VIP Studio ИНФО Особенности среднего и высшего образования стран Северной Африки
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Л.А. Новикова,  (Ст. преподаватель, Российский университет дружбы народов)

Л.К. Ушакова,  (Ст. преподаватель, Российский университет дружбы народов)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ/2  2018
Северная Африка
    Статья посвящена проблеме среднего и высшего образования в странах Северной Африки. Описаны основные характеристики структуры среднего и высшего образования в странах Северной Африки. Раскрыты направления реформирования высшего образования в странах Северной Африки на современном этапе. Выявлены проблемы высшего и среднего образования в регионе.

Ключевые слова: Северная Африка, образование, постколониальный период, среднее образование, высшее образование.

 

Oбразование в экономическом и социальном развитии современного общества, в том числе и стран Северной Африки, обеспечивает международную конкурентоспособность национальной экономики, что повышает внимание общественности к проблеме государственной политики в сфере образования. Будущее принадлежит тем странам, которые имеют эффективную систему образования, обладающую возможностями создать необходимый интеллектуальный потенциал для решения политических, экономических, социальных и культурных задач, стоящих перед обществом.

Для стран Северной Африки − Египта, Судана, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании, одной из актуальных задач на протяжении всего периода развития системы образования является повышение образовательного уровня населения. Периодизация становления и развития образовательной системы данного региона связана с колонизацией и представлена доколониальным периодом, период колониализма и постколониальным периодом, который продолжается и в настоящее время.
Развитие образования в странах Северной Африки в доколониальный период, начиная с VII в. н.э., было тесно связано с распространением религиозного учения ислама, сыгравшего важную роль в объединении разрозненных арабских общин [1].

В колониальный период, политические и социально-экономические реформы, проводимые колонизаторами для удовлетворения их собственных нужд, не могли не затронуть и систему образования, которая по основным принципам и содержанию не соответствовала национальным интересам государств Африки. В колониальный период государства Африки имели практически сплошную неграмотность взрослого населения и почти полное отсутствие квалифицированных национальных кадров. Африка получила в наследство от колониализма массовую неграмотность взрослого населения, дети и подростки были слабо охвачены обучением, сеть учебных заведений была неразвита, почти полностью отсутствовали средние технические и высшие учебные заведения. Обучение велось на европейских языках в отрыве от условий и потребностей социально-экономического и культурного развития стран Африки. Образование в колониальный период предоставлялось коренному населению в небольших дозах для того, чтобы население страны было невежественным. К 1960 г. XX века уровень неграмотности взрослого населения в Африке составлял около 90%, охват детей младшего школьного возраста начальным образованием в целом по континенту составлял около 30 %. а в таких государствах Северной Африки, как Ливия и Мавритания не достигал и 10% [1].

Завоевание политической независимости в 70-х гг. XX века создало условия для расширения систем среднего и высшего образования в африканских государствах, для коренного пересмотра целей и содержания образования с учетом требований экономического и социального положения освободившихся стран. Поэтому формирование национальных систем среднего и высшего образования и подготовки национальных кадров молодых африканских государств стало одной из приоритетных задач в социальной политике большинства африканских государств на протяжении всего периода независимости.

В настоящее время система среднего и высшего образования стран Северной Африки представлена сетью средних, средних специальных и высших учреждений, включающих несколько ступеней обучения. Так, например, среднее образование в Мавритании с 2007 года включает начальное образование, которое длится 6 лет с 6-летнего возраста с 1 по 6 классы; среднее образование, включающее базовый цикл, продолжительностью 4 года с 7 по 10 классы, цикл профильного образования продолжительностью 3 года с 11 по 13 классы, который является заключительным этапом среднего образования. Профиль обучения − гуманитарный, математический, естественнонаучный или религиозный, учащиеся могут выбрать для продолжения обучения на завершающем этапе среднего образования. При завершении профильного цикла общего среднего образования выпускники сдают экзамены и получают итоговый документ Диплом бакалавриата среднего образования, который дает доступ к получению высшего образования. Учащихся, которые закончили первый цикл среднего образования, принимаются на программы профессионально-технического образования. После завершения профессиональной программы продолжительностью 3 года выпускники получают Свидетельство о профессиональном обучении, а после завершения 2-летней программы – Свидетельство техника, которые дают право продолжения обучения по программе последнего года второго цикла среднего образования для получения диплома бакалавра среднего образования.

Аналогичная система среднего образования в Алжире, которое также включает ступени начального образования с продолжительностью 5 лет с 6-летнего возраста; ступень среднего образования, состоящего из базового цикла продолжительностью 4 года с 6 по 9 классы и заключительного цикла профильного образования продолжительностью 3 года с 10 по 12 классы. На завершающем этапе среднего образования учащиеся могут выбрать для продолжения обучения общий или технический лицей. При завершении второго цикла общего среднего образования выпускники сдают экзамены и получают итоговый документ Диплом бакалавриата среднего образования или Диплом бакалавра образования второй ступени с указанием профиля заключительного этапа обучения в лицее; выпускники технических лицеев после сдачи предусмотренных программой экзаменов получают диплом технического бакалавриата. Эти документы дают доступ к программам высшего образования. По завершению обучения по программам профессионально-технического образования в течение 2 лет обучения выдается Свидетельство о профессиональной пригодности, в течение 3 лет − Свидетельство о профессиональном обучении.

В Судане система среднего образования включает 3 уровня образования: дошкольное образование, начиная с 5-летнего возраста, в течение 1 года; базовое образование для детей с 6 лет, которое длится 8 лет; среднее образование, начиная с 14 лет, которое длится 3 года. Старшая средняя школа включает общее/ техническое и профессиональное направления. Ученики, окончившие профессиональную программу среднего образования, не имеют права на продолжение обучения в высших учебных заведениях, но могут осуществлять профессиональную деятельность. Программа обучения доуниверситетского уровня представлена двумя уровнями 8+3, по окончании которого ученики сдают единый экзамен для получения сертификата об окончании программы академического или технического направления. Такая система среднего образования в Судане реализуется с 2010 года.

Становление системы среднего и высшего образования на Африканском континенте в период независимости происходило под воздействием целого ряда, как внешних факторов, так и внутренних условий. Разнообразие условий социально-экономического развития, материальных, финансовых и людских ресурсов в различных странах предопределяло неравномерность дальнейшего реформирования образования в Северной Африке. Так, например, система образования Туниса дважды подвергалась масштабному реформированию. Первая реформа образования Туниса, которая была проведена в 1958 году, ввела принцип обязательности начальной школы; вторая реформа, проведенная в 1991 году, закрепляла принцип обязательного начального и среднего образования для детей в возрасте с 6 до 16 лет. Реформирование системы среднего и высшего образования в Тунисе привело к высоким результатам. К 2010 году Тунис добился снижения неграмотности взрослого населения до 20,3% против 80% в 1956 году, поступления в начальную школу 99% детей старше 6 лет. С 1956 по 1976 год более чем в 4 раза выросла абсолютная численность учеников начальной школы, в 5,5 раз – средней и в 12 раз – высшей школы. С 1984-2010 гг. количество учащихся начальной школы пошло на убыль, средней – выросло почти в 3 раза, высшей – более чем в 10 раз. Быстрые темпы развития получило высшее образование Туниса. С 2000-х гг. государство стало поощрять открытие частных вузов, дипломы которых были приравнены к государственным. Так, если в 1961 году в Тунисе насчитывалось 2,3 тыс. студентов, то в 2009/10 учебном году – 346 тыс. студентов, что составляло почти 3% населения страны. Это привело к проблеме трудоустройства выпускников средних учебных заведений и вузов. Так, на 2010 год безработица среди дипломированных специалистов достигла 20%, безработица среди молодежи с полным средним образованием достигла в том же году 30% [2, с. 15-16].

Система высшего образования в подавляющем большинстве государств Северной Африки находилась в зачаточном состоянии, ее развитие целиком связано с периодом независимости. Подготовка специалистов высокой квалификации в Африке являлась сравнительно наименее развитым звеном формирования кадрового потенциала, что было связано со значительным отставанием в создании ее инфраструктуры по отношению к другим ступеням образования.

Поэтому в настоящее время в развитии системы образования государств Северной Африки приоритет отводится программам поддержки высшего образования и профессиональной подготовки, наращивания потенциала высших учебных заведений, укрепления партнерских отношений между студенческими сообществами, профессиональными ассоциациями и неправительственными организациями. Так, в 2007 году на конференции глав африканских государств и правительств в Аддис-Абебе, были подписаны документы, касающиеся активизации деятельности африканских университетов в контексте утверждения Сводного плана действий по науке и технологиям в Африке (2008-2013). Для повышения мобильности африканских студентов и ученых в 2008 году комиссия Африканского союза предложила объединить африканские ВУЗы в единую сеть – Панафриканский университет, предполагающий проведение межуниверситетских исследований в пяти тематических областях: технологии, инновации; водные ресурсы и энергетика; науки о жизни и земле; космические разработки; управленческая деятельность. Каждый регион имеет свою направленность: Северная Африка – медицинские исследования, Южная Африка – повышение квалификации учителей, Западная Африка – совершенствование агрокультуры, Центральная Африка – инженерно-технические проекты, Восточная Африка – изучение особенностей строительства гражданского общества. Начиная с 2014-2015 г.г. странами-членами Африканского союза ведется обсуждение проекта документа по развитию Африки в течение последующих 50 лет под названием «Повестка дня 2063». В нем задаются перспективы развития коллективных научных исследований, увеличения количества рабочих мест в социально значимых отраслях и возможностей для самореализации граждан в целях удержания высококвалифицированных кадров и талантливой молодежи на территории Африки [4, с. 76-77].

В настоящее время система высшего образования стран Северной Африки представлена как государственными, так и частными вузами. Ряд стран Северной Африки приняли к внедрению Болонскую структуру циклов высшего образования: бакалавриат − магистратура − докторантура. Это, в первую очередь, относится к Алжиру, Марокко, Тунису, Ливану.

Например, в Алжире высшее образование реализуется в университетах, технических институтах и педагогических колледжах на основе общих правил, регулирующих образование в частных и государственных учебных заведениях. Доступ к программам университетского сектора высшего образования имеют обладатели дипломов бакалавра с учетом профиля полученной подготовки на основе результатов обучения в средней школе.
На программы неуниверситетского сектора высшего образования продолжительностью 5 лет, реализуемые в технических институтах и ведущие к получению квалификации инженера, принимают обладателей дипломов бакалавра, учитывая профиль полученной подготовки и результаты обучения, а также тех, кто прошел подготовку по программе второго цикла среднего образования, но не получил диплом бакалавра. Профессиональная программа продолжительностью 2,5 года завершается выдачей Диплома высшего техника, который не дает доступ к программам высшего образования, однако в случае завершения программы с 5-летней продолжительностью присваивается квалификация Диплом высшего техника, которая дает право на продолжение обучение по инженерной программе.

Реформирование системы высшего образования в Алжире привела с 2004 года к изменению структуры университетского сектора высшего образования и введению новой системы степеней. До 2004 года эта система была организована на основе цикличных уровней, согласно которым после двух лет обучения в университете выдавался Диплом об общем университетском образовании с указанием направления подготовки, представляющий собой промежуточный документ об образовании, подтверждающий окончание первого цикла высшего университетского образования. Данный документ давал доступ к продолжению образования на третьем году обучения по направлению подготовки в вузе. Завершение второго цикла высшего университетского образования продолжительностью 4 года подтверждалось Дипломом лиценциата. Выпускники программ в области естественных и технических наук с нормативной продолжительностью 4 года получали, как правило, диплом о высшем образовании. Наличие диплома лиценциата или диплома о высшем образовании давало право продолжить обучение для получения квалификации Диплома магистра. Одновременно с цикличными программами по таким специальностям, как стоматология, ветеринария, фармация, архитектура, реализовывались «длинные» образовательные программы с нормативной продолжительностью 5 лет. Выпускникам образовательных программ по медицинским специальностям с нормативной продолжительностью 7 лет, включая год интернатуры, присваивался Диплом доктора медицины. К программам докторской подготовки продолжительностью не менее 3 лет имели доступ обладатели дипломов магистра, после успешного обучения по которым, включающего обязательную защиту диссертации, присваивалась степень государственного доктора. Реализация новой структуры высшего образования, начатая в 2004 году, аналогичной болонской трехуровневой структуре степеней, была законодательно утверждена новым законом о национальном образовании в 2008 году. Новая структура включает относящуюся к первому уровню Степень лиценциата продолжительностью 3 года, и подтверждаемую Дипломом лиценциата; квалификацию второго уровня − степень мастера, присваиваемую после завершения образовательной программы с 2-летней продолжительностью обучения, и степень доктора − квалификацию третьего уровня, доступ к которой имеют обладатели степени мастера.

В Мавритании программы высшего образования реализуются в нескольких высших учебных заведениях в единственном университете страны – Университете Нуакшот. На программы высшего образования принимают обладателей дипломов бакалавра в соответствии с профилем полученной подготовки с учетом результатов обучения. После двух лет обучения в университете выдается Диплом об общем университетском образовании с указанием направления подготовки, который подтверждает окончание первой ступени высшего университетского образования и дает доступ к продолжению образования по программе второй ступени, ведущей к присвоению степени мэтриз. Национальная школа по подготовке руководящих кадров государственного аппарата присваивает диплом после завершения 5-летней образовательной программы. Реформирование системы высшего образования Мавритании с 2008-2009 учебного года проводилось в направлении перехода к трехуровневой схеме высшего образования, аналогичной болонской трехуровневой системе степеней.

По численности студентов безусловным лидером является Египет. Так, в 2000 году в стране насчитывалось по всем видам подготовки 836 тыс. студентов, в Марокко − 258 тыс., в Алжире − 237 тыс. студентов. Среди недавно созданных вузов обращает на себя внимание Арабский Открытый Университет (АОУ) в Египте, в котором используются учебные программы Открытого Университета Великобритании. Получает развитие дистанционное и открытое образование. Например, в Тунисе Министерство высшего образования добивается разработки аутентичных учебно-методических материалов от национальных провайдеров [3. с. 49].

К проблемам развития высшего образования в странах Северной Африки относится слабая материально-техническая база, неукомплектованный штат преподавателей, состав которых и профессиональная подготовка не всегда соответствует современным требованиям. Вузы африканских стран чрезвычайно различаются между собой по размеру, количеству поступающих студентов, образовательным программам и стандартам образования [3, с. 49]. Так, например, в Марокко в последнее время процент выпускников высших учебных заведений составляет всего 11%, например, в 2007 году их количество было 88137 человек. Проблемы высшего образования в Марокко отражаются в том, что в государственных университетах неравномерно развиваются профили обучения, преимущественно развиваются отрасли медицины, техники и бизнеса; частные учебные учреждения набирают в свой штат неквалифицированных специалистов, имеет место слабое материально-техническое оснащение и финансирование.

Таким образом, к особенностям высшего образования в странах Северной Африки относится то, что оно отличается большой неоднородностью по доступности, типам национальных моделей, качеству образования и уровню затрат на одного студента. Многие вузы стран региона Северной Африки не в состоянии предоставлять образовательные услуги, отвечающие требованиям конкурентоспособности на мировом рынке. Большинство стран Северной Африки отдает предпочтение подготовке специалистов на высших ступенях обучения магистратуры и докторантуры в зарубежных вузах. В этой связи государствам-партнерам открывается непрерывно расширяющийся рынок подготовки специалистов высших категорий для нужд экономики стран региона Северной Африки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борисенков В. П. Развитие образования в Африке (1960-1980 гг.) // Советская педагогика. - 1987. - № 7. - С. 119-126.
2. Кашина А.А. Социальная политика Тунисской Республики последней трети XX - начала XXI вв.: автореф. диссертации ... кандидата политических наук: 23.00.02 .- Москва, 2012. - 24 с.
3. Лукичев Г.А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) // Вестник высшей школы. - 2008. - №4. - С. 48-52.
4. Страны Африки в глобальной политике XXI века// Материалы XIII Всероссийской школы молодых африканистов. - Санкт-Петербург, 2014. – 182 с.


©  Л.А. Новикова, Л.К. Ушакова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru