levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

С.В. Петряев,  (Преподаватель, Саратовский институт войск национальной гвардии)

Серия «Гуманитарные науки» # 06  2018
Мультимедийные технология
    В статье анализируется модель применения средств мультимедийных технологий в ходе огневой подготовки курсантов и блок факторов, обеспечивающих эффективное применение мультимедиа. Большое значение для эффективного функционирования модели имеют личностные и педагогические качества преподавателя огневой подготовки. В работе показаны первичные технологии размещения возможностей по стратификации качественного наполнения процесса обучения.

Ключевые слова: Мультимедийные технология, педагогические качества, модель применения, функционирования модели.

 

Личностные качества необходимые преподавателю огневой подготовки многогранны. Он должен глубоко знать учебный материал, владеть всеми видами штатного вооружения подразделений войск национальной гвардии, иметь опыт применения оружия в ходе выполнения служебно-боевых задач, представлять междисциплинарные взаимосвязи огневой подготовки с другими учебными дисциплинами, знать результаты отзывов из войск на выпускников в части их знаний и умений владения оружием, руководящие документы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, гавкомата войск национальной гвардии, касающиеся организации, содержания и методики огневой подготовки будущих офицеров. Важнейшей составляющей личностных качеств является владение персональным компьютером на уровне не ниже продвинутого пользователя, знание дидактических возможностей технического оборудования мультимедийных технологий, умение их использовать в подготовке дидактических материалов.

К педагогическим качествам преподавателя мы относим: сформированное педагогическое сознание, владение педагогической технологией и педагогической техникой преподавания огневой подготовки, навыки профессиональной самодиагностики и самообразования, стиль его отношений с курсантами. Он должен быть лицом заинтересованным в высоких результатах курсантов по владению оружием, активным в педагогической и общественной деятельности, знать характер взаимоотношений курсантов между собой, курсантов и командиров подразделений. Необходимо, чтобы педагог активно участвовал в общественной жизни будущих офицеров, в подведении итогов успеваемости за аттестационный период на собраниях учебных групп, а также приглашал командиров взводов и отделений на заседания кафедры при обсуждении успеваемости и поведения курсантов на занятиях по огневой подготовке. Преподаватель огневой подготовки должен быть поборником строгого воинского порядка, безупречного выполнения требований уставов, законов, курсов стрельб и т.п. Своим видом, манерой общения он должен показывать пример уставных высоконравственных отношений. Но, при этом, он должен быть общительным человеком, который всегда умеет найти правильный тон в беседах с курсантами, может потребовать от них в срок и качественно выполнить задание, проявляя при этом чуткость и уважая их личные достоинства.

При этом, мы считаем необходимым отметить, что выделение двух групп качеств (личностных и педагогических) преподавателя огневой подготовки условны. Они тесно взаимосвязаны меду собой, обусловливают наличие одна другой. Без необходимых личностных качеств, невозможно наличие педагогических качеств преподавателя, и наоборот. Более того, мы в этом открытом перечне качеств преподавателя, как бы не учитываем его индивидуальные психологические качества как человека – способности, темперамент, характер и т.д. Сделано это нами преднамеренно. Мы не ставим перед собой задачу исследования необходимых и достаточных качеств для преподавателя огневой подготовки. Это может быть темой вполне самостоятельного исследования. Мы выделили только те качества, без которых, на наш взгляд, применение средств мультимедийных технологий в огневой подготовке затруднительно.

Выделенные нами качества влияют на применение средств мультимедийных технологий как непосредственно, например, знание ПК, технического оборудования мультимедиа, так и опосредованно – заинтересованность в результатах, активность, знание и владение оружием и т.п. Но без тех и других активность и эффективность применения средств мультимедийных технологий в огневой подготовке просто невозможны. Нельзя понудить преподавателя применять мультимедиа, если он не знает ПК и не умеет им пользоваться. Нельзя требовать от преподавателя качественной подготовки дидактических материалов для мультимедиа, если он глубоко не знает вооружение, способы, приемы и правила его применения и т.д.

Курсант как «объект» и «субъект» применения средств мультимедийных технологий.

В рассматриваемом нами процессе курсант выступает одновременно «объектом» воздействия мультимедиа, и активным «субъектом» их применения. Как «объект» он подвергается влиянию комплекса дидактических средств - текстовой информации, цвета, звука, анимации, видео, с целью получения и запоминания большого объема теоретических знаний, формированию у него прочных навыков владения оружием, воспитания уверенности в своих способностях в огневой подготовке, в оружии, которым он овладевает. Как «субъект» он является активным и заинтересованным участником их применения. При этом, мультимедийные комплексы по огневой подготовке не должны рассматриваться им как «компьютерные игрушки», а как эффективное средство в изучении огневой подготовки. От него, как и от преподавателя, требуется хорошее знание персонального компьютера, уверенное владение им (с эти требованием в современных условиях, как правило, проблем не возникает, большинство курсантов, зачастую, владеют компьютером лучше, чем преподаватели), активное, целенаправленное и планомерное использование мультимедиа, как на занятиях, так и в ходе самостоятельной работы. Только при заинтересованном отношении курсантов к их использованию, мультимедийные технологии могут рассматриваться как эффективное дидактическое средство в огневой подготовке.

Взаимосвязь деятельности преподавателя и курсанта на занятиях по огневой подготовке.

Данный компонент модели является центральным, он позволяет обеспечивать постоянную возможность вовлечения всех участников учебного процесса и каждого в отдельности в совместную деятельность с учетом личностного интереса, способностей, возможностей формирования целей и мотивов учебной деятельности. Основными формами организации такого взаимодействия являются:

  • индивидуальная работа с курсантами, направленная на изучение их личностных и психологических качеств, учет их на занятиях по огневой подготовке;
  • парная работа – «боевое товарищество» (в этом случае педагог предлагает типовое профессионально-ориентированное задание каждой паре курсантов, работа пар происходит одновременно, по окончании полученные результаты обсуждаются всем подразделением);
  • решение профессионально-ориентированной задачи малой группой - 3—4 курсанта (в этих случаях педагог формулирует задание для каждой малой группы таким образом, чтобы результаты работы каждой из них дополняли друг друга и помогали принять общий алгоритм решения или же вызывали дискуссию);
  • решение поставленной задачи всей учебной группой, то есть работа ориентирована на формирование единого мнения по какому-нибудь вопросу при участии каждого участника процесса обучения, в том числе и педагога;
  • соревнование отделений учебного взвода на лучшее знание теоретических вопросов огневой подготовки, устройства и принципов действия оружия, правил его применения, навыков владения им;
  • использование индивидуальных заданий, то есть курсанты в течение семестра (учебного года) готовят рефераты, конкурсные работы по теоретическим и практическим вопросам огневой подготовки, их мультимедийные презентации, затем выступают с ними на групповых занятиях, а лучшие на научных курсантских конференциях.

Нетрудно заметить, что учебная деятельность с применением средств мультимедийных технологий базируется на сочетании индивидуальной и групповой работы, с преобладанием групповой, что обусловлено, в наибольшей степени, ограниченным количеством мультимедийных средств, находящихся в распоряжении преподавателя на занятиях по огневой подготовке. В силу этого, организационно занятия проводятся по учебным точкам (учебным местам), на которых работают группы курсантов, отрабатывая разные аспекты изучаемой темы, как теоретических, так и практических по владению оружием.

Эффективность такой организации занятий во многом будет зависеть от того как созданы эти группы. По типам темперамента, что способствует более полному учету индивидуальных особенностей курсантов:

  • по результатам социометрии и других специальных тестов, проводимых группой профессионально-психологического отбора, что обеспечивает эмоциональный комфорт в межличностных отношениях внутри групп;
  • случайным образом, например, по рядам, на которых сидят обучаемые на занятии. Как отмечают некоторые исследователи, при таком создании групп, возможно возникновение эмоциогенной ситуации, при которой работа осуществляется со случайными людьми, иногда даже может быть не совсем приятными друг другу, несовместимыми, что привносит в занятие элемент эмоционального закаливания и адаптации к подобным ситуациям, которые нередки в профессиональной деятельности при прохождении службы в войсках;
  • по уровням подготовленности – высокому, среднему, низкому, что обеспечивает равноценное, активное участие курсантов в ходе занятий.
Таким образом, модель применения средств мультимедийных технологий в ходе огневой подготовки курсантов включает в себя два блока. Блок факторов, обеспечивающих эффективное применение мультимедиа. Блок механизма функционирования модели, включающего в себя: управляющий объект – преподаватель; объект управления – курсант; механизм взаимодействия между ними в ходе процесса «преподавание – учение» через формы обучения, методы применения и средства мультимедийных технологий; системы управления и обратной (внутренней и внешней) связи для оценки знаний, умений и навыков по огневой подготовке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютере* (педагогика третьего тысячелетия). - М. - 2002.
2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. - М. - 2008. - 336 с.
3. Новосельцев С.К. Мультимедиа-синтез трех стихий. // Компьютер-Пресс. 1991. № 7.
4. Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дис. ... д-ра пед. наук. Астрахань, 2007. 335 с.
5. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М. - 2007. - 616 с.


©  С.В. Петряев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru