VIP Studio ИНФО Формирование готовности аспирантов к проведению педагогического эксперимента
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Ю.Ю. Архипова,  (Ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ/2  2018
Научно-педагогическая компетенция
    В процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре приоритетное место занимает формирование готовности к исследовательской деятельности, к самостоятельному проведению научно-исследовательской деятельности, организации педагогического эксперимента. Организация научной подготовки, ориентированной на развитие устойчивых исследовательских способностей преподавателей-исследователей, становится одной из важнейших задач процесса подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Ключевые слова: Научно-педагогическая компетенция, педагогический эксперимент, деятельностный подход, научно-исследовательская деятельность.

 

Исследовательские компетенции, научно-педагогическую компетенцию у преподавателя-исследователя целесообразно формировать в период его обучения в аспирантуре, которая выступает основной форой подготовки научно-педагогических кадров. Именно в формате обучения в аспирантуре формируются исследовательские способности для создания собственных научных разработок, умения организовать опытно-экспериментальную, опытно-поисковую работу, позволяющих в дальнейшем использовать их в научно-педагогической работе, осуществлять деятельность преподавателя-исследователя, которая наполняется признаками совершенствования педагогического процесса. Целевое назначение формирования готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента заключено в обеспечении саморазвития в профессионально-исследовательском плане, в формировании способности выявлять необходимость проведения педагогического исследования и конструирования педагогического эксперимента для получения нового знания, в формировании умения ставить исследовательские задачи, осуществлять исследовательские действия, анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований.

Под понятием «Педагогический эксперимент» мы понимаем научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях [6, С.148]. Педагогический эксперимент должен быть иметь обоснованную цель, тщательно спланирован и контролируем. В более широком понимании «педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез» [5, С.1]. Правильно поставленный педагогический эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, в эксперименте он создает необходимые для их возникновения условия. поэтому вопросам готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента необходимо уделить особое внимание в рамках подготовки кадров в аспирантуре.

Готовность к организации и проведению педагогического эксперимента как таковая разнится в своих формулировках. Ученые и практики обоснованно определяют ее как готовность к исследовательской деятельности, указывая, что эксперимент есть составная экспериментального исследования и подчеркивая, что это интегративное качество личности, включающее систему ценностных ориентаций в сфере исследовательской деятельности, имеющийся опыт выполнения исследовательской деятельности, способность к рефлексии [2, С.12]; формирование готовности к исследовательской деятельности определяется также с позиции процессного понимания и выражается как овладение навыками и умениями, которые востребуют в процессе решения исследовательских задач умения анализировать и синтезировать, активно «встраивать» процесс в условия, позволяющие привести к заданному результату [3, С.23]; в контексте формирования исследовательской мобильности аспирантов исследователи делают акцент на исследовательской активности, которая направлена на решение возникающих исследовательских задач за счет использования ресурсов, находящихся в научно-исследовательском пространстве [7, С. 118].

Готовность аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента понимается нами как интегративная совокупность умений организовать познавательно-поисковую деятельность, соблюдение логики организации педагогического эксперимента, методологической культуры педагогического исследования, сформированность гностических умений, проектировочных умений, конструктивных умений, развитие рефлексивной позиции, выраженной в способности проводить анализ и оценку проблем, самоанализ, самооценка результатов педагогического эксперимента.

Содержательная характеристика готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента раскрывается через ряд показателей:

  • осознание значения педагогического эксперимента для успешной самореализации аспиранта в процессе осуществления исследовательской деятельности;
  • знание методологии и проблем педагогического исследования, их значение в соблюдении логики построения педагогического эксперимента;
  • гностические умения, проектировочные умения, конструктивные умения, организационные умения;
  • умение входить в рефлексивную позицию и на этой основе проводить анализ и самоанализ хода и достижения результативных показателей педагогического эксперимента;
  • умение внедрять результаты педагогического эксперимента в образовательный процесс.

Процесс формирования готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента опирается на ряд принципов, регулирующих данный процесс и обеспечивающий результативность сформированности показателей готовности к проведению педагогического эксперимента. Таковыми принципами, наряду с классическими (принцип доступности, принцип преемственности, принцип интеграции, принцип активности и др.), мы выделяем следующие:

  • принцип развития компонентов готовности аспирантов к проведению педагогического эксперимента, основой которого является идея «вести за собой» [4, С.275 - 283 с.], создание условий для развития способности решать различные типы экспериментально-педагогических задач;
  • принцип перехода от воспроизводящей исследовательской деятельности к творческой. Это обеспечит связь между типами педагогического взаимодействия, предполагающими постепенный переход от управления через сотрудничество (соуправление) к самоуправлению; переход от изучения одной дисциплины к другой [3, С.24];
  • принцип рефлексивности, требующий погружение аспирантов к рефлексивную позицию по отношению к своей готовности к осуществлению педагогического эксперимента, включение рефлексии в структуру занятий как необходимого элемента анализа достижения заданного результата как со стороны преподавателя, так и аспиранта.

Концептуальным положением процесса формирования готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента является деятельностный подход, с позиций которого обеспечивается возможность быть осознанным субъектом этой деятельности. В данном аспекте формирование готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента приобретает характер активной познавательной, самостоятельной, творческой научно-исследовательской деятельности, с одной стороны, а с другой – необходимо структурно-логическое построение занятий, в которой интегрированы теоретические знания и практические умения.

Дидактической основой для разработки концептуальных подходов к формированию готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента явится положение о способности аспирантов к саморазвитию и самоопределению в условиях процесса подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и их готовности к осуществлению исследовательской деятельности в профессиональной деятельности.

В аспекте формирования исследовательской компетенции, готовности аспирантов к проведению педагогического эксперимента нам видится возможным учитывать ряд дидактико-педагогических условий:

  • использование в процессе изучения образовательных дисциплин исследовательских задач, связанных с педагогической деятельностью [2, С.15];
  • введение в образовательный процесс курса «Теория и практика педагогического эксперимента»;
  • мониторинг формирования готовности к проведению педагогического эксперимента на всех этапах подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации;
  • погружение аспирантов в методологический блок синопсиса научно- педагогического исследования.

Формирование готовности аспирантов к организации и проведению педагогического эксперимента, введение в данный процесс дисциплины «Теория и методика педагогического эксперимента» напрямую связан с мыслью о том, что необходимо учить обучающихся «мыслить и действовать и методами, категориям науки, видеть свою область знаний и профессиональную деятельность глазами исследователя, т.е. «усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» [1]. Ввод данной дисциплины в учебные планы необходим для всех образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, так как преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования является одним из видов профессиональной деятельности, к которой готовятся аспиранты [9, п.4.3].

Целевое и задачное наполнение дисциплины «Теория и практика педагогического эксперимента» выражено в двух аспектах:

  1. теоретическое и практическое освоение систематизированной информации о методологии, методике и технике научных исследований по педагогическим проблемам;
  2. овладение нормами логики педагогического эксперимента, формирование умений моделировать педагогические явления и условий его протекания.

Содержательное наполнение дисциплины «Теория и практика педагогического эксперимента» включает изучение следующих вопросов:

  • методология и методы научно-педагогического исследования;
  • педагогический эксперимент, идея педагогического эксперимента;
  • этапы и логика педагогического эксперимента;
  • цели и задачи педагогического эксперимента;
  • гипотезы педагогического эксперимента;
  • составление плана-программы педагогического эксперимента;
  • выбор объектов и субъектов педагогического эксперимента;
  • выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте;
  • методическое обеспечение педагогического эксперимента;
  • организационное обеспечение педагогического эксперимента;
  • анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента.

Дидактико-методическое сопровождение дисциплины обеспечивается исследовательскими заданиями, проблемно-педагогическими задачами исследовательского характера, творческими исследовательскими мини проектами, моделирующими заданиями, задания, связанные с осуществлением теоретического анализа, сравнения, ранжирования, обобщения, систематизации, анализ, разработка и защита этапов педагогического эксперимента по актуальным проблемам педагогики образования. Так, например, предлагается задание разработать критериально-диагностический инструментарий для исходно-диагностического этапа педагогического эксперимента.

Одной из форм методического сопровождения процесса формирования готовности аспирантов к проведению педагогического эксперимента является погружение к логический конструкт синопсиса исследования, в ходе которого отрабатывается умение выбирать и формулировать актуальность проблемы, необходимой для решения экспериментальным путем, выбор объекта и субъекта педагогического эксперимента, формулирование гипотезы, задач в логическом конструкте педагогического эксперимента, моделирование путей и средств, необходимых для проверки гипотезы и содержание собственно педагогического эксперимента.

Поскольку формирование готовности к организации и проведению педагогического эксперимента осуществляется в формате готовности к научно-исследовательской деятельности, которая носит творческий характер, то целенаправленное погружение к логику и содержание педагогического эксперимента может происходить в процессе поисковой учебно-познавательной деятельности посредством применения проблемно-поисковых исследовательских ситуаций.

Исследовательско-творческий характер сопровождают задания типа: раскрыть содержание нового понятия и изобразить это в виде знаковой модели, творческой модели и т.д.

Важным в процессе формирования готовности аспирантов к проведению педагогического эксперимента является введение в структуру занятий практико-ориентированных задач и их решение на основе алгоримического предписания по осуществлению исследовательских действий экспериментатора в конкретной исследовательской задаче. Так, перед аспирантами поставлена задача выявить сущность изучаемого объекта по конкретному образцу, а затем самостоятельное составление «исследовательского образа», его характеристика и место в структуре педагогического эксперимента.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что внедрение дисциплины «Теория и практика педагогического эксперимента» на основе деятельностного подхода обеспечивает рост уровня готовности аспирантов – будущих преподавателей-исследователей к организации и проведению педагогического эксперимента, развитию исследовательского профессионализма. Реализация указанных принципов, дидактико-педагогических условий и внедрения дисциплины Теория и практика педагогического эксперимента предполагает качественное изменение целей, содержания, способов действий аспирантов, что способствует формированию их готовности к проведению педагогического эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980
2. Быстренина И. Е. Формирование готовности будущих учителей к исследовательской деятельности в процессе изучения информатики и математики в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Быстренина Ирина Евгеньевна; [Место защиты: Марийс. гос. ун-т].- Йошкар-Ола, 2011.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/19];
3. Горшкова О.О.Предпосылки формирования готовности студентов инженерного вуза к исследовательской деятельности // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8 (часть 1) – С. 22-26
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.275 - 283 с.
5. Макина М.А. Педагогический эксперимент: статья. Опубликовано 04.11.2015. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/04/pedagogicheskiy-eksperiment (дата обращения 07.06.2018).
6. Подластый И.П. Педагогика: учебник. – 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 574 с.
7. Серга М.Ю. Научно-исследовательская мобильность аспирантов: содержание и условия развития// Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2011. -№12. – с.117-119.
8. Серга М.Ю. Подготовка научных кадров в России: объективные и субьективные проблемы аспирантов // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-3. – С. 559-562.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации).


©  Ю.Ю. Архипова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru