: Курсовое обучение, курс обучения, учебно-методический центр, дополнительное профессиональное образование, учебно-методическое обеспечение.

 

Масштабность и сложность последствий современных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предъявляют повышенные требования к обучению слушателей в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Проведенный анализ литературы в сфере подготовки слушателей в области ГО и защиты от ЧС [9, 11, 16, 17] показал, что в образовании и педагогических науках проблема подготовки слушателей в области ГО и защиты от ЧС не изучена в полной мере. При организации процесса обучения слушателей в области ГО и защиты от ЧС нельзя не принимать во внимание все возрастающие требования нормативно-правовой базы системы образования. Этот вопрос приобретает все большую актуальность в связи с положениями методических рекомендаций МЧС России по введению в учебно-методических центрах по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности субъектов РФ (УМЦ) и курсах гражданской обороны муниципальных образований (курсы ГО) «курсового обучения». Исходя из актуальности проблемы и недостаточной степени ее научной проработанности, нами проведен анализ развития понятия «курсовое обучение» в образовании, в области ГО и защиты от ЧС на основе изучения нормативно-правовой базы и научной литературы.

История создания учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации начинается с Указа Президента Российской Федерации от 08 мая 1993 года № 643 «О гражданской обороне», на основании которого курсы гражданской обороны республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга были преобразованы в учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (в наст. пер. Указ не действует). В настоящее время УМЦ являются образовательными организациями дополнительного профессионального образования (ДПО) или структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК) [2, ст. 2]. Заметим, что в Организационно-методических указаниях по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны (ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы выделен как недостаток тот факт, что есть УМЦ, которые «по своей организационно-правовой форме не имеют права реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС, т.к. не отвечают требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5, с. 3]. Таким образом, в соответствии с Организационно-методическими указаниями МЧС России на 2016-2020 годы, все УМЦ должны иметь лицензию на реализацию программ ДПО.

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Порядок) определяет, что «дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки» [4, п. 6]. Порядок установил минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - 16 часов. По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме, определенной образовательной организацией. Обучающимся, «успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации [4, п. 19]. В УМЦ процесс обучения заканчивается итоговой аттестацией и слушателям, успешно прошедшим аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области ГО и защиты от ЧС по соответствующей категории.

Исследуя нормативно-правовую базу системы образования, было выявлено, что «реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся компетенции [4, п. 6]. Соответственно, обучиться в УМЦ по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС могут слушатели, которые впервые назначены на должность в данной сфере деятельности. Периодичность повышения квалификации для учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) составляет 1 раз в 3 года, для всех остальных категорий – 1 раз в 5 лет.

Проведенный нами анализ нормативно-правовой базы показал, что в настоящий момент УМЦ являются образовательными организациями ДПО или структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС, имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ДПО. Возникает вопрос: уместно ли внедрение курсового обучения в систему ДПО в области ГО и защиты от ЧС?

Проанализируем историю развития понятия «курсовое обучение». В Российской Федерации курсовое обучение было организовано в 70-е годы прошлого века непосредственно на предприятиях для получения новой специальности и считалось одной из форм ученичества. Во время исследования литературы по курсовому обучению мы столкнулись с трудностями в определении понятия «курсового обучения». Нами было выявлено, что в современных научных источниках нет понятия «курсовое обучение». Данная дефиниция характерна для литературы по охране труда и технике безопасности второй половины XX века. Так, П.А. Долин определяет курсовое обучение как «подготовку нового персонала или повышение квалификации работающего в учебных комбинатах или на постоянно действующих курсах с отрывом (без отрыва) от производства» [8, с. 92]. К.Н. Гусов добавляет, что «курсовое обучение производится по особо сложным профессиям» [10, с. 206]. Из других источников мы выяснили, что «курсовое обучение в строительстве проводится после вводного инструктажа на рабочем месте, но не позднее, чем в трехмесячный срок со дня зачисления рабочего в штат» [7, с. 205]. Таким образом, из исследуемых источников, изданных до 2000 года, следует, что подготовка новых рабочих – это профессиональное обучение людей, ранее не имеющих профессии или специальности. Отметим, что за последние 10 лет в существующей научной литературе отсутствует понятие «курсовое обучение», а в структуре системы образования нет уровня начального профессионального образования [2, ст. 10, п.5]. Анализируя Трудовой Кодекс Российской Федерации, мы выяснили, что статья 196 разделяет понятия «подготовка работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование» [1, ст. 196]. Согласно статье 198 ТК РФ: «работодатель имеет право заключить ученический договор на получение образования с кандидатом на рабочее место» [1, ст. 202]. Здесь же определены формы ученичества: индивидуальное, бригадное и курсовое обучение.

В словаре Д.Н. Ушакова ученичество понимается как «обучение квалифицированному труду; школа фабрично-заводского ученичества; бригадное ученичество» [18, с. 834]. Словарь русского языка представляет ученичество как «пребывание в положении ученика; обучение квалифицированному труду» [15, с. 543].

В Словаре профессионального образования ученичество определяется как «краткосрочная форма подготовки или переподготовки работников простых видов труда, преимущественно ручного; подразделяется на групповое и индивидуальное» [14].

Таким образом, ученичество – это обучение под руководством более опытного работника (мастера, наставника) на рабочем месте в процессе производственной деятельности.

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций от 02.12.2015 года № 2-4-87-46-11 (Рекомендации) определяют курсовое обучение как «целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» [6, с. 4]. Раздел II Рекомендаций п. 2.1 дополняет: «Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит», «курсовое обучение завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения» [6, п. 2.1, п.2.11].

Проведенный анализ нормативно-правовых и научных источников в области образования и безопасности жизнедеятельности позволяет сделать вывод о том, что курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС не является образовательной деятельностью, не лицензируется и осуществляется как ученичество. Таким образом, курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС может проводиться только в отношении тех категорий обучающихся, обучение которых проводится на объекте (предприятии, производстве). К таким категориям слушателей относятся: работающее население, личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны (НФГО). Подготовка этих категорий слушателей является обязанностью организаций, проводится на объекте ежегодно по рабочим программам, не лицензируется и относится к профессиональному обучению. Курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС в организации проводят руководители занятий по гражданской обороне, руководители и специалисты структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Следовательно, курсовое обучение не предназначено для слушателей, которые обучаются в УМЦ по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС. Предлагаемое понятие «курсовое обучение» вступает в противоречие с имеющимся накопленным опытом в практике образовательной деятельности в области ГО и защиты от ЧС. По нашему мнению, требуется дополнительное обсуждение вводимого понятия в систему ДПО и УМЦ, где, как правило, идет речь о повышении квалификации.

Нами проанализировано учебно-методическое обеспечение УМЦ, собственный многолетний опыт работы в УМЦ. Выяснилось, что созданная система обучения слушателей в УМЦ динамично реализуется, соблюдается периодичность, обязательность и ответственность должностных лиц и работников в области ГО и защиты от ЧС по повышению квалификации в этой сфере деятельности.

Проанализировав опыт образовательной деятельности и процесса обучения других УМЦ, мы выяснили, что понятие «курсовое обучение» широко не используется. Опрос коллег, собеседования со слушателями показали, что УМЦ пока не готовы активно использовать понятие «курсовое обучение» в практике образовательной деятельности.

Исследуя проблему курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС мы выявили, что ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет: «Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности…» [2, ст. 2]. При реализации программ ДПО «структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы [4, п. 9]. Отсюда следует, что дополнительная профессиональная программа повышения квалификации состоит из рабочих программ по курсу обучения. Появляется новое понятие – курс обучения, которое также необходимо проанализировать.

Новый словарь методических терминов и понятий определяет курс обучения как «систему знаний, разработанную в соответствии с Госстандартом и учебным планом для различных учебных заведений. Курс обучения рассчитан на определенный период времени и состоит из ряда общеобразовательных и специальных дисциплин» [12, с. 118]. Словарь профессионального образования трактует курс обучения как «цикл, состоящий из учебных дисциплин, предметов и тем, предусмотренных определенной образовательной программой; точно очерченный круг знаний, умений и навыков по какому-либо учебному предмету или научной дисциплине» [14].

Толковый словарь Ожегова дает такие понятия: «Курс – группа учащихся этой ступени; курс – законченный цикл, весь объем специального обучения; курс – это изложение дисциплины в высшей школе, в специальном учебном заведении. Прочитать, прослушать курс лекций» [13, с. 309].

С нашей точки зрения, для каждого курса обучения в области ГО и защиты от ЧС составляется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для группы слушателей по соответствующему направлению обучения. Таким образом, в системе подготовки в области ГО и защиты от ЧС программа повышения квалификации по курсу обучения будет соответствовать конкретным целевым группам слушателей, к которым относятся [3]:

  1. Главы местных администраций, руководители организаций;
  2. Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ);
  3. Работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций;
  4. Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО), спасательных служб гражданской обороны (ССГО);
  5. Руководители эвакуационных органов;
  6. Председатели комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время;
  7. Работники, осуществляющие обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  8. Руководители (специалисты) ДДС организаций и ЕДДС ОМСУ.

Более того, указанные категории слушателей имеют среднее профессиональное или высшее образование и неуместно рассматривать их обучение на уровне «ученичества». Ценностная составляющая понятия «курс обучения» значительно объемнее, чем «курсовое обучение» и, на наш взгляд, применение этого понятия более рационально.

Проведенный анализ нормативно-правовой базы и научной литературы выявил отличительные особенности понятий «курсовое обучение» и «курс обучения».

Курсовое обучение и курс обучения – понятия разных уровней системы образования. Курсовое обучение относится к профессиональному обучению, не лицензируется, осуществляется непосредственно на объекте в форме ученичества или на курсах дополнительного образования взрослых по соответствующим программам. По окончании курсового обучения выдается справка, свидетельство или сертификат. Курсовое обучение – это обучение на рабочем месте под руководством более опытного работника в процессе трудовой деятельности, что, на наш взгляд, недостаточно полно раскрывает сущностные характеристики процесса повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС.

Используемое понятие «курс обучения» в области ГО и ЧС как компонент системы ДПО в настоящий период уместно, рационально и, самое главное, понятно и прозрачно как для преподавателей, так и для самих слушателей. Обсуждения требует внедрение понятия «курсовое обучение» в систему ДПО среди широкого круга заинтересованных лиц научной и образовательной среды.
По нашему мнению, перспективным развитием анализируемого понятия следует считать разработку специальных моделей курсового обучения, их «пилотную» апробацию и критическую оценку их эффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
5. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы от 12.11.2015 г. № 43-5413-11. М: МЧС России. – 19 с.
6. Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций от 11.12.2015 г. № 43-5942-11. М.: МЧС России. - 17 с.
7. Васильев, В.П. Справочник монтажника. М.: Недра, 1975. – 224 с.
8. Долин, П.А. Справочная книга по технике безопасности в энергетике. Книга 1. М.: Издательство «Энергия», 1978. – 656 с.
9. Домницкий, Н.К. Системный взгляд на проблемы содержания обучения в субъектах Российской Федерации для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций / Н.К. Домницкий // Технологии гражданской безопасности. – 2015. – № 2 (44). – с. 92-97.
10. Гусов, К.Н. М.: Трудовое право России. 1999. – 480 с.
11. Кузьмин, А.И. Обучение руководителей гражданской обороны /А.И. Кузьмин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2015. – № 1 (24). – с. 8-12.
12. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009. – 448 с.
13. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры: - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с.
14. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: МНЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 [Электронный ресурс] URL:http://professional_education.academic.ru/2673 (дата обращения 20.12.2016).
15. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т русс. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984. Т-4. С-Я. 1984. – 794 с.
16. Твердохлебов, Н.В. Внедрение новых организационных форм подготовки некоторых групп населения в области гражданской обороны - объективная реальность / Н.В. Твердохлебов // Технологии гражданской безопасности. – 2015. – № 2 (44). – с. – 86-90.
17. Твердохлебов, Н.В. Проблемы подготовки населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и возможные пути их решения / Н.В. Твердохлебов, М.Е. Норсеева // Технологии гражданской безопасности. – 2014. – № 1 (39). – с. 58-61.
18. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4т). – 1562 c.


©  Е.Э. Соловьева, М.В. Дружинина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru