VIP Studio ИНФО Корчемная стража, как вооруженная сила акцизного ведомства министерства финансов Крымского Края (июнь 1918 – март 1919 гг.)
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.Ю. Бутовский,  (К.п.н., доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого)

А.А. Бобков,  (Независимый исследователь)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ/2  2018
Корчемная стража
    В 2018 году исполняется 100 лет со дня создания Крымского Краевого правительства и опубликования его Декларации к жителям Крыма. В то же время его деятельность, остается практически не изученной. Особенно это касается Министерства Финансов и вооруженной силы его Акцизного ведомства – Кормчей стражи, истории которой посвящена данная статья. Тщательный анализ источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, позволил авторам прийти к выводу, что Корчемная стража сыграла свою роль в деятельности не только Министерства Финансов, но и как хорошо организованная вооруженная сила в работе самого Крымского Краевого Правительства.

Ключевые слова: Корчемная стража, Акцизные сборы, Министерство Финансов, М.А. Сулькевич, Н.Л. Арнольди, Крымское Краевое Правительство.

 

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные исследования посвященные Крымскому Краевому правительству (июнь 1918 г. – апрель 1919г.) деятельность его министерств и ведомств остаётся практически не изученной исторической наукой. В первую очередь это касается Министерства Финансов, являющемся одним из ключевых структур в любом государственном образовании, а так же его силовых подразделений, в частности Пограничной и Корчемной стражи. Деятельности последних были посвящены всего две работы [1, с. 24-25], [2, с. 170-174], лишь вскользь упоминающих о Крымской Краевой Корчемной страже. Данная работа, основанная на раннее не введенных в научный оборот архивных и газетных материалах описываемого периода, имеет целью заполнить пробел в истории этой небольшой, но важной для Крымского края военизированной структуры.

Крымское Краевое правительство, во главе с генерал-лейтенантом М.А. Сулькевичем начало свою жизнедеятельность 23 мая (5 июня) 1918г. Основой государственной и правовой системы было устройство Российского государства до 25 октября (7 ноября) 1917г., но в масштабах материковых уездов Таврической губернии. Министерства, ведомства и государственные структуры на местах формировались на основе губернских и местных правительственных и общественных организаций функционировавших в Крыму до захвата власти большевиками 15 (28) января 1918г. Но ряд из них, в нашем случае, Крымская Корчемная стража, были созданы под давлением возникших, перед правительством обстоятельств, а именно, приоритетов т.н. Украино-Крымской таможенной войны, развязанной Украинской Державой против населения Крыма в мае 1918г. с целью присоединить полуостров к Украине.

Необходимо подчеркнуть, что принимая власть в свои руки новое Краевое правительство сильно рисковало. Дело в том, что оно на первом этапе было полность лишено всяких финансовых средств. Казначейство 1-го Мусульманского стрелкового корпуса конфискована германцами еще в конце марта 1918г. [3, с. 108] В то же время в самом Крыму, в результате деятельности большевиков в январе-апреле 1918г. экономика края не просто сильно пострадала, а почти прекратились всякие финансово-экономические отношения и в большинстве случаев торжествовал натуральный обмен. Города выживали за счет обмена на хлеб производственных товаров – например мануфактуры [4, с. 3]. Наличные депежные знаки и «золотые запасы» хранимые в банках были полностью изъяты большевиками, даже из частных ячеек и либо растрачены, либо вывезены на материк во время эвакуации красных в апреле 1918 [5, л. 34-37].

Несмотря на это, в своем первом обращении к населению – Декларации Крымского Краевого Правительства от 12/25 июня 1918г. заявлялась: «Для наиболее правильного и справедливого разложения налогового бремени личные налоги будут уменьшаться за счет косвенных, от которых будут, безусловно, освобождены предметы первой необходимости» [6, с. 5]. Судя по воспоминаниям одного из деятелей «Второго» Краевого Правительства Д.С. Пасманика описывающего конец 1918 г., это практически удалось осуществить: «… прямых налогов в это время почти никто не платил. Поступали лишь косвенные налоги (акциз на табак!)» [7, с. 86]. Это несомненно утрированная, но яркая иллюстрация. В этих акцизное ведомство и корчемная стража приобретали особое значение как органы сбора и контроля за косвенным налогообложением.

Корчемная стража в России имела давнюю историю. Название происходит от термина «корчемство» - в Российской империи тайное производство и торговля спиртными напитками и другими предметами, составлявшими монополию государства или обложенными акцизом. Предметами казённого интереса являлись, в том числе, пиво, табак и соль, но чаще под корчемством подразумевали тайный провоз и продажу хлебного вина (водки). Борьбе с корчемством посвящены огромные разделы 1-го,2-го и 3-го Полных Собраний Законов Российской Империи (ПСЗРИ). Первые известия о специальных воинских командах созданных для борьбы с корчемством относятся к эпохе царя Алексея Михайловича (Именной царский указ от 18.07.1681) [8, с. №879, С. 332-340, Ст.28- с.339-340]. В 1730 г. в распоряжение московских откупщиков предоставлен был, для преследования кормчества и взимания штрафов, особый отряд солдат, но, вследствие множества злоупотреблений эта Корчемная команда была в 1732 г. подчинена камер-коллегии. В Санкт- Петербурге, с 1732 г., в ведении камер-коллегии состоял для искоренения кормчества особый комиссар, а при нем отряд солдат, которые отряжались от полков помесячно и за всякое открытое ими корчемное вино получали деньгами половину казенной цены его [9, с. № 5934, С.612-614]. При Корчемных конторах также состояли Корчемные команды. С 1767 г. откупщики имели право содержать на свой счет Корчемную стражу из отставных обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в распоряжение их отряжались воинские команды; сверх того в 1766 г. в Москве, а в 1771 г. в Петербурге учреждены были особые, на счет казны, конные Корчемные команды, которые, по введении учреждения о губерниях, оставаясь в распоряжении откупщиков, подчинялись губернским правлениям. С 1776 г. по 1863 г. при Земских судах (уездной полиции) имелись специальные корчемные заседатели и приставы.

В 1840-х гг., на границах привилегированных губернии, корчемство, сопровождавшееся буйством и даже убийствами, приняло такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850 г. особую Корчемную стражу из 450 чел. (в т.ч. в Таврической), содержание которой отнесено было на счет земских сборов. Корчемство уменьшилось; в 1856 г. стража была упразднена. После отмены откупов учреждена была, в 1862 г. Корчемная стража из вольнонаемных людей в пограничных с Царством Польским уездах для предотвращения тайного ввоза питей, подлежащих акцизу, из Царства в Империю. Указом от 24 января 1875г. стража эта была реорганизована и в 14 западных губерниях империи, в уездах пограничных с иностранными государствами, для предотвращения водворения из-за границы контрабандных питей и для усиления акцизного надзора, учреждена корчемная стража. К 1893 г. она состояла из 968 чел.

Министерством финансов 27 июля 1911 г. (Закон от 24 февраля того же года) по согласованию с Министерством внутренних дел, путей сообщения и другими контрольными ведомствами была учреждена корчемная стража в так же Приморской и Амурской областях.

Главная задача корчемной стражи заключалась в том, чтобы в пограничных местностях «предотвращать водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу». Пограничное пространство, которое находилось в ведении данной корчемной стражи, определялось в 50 верст от границы. Состояла корчемная стража из младших и старших конных объездчиков. Корчемная стража, не ограничиваясь наблюдением за неводворением из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу, также направляла свои действия на раскрытие незаконно уже провезенных акцизных предметов. Корчемная стража осматривала как проходящие обозы и транспорты, так и всех проезжающих и проходящих, но к осмотру проходящих должна была подходить осторожно, только в случае подозрения. Задержанные контрабандные товары, перевозочные средства, отобранные деньги, ценные вещи и оружие подлежали сдаче в полицейское управление, станичные или сельские правления, или надежным лицам ближайшего от места задержания контрабанды населенного пункта под расписку в отпечатанном виде впредь до распоряжения акцизного надзора. При исполнении своих служебных обязанностей корчемная стража имела при себе холодное и огнестрельное оружие, но использовать его могла только в случае необходимости и с большой осмотрительностью. Если корчемная стража во время объездов в пределах таможенной или пограничной территории, случайно откроет контрабанду или встретится с контрабандистами, то она должна была преследовать и задержать как самих контрабандистов, так и контрабандные товары без предварительного сообщения о том пограничной и таможенной страже.

К 1917г. Корчемная стража действовала на основании комплекса законодательных актов принятых с 1862 по 1911 включительно, сведенных в «Положение о Корчемной страже» [10, с. 415-421] и ряд сопутствующих документов, как-то: «Устав об Акцизном сборе», «Устав о Питейном сборе», «Устав о табачном сборе» и ряде вспомогательных памяток и инструкций [11], [12].

После Октябрьского переворота Корчемная стража осталась в ведении Министерства Финансов и созданного на его базе Народного Комиссариата по Финансовым Делам. Декретом СНК от 16(29). 06.1918г. Департамент Таможенных Сборов, Главное Управление Пограничной Охраны и состоящая в ведении Главного Управления Неокладных Сборов Корчемная Стража со всеми подведомственными местными учреждениями перешли из Народного Комиссариата по Финансовым Делам в ведение и подчинение Народного Комиссариата Торговли и Промышленности, как два отдельных Управления: Пограничной и Корчемной стражи Декрет вступил в силу с 1 июля 1918г. [13, с. 650-651] В декабре 1918г. в связи с реорганизацией Пограничный войск, корчемная стража была окончательно ликвидирована.

Но в ряде местностей бывшей Российской империи, в частности в Украинской Державе [14, с. 241] и Крымском Крае, во Всевеликом Войске Донском в 1918г., на Дальнем Востоке Всероссийским Временным Правительством (июль 1918г. – декабрь 1919 г.) [15, с. 266] Корчемная стража, как вооруженная сила Акцизных управлений Министерств финансов была воссоздана.

В день опубликования декларации Крымское Краевое Правительство отдало приказ без номера о назначении на должности по Министерству Финансов.

«Назначается Сенатор Д.И. Никифоров Товарищем Министра Финансов, Торговли, Промышленности и Труда.
Назначается В.С. Коропачинский Директором Канцелярии Министра Финансов, Торговли, Промышленности и Труда.
Назначается А.М. Малинин Управляющим отделом Акцизным и таможенных сборов.
Назначается ротмистр Н.Л. Арнольди Командиром Крымского пограничного дивизиона и Крымской Корчемной Стражи с 12(25) июня 1918г.» [16, с. 33].

Последний, являлся старым офицером ОКПС (с 15.07.1902 г.) [17, с. 325] и занялся формированием обеих подразделений, по сути первых легальных вооруженных формирований Краевого правительства.

По всей видимости, ещё до провозглашения «Декларации» были составлены необходимые планы по формирования и заключены соглашения с офицерскими организациями Крыма, занимающимися учетом и трудоустройством офицеров. Основным поставщиком личного состава стало Симферопольское Общество труда и взаимопомощи офицеров, под председательством штабс-капитана Н. И. Орлова, а затем полковника Б.А. Богдасарова. Штабс-капитан В.В. Альмендингер в своих воспоминаниях писал: «Канцелярия Общества поместилась в помещении бывшее "монопольки" (винной лавки) на углу Долгоруковской и Губернской улиц. Я заведовал учетом и отделом труда. Через нашу канцелярию прошло очень большое количество офицеров, и многие по нашей рекомендации вступили в корчемную стражу или в пограничный дивизион…» [18, с. 8]. Набирались исключительно добровольцы и как в случае с полицией (позднее внутренняя стража) на должности рядовых принимались в большинстве случаев офицеры [19, с. 5].

23 июня (6 июля) украинские газеты сообщали, что в корпус Пограничной и корчемной стражи, формирующихся в Крыму, набираются исключительно добровольцы возрастом от 21 до 45 лет и с жалованием в 135 рублей [20, с. 4].

26 июня (9 июля) 1918г. Совет Министров Краевого Правительства утвердил и ввел в действие временные штаты Корчемной стражи, которые пока не выявлены. 7 (20) августа они несколько изменены и приняты к исполнению с 19 июля (1 августа) [21, л. 241].

Таблица 1.

«Расписание Крымской Корчемной Стражи Утвержденное Советом Министров 20 августа 1918г.


№ п/п


ДОЛЖНОСТЬ


Содержание в год одному лицу


Содержание всем чинам

основное

Прибавка на дороговизну

Итого

1

Смотритель отдела, 3 человека каждый по

3300

По 2400 руб. каждому.

5700

17100

2

Старший надзиратель корчемной стражи, 22 человека каждый по

2400

4800

105600

3

Младший надзиратель корчемной стражи, 78 человек каждый по

1200

600

280800

Всего:

403500

ПРИМЕЧАНИЕ: Смотрителям Корчемной стражи полагаются разъездные деньги по 1500 рублей в год» [6, ст. 130, с. 196]. Всего 103 штатных чина.

Таким образом, Корчемная стража состояла из 3 отделов численность которых, вероятно была неравномерной. I-му отделу квартирой был назначен г. Керчь, II-му – г. Феодосия, III-му – г. Симферополь [16, с. 33-34]. Краевому правительству досталась в наследство инфраструктура и большая часть кадров Таврического губернского акцизного управления, а именно его 1-й и 2-й Округа. Участки 1-го обеспечивали акцизные сборы и контроль над Симферопольским, Евпаторийским и Перекопским уездами, г. Севастополь, Участки 2-го - Феодосийский и Ялтинский уезды [22, с. 10-15].

Таким образом большая часть Корчемной стражи была сосредоточена в Феодосийском уезде, а остальные четыре входи в компетенцию III-го отдела. Это не удивительно, т.к. города Феодосия, Керчь и Симферополь были основными местами сосредоточения табачных фабрик и казенных винных складов (т.е. спиртоперегонных заводов). Согласно Постановлению Совета Министров посты Стражи и должны были располагаться в местах изготовления алкоголя и табачных изделий [2, с. 174].

Посты Корчемной стражи, подчиненные местным Акцизным управлениям, располагались так же в Ялте, Евпатории [2, с. 174], Карасубазаре [23, с. 61], в Севастополе, а с октября 1918г. в районах добычи соли на Сивашах и Арабатской стрелке [14, с. 218].

За успешное формирование Пограничной и Корчемной стражи Постановлением Совета Министров от 2 (15) июля 1918г. ротмистр Арнольди был произведен в подполковники (приказ по Военному ведомству от 7(20) июля №4) [24, л. 1]. Видимо к этой дате Пограничный дивизион и Корчемная стража были укомплектованы.

Приказом Управляющего Министерством Финансов Д. Никифорова от 22 июня (5 июля) был назначен смотрителем III-го отдела, был назначен поручик К.Н. Извеков, родной брат секретаря товарища и управляющего Министра Финансов В.Н. Извекова. Приказом от 6 (19) были назначены смотрители I-го отдела подполковник А.А. Лебо и II-го подполковник А.А. Павлов [25, с. 33], оба старые офицеры Отдельного Корпуса Пограничной Стражи (см. Приложение №1).

Уже в первые дни после комплектования проявились недостатки в отборе кадров, которые были жестко и демонстративно исправлены. Для наглядности приводим документ полностью:

«Приказ Министра Финансов, Торговли, Промышленности и Труда по Крымскому Пограничному Дивизиону от 6(19) июля 1918г. №15

Командир Отдельного Крымского Отдельного Пограничного Дивизиона рапортом от 19 июля сего года за № 272, донес мне, что 18 июля около 11 часов вечера младший надзиратель Крымской Корчемной стражи Александр Кречетов будучи в нетрезвом виде, выстрелом из револьвера убил в буфете Гурджа девицу Бойко. Приказываю надзирателя Александра Кречетова, согласно резолюции Совета Министров предать Военно-Окружному суду. Сожалею, что пришлось принять такие строгие меры во вновь сформированной части, но предупреждаю всех чинов Пограничного Дивизиона и Корчемной Стражи, что все проступки будут караться беспощадно» [25, с. 33].

В своей деятельности, корчемная стража руководствовалась «Положением о корчемной страже»: «Назначение корчемной стражи заключается в предотвращении в местностях, пограничных с иностранными государствами, водворения из-за границы контрабандных питей. В этих видах корчемная стража, учреждаемая также и для усиления акцизного надзора в приграничной полосе, обязывается к наблюдению не только за непроносом контрабандных питей, но также и к надзору за местами продажи всех подлежащих акцизу предметов в районе действия корчемной стражи. В равной мере, на основании общего Устава о предупреждении и пресечении преступлений, корчемная стража не освобождается от обязанности преследовать злоумышленников и задерживать всякого рода другие, кроме спирта, контрабандные товары … » [10, с. 415].

В правительственной газете «Вестник Крымского Правительства» регулярно печатались списки лиц, уличенных корчемстве, т.е. в нарушениях питейного и табачного уставов [26, с. 104], [27, с. 114] [28, с. 122].

Кроме того, Министерство Финансов «Первого» Краевого правительства ставило перед своими органами контроля (Акцизным ведомством, Таможней, Пограничной и Корчемной стражей) и другие задачи.

27 июля (9 августа) Совет Министров Крымского Краевого Правительства установил 10 коп. попудный сбор на нужды Биржевого Комитета Крымской Фруктовой, Винной и Табачной биржи с нижеследующих вывозимых за пределы Крыма товаров: фруктов, как сырых, так и сушеных, ягод, орехов, вина, табаку, табачных изделий, овощей и фрукто-овощных консервов. Взимание этого сбора было возложено на таможни и корчемную стражу [29, л. 50].

Особые надежды Краевое правительство связывало с монополией на соль, потребность которой на Украине и Кавказе была довольно высока. 26 июля (8 августа) Постановлением Совета Министров введена вывозная пошлина на соль крупную немолотую 20 коп. с пуда, молотую 40 коп. с пуда чистого веса [30, л. 47]. 1(14) сентября Министр снабжений В.Л. Домброво (1(14). 09. -1(14).11.1918 г.) разослал по таможенным учреждениям телеграмму «вывоз соли из Крыма может производиться только по разрешениям, выдаваемым Министерством снабжения. Предпринятая мера вызывается необходимостью в целях установки с Кавказом и другими местностями, нуждающимися в крымской соли, взаимоотношения в деле обмена продовольственными и другими продуктами первой необходимости». 20 сентября (3 октября) был подтвержден тариф на вывоз соли. Взимание этих сумм было возложено на Корчемную стражу, а так как добыча соли происходила в отдалении от постов стражи, то переезд и командировки оплачивали владельцы соли [14, с. 218]. Доходы с этого вида пошлин пыли крайне высокие. Так 16(29) сентября 1918 г. УТА сообщала, что Краевое правительство разрешило вывезти на продажу на Дон, Кубань, Украину и в Турцию три миллиона пудов соли (187 тонн) [31, с. 5]. Если считать что соль была не молотая, то чистый доход в казну – 600 000 рублей.

Но деятельность стражи не ограничивалась только этими нарушениями акцизного сбора. Так, 7 (20) августа служащим Корчемной стражи Радионовым в Ялтинском магазине З.Г. Бакалла было конфисковано 12 колод иностранных игральных карт, якобы купленных в Симферополе у немецкого солдата. Владелец магазина был оштрафован на 15 рублей [2, с. 174].

23 января (5 февраля) 1919 г. в связи с прекращением таможенной войны с Украиной, как и ликвидации самой Украинской Державы, акцизные сборы на вывоз соли были отменены, в том числе на союзные Дон и Кубань [29, д. 54, л. 14]. Но это не объясняет последующие действия правительства.

26.02. (11.03.) 1919г., по не вполне понятным пока причинам Совет Министров Крымского Краевого Правительства принял решение об упразднении Корчемной стражи: «…Крымскую Корчемную Стражу упразднить с тем, чтобы те ее чины, кои не пожелают быть определенными на открывающиеся вакансии в Пограничном Дивизионе, Акцизном управлении и Таможенных Учреждениях, не имели право на получение заштатного содержания» [21, л. 83].

Вероятны две версии. Первая: вполне возможно, это продолжение политики «Второго» Краевого Правительства С.С. Крыма связанная с ликвидацией «темного наследия» режима М.А. Сулькевича, что видно по активному «реформированию» Министерства Внутренних Дел, откуда массово изгонялись чины старой полиции и Отдельного Корпуса жандармов с заменой их преимущественно на бывших сотрудников Министерства Юстиции. Вторая: вероятно было решено возложить обязанности корчемной службы на Пограничную стражу, штат которой увеличивался с 708 [6, с. 196] до 782 чинов [21, л. 83] и на само акцизное управление и видимо Внутреннею стражу (полицию). Акцизное ведомство безосновательно теряло подчиненную ему, хоть и не большую, но вооруженную силу, что в условиях гражданской войны было вероятнее всего необдуманным решением.

В то же время, отменяя одни виды акциза, правительство вводило другие. 9(22) марта 1919 г. к перечню товаров, которые не могут быть ввозимы в Крым без уплаты в пользу Краевой Казны установленной пошлины и акцизного сбора, включить зажигательные спички, прессованные дрожжи и чай [21, л. 157].

Впрочем, в долгосрочной перспективе ликвидация Корчемной стражи уже не имела никакого значения: 3(16) апреля Краевое правительство перестало существовать, а остатки его Вооруженных Сил и военизированных формирований были влиты в Крымско-Азовскую и Кавказскую Добровольческие армии Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). В частности, отдельный Крымский Пограничный дивизион был эвакуирован в Екатеринодар и его личный состав влит в Саратовской бригады Государственной Стражи ВСЮР [32, с. 39-40].

Таким образом, Корчемная стража Краевого правительства являлась одним из инструментов Министерства финансов Крымского Края в ряду его учреждений предназначенных для взимания пошлины и контролем за её уплатой, но действовала не только внутри Крыма, являясь вспомогательным учреждением Акцизного ведомства, но и на границах Крыма поддерживая таможенные учреждения и Пограничную стражу, в прямом подчинении которой командира которой она находилась (исключительно в строевом и хозяйственном отношении).

    Корчемная стража сыграла свою роль в деятельности не только Министерства Финансов, но и как вспомогательная полицейская вооруженная сила, дополняя в своей деятельности не только Акцизное ведомство, Пограничную стражу, Таможню, но и Внутреннюю (полицейскую) стражу Крымского краевого правительства, в условиях высокого дефицита вооруженной силы в распоряжении Краевого правительства. Фактически в первые три месяца существования Правительства Отдельный Крымский Пограничный дивизион и Корчемная стража Министерства Финансов, а так же Кавказский (Ингушский) отряд Полицейской стражи Министерства Внутренних дел являлись единственной легальной организованной вооруженной силой в распоряжении Правительства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бобков А.А. К истории Отдельного Крымского Пограничного дивизиона// Доброволец ХХ века. М., 2004. №1(3). С. 24-25.
2. Тлущак Ю. М. Податкова охорона України і Криму в 1918 р. як спадщина російської корчемної сторожі // Вісник Харківського університету внутрішніх справ. Харьків, 1999. Вип. 7. Ч.2. С. 170-174.
3. Первая конституция крымско-татарского парода (1917 г.) / Публикация С.М.Исхакова // Отечественная история. М., 1999. № 2. С. 107-113.
4. Делегація від Таврії // Нова Рада: щоденна політична, економічна і літературна газета. Київ: друк. Акц. Т.-ва «Петро Барський у Київі», 1918. Неділя, 14 (1) травня. №75. С. 3.
5. ГАРФ Ф. 303. Оп. 3. Д. 375 (Чичеров Г.Е. О Крымских событиях).
6. Фонды Библиотеки Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центральный музей Тавриды». Д. -708, 11978/364 осн. (Собрание узаконений и распоряжений Крымского Краевого правительства. Симферополь: Тип. МВД, 1918 (от 15 июля; 1 ноября). №1 - Отдел первый).
7. Пасманик Д.Л. Революционные годы в Крыму / Предисловие В.В. Лаврова и А.В. Мальгина, подготовка текста В.В.Лаврова // Крымский Архив. Историко-краеведческий и литературно-философский журнал. Симферополь: Крымский центр гуманитарных исследований, 1999. № 4. С. 82 -87.
8. Именной Царский Указ с Боярским приговором о Продаже питией от 18 июля 1681 г. // Полное собрание законов. Российской Империи. Собрание Первое. Том II. 1676 - 1688 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 979 с.
9. Сенатский указ. – 14 января 1732 г. – О состоянии определенному для выемок корчемных питей капитану с солдатами в ведомстве Камер-коллегии, и о правилам по которым ему поступать // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том VIII. 1728 — 1732 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 1004 с.
10. Нюренберг, А.М. Уставы об акцизных сборах: По офиц. изд. 1901 г. изм. и доп. по действующим продолж. и позднейшим узаконениям, с сенат. и минист. разъясн. и с прил. правил и инструкций М-ва фин., а также алф.-предм. и хрон. указ. / Сост. присяж. пов. А.М. Нюренберг. М.: Правоведение, 1912. 1140 с.
11. Евреинов А. А. Контрабанда и корчемная стража: Сб. узаконений и распоряжений м-ва фин. / Сост. чиновник по судеб. ч. при Моск. акциз. упр. А. Евреинов. М.: тип. О-ва распространения полез. кн., аренд. И.К. Солнцевым, 1900. 70 с.
12. Наказ чинам корчемной стражи, учрежденной в Приморской и Амурской областях: Утв. министр. финансов 27 июля 1911 г. СПб.: тип. Шт. Отд. корп. погр., 1911. 28 с.
13. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М.,1942. 1483 с.
14. Тимощук О.В. Охоронний апарат Української Держави (квітень – грудень 1918 р.). Харків: Вид-во Ун-ту внутр. справ, 2000. 462 с.
15. Путеводитель. Том 4. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории белого движения и эмиграции. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. XVIII. 798 с.
16. Приказы Крымского Краевого Правительства // Вестник Крымского Правительства. Симферополь, 1918. 2 августа (20 июля), Пятница. № 14. С. 31-34.
17. Личный состав чинов Отдельного Корпуса Пограничной Стражи по старшинству. Составлен по 1 янв. 1909 г. СПб.: тип. Штаба отд. Корп. Погран. Стражи, 1909. с. 541.
18. Альмендингер В.В. Орловщина Крым 1920 г. Отдельный оттиск из журнала Вестник Первопроходника Париж № 59-64 / Издание Калифорнийского Общества Участников 1-го Кубанского генерала Корнилова похода. Лос-Анжелес, 1966. 46 с.
19. Альмендингер В. В. Симферопольский офицерский полк. 1918-1920 гг. Военно -историческая библиотека Военной Были №4. Лос-Анджелес, 1962. 44с.
20. Вісти з Крыму. (УТА) 6.07.1918г. Відродження: щоденна безпартійна демократична газета. Видає Т-во. Співробітників газ. «Відродження» // Нова Рада: щоденна політична, економічна і літературна газета. Київ: друк. Акц. Т.-ва «Петро Барський у Київі», 1918. Середа, 10 липня (27 червня). №110.
21. ГАРК. Ф. Р-1000. Оп. 4 Д.1 (Постановления Совета Министров Крымского Краевого Правительства).
22. Памятная книжка Таврической губернии, 1917 / Издание Таврического Губернского Статистического комитета / Под ред. Г.Н. Часовникова. [Б. м.: Б. г.]. 275 c.
23. Крым в 1918-1919гг. (Материалы осведомительных органов Добровольческой армии и дипломатического представителя Всевеликого Войска Донского) (окончание) / Сообщил А. Гуковский // Красный Архив. Исторический журнал /под. ред. В.В. Адоратского, В.В. Максакова, М.Н. Покровского, В.П. Полонского, В.М. Фриче. М.; Л.: Госиздат, 1928. Т. 4(29). С.55-85.
24. ГАРК Ф. Р-999 (Министерство Внутренних дел Крымского Краевого правительства) оп.1. д.135 (Приказы Военного министра Крымского Краевого правительства. 29.07.-30.11.1918 г.) – 29 л.
25. Приказы Крымского Краевого Правительства // Вестник Крымского Правительства. Симферополь, 1918. 2 августа (20 июля), Пятница. № 14. С. 31-34.
26. Розыск // Вестник Крымского Правительства. Симферополь, 1918 (26 (13) ноября, вторник № 47). С. 101-104 – С.104.
27. Розыск //Вестник Крымского Правительства. Симферополь, 1918 (10 декабря (27 ноября), вторник № 51).– С. 113-114 – С.114;
28. Розыск //Вестник Крымского Правительства. Симферополь, 1918 (6 декабря (23 ноября), пятница № 50). С. 109-112 – С.122.
29. ГАРК Ф. 220 Оп. 3 Д.9 (Циркуляры Одесского Таможенного Инспектора о вывозе из Крыма на Украйну виноградного вина и разных фруктов, о составлении статистических сведений, по личному составу служащих таможни. 22.01 – 24.12.1918). 79 л.
30. ГАРК Ф. 359. Оп.2 Д. 48 (Распоряжение Главного Управления акцизных и таможенных сборов и копия приказа Управляющего Керченской Таможней о разрешении беспошлинных ввоза товаров в Крым кроме табаку и вина и переписка корабельного смотрителя с Керченской таможней о движении судов и попудном сборе с привозимых товаров. 18.04 – 10.12. 1918 г.) 57 л.
31. Відродження: щоденна безпартійна демократична газета / Редактор-видавець П.Г. Певний. Київ: Державна друкарня, 1918. (Вівторок 1 жовтня (18 вересня)). Ч.148.
32. Посадский А.В. Из истории Саратовской бригады Государственной стражи // Белая армия. Белое дело. Екатеринбург: Научно-исследовательский центр «Белая Россия», 2000. № 8. С.39-46.


©  А.Ю. Бутовский, А.А. Бобков, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru