levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.Б. Панькин,  (Д.п.н., профессор, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова)

Н.А. Шагаева,  (К.п.н., доцент, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова)

Д.Ж. Тлеккабылова,  (Ст. преподаватель, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018

Культура

В статье проводится анализ многочисленных исследований культурологов, философов, психологов и педагогов понятия «информационная культура». Который показал, что в настоящее время существует широкий спектр подходов к определению информационной культуры: от уровня умений целенаправленной работы с информацией, до всеобъемлющего понимания как особого вида компетентности в новых информационных условиях, формирования информационной культуры личности, являющейся неотъемлемой частью общей культуры, нравственности, этики человека. Полноценно жить и работать в условиях информационного общества может только человек обладающий информационной культурой. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которую можно считать элементом общей культуры человечества.

Ключевые слова: Культура, информация, информационное общество, информационная культура, информационная культура личности.

С  возникновением информационного общества в жизнь людей быстро ворвались новые определения и понятия, в том числе и понятие информационной культуры. Происходит формирование единой информационной среды, которая определяет новую культуру общества в целом, так и каждую личность по отдельности. Обычно под информационной культурой, понимают способность работы с компьютером и умение разбираться в большом количестве информации, но не может обходиться лишь системой знаний в области информационных процессов и технологий. Актуально, её рассмотрение как соблюдение общепринятых этических норм в информационно-коммуникационной среде, в рамках общей гуманистической культуры.

На сегодняшний день информационная культура современного человека становится одной из необходимых составляющих общей культуры личности, без которой становится очень трудно проживать, трудиться в полную силу, находить новые контакты в информационном обществе. В этой связи формирование информационная культура личности представляется как элемент одной проблемы формирования культуры человека - свободной нравственной личности, направленной на ценности мировой и национальной культуры, умеющей приспосабливаться к меняющейся социокультурной обстановке.

В ситуации постоянно расширяющихся возможностей нахождение информации с любой точки земли, и на различных языках благодаря современным информационным технологиям каждому современному человеку необходимо самому определять обоснованную стратегию сбора и отбора требующейся ему информации из огромного количества имеющихся на этапе поиска. В данных условиях от него требуется сформированный корректный уровень этических навыков эффективного взаимодействия с субъектами и объектами информационной среды.

Необходимо отметить, что информационная культура стала предметом педагогических исследований уже в начале 90-х гг.

С точки зрения науки, данное понятие рассматривается относительно недавно, по причине возрастающего значения в жизни общества информационных технологий, информации и информационной деятельности. Но в то же время возникли затруднения в определении данного понятия, так как оно зародилось на принципах двух глубоких понятий: «информация» и «культура», у которых нет точного определения в литературе.

Значительные научные исследования в культурологии, философии дают возможность трактовать понятие «культура» как особый способ деятельности, связанный с процессом творческой саморегуляции личности и содействующий перемене и совершенствованию человека (Е.М. Бабосов, В.С. Библер B.C. Давидович, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, М.С. Коган и др.).

Например, педагогическая наука рассматривает категорию «культура» в качестве явления общественной жизни, подобно определённому способу деятельности, при котором человеческая сущность преобразовывается и совершенствуется к лучшему культурой. С.Н. Артановский дает свое определение: «Культура – это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек» [1, 25].

В.Н. Сагатовским культура определяется как процесс и результат деятельности человека, значением которой является реализация установленных ценностей или жизненных смыслов культуры [7, 14]. А. Швейцер отдаёт приоритет духовной составляющей [10, 10].

В.М. Межуевым «культура» определяется как деятельность и саморазвитие человека, деятельностно-практическое единство человека с природой и обществом, определённый способ его природно и социально детерминированного существования [6, 24].

В научной литературе можно обнаружить большое количество такого рода определений данного понятия, что говорит о его разнообразие и специфичности.

Изучая значимость информации в культуре, допустимо предположить, что информация - является формой всех существующих знаний, которые приобрело человечество за свое существование. Знание и информация отличаются друг от друга лишь тем, что любое знание будет являться информацией, а вот информация – изначальная основа знаний. Необходимо отметить, что зачастую информация, которая бывает не востребована в данное время и представляющаяся вроде не нужной, в дальнейшем может иметь ценность и необходимость.

На современном этапе понятия «культура» и «информация» обозначают себя как одно целое. Основываясь на взаимодействие этих понятий не исключено возникновение новых, ценностей в информационном обществе. Информация объединяет людей, формирует духовный мир, в котором существует человек, устанавливает культурные ценности. Следует отметить, что в разных отраслях знаний и сферах деятельности человека понимание информации имеет свои аспекты.

Информационную культуру человеческого общества в различные периоды времени сотрясали информационные кризисы. Например, наибольшей степени значительный информационный кризис вызвал рождение письменности. Методы устного сохранения знаний не давали достаточной целостности увеличивающихся масштабов информации и фиксации информации на материальном носителе, это привело к созданию нового этапа – документного. Здесь речь идет о культуре общения с документами, сюда входит извлечение определенных знаний, кодирования и фиксации информации, документографического поиска. Пользоваться информацией оказалось просто, изменился образ мышления. Устные методы информационной культуры не потеряли значимость, они пополнились за счет взаимосвязи с письменными.

Следующий информационный кризис был вызван компьютерными технологиями, которые качественно и количественно изменили носители информации. Следует отметить, что информационная культура современности охватили все свои предыдущие формы в единое целое. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

На сегодняшний день имеется большое количество определений понятия «информационная культура». И.Г. Овчинниковой, Л.У. Глуховой полагают, что информационная культура является составляющей общей культуры, относящейся к функционированию информации в обществе. Другими авторами Э.Э. Слабудиной, А.А. Парахиным рассматривается информационная культура как современный своеобразный стиль мышления, соответствующий требованиям нвнешнего информационного общества. С.М. Конюшенко считает, что развитие информационной культуры человека обусловлено развитием человеческих способностей, а положительным итогом постижения информационной культурой будет выше, если этот процесс будет подчинен развитию требуемых способностей. Светлана Михайловна определяет информационную культуру - как непростое системное образование, которое объединяет знания о человеке и культуре человечества, отражая степень развития социума, стороны развития общества.

Е.В. Зотова, В.Д. Симоненко считают, что информационная культура - это умение применять информационный подход, подвергать анализу информационную ситуацию и правильно оперировать существующими информационными системами.

Ю.С. Зубовым был внесен значительный вклад в развитие понятия «информационная культура». В своей статье «Информатизация и информационная культура» Юрий Сергеевич указывал: «Основная тенденция, просматривающаяся в динамике формирования нового исследовательского направления, связана с фундаментальностью и многоаспектностью рассмотрения информационной культуры не только как феномена, обусловленного условиями НТР, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, но, прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все исторические эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все стадии развития индивида как социального существа и личности».

По мнению Э.Л. Семенюка информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании [8, 3].

Информационная культура - это та специфическая сторона культуры, которая прямо и непосредственно связана с информационным аспектом жизни людей во всей его полноте. Она объективно характеризует уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих сугубо информационных отношений. Она является информационным компонентом человеческой культуры в целом [7].

Анализируя высказывания исследователей можно определить следующее, информационная культура отличается широтой и разнообразием понятия. Она является составляющей жизни у современного человека и как составная часть общей культуры каждого отдельного человека и целой страны.

Соответствующе поставленной цели необходимо так же подробно рассмотреть понятие «информационная культура личности». Н.Б. Зиновьевой определяется информационная культура личности как гармонизация ее внутреннего мира в процессе усвоения в полном объеме социально-значимой информации [5]. То есть на фоне информационного общества, когда растет скорость и объемы информационных потоков личности необходимо решать новые задачи и проблемы, которые связанны с постижением и применением информации.

Н.И. Гендина дает самое полное определение, информационная культура личности – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Наталья Ивановна интегрирует информационную культуру с общей культурой, при этом подчеркивая ее значимость в эффективной социализации личности современном обществе: «Информационная культура личности – это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационных технологий» [3, 57].

По мнению А.М. Атаяна информационная культура личности – является основной причиной социализации в современном информационном обществе. В целях формирования информационной культуры всего общества и отдельно взятого человека, отвечающей нынешнему уровню информатизации надлежит организовать единый комплекс мероприятий, затрагивающий все звенья социальной системы [2, 3].

Являясь одной из основных компонентов общей культуры - информационная культура имеет глубокое гуманистическое направление. Мы не говорим об информационной культуре как о знаниях и умениях работы за компьютером, здесь идет речь об информативной направленности со всех сторон личности, то есть ее личностного развития. Это один из путей улучшения качеств человека через познания информационной культуры.

Е.В. Данильчук опираясь на представления об информационной культуре личности говорил, что информационная культура личности – это не простое системное качество личности, являющейся организованной совокупностью гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных взглядов и свойств личности и выражающихся при реализации многосторонних способов познания, взаимодействия, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению образа жизни на информационной основе, практической деятельности по созданию, сохранению, обработке, распространению и потреблению информации как объекта культуры [4].

Опираясь на анализ научно–педагогических исследований, проблемы формирования информационной культуры личности на современном этапе развития общества, можно сделать вывод, что информационная культура уже является значительной долей общей культуры человека, внося новые стороны в повседневную жизнь человека. Информационная культура уже полностью включена в общественную жизнь, преобразовав многие устоявшиеся социальные, экономические, политические и духовные понятия. Современный человека с сформированной информационной культурой обладает ответственностью за производство и распространение информации и культуры ее потребления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 3. № 20. 1988.
2. Атаян А.М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Владикавказ, 2001.
3. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации, Библиосфера, 2005, №1, с.57.
4. Е.В. Данильчук, Ю.С. Пономарева Система понятий линии социальной информатики в курсе информатики в школе. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №1. Дек., 2008. URL: www.grani.vspu.ru
5. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. Краснодар, 1996. – 141 с.
6. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М.: 1991. - 259 с.
7. Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим прерванный путь. Сер.: Россия накануне XXI века. Вып. 2. СПб., 1994. 217 с.
8. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики. НТИ. Сер. 1. – 1994. – №7. – С. 3.
9. Суминова Т.Н. Информационная культура как фактор развития общества. URL: http://www.evarussia.ru/upload/doklad/tezis_10 22.doc.
10. Швейцер А.Д. Культура и этика. Ч. 2. М.: 1973.


©  А.Б. Панькин, Н.А. Шагаева, Д.Ж. Тлеккабылова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru