levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.М. Меклеева,  (Аспирант, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» )

Т.С. Хазыкова,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018

Студенческая молодежь

Статья посвящена проблеме студенческого самоуправления в ВУЗ-е. Раскрыты вопросы становления института студенческого самоуправления в отечественной высшей школе. Выделены сущностные характеристики студенческого самоуправления с позиции разных подходов. Дано описание студенческого самоуправления на современном этапе развития отечественного высшего образования.

Ключевые слова: Студенческая молодежь, самоуправление, студенческое самоуправление.

 

В  настоящее время приоритетной целью отечественного высшего образования в соответствие с требованиями ФГОС ВПО является формирование у студенческой молодежи в процессе профессионального обучения социально значимых качеств, обуславливающих способность проявлять инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, умения вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества.

Студенческая молодежь является специфической социальной группой, для которой характерны интенсивное профессионально-личностное развитие в процессе обучения в вузе, интеллектуальная и социальная активность. Данный возрастной этап развития молодых людей сопровождается «критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, переоценкой ценностей. В процессе социализации студенты вырабатывают свое отношение к окружающему миру, оценивают позитивные и негативные процессы в обществе, в котором они живут, что, в свою очередь, способствует развитию собственных жизненных ориентаций, идеалов, норм» [8, с. 291].

Студенческое самоуправление как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза является «формой инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, которая направлена на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, на развитие ее социальной активности и поддержку социальных инициатив» [3, с. 3]. Для понимания его сущностных характеристик необходимым является рассмотрение истории становления данного института в отечественной высшей школе.

Становление студенческого самоуправления в дореволюционной России до 1863 года характеризовалось зарождением отдельных студенческих организаций, которые были легальными, поддерживались администрацией и профессорско-преподавательским составом вузов, однако они носили несистемный характер и охватывали только отдельные сферы жизни студенческой молодежи. С 1863 по 1882 год проводилось закрытие легальных студенческих объединений и преобразование их в нелегальные объединения, в рамках полномочий которых охватывались все сферы жизни студенчества. Данные студенческие объединения характеризовались вариативными формами студенческого самоуправления. С 1882 по 1917 год в вузах разрешалось создание организаций студенческого самоуправления, происходило оформление их нормативно-правовой базы, содержательно изменялись деятельность и формы работы, студенческие организации оформлялись в стройную систему [6, с. 8-9].

В советские времена идеология воспитания студенческой молодежи строилась исходя из общественного долга, который ставился выше личных интересов, что нашло свое отражение в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и др. В советской России появилось множество различных общественных молодежных организаций, функции которых охватывали весь спектр вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи. К середине 30-х годов XX века студенческие организации были ограничены в полномочиях вопросами общественно-политического воспитания студенческой молодежи, было сокращено представительство студенчества в органах руководства вузами, что способствовало передачи всех полномочий администрации вузов. В начале 60-х годов XX века студенческое самоуправление получило новое развитие, получили распространение студенческие строительные отряды, студенческие театры эстрадных миниатюр (СТЭМы), студенческие КВНы и т.д. Студенческое самоуправление в советский период, на всём протяжении его существования, представляло собой часть учебно-воспитательного процесса, средство целенаправленного формирования у студентов активности, ответственности перед обществом и государством за последствия профессиональной деятельности [3, с. 8].

 В постсоветский период вопросы поиска наиболее эффективных моделей студенческого самоуправления в рамках модернизации российского высшего профессионального образования вновь стали предметом пристального внимания научного сообщества. В большинстве вузов повысилась роль студенческих профсоюзов, однако они не могли полностью обеспечить реализацию всех инициатив студенчества, в том числе, из-за специфики своей деятельности [5, с. 55].

Развитие студенческого самоуправления на современном этапе связано с I Всероссийским студенческим форумом, который был проведен в 2001 году в рамках реализации государственной программы «Молодежь России (на 2001-2005 годы)», после которого начинает стремительно развиваться институционализация студенческого самоуправления. Стали создаваться студенческие советы при вузах, региональные студенческие советы, стало традицией проведение студенческих форумов, съездов, конференций, получили развитие школы студенческого актива, миссией которых является подготовка молодых лидеров, создание площадок для обмена опытом и развития студенческого самоуправления. Таким образом, в постсоветский период получили развитие предпосылки для становления студенческого самоуправления как самостоятельного социального института, обладающего признаком некоторой реальной автономии: была создана нормативная база и организационные формы, сформировались неформальные традиции, регулирующие отношения в данной сфере [5, с. 55-56].

Современное понимание студенческого самоуправления определяется учеными с позиции акцентирования внимания на различных сущностных характеристиках данной формы организации внеучебной деятельности студентов. Студенческое самоуправление, по мнению В.В. Овчинникова, представляет частный случай самоуправления. Самоуправление трактуется автором как «разновидность социального управления, особую форму инициативной, активной, самостоятельной относительно автономной деятельности социального субъекта… характер самоуправления проявляется в том, как социальный субъект, активно участвуя в управленческой деятельности самореализуется сам и реализует свои потребности и интересы» [3, с. 7-8].

С точки зрения Е.А. Беловой, С.В. Горячевой, студенческое самоуправление понимается как «целенаправленная деятельность студентов, которая зарождается внутри студенчества и по его инициативе» [1, с. 65]. По мнению других авторов, студенческое самоуправление является формой воспитательной работы в вузе. С этих позиций целью деятельности студенческого самоуправления является социальное и личностное развитие студенческой молодежи в процессе обучения в вузе [7, с. 179]. С психологической точки зрения студенческое самоуправление раскрывается как специфический вид деятельности, как метод формирования и организации коллектива, как принцип деятельности общественных организаций и как средство воспитания общественников, как способ организации жизнедеятельности студенческих коллективов [9, c. 186]. Е.Н. Гребенюк говорит о влиянии института студенческого самоуправления на развитие социально-значимых качеств студентов, например, социальной ответственности, лидерства, инициативности, коллегиальности [2, с. 43].

Согласимся с точкой зрения С.М. Павловой, согласно которой студенческое самоуправление понимается как «самостоятельная, независимая (автономная), инициативная и проводимая под свою ответственность специфическая управленческая деятельность студенчества по решению социальных, экономических, политических, культурных проблем своей жизни, а также в целях создания условий для самореализации студентов, включающую также и представительные функции» [4, с. 43-44]. Специфической чертой студенческого самоуправления, по мнению автора, является то, что субъектом и объектом управления являются студенты, при этом субъект управления выполняет все функции управления − организацию, координацию, планирование, прогнозирование, контроль и мотивацию, имеет управляющие органы, нормы регулирования деятельности, разграничение сферы влияния с органами воспитательной работы вуза [4, с. 44].

Студенческое самоуправление на современном этапе развития учреждений высшего профессионального образования становится действенным фактором организации вузовской жизни, оказывающим существенное влияние на студенческую молодежь. Организационными формами студенческого самоуправления являются студенческий совет и профсоюзный комитет студентов. Их деятельности основывается на принципах самоорганизации и самореализации самих студентов. В качестве организационно-педагогических условий, направленных на формирование студенческого актива, выступают обучение студенческого актива в «Школе студенческого самоуправления», участие студенческого актива в социально-значимых мероприятиях вузов, в которых участники студенческого актива показывают социальную активность и эрудицию, осуществляют функции наставников и кураторов. К психолого-педагогическим условиям развития студенческого самоуправления на современном этапе относятся сотрудничество участников студенческого самоуправления на основе субъект-субъектных отношений, фасилитативная позиция преподавателей вузов.

Однако в развитии данного социального института имеют место ряд проблем. Так, после реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), разработки и реализации новой программы не последовало. Целевая программа «Студенчество России (2006-2010)» осталась на стадии разработки. «Программа развития студенческого самоуправления», реализуемая по заказу Рособразования «Российским союзом молодежи» в 2006 году, оказалась недостаточно эффективной. В настоящее время не разработана типовая модель организации студенческого самоуправления, нет показателей состояния и развития данного института в вузах страны. Это не позволяет сформировать и реализовать научно-обоснованную систему эффективных мер со стороны государственных структур вузов и общественных институтов по развитию студенческого самоуправления.

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что студенческое самоуправление как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза, с одной стороны является компонентом воспитательной системы ВУЗ-а, представляющей особую форму инициативной, самостоятельной, общественно полезной деятельности студентов, с другой стороны − выступает в качестве формы самоуправления, самостоятельной общественной деятельности студентов по осуществлению функций управления жизнью студенческого коллектива в образовательной среде ВУЗ-ов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белова Е.А., Горячева С.В. Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете // Высшее образование в России. - 2011. - №7. - С. 65-69.
2. Гребенюк Е.Н. Студенческое самоуправление как механизм развития лидерских качеств современного студента вуза // Педагогический журнал. - 2014. - № 1-2. - С. 42-47.
3. Овчинников В.В. Студенческое самоуправление в России: социологический анализ: атореф. дис. ... канд. социологических наук. -Москва, 2007. – 23 с.
4. Павлова С.М. К вопросу о сущности и социальных функциях института студенческого самоуправления. // Известия Саратовского университета. - 2016. Т. 16, № 1. - С. 42-44.
5. Павлова С. М. Участие в студенческом самоуправлении как фактор развития гражданской активности молодежи: автореферат дис. ... кандидата социологических наук. – Пенза, 2018. – 173 с.
6. Петрова С.С. Социально-воспитательная деятельность студенческого самоуправления в вузах России в пореформенный период (1861 – 1917 гг.): атореф. дис. ... канд. пед. наук. – Тюмень, 2010. – 26 с.
7. Рогалева Г.И. Студенческое самоуправление – характеристика воспитательного пространства вуза // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - С. 178-181.
8. Толубаева Л.Т. Формирование патриотизма как социокультурной ценности студенческой молодежи // Сборник XIX Международной научно-практической конференции «Университетское образование», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне - Пенза, Издательство ПГУ. - 2015. - С. 290-293.
9. Цветкова М.А. К проблеме понимания сущности студенческого самоуправления // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 185-194.


©  В.М. Меклеева, Т.С. Хазыкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru