VIP Studio ИНФО Роль Владивостока в военно-техническом сотрудничестве с союзниками в годы Первой мировой войны в отечественной исторической литературе
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

П.В. Виноградов,  (К.и.н., доцент, Дальневосточная пожарно-спасательная академия -филиал Санкт-петербургского университета ГПС МЧС России, г. Владивосток)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ/2  2018
Первая мировая война
    В статье исследуется изучение роли Владивостока в военно-техническом сотрудничестве Российской империи с союзниками в годы Первой мировой войны. Рассматриваются основные подходы к раскрытию содержания данной темы в отечественной историографии. Делается вывод о том, что данная тема находилась на периферии исследований отечественных ученых и, несмотря на появлении современных публикаций до сих пор отсутствуют полноценные работы, посвященные этому вопросу.

Ключевые слова: Первая мировая война, военно-техническое сотрудничество, иностранные поставки, историография, Владивосток, Дальний Восток.

 

Первая мировая война является обширным полем деятельности для исторических исследований. Последние десятилетия наблюдается устойчивый интерес к различным аспектам ее истории «…в отечественной историографии эта глобальная тема выдвинулась на одно из главных мест в плане значимости и актуальности» [3, с. 8]. Появляются современные работы, рассматривающие различные стороны мирового конфликта начала XX века. Произошли качественные изменения самой парадигмы исследовательского поиска, что в свою очередь, привело к возникновению новых направлений в историографии Первой мировой войны [15, с. 7]. Одно из подобных направлений которое в последние годы привлекает внимание историков, является тема военно-технического сотрудничества России союзниками. Одним из ее важнейших аспектов является деятельность российских портов Архангельска и Владивостока в приеме и обработке грузов шедших в рамках военно-технического сотрудничества с союзниками. Рассмотрения данного аспекта позволяет не только выявить роль Владивостока в системе военно - технического сотрудничества, но и раскрыть основные направления развития порта в годы войны и региона в целом. На сегодняшний день, присутствует ряд работ, рассматривающих региональный аспект обозначенной темы и раскрывающие роль отдельных регионов страны в годы Великой войны как, например публикации Т.И. Трошиной [16]. Поэтому изучение данной темы позволить не только глубже и рельефней рассмотреть развитие страны, в годы войны, но и расширить наше преставление о роли отдельных регионов в общих усилиях государства в военное время. В этой связи изучение роли Владивостока в военно-техническом сотрудничестве с союзниками в годы войны представляет актуальную научную задачу.

Первые публикации, в которых уделялось внимание вопросам функционирования Владивостока и роли Дальнего востока в годы войны, стали появляется уже в начале 20 –х годов XX века [7]. Данные работы носили в целом публицистический характер. Их особенностью являлась ярко выраженная справочная направленность. Они должны были в первую очередь показать достоинства Владивостока и региона, а также благоприятные перспективы его развития. Естественно, что подобная концепция подачи материала делала необходимым наличие исторической справки, параграфа либо отдельной главы о предшествующем развитии порта и края. Не являясь сугубо историческими исследованиями, эти публикации не давали полной ретроспективы изучаемого явления, и в них зачастую отсутствовала исчерпывающая информация о том либо ином этапе развития. За редким исключением, интересующая нас тема рассматривалась поверхностно, либо слишком узко без соответствующего анализа фактологического материала и демонстрации конкретных количественных показаний. Среди такого спектра работ следует выделить несколько отличающихся относительно подробным освещением деятельности Владивостока в годы Первой мировой войны. Подобного рода публикацией является работа К.К. Куртеева, вышедшая в свет в 1921 г [8]. В отличие от брошюр и справочников, посвященных различным сторонам развития порта, данная публикация является академическим изданием. В ней мы находим анализ деятельности Владивостока его дальнейшие перспективы развития, подкрепленные статистическим материалом и содержащим выводы сформулированные автором на основе изученного материала. Рассматривая деятельность порта в годы Великой войны К.К. Куртеев делал логичный вывод, о неподготовленности Владивостока к интенсивной обработки больших объемов грузов. Подобное приспособление порт сделал в военное время когда «…в течение первых лет мировой войны обогатился значительными портовыми сооружениями и судами специального назначения» [8, с. 33] Однако на фиксации подобного факта и описании мер по развитию порта в годы войны автор и ограничивается. Констатируя что «В тяжелый для России период войны Владивостокский порт и Уссурийская железная дорога сослужили родине незаменимую и неоценимую службу, окупив ранее произведенные государством расходы на их сооружение и содержание. Не будь в распоряжении центра этих двух могучих факторов транспорта, тыл и фронт были бы лишены необходимого пополнения, а это повело бы к ослаблению боевой силы армии» [8, с. 55].

Наиболее полной публикацией посвященной развитию Торгового порта Владивостока является одноименный коллективный труд, вышедший в свет в 1925 г. [2]. Хотя в ее названии указывается, что она представляет собой экономический обзор деятельности порта за 1923-1924 года, но фактически содержит материал, освещающий и развитие порта в начале XX века. В приведенном в данной работе материале содержатся сведения и о деятельности Торгового порта в период Первой мировой войны. Авторы отмечают, что Владивосток оказался неприспособленным для обработки больших объемов грузов. Поэтому в годы войны во Владивостоке «…возникает специальное портостроительство вызванное требованиями войны с Германией» [2, с. 14]. Несомненным достоинством работы является рассмотрение всех сторон жизнедеятельности порта. Особенно таких специфических как обеспечение деятельности порта в зимний период и работа ледоколов, а также развитие мер пожарной безопасности, которые не нашли отражения в общей литературе. Излишне говорить, что данное издание снабжено обширными статистическими материалами иллюстрирующими работу Торгового порта. Приводя конкретные мероприятия по развитию порта в годы Первой мировой войны, отмечается, что они носили экстренный характер, преследовали цель в короткий срок подготовить порт для принятия специфических грузов. Однако в рассматриваемой работе авторы не приводят подробную раскладку грузов поступивших в порт в годы войны, не заостряют внимание на его значимости для снабжения фронта и тыла в годы войны.

Таким образом, необходимо отметить, что в период 20–30—х годов XX века количество работ затрагивающих деятельность Владивостока и региона в военно–техническом сотрудничестве в годы войны не отличается широтой. Интересы исследователей в первую очередь были сосредоточены на изучение важнейших и актуальнейших вопросов Великой войны, связанных с причинами ее начала, военной и дипломатической борьбой в годы войны ее последствиями и итогами. На этом фоне специфические вопросы развития отдельных регионов страны в военное время оставались в тени. Другой причиной не достаточной разработанности данного вопроса являлось недоступность для исследователей многих документов, характеризующих деятельность дальневосточных портов и транспортных путей в сфере обработки и перевозки иностранных грузов, шедших в рамках военно–технического сотрудничества. Отсюда мы видим, что в публикациях отсутствуют материалы, характеризующие особенности грузооборота Владивостока в военные годы, специфику импорта, конкретные количественные данные о поступивших военных грузах и наконец, характеристики основных направлений развития порта. Поэтому в данных работах мы встречаем лишь общие выводы о важности деятельности Владивостока без подтверждения ссылками на соответствующие статистические данные. Таким образом, вопросам функционирования Владивостока в военное время уделялось лишь эпизодическое внимание, на фоне рассмотрения более актуальных и глобальных проблем войны.

В период 40-80 -х годов изданий посвященных рассмотрению заявленной нами темы не появилось. Данная тема терялась на фоне изучения событий и последствий революционных событий 1917 г. Советская историография была нацелена на «…изучение Октябрьской революции в России как главного события начла XX в. тематике Первой мировой войны отвели в сравнении с Октябрем второстепенную, скромную роль» [3, с. 8]. Поэтому эпизодическую и скупую информацию мы можем подчерпнуть либо из фундаментальных трудов посвященных Октябрьской революции, либо из исследований посвященных различным аспектам изучения рабочего движения, экономики или транспорта [11].

Среди работ, вышедших в данный период изучаемая нами проблема, затрагивается в монографии А.И. Крушанова [6]. В своей работе, автор, характеризуя важность установления Советской власти на Дальнем востоке, с одной стороны отмечает значение региона для укрепления власти большевиков в стране, а с другой отмечает и роль Владивостока в годы войны. Причем Владивосток справедливо рассматривается А.И. Крушановым как ключевой порт в торговых связях между союзными державами и США. Владивосток -отмечает А.И. Крушанов -«превратился в главный порт страны, через который осуществлялись морские перевозки» [6, с. 28]. Представляют интерес статистические данные характеризующие деятельность Владивостока в годы войны и что не менее важно объем грузов скопившихся за период военных действий. А.И. Крушанов пишет -«Порт буквально был забит грузами. Железная дорога не справлялась с перевозками. Хлеб, хлопок, медикаменты, оружие, промышленные товары не вмещались в склады и хранились под открытым небом. Только в распоряжении военного ведомства находилось во Владивостоке 614,5 тыс. пудов пороха, 3,2 млн. пудов риса, 1,9 млн. пудов чая, 1,6 млн. пудов рыбы и икры, 1,6 млн. пудов круп» [6, с. 29].

Необходимо подчеркнуть, что приводимые автором данные, базируются на введенных в оборот новых на то момент архивных источников, а не простым использованием данных приводимых в ранее опубликованных изданиях. Приведенные, в контексте характеристики революционной борьбы, эти статистические данные демонстрируют не только значительный объем находившихся только во Владивостоке различных грузов, но и ключевую роль региона в целом в военно–техническом сотрудничестве с союзниками. Хотя автор и не ставил перед собой задачу рассмотрения роли главного порта дальневосточного региона в военно–техническом сотрудничестве, тем не менее, приводимые им факты как раз и демонстрируют эту роль.

В данном контексте следует отметить работу В.П. Бянкина [1]. Рассматривая вопросы развития и функционирования торгового флота на Дальнем Востоке в конце XIX начале XX века, автор затрагивает и вопросы деятельности флота и Владивостока в годы Первой мировой войны. Автор в достаточно сжатом, но информативном материале, рассматривает основные изменения, в развитии инфраструктуры порта отмечая что: «В порту развернулись интенсивные работы по устройству причалов, строительству складов подъездных путей площадок и.т.д.» [1, с. 146]. Однако, к сожалению, в публикации не содержатся данные характеризующие объемы обрабатываемых портом за годы войны грузов.

Так же необходимо отметить публикацию В.Ф. Мищенко [10]. По своему объему она является брошюрой, но по содержанию материала она выгодно отличается от тех проспектов, справочников и брошюр, появившихся в 20–30 - х годах XX века. По сути, данная брошюра является историческим обзором рассматривающим функционирование КВЖД. Автор, рассматривая деятельность железной дороги, естественно затрагивает вопросы ее деятельности в годы Первой мировой войны, в том числе и в связи с организацией транспортировки военно–технических грузов из Владивостока. Отмечая в частности, что «С началом первой мировой войны КВЖД приобрела исключительно важное значение как единственный и кратчайший рельсовый путь, по которому из порта Владивосток, на сибирские железные дороги стали доставлять многочисленные военные грузы, прибывающие во Владивосток морским путем из Японии, США и других стран» [10, с. 32]. Однако рамки работы не позволили автору, кроме констатации факта важности Владивостока, заострить внимание на его роли в военно–техническом сотрудничестве с союзниками и рассмотреть меры по его развития в военное время. Подкрепляя свой тезис о важности Владивостокского порта, автор приводит лишь цифровые данные по его грузообороту в годы Первой мировой войны.

В 90 - х годах на фоне либерализации научной жизни интереса к ранее не изученным либо закрытым в силу идеологических установок темам появляются публикации, рассматривающие отдельные аспекты развития Дальневосточного региона в годы Первой мировой войны [12].

Среди подобных изданий затрагивающих нашу тему можно отметить публикацию В.Ю. Куцего «Внутренняя контрреволюция в Приморье 1920-1922 гг.» [9]. Хотя как видно из названия исследование посвящено изучению политической и вооруженной борьбы в Приморье автор давая картину состояния края в изучаемый им отрезок времени касается и экономической политики правительств находящихся у власти. Характеризуя ее В.Ю. Куцый подчеркивает, что существенную долю финансовой составляющей бюджетов этих правительств составляло продажа грузов доставленных во Владивосток и край за годы войны из–за рубежа, в том числе и в рамках военно–технического сотрудничества. Так Приморская Областная Земская управ с апреля 1920 г. планомерно посредством комиссии по реализации грузов ликвидировало последние по ценам выгодным для нее, а затем через «Центросоюз», которым руководили большевики, отправляла в Советскую Россию. Таким образом, было отправлено: меди 450 тыс. пудов, американского и египетского хлопка 150 тыс. пудов, селитры 150 тыс. пудов, резины 300 тыс. пудов и.т.д [9, с. 88-89]. Рассматривая эпизоды с реализацией накопившегося за годы войны имущества В.Ю. Куцый подчеркивает, что осуществлялась продажа товаров самого широкого потребления, причем «…реализация грузов шла полным ходом» [9, с. 91]. Приведенные автором данные таким образом косвенно показывают значимость Владивостокского порта в торговых и транспортных связях для государства во время войны.

Среди целой совокупности публикаций посвященных изучению Великой войны конца 90–х -начала 2000–х годов следует выделить монографию Т.Я. Иконниковой [5]. Эта работа посвящена региональному аспекту истории Первой мировой войны и затрагивает вопросы социально-экономического развития Дальневосточного края в годы войны, и его значения для России. В работе Т.Я. Иконниковой отдельный раздел посвящен изучению вопроса работы Владивостокского порта по приемке иностранных грузов в годы Первой мировой войны. Данное исследование, является, по сути, первым в отечественной историографии, рассматривающим этот вопрос. Автор справедливо констатирует что: «Опубликованные данные о функционировании порта Владивостока, не говоря уже о других дальневосточных портах в годы Первой мировой войны скупы и противоречивы» [5, с. 92]. Т.Я. Иконникова, опираясь на впервые введенные в научный оборот архивные источники из фондов Российского государственного исторического архива, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока и Российской национальной библиотеки озвучила многие аспекты деятельности Владивостока в годы Великой войны, сосредоточив внимание на мероприятиях по развитию портовой инфраструктуры. Освещая данный вопрос, автор, приводит статистический материал о грузообороте порта, объемах поставок материально -технического имущества, и проблемах его обработки, впервые показывая ключевую роль Владивостока в транспортной составляющей военно-технического сотрудничества с союзниками. Отмечая, что прием разнообразных стратегических грузов оборонного назначения из-за рубежа, главным образом США и Японии, являлся -«Главным направлением деятельности по оказанию помощи фронту...» [5, с. 91].

Также уделено внимание развитию Владивостока в годы Первой мировой войны в фундаментально труде История Дальнего востока России в томе, посвященном развитию региона в период революции и гражданской войны. Авторы, апеллируя к опубликованным статистическим данным, в том числе и из работы Т.Я. Иконниковой, справедливо констатируют, что в годы мирового конфликта: «Владивосток оказался единственным крупным морским портом, через который беспрепятственно могли поступать необходимые для обороны страны мирные и военные грузы» [4, с. 70].

Наконец необходимо отметить две коллективные работы, вышедшие в последние годы в которых военно–техническое сотрудничество рассматривается как самостоятельный предмет исследования, и соответственно затрагиваются вопросы деятельности Владивостока. В двухтомной монографии «Россия в стратегии Первой мировой войны» и «Порох, золото и сталь: военно-техническое сотрудничество в годы Первой мировой войны» исследуются вопросы межсоюзнического взаимодействия в лагере Антанты[13, 14]. Военно-техническое сотрудничество рассматривается как одно из важнейших направлений союзнического взаимодействия России не только с Францией и Великобританией, но также и с Японией, США и Италией [14, с. 6]. Различные сюжеты, рассмотренные в изданиях, наглядно иллюстрируют, насколько тесно в годы Первой мировой войны переплетались политические, экономические, стратегические, технологические и логистические аспекты военно-технического сотрудничества. Отдельные главы монографий посвящены вопросам доставки иностранных грузов в Россию и в них изучается деятельность и Владивостока. В соответствующей главе монографии «Порох, золото и сталь: военно-техническое сотрудничество в годы Первой мировой войны» дается характеристика основных направлений деятельности порта в годы войны, затрагиваются и такие специфические аспекты как обеспечение антидиверсионной и пожарной безопасности хранящихся в порту грузов. Приводится анализ поступавших в годы войны грузов подкрепленный статистическими данными о грузообороте порта. Рассматривая деятельность дальневосточного порта в годы войны, авторы констатируют его важнейшую роль в системе транспортных связей Антанты, показывая его ключевую роль в приемке грузов шедших в рамках военно-технического сотрудничества. Отмечая, что на ряду с Архангельском, Владивосток был единственным пунктом, через который Россия «…получала различное военно-техническое имущество для армии, а также сырье и производственное оборудование для промышленности» [13, с. 478]. Однако за рамками рассмотрения остался ряд важнейших вопросов связанных с функционирование Владивостокского железнодорожного узла по вывозке доставленных грузов, специфики организации разгрузочных работ в порту, обеспечения его деятельности в зимний период и пр.

Таким образом, следует отметить, что в отечественной исторической литературе до сих пор отсутствует полноценное исследование, посвященное деятельности Владивостока и региона в целом в годы войны. В лучшем случае данному вопросу уделяется лишь эпизодическое внимание в фундаментальных работах рассматривающих историю Первой мировой войны или Октябрьской революции. И лишь в последние годы начинают, появляются публикации, рассматривающие различные аспекты деятельности Владивостока в годы войны, в том числе и в рамках военно-технического сотрудничества с союзниками. Поэтому нельзя не согласится с утверждением Л.И. Галлямовой о необходимости подготовки «… обобщающего труда, способного дать целостное представление о жизни дальневосточного региона России в эпоху Первой мировой войны 1914-1918 гг.» [3, с. 17].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бянкин В.П. Русское торговое мореплавание на Дальнем востоке. Владивосток. Дальневост. кн. изд-во. 1979. 255 с.
2. Владивостокский Морской торговый порт. Экономический обзор и отчетные данные за 1923-1924 год. Владивосток. Изд-во Владивостокского торгового порта, 1925. 199 с.
3. Галлямова Л.И. Дальний Восток России в годы Первой мировой войны: современная региональная историография // Дальний Восток России и страны восточной Азии накануне и в годы первой мировой войны: сб. научн.ст. -Владивосток: изд-во «Рея», 2016. С. 8-17.
4. Дальний Восток России в период революции и гражданской войны // История Дальнего Востока России Т. 3. Кн. 1. -Владивосток, Дальнаука, 2003. 632 с.
5. Иконникова Т. Я. Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны. Хабаровск. Изд-во Хаб. Ун-та, 1999. 366 с.
6. Крушанов А.И. Победа Советской власти на Дальнем Востоке и Забайкалье. Владивосток. Дальневост. кн. изд-во. 1983, 230 с.
7. Куртеев К.К. Экономическая роль Владивостока. Курс лекций. Владивосток. Тип. «Свободная Россия», 1921. 73 с.; Владивостокский Морской торговый порт. Экономический обзор и отчетные данные за 1923-1924 год. Владивосток. Изд-во Владивостокского торгового порта, 1925. 199 с.; Целищев М.И. Экономические очерки Дальнего Востока. Владивосток. Книжное дело, 1925. 132 с.; Экономика Дальнего Востока: сб. статей / Под ред. Н. Н. Колосовского, А. Н. Лагутина и М. И. Целищева. М.: Изд-во «Плановое хозяйство», 1926. 360 с.; Диаграмма грузооборота пристаней Эгершельд. Владивосток. НКПС, 1927. 12 с.; Дербер П.Я., Шер М.Л. Очерки хозяйственной жизни Дальнего Востока. М.: Госиздат, 1927. 300 с.
8. Куртеев К.К. Экономическая роль Владивостока. Курс лекций. Владивосток. Тип. «Свободная Россия», 1921. 73 с.
9. Куцый В.Ю. Внутренняя контрреволюция в Приморье 1920-1922 гг. Владивосток. ДВГУ. 1992. 201 с.
10. Мищенко В.Ф. Из истории строительства и развития КВЖД. М.: Академия наук СССР, 1976, 61 с.
11. Мухачев Б.И. Становление советской власти и борьба с иностранной экспансией на Северо-Востоке СССР. Новосибирск. Наука. 1975, 201 с.; Дальневосточное морское пароходство 1880-1980. Владивосток. Дальневост. кн. изд-во. 1980, 592 с.; Светачев М.И. Империалистическая интервенция в Сибири и на Дальнем Востоке (1918-1922 гг). Новосибирск. Наука. 1983, 331 с.; Крушанов А.И. Гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке (1918-1920 гг.). Владивосток. Дальневост. кн. изд-во. 1984, 224 с.
12. Мухачев Б.И. «Белые пятна Красного Октября» // Россия и АТР. №2, 1995. С.21-26; Троицкая Н.А. Дальневосточная буржуазия в годы Первой мировой войны / XX век и военные конфликты на Дальнем Востоке. Матер. научн. конф. Хабаровск, 1995. С. 91 - 93.; Зуев В.Н. Сухопутные силы России на дальнем Востоке в канун Октября 1917 г.: структура, дислокация, численность / Вопросы истории гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке России. Сб. научн. трудов. Владивосток. ДВО РАН 1994. С. 46-52; Дубинина Н.И. Приморский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти. Хабаровск, Приамурское географическое общество, 1997.— 208 с; Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX -начале XX в. Владивосток, Дальнаука, 2000. -203 с; Шишкин В.И. Геополитическая роль русского Дальнего Востока в период Великой войны 1914-1922 гг. // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории. Матер. конф. Владивосток, 2012. С. 74-80; Беляева Н.А. Владивостокский порт в условиях Первой мировой войны // Дальний Восток России и страны восточной Азии накануне и в годы первой мировой войны: сб. научн.ст. Владивосток, 2016. С. 116-121; Власов С.А. Дальневосточный тыловой город в годы Первой мировой войны // Дальний Восток России и страны восточной Азии накануне и в годы первой мировой войны: сб. научн.ст. Владивосток, 2016. С. 195 -201.
13. Порох, золото и сталь: военно-техническое сотрудничество в годы Первой мировой войны / Под. ред. А.Ю. Павлов, А.А. Малыгина и др. СПб.: Изд-во РХГА., 2017. 532 с.
14. Россия в стратегии Первой мировой войны Т.1-2./ Под ред. А.Ю. Павлова. СПб.: Изд-во РХГА., 2014.
15. Сергеев Е.Ю. Российская ассоциация историков первой мировой войны: задачи и перспективы // Великая война 1914 -1918 Альманах Российской ассоциации историков Первой мировой войны. 2014, Вып. 1. С. 5-8.
16. Трошина Т.И. Великая война и Северный край: Европейский Север России в годы первой мировой войны. Архангельск. Изд. САФУ, 2017. 347 с.; Первая мировая на Европейском Севере России глазами ее участников и современников / Отв. ред. Трошина Т.И. Архангельск. Лоция, 2014. 148 с.; Первая мировая война и Европейский Север России. Сб. статей / Архангельск. 2014. 398 с.


©  П.В. Виноградов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru