levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.Т. Рудомётова,  (К.п.н., доцент, Северо-Восточного государственного университета, г. Магадан)

М.К. Шлангман,  (К.п.н., доцент, Северо-Восточного государственного университета, г. Магадан)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018

Научно-исследовательская деятельность

В статье рассматривается вопрос формирования исследовательской деятельности студентов. В этом аспекте рассмотрены вопросы, связанные с проблемой повышения уровня профессиональности выпускников неязыкового вуза - будущих специалистов на примере дисциплин «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык». Определено понятие системного подхода в рамках исследования, описана структура исследовательской деятельности, определены этапы её формирования, уровни её сформированности. Предложены способы формирования исследовательской деятельности, дано авторское описание уровней для определения её сформированности. Проведён обобщающий анализ результативности описанной системы, позволяющий утверждать об эффективности подобранного комплекса условий, направленного на формирование данного рода деятельности.

Ключевые слова: Научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, системный подход, критерии оценки результативности, профессиональная подготовка, индивидуальность.

Происходящие в последнее время преобразования в социально-экономической и политической сферах жизни современного российского общества, изменение условий его культурного развития затронули отечественную систему образования. Современный этап её развития можно охарактеризовать ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен можно считать создание такой модели образования, которая ориентирована в первую очередь на развитие личности учащихся, их творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников вузов. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы. В настоящее время отмечается низкий уровень готовности будущих специалистов как к творческому выполнению профессиональных функций, так и к нестандартному решению производственных вопросов.

Актуализация

На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Это, прежде всего, обусловлено, тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности. Кроме того, овладение учебными дисциплинами также требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями.

Смысл и значение понятий

В данной статье под исследовательской деятельностью понимается совокупность научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская работа выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей такой работы является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. К таким занятиям можно отнести практические занятия с элементами научных исследований по дисциплине. Основной формой научной работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в научных конференциях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза. Очевидно, что все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации.

Под системным подходом следует понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности (А.А. Богданов, И. В. Блауберг, П. Друкер, В. Н. Садовский, Г. Саймон, Э. Г. Юдин, Л. фон Берталанфи, А. Чандлер, А. Д. Холл).

Системный подход в рамках данного исследования предусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска.

Алгоритм формирования исследовательской деятельности

Осуществление системного подхода носит поэтапный характер. В организации и проведении научной работы со студентами большое значение придается мотивационному, диагностическому, проективному, деятельному, рефлексивному и коррекционному этапам. Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработка концептуальных положений, создание научно-методической базы; разработка графика научной работы в соответствии со спецификой специальности и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.

Проблема исследовательской деятельности студентов технических специальностей в неязыковом вузе в условиях непрерывного образования как один из аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов недостаточно освещена в научной и методической литературе. Основное внимание в публикациях последних лет уделяется либо исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, либо формам и методам исследовательской деятельности студентов вузов, либо методологическим проблемам исследований, либо рассматривается в связи с иными формами профессиональной подготовки будущих специалистов.

Анализ проведённого исследования (2015-2017 гг.) на базе политехнического института и социально-гуманитарного факультета Северо-Восточного государственного университета г. Магадан (СВГУ) позволяет констатировать наличие сложившейся системы включения студентов в неязыковом вузе в исследовательскую деятельность, характеризующейся несколькими этапами.

Первый этап связан с исследовательской деятельностью студентов, которые на 1-м курсе приобретают общеучебные умения и навыки, а также навыки познавательной и исследовательской деятельности. Ведущее место в этом процессе занимает учебная дисциплина иностранный язык, ориентированная на формирование названных навыков. Вместе с тем, их закрепление происходит в ходе обучения на других дисциплинах при написании первых учебных рефератов. Наиболее активные студенты включаются в научную работу. На 2 курсе формирование навыков исследовательской деятельности продолжается, прежде всего, в процессе выполнения учебно-исследовательских работ (рефератов), логическим завершением которых становится выступление на студенческих конференциях.

Второй этап связан с исследовательской деятельностью студентов, которые на 1 курсе закрепляют общеучебные умения и навыки, а также навыки познавательно-исследовательской деятельности на занятиях по иностранному языку. Отработка этих умений и навыков происходит в ходе практических, форм занятий, выполнения студенческих рефератов, а также исследовательские задания. На 2 курсе студенты овладевают навыками психолого-педагогического исследования в ходе изучения курса методика психолого-педагогического исследования, выполнения работ реферативного, практического, опытно-экспериментального характера. На 3 курсе будущие специалисты выполняют работы практического и опытно-экспериментального характера, представляют их результаты на внутривузовской конференции.

Результатами каждого этапа является участие студентов в ежегодно проводимых мероприятиях (мини-конференции «Страны изучаемого языка», конкурс презентаций, клипов по специальностям вуза) в рамках научной студенческой весны в период с февраля по апрель в СВГУ. Мероприятия заканчиваются внутривузовской конференцией, в которой принимают участие лучшие студенты. Лучший работы студентов рекомендуются к публикации.

Проведённый анализ результативности описанной системы позволяет нам утверждать, что она обеспечивает:

  • Рост качества теоретических знаний и практических умений студентов по учебной дисциплине иностранный язык, выражающийся в устойчивом повышении результативности исследовательских работ, в частности в условиях повышения уровня требований к этим работам от одного этапа обучения к другому.
  • Сформированность у обучающихся умений применять исследовательские методы в ходе практической деятельности, выражающуюся в успешности поэтапного освоения более сложных форм исследовательской работы, результативности представлений итогов исследований на широкое обсуждение, выполнении работ по конкретной проблематике, а также способности самостоятельно оценить свою подготовленность к исследовательской деятельности;
  • Ориентацию студентов на творчество и самостоятельность, выражающуюся в увеличении количества выступающих на конференциях различного уровня и профиля, достаточно высокой результативности этих выступлений.
  • Подготовленность будущих специалистов к обучению на следующем этапе обучения, выражающемся в продуктивном применении на более высокой ступени умений и навыков, приобретенных на предыдущей; продолжении работы над выбранной тематикой, достаточном для этого уровне теоретических знаний и практических умений, а также стремлении к перспективному продолжению самообразования и саморазвития.

Наиболее продуктивными формами исследовательской деятельности являются:

  • на этапе допрофессиональной подготовки: выполнение рефератов, и проведение конкурсов презентаций.
  • на 1 уровне непрерывного образования: выполнение исследовательских заданий в ходе практических занятий, выступление на конференциях различного уровня и профиля, участие в конкурсах в рамках этих конференций.

В рамках проведённого нами исследования было практически доказано, что основными условиями, обеспечивающими включение обучающихся в исследовательскую деятельность, следует считать:

  • целенаправленность подготовки к ней студентов;
  • преемственность в подходе к ее организации и требованиям к различным её формам;
  • признание необходимости комплексного обеспечения студенческих исследований (методический, нормативно-организационный аспекты);
  • всевозможное стимулирование достижений её участников.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как преподавателя, так и студента.

Определимся со структурой исследовательской деятельности будущих специалистов, которая может быть определена как совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов:

  1. мотив - совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования;
  2. цель - получение объективно нового знания о реальности и формирование способов действия по овладению этим знанием;
  3. объект - выделенный для изучения фрагмент материальной или духовной действительности;
  4. предмет - совокупность устанавливаемых свойств объекта;
  5. процесс - последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования;
  6. продукт - новое знание о действительности.

В ходе проведённого исследования нами были определены три уровня сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности, удовлетворенностью от изучения дисциплины и собственной научно-исследовательской деятельности, владением базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины, умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития).

Средний уровень характеризуется пониманием личностной значимости научно-исследовательской деятельности, поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности, несформированностью навыков научно-исследовательской деятельности, неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, неполным владением базовыми знаниями и умениями, не всегда адекватной самооценкой, стремлением к самообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности).

Низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, малым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой, видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностью собственной деятельностью, неспособностью к творческому решению задач, незначительной рефлексией своей деятельности, не всегда адекватной самооценкой, фрагментарным самоанализом, отсутствием стремления к саморазвитию и самосовершенствованию).

Экспериментально нами было установлено, что изначально у 70 % студентов был низкий уровень сформированности готовности к исследовательской деятельности, а у 30 % - средний уровень. Полученный результат свидетельствует о недостаточной подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности и даёт основания для разработки условий формирования готовности к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения, что является следующим этапом нашего исследования.

Основные выводы
Таким образом, исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле.

Очевиден тот факт, что задача вуза состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к исследовательской работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в вузе студент будет активно участвовать в разнообразных формах исследовательской работы, проводимых кафедрами, факультетами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авхачёва И. А. Системный подход как методологическая основа преподавания иностранного языка в вузе // Вестник ПСТУ. 2013. № 4. С. 30-41.
2. Бирич В.Г., Горелов А.С., Зосимова Л.П., Свешникова Н.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2001. №3. С. 127-134.
3. Григорян В.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2009. №11. С. 108-114.
4. Гурьянова С.Ю. Инновационные технологии обучения – основа качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2010. №2. С. 12-18.
5. Камалеева А. Р. Системный подход в педагогике // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. № 3 (9). С. 13-23.
6. Краснощекова Г. А. Информационные технологии в решении проблемы повышения качества языковой подготовки специалистов // Открытое образование. 2010. № 6. С. 68-75.
7. Краснощекова Г. А., Цатурова И. А. Факторы, оказывающие влияние на успешное овладение иностранным языком студентами технических вузов / // Извествия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10. С. 58-63.
8. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №5. С.14-22.
9. Никольская О. Л. Творческая активность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. № 2 (8). С. 69-80.
10. Рузиева С. Н., Яковлева Н. В. Этапы педагогического сопровождения исследовательской работы обучающегося по литературе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 1 (15). С. 48-54.
11. Черкашина Е. И. Моделирование процесса обучения иностранному языку студентов технических специальностей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 1 (15). С. 100-107.


©  Л.Т. Рудомётова, М.К. Шлангман, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru