VIP Studio ИНФО Динамика адаптационных возможностей студентов-иностранцев к обучению в ВУЗ-е
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.А. Рязанцев,  (К.п.н., доцент, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018

Иностранные студенты; адаптационные возможности; физические упражнения.

Психоэмоциональное состояние студентов-иностранцев и их адаптационные возможности имеют положительную динамику в зависимости от курса обучения. Наиболее эффективными видами физических упражнений для адаптационных возможностей студентов является сочетание силовых и аэробных типов упражнений.

Ключевые слова: Иностранные студенты; адаптационные возможности; физические упражнения.

Престижным показателем состояния образования любой страны является уровень международных образовательных услуг, то есть количество обучающихся в ВУЗах и ССУЗах иностранных студентов. И Российская Федерация (РФ) по этому показателю входит в лидирующую группу. В настоящее время, по данным Министерства образования и науки РФ, насчитывается 257 тысяч таких студентов [6]. Для успешного обучения иностранных студентов администрации ВУЗов необходимо создать для них максимум условий для проведения адаптационных мероприятий в новых жизненных условиях, так как 3% студентов подготовительного факультета ежегодно возвращаются на родину, не справившись с проблемами адаптации [2].

Многолетние наблюдения и практика показали, что проблемы, возникающие в образовательном пространстве студентов-иностранцев любого ВУЗа, идентичны, актуальны и требуют системного исследования и научного обсуждения. Актуальность заключается и в том, что по статистическим данным количество иностранных студентов в РФ с 2004 года по 2015 увеличилось в 10 раз [6]. И согласно Государственной программе «Развитие образования» этот процесс динамично развивается и к 2020 году каждый десятый студент в РФ будет иностранцем [6].

На начальном этапе обучения проблемы адаптации связаны с привыканием к непривычным климатическим условиям, преодолением языкового, психологического, религиозного и культурного барьеров, что является иногда труднопреодолимыми сложностями в коммуникативной и познавательной деятельности.

Человека в процессе любой деятельности сопровождает целый ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных. Стенические эмоции увеличивают силу и энергию человека, помогают ему во всех жизненных процессах и обстоятельствах, в достижении цели, придают смелость в поступках и высказываниях. Астенические эмоции являются антиподом стенических и характеризуются пассивностью и скованностью. И многое в адаптационных процессах студентов-иностранцев зависит от самочувствия, активности, настроения.

Учитывая индивидуальные особенности человека и воздействуя на его эмоции различными средствами и методами можно улучшить его психическое состояние и положительно влиять на качество и сроки адаптационного периода.

Цель нашего исследования – изучить динамику адаптационных процессов иностранных студентов Астраханского государственного медицинского университета (АГМУ), Астраханского государственного технического университета (АГТУ) и дать практические рекомендации по их оптимизации.

В эксперименте, проводимом преподавателями физвоспитания Астраханского государственного архитектурно-строительного университета (АГАСУ), активное участие проявили кафедры физической культуры выше перечисленных ВУЗов и при этом использовалась следующая методика исследования:

  1. Обзор литературных источников по изучаемой проблеме;
  2. Педагогические наблюдения;
  3. Тестирование физической подготовленности студентов-иностранцев;
  4. Методика-опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), разработанная В.А. Доскиным с соавторами;
  5. Традиционные методы математической статистики.

Методика «САН» обладает высокой информативностью и дает возможность преподавателям физической культуры изучить динамику адаптационных возможностей студентов-иностранцев не только по годам обучения, но и в течение учебного года. Тестирование «САН» было предложено студентам 1-5 курсов из дальнего зарубежья, так как у студентов ближнего зарубежья в отсутствии языкового барьера адаптационный период значительно короче и не так актуален.

При разработке методики «САН» авторы руководствовались тем, что три основные составляющие психоэмоционального состояния (самочувствие, активность и настроение) могут характеризоваться полярными оценками, между которыми существует непрерывная последовательность промежуточных значений [1].

Студентам предлагалось описать свое состояние в настоящий момент с помощью таблицы-опросника, состоящего из 30 полярных признаков и выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает их психоэмоциональное состояние и отметить цифру, соответствующую выраженности этой характеристики. Опросник «САН» использовался нами в начале учебного года, перед зимней сессией и в конце учебного года. В тестировании приняли участие 156 студентов-иностранцев различных курсов и факультетов мужского пола, проживающих в общежитии.

При обработке результатов тестирования цифры, указанные в опроснике, переводились в баллы от 1 до 7 (крайняя степень негативного полюса – в 7 баллов). Получаемая по каждой шкале сумма дает возможность определить функциональное состояние испытуемого по следующему принципу:

  • менее 30 баллов – низкая оценка;
  • 30-50 баллов – средняя оценка;
  • более 50 баллов – высокая оценка.

При анализе функционального состояния учитывались не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение; так как у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности и настроения примерно равны, а у уставшего соотношение изменяется за счет снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

По мнение целого ряда авторов [2; 3; 4] значительным резервом повышения эффективности процесса адаптации к обучению является физическая активность и ее положительное влияние на когнитивное здоровье иностранных студентов. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о возможностях головного мозга и его конкретных участков развиваться в желаемом направлении в зависимости от различных типов физических упражнений [5]. К примеру, занятия силовыми тренировками оптимизируют ассоциативную память мозга и исполнительскую функцию, а аэробные упражнения совершенствуют вербальную память, способность запоминать. А сочетание силовых упражнений и аэробных нагрузок улучшает когнитивное здоровье и способствует образованию новых нейронов [5]. По нашему убеждению, это тот вид физической активности, который оптимизирует адаптационные возможности студентов-иностранцев и их познавательные функции. Этот вид физической активности необходимо применять как в учебном процессе по физическому воспитанию, так и при самостоятельных занятиях студентов во всех его формах и проявлениях. Знание этих научно-методических технологий повышает интерес студентов-иностранцев к занятиям физической культурой, создает у них психологический настрой и формирует формы социальной активности.

Обсуждение результатов исследования.

Обработка результатов тестирования по методике «САН» показала, что на младших курсах (1 курс и подготовительный факультет) студенты-иностранцы, как правило, характеризуют свое психоэмоциональное состояние как низкое (92% не набрали 30 баллов). На втором курсе студентов с низкой оценкой насчитывается 63%, но уже 6% студентов набрали более 50 баллов. К третьему году обучения в ВУЗе количество студентов со средней оценкой (от 30 до 50 баллов) адаптационных возможностей увеличилось до 67%, а высокую оценку дали своему состоянию (субъективную) 29% студентов. Мы констатируем, что от курса к курсу отмечается положительная динамика психоэмоционального состояния студентов-иностранцев и к 3 курсу стабилизируется социально-психологический статус.

Вместе с тем, анализ опросников «САН» показал, что к началу зимней сессии и к концу учебного года на всех курсах обучения повышается уровень тревоги и психоэмоционального напряжения. Педагогические наблюдения показали, что именно в этот период значительно снижается посещаемость занятий по физической культуре студентами-иностранцами, что приводит не только к снижению показателей тестирования физической подготовленности и снижению семестровой оценки, но и ведет к дезадаптации студентов-иностранцев и ухудшает их психоэмоциональное самочувствие. В этом случае необходимо проводить персональные консультации со студентами по определению их предпочтений в выборе видов спорта и типов упражнений (комплекс силовых и аэробных упражнений) и установить тесную взаимосвязь с деканатами факультетов.

Выводы:
  1. Адаптационные возможности к обучению у студентов-иностранцев на младших курсах характеризуются крайне низкими показателями. Ежегодно отмечается положительная динамика психоэмоционального состояния студентов, и их социально-психологический статус стабилизируется к третьему году обучения.
  2. К началу зимней и летней сессии уровень тревожности и стресса возрастает, значительно снижается посещение обязательных занятий по физической культуре, а это ведет к дезадаптации студентов-иностранцев и ухудшает их психоэмоциональное состояние.
  3. В период, предшествующий зимней и летней сессиям необходимо проводить персональные консультации для студентов по определению их предпочтений в выборе видов спорта и типов упражнений. Результаты тестирования психофизиологического состояния студентов-иностранцев доводить до сведения преподавателей профилирующих кафедр, кураторов учебных групп и сотрудников деканатов с целью принятия оптимальных организационных мероприятий.
  4. Наиболее эффективными видами физических упражнений в учебном процессе и особенно при самостоятельных занятиях является сочетание силовых и аэробных типов упражнений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барканова О.В. Методика диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. – Вып.2 – Красноярск: Литера-принт. 2009. – 237 с.
2. Груцяк Н.Б., Груцяк В.Н. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе. http://sportfiction.ru/articles/fizicheskaya-kultura-kak-moshchnyy-faktor-sposobnostvuyushchiy-adaptatsii-inostrannykh-studentov-v-vuze/
3. Кудряшов Н.А. Адаптация студента-иностранца в вузе: проблемы и пути их решения/ Н.А. Кудряшов.- Краснодар: «Издательский Дом - Юг». – 2016. 78с.
4. Фалеева Е.В., Власенков Н.В., Шалавина А.С. Занятия физической культурой в вузе, как средство адаптации иностранных студентов к обучению. Наука и спорт: Современные тенденции. №2 (Том 11), 2016/ www.scienceandsport.ru. – с. 31-34.
5. New Finding: Different Types of Eercise.
6. www.argumenti.ru 2018. №6 (599), 15.02.2018. – с.7.


©  А.А. Рязанцев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru