VIP Studio ИНФО О системе непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Е.П. Сичинский,  (Д.и.н., доцент, ректор, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»)

И.Р. Сташкевич,  (Д.п.н., доцент, проректор по НИиИР, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»)

З.А. Федосеева,  (К.п.н., проректор по УМР, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018

Cистема непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования

В статье обсуждается гибкая система непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области как ответ на внешние и внутренние вызовы. Помимо актуализированной курсовой (формальной) подготовки представлен опыт повышения квалификации в межкурсовой период (неформальное и информальное образование) включением в деятельность областных методических объединений, привлечением к участию в конкурсах профессионального мастерства, экспертной и научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: Cистема непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования, курсовая и межкурсовая подготовка, формальное, неформальное и информальное образование.

Качество профессионального образования напрямую связывают с качеством педагогических кадров, требования к которому неукоснительно повышаются. Это поддерживает научный и практический интерес к построению системы непрерывного образования вообще и непрерывного повышения квалификации, в частности [1 − 7].

Особое значение системы непрерывного повышения квалификации для среднего профессионального образования определяется как внутренними потребностями системы, так и внешними для нее обстоятельствами. К внутренним потребностям относятся особенности комплектования педагогического состава профессиональных образовательных организаций (ПОО), которые влияют на последующее повышение их квалификации. В частности, подавляющее большинство преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения приходят в профессию с производства. Поэтому с одной стороны, им необходимо дать основы педагогических знаний и постоянно развивать их. А, с другой стороны, учитывая постоянное появление на производстве новых технологий, материалов, оборудования, необходимо регулярно обновлять их знания о содержании предмета (в 2017 - 18 учебном году в ПОО Челябинской области велась подготовка по 170 профессиям и специальностям).

К внешним обстоятельствам можно отнести те вызовы, с которыми сегодня сталкивается система среднего профессионального образования (СПО). Руководством страны на форумах различного уровня неоднократно озвучивалась цель создания современной конкурентноспособной экономики. Ее достижение возможно через решение целого комплекса задач, среди которых важное место занимает подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Поэтому неудивительно, что в последние годы появляются проекты, которые, по мнению их авторов, смогут обеспечить прорыв в подготовке кадров. Обилие проектов описывается понятиями: ТОП-50, профессиональные стандарты, стандарты Ворлдскиллс, демонстрационный экзамен, дуальное обучение, образование через всю жизнь («25 – 65»), Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, сертификация квалификаций, модульные и дистанционные технологии, электронное обучение. В результате с 2011 г. система СПО переживает внедрение третьих по счету федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Новые требования к рабочим кадрам и активные изменения в СПО закономерно поставили в повестку дня вопрос о квалификации педагогических кадров, требования к которым было закреплено рядом документов:

  • Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 08.09. 2015г. №608 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [9];
  • п. 4.4. «Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы» ФГОС;
  • Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы (распоряжение Правительства РФ № 349-р от 03.05.2015 г.) [10];
  • Положение о сертификации экспертов Ворлдскиллс (Утверждено Правлением Союза (Протокол №1 от 09.03.2017) [11].

Учитывая, что требования к педагогу СПО существенно изменились и необходимо определить новый вектор развития повышения квалификации, в ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (ЧИРПО) были проведены два мониторинга на соответствие квалификации педагогических работников региона требованиям профессионального стандарта и соответствие квалификации преподавателей ФГОС по ТОП-50 [5].

Результатом стало изменение содержания программ дополнительного профессионального образования и появление новых.

Но при повышении квалификации в СПО присутствует ряд вопросов, связанных с организацией стажировок, повышением квалификации по ТОП-50 и подготовкой экспертов для проведения демонстрационного экзамена, которые требуют системных решений.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы СПО, должны проходить стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, по которой осуществляется обучение, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций [4]. Такими профильными организациями являются, прежде всего, предприятия, а также созданные недавно семь Межрегиональных центров компетенций (Екатеринбург, Тюмень, Казань, Чебоксары, Москва, Ульяновск, Хабаровск) и Базовый центр Союза Ворлдскиллс. Но традиционно стажировка была наиболее дорогостоящей формой повышения квалификации (ПК), т.к. помимо всех сопутствующих издержек, включала аренду оборудования и расходы на сырье. При ограниченности средств ПОО крайне редко прибегают к данной форме ПК, что ведет к отрыву педагога профессионального образования от содержания предмета.

«Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р) установлен целевой индикатор (показатель) «Доля руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в общем числе руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям». К 2020 году 70% руководителей и педагогов должно пройти обучение по данным программам. В ЧИРПО разработаны и уже реализуются эти программы.

И наконец, введение демонстрационного экзамена в итоговую государственную аттестацию повлекло за собой появление фигуры эксперта по его приемке. Их подготовка осуществляется на базе Академии Ворлдскиллс Россия. И хотя в последнее время процедура обучения экспертов и сдачи ими экзаменов заметно упрощена, нам кажется разумной передача полномочий по подготовке экспертов на региональный уровень в областные Региональные координационные центры Ворлдскиллс.

Работа в системе повышения квалификации педагога ведется не только в период курсовой подготовки (формальное образование), но и согласно концепции непрерывного образования, выстраивается в различных формах в межкурсовой период (неформальное и информальное образование).

В Челябинской области выстроена уникальная система методического сопровождения деятельности ПОО, которая позволяет вовлекать на постоянной основе в неформальное повышение квалификации значительное количество руководителей и педагогов системы СПО. При Министерстве образования и науки Челябинской области создан Областной совет по научно-методической и инновационной работе, основной целью которого является формирование единой политики по вопросам научно-методической и инновационной деятельности ПОО с учетом стратегии развития профессионального образования и социально-экономического развития Челябинской области. Совет осуществляет свою деятельность посредством координации работы 22 областных методических объединений (ОМО), созданных по укрупненным группам специальностей (УГС) и функциональному признаку, в которые входят представители всех заинтересованных ПОО. Обсуждаемые вопросы, изученный опыт, принятые решения членами ОМО затем транслируются через цикловые комиссии и иные органы управления ПОО в ее деятельность. Для информационной поддержки деятельности ОМО на сайте ЧИРПО создан Виртуальный методический центр [8], страницы которого являются наиболее посещаемыми. Несмотря на регламент (3 заседания в год) в 2017 г. ОМО провели 76 заседаний, в которых приняло участие около 2500 человек. 61 заседание прошло на базе ПОО, что позволило их участником непосредственно ознакомиться с опытом своих коллег.

Эффективность работы областных методических объединений позволило нам выйти с инициативой о создании их аналогов на уровне Уральского федерального округа (УрФО). В результате в 2016 г. при Межрегиональном совете профессионального образования УрФО было создано девять Окружных методических объединений, позволяющих ПОО одного профиля обмениваться накопленным опытом.

Многолетний опыт показывает, что одной из действенных форм повышения квалификации в межкурсовой период являются конкурсы профессионального мастерства. В системе профессионального образования Челябинской области действует четыре таких конкурса: Директор года, Мастер года, Профессиональный дебют, Областной конкурс профессионального мастерства мастеров производственного обучения. Помимо индивидуального выступления участника конкурса в формальных соревновательных процедурах, его участие предусматривает подготовительный этап, в котором, как правило, задействована целая команда. Поэтому потенциал влияния конкурсов выходит далеко за цифры официальных его участников.

Кроме того, повышение влияния конкурсов на квалификацию его участников осуществляется и через содержание конкурсных заданий. Практические, профессиональные и теоретические задания конкурсов строятся на основе трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, составляющих трудовые функции, предусмотренные профессиональным стандартом «Педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Таким образом, подготовка к конкурсу подталкивает и самого участника, и членов его команды повышать квалификацию по отдельным трудовым функциям.

К неформальному повышению квалификации можно отнести и вовлеченность педагогов СПО в деятельность экспертного сообщества, чей потенциал используется для подготовки заданий для областных конкурсов и олимпиад, подготовке сборников заданий для выполнения студентами практических и лабораторных работ, работе в составе временных творческих коллективов по разработке конкретных проблем, подготовке и проведению семинаров, вебинаров и мастер-классов. По итогам работы за 2015 − 2017 гг. в эту деятельность было вовлечено около 2,5 тыс. педагогов СПО.

Достаточно долго в системе СПО недооценивалась научно-исследовательская деятельность как форма повышения квалификации. Сегодня этот стереотип в Челябинской области преодолен, и руководители и педагоги системы профессионального образования вовлечены в нее через различные формы участия.

Ежегодно в области проводятся 2 научные конференции. В 2017 г. состоялась уже XXIV научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования» и III Международная научно-практическая конференция «Среднее профессиональное образование в информационном обществе».

Большие возможности для повышения квалификации предоставляет форма региональной инновационной площадки (РИП). На май 2018 г. в системе профессионального образования региона работает тринадцать РИП, что составляет 27% от общего числа ПОО. Всего же, начиная с 2001 года, когда появилась первая такая площадка, в профессиональном образовании работало и работают 58 РИП. Как правило, помимо большой работы коллектива РИП по самообразованию, план работы площадки включает в себя обязательные мероприятия по повышению квалификации по проблеме инновационной деятельности. А на базе ПОО, имеющих статус РИП, планируются заседания ОМО, областные семинары, выездные занятия ГБУ ДПО ЧИРПО, что позволяет тиражировать полученные от инновационной деятельности результаты. Проведенный анализ показал, что от 10 % до 77 % коллектива образовательной организации, имеющей статус РИП, вовлечены в инновационную работу, в том числе и в составе 58 творческих коллективов, созданных на площадках РИП.

Педагоги СПО Челябинской области имеют возможность публикации результатов своих исследований и инновационного опыта. С 2012 года ЧИРПО издает научно-практический журнал «Инновационное развитие профессионального образования» с самостоятельным приложением. Журнал имеет федеральную регистрацию, подписной индекс и индекс научного цитирования. Включая последний выпуск, в его номерах опубликовано около 500 статей работников ПОО области. Все ПОО области подписаны на журнал, он имеется в их библиотеках, т.е. для педагогов созданы условия для получения специализированной профессиональной информации, то есть для информального образования.

Таким образом, в Челябинской области выстроена гибкая система непрерывного повышения квалификации педагогов СПО, позволяющая оперативно реагировать как на внутренние потребности развития педагогов, так и откликаться на внешние вызовы системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аниськина, Н.Н. Непрерывное образование педагогических работников системы среднего профессионального образования [Текст] / Н.Н. Аниськина // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. − 2017. − № 3. − C. 29-35.
2. Казакова, Г.М. Непрерывное профессиональное образование: новые задачи [Текст] / Г.М. Казакова, З.А. Федосеева // Профессиональное образование и рынок труда. − 2014. − № 9. − C. 12-14.
3. Казарян, А.Ф. Образование взрослых в России: перспективы развития [Текст] / А.Ф. Казарян // Среднее профессиональное образование. − 2016. − № 2. − C. 30-33.
4. Лалаева, З.А. Стажировка − форма реализации дополнительных профессиональных программ [Текст] / З.А. Лалаева, Т.В. Малинина // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. − 2018. − №: 1. − C. 1-5.
5. Прихода, Т.Е. Результаты мониторинга соответствия компетентности педагогических работников профессиональных образовательных организаций области требованиям профессионального стандарта [Текст] / Т.Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. − 2018. − №: 2. − C. 75-82.
6. Пряжников, Н.С. Модели развития субъекта профессионального самоопределения в непрерывном образовании [Текст] / Н.С. Пряжников // Профессиональное образование. Столица. − 2017. − Прил. "Научные исследования в образовании" № 1. − C. 31-35.
7. Яковлева, М.Б. Разработка «Концепции формирования образовательной траектории − образование через всю жизнь» [Текст] / М.Б. Яковлева // Профессиональное образование и рынок труда. − 2015. − № 1/2. − C. 20-22.
8. http://www.chirpo.ru/virt-center
9. http://base.garant.ru/71202838/#ixzz5HXYRpVAU
10. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150/#ixzz5HXZH9noV
11. http://worldskills35.ru


©  Е.П. Сичинский, И.Р. Сташкевич, З.А. Федосеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru