levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Т.Ю. Основина,  (К.п.н., доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГФОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018

Портфолио

Основной формой оценивания способствующей развитию у студентов способности анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность является портфолио. Портфолио как компонент практико-ориентированного обучения позволяет увидеть срез конкретных образовательных результатов, являющихся итогом индивидуального прогресса студента в образовательном контексте и его возможности применять приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности, тем самым социализируясь в профессиональном сообществе. Технология портфолио, может использоваться как инструмент повышения учебной активности и профессиональной социализации студента.

Ключевые слова: Портфолио, оценочный метод, профессиональная деятельность, компетенция, учебная активность, профессиональная социализация.

 

Модернизация системы высшего образования предъявляет новые требования к качеству образования в целом и в частности при обучении студентов вузов педагогического профиля непедагогических направлений подготовки. Требования выраженные в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» [1, с. 15-21], вытекающие из базовых компетенций профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом[2, с. 3-18], предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях подготовки данных специалистов.

В рамках модернизации образования для повышения качества подготовки управленческих кадров были усовершенствованы программы дисциплин профильной подготовки. В частности, созданы и апробированы более 70 современных учебных модулей усиленной практической (профессиональной) направленности по организационно-управленческим видам деятельности на основе сетевого взаимодействия университета с государственными и не государственными организациями, реализующими производственную деятельность.

При разработке программ обучения профиля подготовки «Управление персоналом организации» по требованиям ФГОС 3+ были сформулированы основные образовательные результаты, соотнесенные с целями и формируемыми компетенциями [2, с. 10-18]. Предполагается, что в результате реализации программ достигаются образовательные результаты (освоение, преобразование и применение знаний на основе имеющихся знаний и познавательных учебных действий), личностные (личностное самоопределение, социальные компетенции, способность к саморазвитию) и профессиональные (профопределение, профкомпетентность, саморазвитие в профессиональной деятельности).

Данные образовательные результаты зафиксированы ФГОС 3+ по направлению подготовки «Управление персоналом организации» в форме общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [2, с. 10-18]. Формирование данных компетенций возможно на основе стратегии практико-ориентированного обучения, базирующегося на деятельностном и личностном подходе, целью которого является формирование профессионального мировоззрения, профессионального мышления, позволяющих принять эффективное управленческое решение. Для повышения заинтересованности и ответственности студента за образовательные результаты, необходимо использовать соответствующие инструменты оценки профкомпетентности, которые должны способствовать развитию у студентов способности анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность. Основной формой такого оценивания является портфолио.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений [3, с. 4]. Применительно к учебной деятельности и профессиональной социализации студента портфолио необходимо рассматривать как метод констатации, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за весь период его обучения. В данном контексте портфолио это целенаправленное собрание работ или удостоверяющих документов, которые показывают усилия студента, его достижения по освоению учебного плана, формирование его как будущего квалифицированного специалиста. Эта форма работы помогает решать важные педагогические и профессиональные задачи – поддержание мотивации к высокому уровню знаний в области выбранной специализации, формирование у студентов адекватной самооценки результатов обучения и оценочных навыков. Портфолио как компонент практико-ориентированного обучения позволяет увидеть срез конкретных образовательных результатов, являющихся итогом индивидуального прогресса студента в образовательном контексте и его возможности применять приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности, тем самым социализируясь в профессиональном сообществе, что дает возможность выбора базового учреждения для прохождения производственной практики. Технология портфолио, может использоваться как инструмент повышения учебной активности студента, через, участия в студенческих научно-практических конференциях, публикация результатов научных исследований, трудоустройство и т.д.).

При решении предложить студентам данную форму мониторинга достижений студента как метода повышения учебной активности и профессиональной социализации основной целью ставился анализ и представление результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста управления персонала, его культурно-образовательного роста. Портфолио позволяет оценить результаты, студента в учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности. Соответственно задачами портфолио является планирование, организация, осуществление и оценивание данных направлений деятельности будущего специалиста управления персоналом, реализуемых в рамках учебно-воспитательного процесса. Что закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной профессиональной социализации, так как формирует умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, изначально учебную затем профессиональную. Это немало важное умение для специалиста, в должностных обязанностях которого оно определено как профессионально необходимое.

В условиях официальной формы итоговой аттестации по ФГОС 3+ направления подготовки «Управление персоналом» выпускная квалификационная работа, ведение портфолио является дополнительной оценочной формой, которая выбирается по усмотрению студента. Что дает студенту возможность выбрать форму и структуру портфолио. Это может быть портфолио документов — кейс сертифицированных индивидуальных образовательных достижений студента, или портфолио работ — собрание исследовательских, творческих, работ (участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, форумах, и т.д.), возможно портфолио отзывов, представленных преподавателями, руководителями практик, представителями бизнеса и т.д. В структуре портфолио студенту дается возможность вариаций, возможно, сочетать все компоненты. Как, показала практика, именно эта модификация является наиболее эффективной, поэтому студенты выбирают именно комбинаторную модификацию, которая наиболее полно отражает их профессиональные достижения. Заполнение портфолио является творческим процессом, позволяющим студенту реально оценить свой образовательный уровень, увидеть свои резервы, определить направления профессионального самосовершенствования, для успешного трудоустройства. При социальном заказе общества на конкурентно способную личность выпускника вуза самопрезентация при трудоустройстве выпускника будет намного демонстрационнее и эффективнее на основании портфолио. Портфолио может быть создано в электронном формате, что облегчает передачу информации при необходимости, по коммуникационным каналам любым заинтересованным пользователям, например руководителям учебных заведений или потенциальным работодателям.

Долговременный мониторинг индивидуальных образовательных достижений студента и развития сферы его интересов на различных ступенях обучения, а также его профессионального и личностного роста, не возможен без преподавателя, как субъекта метода портфолио, который изначально является инициатором повышения учебной активности и профессиональной социализации, поддерживает самооценку и самоуважение студента, поощряя его успехи и уверенность в своих способностях и компетенции, готовности к переходу на следующие этапы образования и самообразования в процессе профессиональной деятельности. В дальнейшем студенческое портфолио может стать базой для профессионального портфолио.

Материалы портфолио студент самостоятельно выстраивает исходя из освоения образовательной программы, основанной на компетенциях, необходимых студенту для решения профессиональных задач. Студенту дается возможность самостоятельно соотнести компетенции программы обучения с компетенциями определенными для специалиста в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом [1, с. 8]. На основании полученной информации об актуальности предметов, входящих в учебный план, их значении для подготовки к профессиональной деятельности студент может простроить индивидуальную образовательную траекторию, которая позволяет ему оценивать освоение общих и профессиональных компетенций. Результатом является повышение учебной активности, начиная со 2 курса и профессиональной социализации после первой практики.

«Построение индивидуальной образовательной траектории – многоплановый процесс, который позволяет обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы обучаемого, возможность наиболее полной реализации его личностного и познавательного потенциала в учебном процессе. Студент формулирует цели предстоящей деятельности, расставляет приоритеты в организации видов деятельности и осуществляет самооценку личностного роста.

Индивидуальная образовательная траектория обеспечивает своевременную рефлексию в процессе обучения. Рефлексия является важным механизмом взаимодействия педагога и студента, позволяющим студентам научиться осмыслять и переосмыслять информацию, преобразовать её путём самостоятельного постановки краткосрочных целей с учётом индивидуальных возможностей, способностей и личностных качеств и принимать решения, направленные на дальнейшее профессиональное развитие» [4, с. 6].

Составление портфолио выполняется студентом в сессионный период изучения дисциплин и при прохождении всех видов практики. При наполнении портфолио необходимы: тщательность выполнения, пунктуальность, структурированность, творческий подход к подбору и оформлению материалов, характеризующих личные и творческие способности, оценка динамики развития студента, качество подготовленных материалов, зрелость студента, способность к реальной самооценке; умение добиваться результата по сформированности социальных и профессиональных компетентностей, рациональное планирование профессионального будущего. Следовательно, портфолио содержит набор материалов, характеризующих основные образовательные результаты модулей учебной программы и фиксирующих профессиональное развитие студента при осуществлении профессиональных операций. Показатели «целеполагание», «самооценка», «план» и другие, через критерии по суммарным баллам, которые определяются после каждой сессии, оценивается степень развития студента, что дает возможность фиксировать динамику учебной активности и профессиональной социализации.

Итоги динамики учебной активности и профессиональной социализации среза 2017 года были зафиксированы по мониторингу учебной успеваемости и результатам прохождения разных видов практик студентов профиля подготовки «Управление персоналом организации» Социально-гуманитарного факультета РГППУ (Нижнетагильский филиал). Данные представлены по итоговым сведениям о результатах летней промежуточной аттестации студентов.


Показатели


1 курс


2 курс


3 курс


4 курс

абсолютная успеваемость в %

72.73

85.19

66.67

71.11

качество успеваемости в %

45.45

37.04

62.96

64.44

средний балл

3.27

3.76

3.30

3.46

средний балл по базовым дисциплинам

3.33

3.94

3.35

3. 45

средний по дисциплинам специализации

3.26

3. 87

4.10

4.62

итоги практики: средний балл супервайзера/ средний балл работодателя

3.16/

3. 0

3.50/

3.24

3.86/

3.72

4.80/

4.32

абсолютное количество студентов заполняющих портфолио в %

10

55

90

95

 

Данные показатели свидетельствуют о том, что итоговая абсолютная успеваемость по курсам имеет скачкообразный характер, с тенденцией роста. Итоги по дисциплинам специализации имеют устойчивую тенденцию к росту на старших курсах, так же как и количество студентов, разрабатывающих портфолио. По итогам практики, которые могут свидетельствовать о профессиональной социализации, оценки руководителей практики выше, чем у работодателей. Возможно, это связано с особыми требованиями работодателей к студентам и их профессиональным возможностям, но оценки повышаются.

Для достоверности исследования эти же показатели были использованы при мониторинге динамики учебной активности и профессиональной социализации в учебной группе из 20 тудентов направления подготовки «Управление персоналом» с 2014 по 2017 год.


Показатели


1 курс


2 курс


3 курс


4 курс

абсолютная успеваемость

73.33

83.5

73.3

71.11

качество успеваемости

46.67

76.47

100

64.44

средний балл

3.33

3.94

4.40

3.46

успеваемость по базовым дисциплинам

3.52

3.67

3.62

3. 45

успеваемость по дисциплинам специализации

3. 32

3.87

4.53

4.62

итоги практики: средний балл супервайзера/средний балл работодателя

3.5/

3.0

3. 67/

3.2

4.65/

4. 2

4.80/

4.32

 количество студентов заполняющих портфолио

0

85

90

95

 

Проведенное исследование показывает, что студенты профиля подготовки «Управление персоналом организации» в течение всего срока обучения демонстрировали устойчивый рост учебной активности и профессиональной социализации.

Кроме оценки академической успеваемости и результатов прохождения практики, фиксируется рост и других показателей, относящихся к динамике учебной активности и профессиональной социализации, до и после выбора студентами метода портфолио. В диаграмме представлены итоговые цифры соотношения показателей студентов на первом и выпускном четвертом курсе.

Показатели


Кол. Студентов в %

До
сбора порт-
фолио

После сбора порт-
фолио

- мотивация к образовательным достижениям

70

95

- мотивация к самообразованию

25

95

- способность развивать свои интеллектуальные и творческие

20

85

- выработка умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций

10

80

- умение проводить работу над ошибками

15

90

- участие в конкурсах, или стажировках, или практиках и других мероприятиях

10

100

- способность привлечь внимание работодателя

5

80

- умения организовать свое время для достижения профессиональной цели

30

85

- сотрудничество, личная ответственность

15

60

 

Показатели дающие возможность оценить студента как будущего специалиста в форме «Портфолио» ориентированы на достаточно длинные отчетные периоды, поэтому для презентабельности был проанализирован весь бакалаврский период обучения. По оценкам студентов портфолио стимулирует и дает расширенные возможности в учебной, исследовательской, творческой, социальной, профессиональной видах деятельности на протяжении всего периода обучения.


Факторы

 
Кол. студентов выбравших
этот фактор в 100%

развивать свои интеллектуальные и творческие способности

70

 развития профессиональной компетентности (нужных работодателю компетенций)

100

 осознанно конструировать собственные знания, способности и действия

100

 познакомиться с деятельностью предприятий (базой производственной практики) посредством участия в исследовательской и проектной деятельности

25

 подчеркнуть свои конкурентные преимущества дополнительной информацией при трудоустройстве

100

 приобретения опыта поведения в профессиональной конкуренции

80

 наращивание навыков успешной презентации.

100

 в процессе учебно-познавательных и учебно-профессиональных заданий сформировать свой профессиональный стиль общения с коллегами

50

Полученные данные свидетельствуют, что использование метода портфолио повышает степень учебной активности и профессиональной социализации. Использование портфолио обеспечивает планирование профессионального самообразования и роста, стимулирует активность студентов в дополнительном образовании, участия в разноуровневых конкурсах, конференциях и социальных практиках. Поэтому портфолио отвечает интересам студента и вуза, и имеет право на дальнейшее использование и совершенствование как оценочный метод, повышающий учебную активность и профессиональную социализацию студента, как всесторонне развивающейся личности в процессе обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом». [Электронный ресурс], режим доступа http://profstandart.rosmintrud.ru
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки. Управление персоналом. Квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр [Электронный ресурс], режим доступа http://fgosvo.ru/news/3/365Егорова Т.В. (сост.).
3. Словарь иностранных слов современного русского языка: 100 000 слов и выражений М.: Аделант, 2014. — 800 с.
4. Е.В.Асафова, И.И.Голованова. Портфолио студента: учебно-методическое пособие/ Е.В.Асафова, И.И.Голованова. — Казань: Издательство «Бриг», 2015. —148 с.


©  Т.Ю. Основина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru