VIP Studio ИНФО Повышение мотивации школьников к изучению информатики в основной школе на основе изменения изучаемого языка программирования
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

О.К. Переслегина,  (Университетский лицей №1523 предуниверситария НИЯУ МИФИ, г. Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ/2  2018
Основная школа
    В данной статье рассмотрены вопросы повышения мотивации школьников при изучении учебной дисциплины «Информатика». Проанализированы отдельные причины понижения мотивации, их связь с изучением программирования. Также предложен один из эффективных способов её повышения посредством изменения изучаемого языка на более современный язык программирования. Приведены результаты апробации предлагаемых изменений.

Ключевые слова: Основная школа, педагогика, мотивация, информатика, программирование, Pascal, C++.

 

Умение программировать является одним из самых востребованных навыков современной жизни. В настоящее время существует огромное количество различных методов программирования, начиная объектно-ориентированным и заканчивая функциональным программированием. С течением времени всё больше разновидностей деятельности человека подлежит автоматизации, что неизбежно приводит к повышению востребованности высококвалифицированных специалистов в данной области.

Изучение программирования начинается ещё при обучении в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [1] прописано одно из требований к предметным результатам изучения учебной дисциплины «Информатика»: «…знакомство с одним из языков программирования…».

Традиционно, в качестве изучаемого языка рассматривается одна из версий языка программирования Pascal. На это имеется целый ряд причин. Во-первых, язык программирования Pascal строго типизирован и включает в себя все базовые конструкции, изучаемые в школе.  Во-вторых, для языка программирования Pascal имеется обширная методическая база задач и их решений, что значительно упрощает работу учителя. В-третьих, образовательные учреждения среднего образования дают лишь базовые знания по программированию, что убирает всякую необходимость «усложнять» образовательный процесс, делая и работу учителей, и работу учеников менее трудоёмкой по сравнению с иными, более актуальными и востребованными языками программирования.

Единственным весомым недостатком рассматриваемого языка программирования является его непрактичность. Язык программирования Pascal не используют за пределами учебного процесса, так как данный язык уже давно устарел.

В силу того, что прогресс не стоит на месте и, как ранее было указано, стремительно возрастает потребность в высококвалифицированных программистах, имеет место уже на начальной стадии изучения языка программирования рассматривать более «современные», практико-ориентированные языки. Изменение изучаемого языка программирования в процессе обучения позволит предоставить вниманию учащихся наибольший спектр возможностей применения получаемых знаний.

Такого рода изменение связано не только с внешним запросом общества, но и с тем, что у учеников 8-9 классов, в силу возрастных особенностей, стремительно падает мотивация к изучению языка программирования, применения которому за пределами образовательного процесса они не найдут.

Отсюда появляется сложность в повышении мотивации учеников к изучению программирования на данном этапе процесса обучения. Одним из возможных способов повышения мотивации может служить изменение базового языка программирования, изучаемого в школе на уроках информатики.

Среди всех популярных языков программирования стоит выделить C++, который наиболее широко распространен с практической точки зрения. С помощью данного языка программирования было разработано большое количество различных прикладных программ, которыми сотни пользователей компьютера пользуются ежедневно (такие, как GoogleChrome, MozilaFirefox, линейка программных продуктов Adobe и др.). Он тесно связан с другими языками программирования семейства C, проще для начального этапа изучения программирования, но при этом является достаточно сложным и обширным инструментом для работы. Вместе с тем, язык C++ позволяет продемонстрировать больший спектр возможностей программирования, нежели ранее используемые, устаревшие языки программирования. При обладании рядом навыков работы с языком программирования C++ никаких трудностей при работе с иными языками программирования не возникнет.

Безусловно, понимая принципы построения одного языка программирования, легко освоить целый ряд схожих языков и касается это не только C++, но стоит отметить, что Pascal использовался как учебный язык, в первую очередь, для изучения алгоритмов. На данный момент получаемых знаний недостаточно, так как основы алгоритмики ребята осваивают еще в начальной школе, а к уровню знаний, полученных в процессе обучения в 8-9 классах, запрос стал на порядок выше.

Стоит отметить, что синтаксис языка C++ вполне подходит для изучения в основной школе и полностью удовлетворяет запросам к результатам обучения.

Первым преподавать C++ в школе предложил К.Ю. Поляков [2] в профильном курсе информатики. Отметим, что автор предполагает изучение C++ на более поздней стадии, в старшей школе.

Данное предположение о положительном влиянии изменения рассматриваемого языка программирования в процессе изучения алгоритмов и базовых структур одного из языков программирования было реализовано в практике работы в образовательном учреждении среднего образования.

В процессе изучения программирования с учениками 9 класса было предложено изучать основные алгоритмические конструкции и основы языка программирования как раз на примере языка программирования C++. Результаты внесенных изменений, как и ожидалось, были положительными. Некоторые ученики проявили интерес к программированию за пределами изучаемого материала и продолжили развивать свои знания с помощью дистанционных курсов (таких, как GeekBrains), на уроках повысилась активность и вовлеченность в процесс обсуждения построения алгоритмов решения задач, что напрямую связано с более обширными возможностями языка C++.

Более того, разбор ошибок, связанных с процессом компиляции, не только вызывал некоторый интерес, но и положительно повлиял на понимание структуры самого языка программирования, что положительно влияло на процесс обучения в целом.

С точки зрения психологических особенностей подростков такое изменение оказывает благоприятное влияние на ученика как личность: понимание того, что в рамках среднего образования они решают более трудоёмкие задачи способствует становлению объективного самомнения и добавляет уверенности в своих возможностях, что в подростковом возрасте является одним из наиболее важных личностных аспектов.

Если рассматривать данный вопрос с позиции практической значимости развиваемых компетенций стоит отметить, что изучение более высокоуровневых языков программирования способствует повышению результатов как при участии в олимпиадах, так и при сдаче экзаменов. Кроме того, стремительное развитие проектной деятельности школьников позволяет дополнительно мотивировать обучающихся к расширению знаний программирования с целью решения более сложных задач, которые, впоследствии, могут способствовать развитию ряда навыков, свойственных высококвалифицированным программистам, уже за рамками обучения в образовательном учреждении и помочь подростку самоопределиться с дальнейшим занятием по жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г., №1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2010 г.
2. Поляков К.Ю. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. В 2 ч. // Поляков К.Ю., Еремин Е.А. М.: 2013 — Ч.1 - 344с., Ч.2 - 304с.


©  О.К. Переслегина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru