Г.Н. Пудикова, (Российский университет дружбы народов)
Д.А. Муртазина, (Нижнекамский химико-технологический институт Казанский национальный исследовательский технологический университет)
|
|||||||||
Система документооборота и ведение деловой переписки – как его составная часть – выступают важнейшими элементами ведения бизнеса и формирования его документальных основ. Оценивая особенности современной деловой переписки необходимо учитывать, что в силу развития информационных технологий, глобализации бизнеса, существования различных бизнес-моделей и ряда других причин в деловой оборот могут быть вовлечены различные категории исполнителей – руководители, специалисты, технические работники. При этом различием является характер и особенности работы с документами данных категорий персонала. Важно учитывать, что технология организации работы с документами и качество создаваемых документов непосредственно влияют не только на оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений, но и экономические результаты деятельности организации. В практике делового оборота преимущественно используется официально-деловой стиль речи. Диапазон письменных жанров официально-делового стиля значителен и охватывает огромный спектр различных документов от нормативных правовых актов (например, Указы Президента РФ, федеральные законы, законы субъекта федерации) до различных видов деловых документов, используемых в деятельности организаций различной правовой формы. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ РЕЧИ:
По сравнению с другими стилями речи, в официально-деловом стиле диапазон используемых лексических средств значительно сокращен, а отдельные лексические формы нормативного характера имеют высокую степень повторяемости. В современном деловом письме существуют нормы, определяющие основные требования к составлению документов. В частности, это текстовые нормы, которые регулируют структуру текста и его отдельных частей, и языковые – накладывают ограничения на употребление языковых единиц в контексте документа. Обычно официально-деловой стиль разделяют на два основных подстиля:
В языке документов лексические единицы должны употребляться с учетом их стилистической окраски, что связано с определенной «закрепленностью» самостоятельной лексической единицы за той или иной сферой использования языка, за тем или иным функциональным стилем. Яркая стилистическая окраска принадлежит канцеляризмам и процедурной лексике, которые редко используются в устной речи. В некоторых случаях разговорная лексика способна проникать в текст делового документа – чаще всего потому, что автор документа не может в полной мере разделить разговорные обороты и профессионализмы (выражения и отдельные термины, использование которых ограничено сферой определенной деятельности, отрасли, профессии и т.п.). Основное требование к деловой речи заключается в том, что она должна обеспечивать эффективность делового общения, а значит она должна быть грамотной (как с нормативных и юридических позиций, так и лексических) и понятной всем участникам делового оборота. Для этого в официально-деловом стиле (официальном деловом общении) участниками используются определенные формы кодифицированной письменной речи, т.к. только их соблюдение может обеспечить высокую точность передачи информации. В делопроизводстве существуют также единые требования и правила оформления деловых документов, установленные нормативными правовыми актами [1, с. 47]. Их выполнение обеспечивает:
Важно отметить, что официально-деловой стиль речи, используемый в практике коммерческой деятельности и делового общения имеет свои лингвистические особенности (Рисунок 2).
С позиции лексики и фразеологии, в официально-деловом стиле также возможно выделить ряд отличий (Рисунок 3).
В качестве морфологических особенностей делового стиля Е.П. Ращевская выделяет:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в практике делового оборота используется официально-деловой стиль речи, особенностью которого по сравнению с другими стилями речи выступает значительное сокращение диапазона используемых лексических средств и высокая степень повторяемости отдельных лексических единиц, прежде всего, имеющих нормативный характер. Форму делового документа определяют совокупность его реквизитов, содержательно-композиционная схема и языковое наполнение документа. В языке документов особое значение принадлежит канцеляризмам и процедурной лексике, которые редко используются в устной речи. Письменный официально-деловой стиль имеет свои особенности с позиции лексики, фразеологии и синтаксиса. |
|||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Г.Н. Пудикова, Д.А. Муртазина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |