Л.Т. Рудомётова, (К.п.н., доцент, Северо-Восточного государственного университета, г. Магадан)
М.К. Шлангман, (К.п.н., доцент, Северо-Восточного государственного университета, г. Магадан)
|
||||
Происходящие в последнее время преобразования в социально-экономической и политической сферах жизни современного российского общества, изменение условий его культурного развития затронули отечественную систему образования. Современный этап её развития можно охарактеризовать ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен можно считать создание такой модели образования, которая ориентирована в первую очередь на развитие личности учащихся, их творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению. Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников вузов. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы. В настоящее время отмечается низкий уровень готовности будущих специалистов как к творческому выполнению профессиональных функций, так и к нестандартному решению производственных вопросов. Актуализация
На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Это, прежде всего, обусловлено, тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности. Кроме того, овладение учебными дисциплинами также требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями. Смысл и значение понятий
В данной статье под исследовательской деятельностью понимается совокупность научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская работа выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей такой работы является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. К таким занятиям можно отнести практические занятия с элементами научных исследований по дисциплине. Основной формой научной работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в научных конференциях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза. Очевидно, что все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации. Под системным подходом следует понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности (А.А. Богданов, И. В. Блауберг, П. Друкер, В. Н. Садовский, Г. Саймон, Э. Г. Юдин, Л. фон Берталанфи, А. Чандлер, А. Д. Холл). Системный подход в рамках данного исследования предусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска. Алгоритм формирования исследовательской деятельности
Осуществление системного подхода носит поэтапный характер. В организации и проведении научной работы со студентами большое значение придается мотивационному, диагностическому, проективному, деятельному, рефлексивному и коррекционному этапам. Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработка концептуальных положений, создание научно-методической базы; разработка графика научной работы в соответствии со спецификой специальности и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы. Проблема исследовательской деятельности студентов технических специальностей в неязыковом вузе в условиях непрерывного образования как один из аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов недостаточно освещена в научной и методической литературе. Основное внимание в публикациях последних лет уделяется либо исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, либо формам и методам исследовательской деятельности студентов вузов, либо методологическим проблемам исследований, либо рассматривается в связи с иными формами профессиональной подготовки будущих специалистов. Анализ проведённого исследования (2015-2017 гг.) на базе политехнического института и социально-гуманитарного факультета Северо-Восточного государственного университета г. Магадан (СВГУ) позволяет констатировать наличие сложившейся системы включения студентов в неязыковом вузе в исследовательскую деятельность, характеризующейся несколькими этапами. Первый этап связан с исследовательской деятельностью студентов, которые на 1-м курсе приобретают общеучебные умения и навыки, а также навыки познавательной и исследовательской деятельности. Ведущее место в этом процессе занимает учебная дисциплина иностранный язык, ориентированная на формирование названных навыков. Вместе с тем, их закрепление происходит в ходе обучения на других дисциплинах при написании первых учебных рефератов. Наиболее активные студенты включаются в научную работу. На 2 курсе формирование навыков исследовательской деятельности продолжается, прежде всего, в процессе выполнения учебно-исследовательских работ (рефератов), логическим завершением которых становится выступление на студенческих конференциях. Второй этап связан с исследовательской деятельностью студентов, которые на 1 курсе закрепляют общеучебные умения и навыки, а также навыки познавательно-исследовательской деятельности на занятиях по иностранному языку. Отработка этих умений и навыков происходит в ходе практических, форм занятий, выполнения студенческих рефератов, а также исследовательские задания. На 2 курсе студенты овладевают навыками психолого-педагогического исследования в ходе изучения курса методика психолого-педагогического исследования, выполнения работ реферативного, практического, опытно-экспериментального характера. На 3 курсе будущие специалисты выполняют работы практического и опытно-экспериментального характера, представляют их результаты на внутривузовской конференции. Результатами каждого этапа является участие студентов в ежегодно проводимых мероприятиях (мини-конференции «Страны изучаемого языка», конкурс презентаций, клипов по специальностям вуза) в рамках научной студенческой весны в период с февраля по апрель в СВГУ. Мероприятия заканчиваются внутривузовской конференцией, в которой принимают участие лучшие студенты. Лучший работы студентов рекомендуются к публикации. Проведённый анализ результативности описанной системы позволяет нам утверждать, что она обеспечивает:
Наиболее продуктивными формами исследовательской деятельности являются:
В рамках проведённого нами исследования было практически доказано, что основными условиями, обеспечивающими включение обучающихся в исследовательскую деятельность, следует считать:
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как преподавателя, так и студента. Определимся со структурой исследовательской деятельности будущих специалистов, которая может быть определена как совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов:
В ходе проведённого исследования нами были определены три уровня сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности, удовлетворенностью от изучения дисциплины и собственной научно-исследовательской деятельности, владением базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины, умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития). Средний уровень характеризуется пониманием личностной значимости научно-исследовательской деятельности, поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности, несформированностью навыков научно-исследовательской деятельности, неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, неполным владением базовыми знаниями и умениями, не всегда адекватной самооценкой, стремлением к самообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности). Низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, малым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой, видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностью собственной деятельностью, неспособностью к творческому решению задач, незначительной рефлексией своей деятельности, не всегда адекватной самооценкой, фрагментарным самоанализом, отсутствием стремления к саморазвитию и самосовершенствованию). Экспериментально нами было установлено, что изначально у 70 % студентов был низкий уровень сформированности готовности к исследовательской деятельности, а у 30 % - средний уровень. Полученный результат свидетельствует о недостаточной подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности и даёт основания для разработки условий формирования готовности к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения, что является следующим этапом нашего исследования. Основные выводы
Таким образом, исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле. Очевиден тот факт, что задача вуза состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к исследовательской работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в вузе студент будет активно участвовать в разнообразных формах исследовательской работы, проводимых кафедрами, факультетами. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Л.Т. Рудомётова, М.К. Шлангман, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |