levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.А. Глоткина,  (Ст. преподаватель, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет))

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018
Вопрос обучения иностранным языкам в современных реалиях является нетривиальным. При наличии всех необходимых ресурсов эффективность обучения остается ключевым показателем. Учебная деятельность современного студента претерпела значительные изменения. Для совершенствования подходов обучения иностранному языку будущих менеджеров в авиастроении необходимо определить их психологические особенности, ожидания и потребности. В статье рассматривается психологический портрет современного студента, проводится анализ его психологических качеств. Выводы по проанализированным характеристикам помогают сформулировать рекомендации для работы со студентами при обучении иностранным языкам.

Ключевые слова: Обучение иностранному языку, психологический портрет, теория поколений, поколение Z

Что делает особенным современное обучение новых поколений управленцев в авиастроении? Какие особенности студенты привнесли в процесс образования в пост-информационную эпоху? Сколько потребуется времени на адаптацию и определение главных потребностей будущих сотрудников корпораций, фирм, КБ одной из самых развитых и требовательных сфер промышленности? Многие вопросы на данный момент остаются без ответа.

Трудно охарактеризовать современную эпоху — время поддельных новостей, гонки за новыми технологиями и в то же время развенчания успешности технологий, процветания социальных сетей, влияющих на сознание молодых людей с такой силой, что вряд ли это поддается научному описанию.

Ясно лишь одно — обучать традиционными методами уже неэффективно. По утверждению Джона Дьюи мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

В работе В. Г. Горохова [2, с. 68] новый тип социальной реальности предложено назвать «пост-информационным обществом» или «обществом не-знания». Целесообразность введения этого обозначения обосновывается избытком информации, циркулирующей сегодня в социальном пространстве. Пост-информационная эра характерна тем, что ценно не само наличие информации на бескрайних просторах информационной сети, но своим особым отношением к качеству информации, её подлинности, достоверности. Ключевые показатели успешности — не гигабайты страниц с текстом, а скорость получения той необходимой информации, в которой пользователь нуждается. Информация перестала быть драгоценным ресурсом, когда качественная и достоверная информация, которая прошла оценку аудитории — то основное, что требуется современному человеку и студенту в частности.

Недальновидно отрицать влияние социальных сетей на процесс образования. Среда социальных сетей поглощает и преобразует информацию в одном случае сжимая её до 144 символов, в другом до «поста» с фотографией с ироничным или саркастическим замечанием, а может, сообщение будет содержать гиперссылку на одну интересную статью. Дело в том, что молодой человек легко тратит многие часы своего времени в социальных сетях, что плохо и хорошо одновременно. Компании Google и Ipsos провели совместное исследование в 2016 году, согласно этому исследованию ежедневно Интернетом пользуются 60% россиян, но цифра возрастает до 98%, если речь идёт о молодом поколении. Более того в центре внимания молодых людей находятся сайты и приложения социальных сетей, и 27% россиян в возрасте от 13 до 24 лет в социальных сетях по оценкам вышеупомянутых компаний проводят более 5 часов, четверть из них готовы проверять обновления каждые 30 минут [4]. В то время как известно, что язык познаётся в постоянной работе от 30 минут каждый день, если студентов задействовать в знакомой им среде для изучения полезного ресурса, который не вызывает у них отторжения и протеста, то, конечно же, это повысит эффективность обучения, так как сам процесс будет вплетен в повседневную их деятельность.

Кто же находится перед преподавателем сейчас? Каковы ценности и ожидания этого поколения?

1991 год ознаменовал рождение новой теории — теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом [9]. Три науки, а именно экономика, демография и история позволили заключить, что рождение в определенный исторический промежуток времени в значительной мере влияет на картину мира человека, его ментальность. В последнее время сопоставительному анализу подвергаются представители поколения бэби-бумеров, поколения X, Y и Z [10].

Поколение Z — дети поколения цифровых иммигрантов. Самым старшим представителям этого поколения на данный момент 17 лет. Человек поколения Z — цифровой человек, для которого то, что было для его родителей будущим в технологическом и цифровом плане, для него самого стало настоящим, обыденным. Ключевое понятие для этого поколения — мобильность, открытый доступ к сети не только в пределах дома, но и за его стенами, при этом скорость работы устройства позволяет совершать довольно сложные манипуляции. Мотивационная основа деятельности поколения Z — интерес, захватывающие вопросы и задания, в то время как скучная подача материала может на корню загубить весь интерес молодого человека к предмету. Мультимедийные технологии — неотъемлемая часть их жизни с самого детства. К объединяющим платформам представителей поколения Z относят уже не ЖивойЖурнал, но такие платформы как YouTube, Instagram, Telegram, Snapchat, Whatsapp, Viber, Facebook, Twitter, VK... Когда для их родителей телевидение выступало альтернативой книге или печатным средствам массовой информации. Поколение Z — поколение поклонников командных видеоигр. Неудивительно, что при ответе на вопрос, где вы выучили иностранный язык, они зачастую отвечают, что получили достойную языковую практику в онлайн игре. Поколение Z адаптивно, с легкостью берет на вооружение все новые технологии, но быстро теряет интерес к ним, если технология не подогревает к себе интерес, не стимулирует использовать себя чаще и дольше, если она откровенно недоработанная, представители поколения Z перейдут в таком случае на другую более совершенную технологию.

В отличие от своих родителей также, это то поколение, которое не жаждет успеха, их амбициозность умеренна, но при этом они всё же нетерпеливы, краткосрочность их целей порой настораживает. Однако специалисты подчеркивают, что поколение Z легко взаимодействует с информацией, и учится много быстрее, чем дети 15 -17 лет назад.

Когнитивная деятельность поколения Z имеет ряд особенностей. В первую очередь стоит обратить на так называемый синдром дефицита внимания, представители поколения Z заинтересованы в кратком, ярком, информативном сообщении обычно в формате видео, но притом затянутость сообщения увеличивает его неэффективность. Однако стоит отметить, что данное поколение с легкостью переключает и распределяет внимание, так они предпочитают динамичный формат занятий.

 Выше упоминалось об лёгкости восприятия этим поколением информации, поколение Z быстро схватывает факты, их неотъемлемое качество — быстрый поиск информации, но обработка и глубокий анализ пока остаются в стороне. Интернет — мир ответов на правильно поставленные вопросы для поколения Z. Во многом это влияет на проектную деятельность студентов, требующую долгосрочного анализа и вдумчивой работы.

Помимо психологических аспектов стоит учесть и личностные качества поколения Z, они гиперактивны, склонны к аутизации, интроверты, но всё же в меньшей степени, чем их родители. Эмоциональная бедность — ещё одна нелестная характеристика поколения Z. Она спровоцирована перегрузкой цифровой информацией и слабыми эмоциональными контактами в семье. Склонность к аутизации выступает формой защиты организма от внешней враждебной среды, взаимодействие с людьми всё же проще осуществляется через экраны устройств, но не при живом общении. Однако общение в сети приобретает неблагоприятный характер, к которому молодые люди слабо подготовлены и не могут противостоять, и безнаказанное поведение в сети поражает своими масштабами. Вдобавок инфантильность и потребительское отношение — неизменные спутники поколения Z. Устойчиво убеждение в том, что счастливым и успешным можно быть без специальных знаний, а комфортные условия будут созданы внешними силами.

Всё это формирует портрет будущего специалиста. Перед нами менее ответственный, менее исполнительный будущий сотрудник, перекладывающий ответственность за неудачи на третьих лиц. Его желание получить похвалу за самое незначительное выполненное задание будет велико, и огорчение об её отсутствии будет столь же большим. Добиться выполнения поручения качественно и адекватно — задача непростая. Усугубляется ситуация и тем, что речь идёт о будущих менеджерах в авиастроении. Их удовлетворение малым может оказаться разрушительным для целой отрасли. Управленцы соединяют в себе исполнительские и лидерские качества, чем представители поколения Z похвастаться не могут. Авиастроение — область невероятно требовательная, где высокий уровень профессионализма является необходимым условием успеха. Напряженный ритм, плотный график, обязательность и ответственность — это то малое, что требуется и с чем сталкивается специалист в этой отрасли. Ожидания в отношении будущих менеджеров авиастроения безусловно велики, но смогут ли специалисты удовлетворить эти ожидания, в данном случае вероятен отрицательный ответ.

Портрет современного среднестатистического студента первокурсника управленческой специальности в авиастроении оставляет желать лучшего. Исследования психологических особенностей студентов-первокурсников были предприняты неоднократно [3]. Собирательный образ и общегрупповой портрет отличается следующими индивидуально-психологическими особенностями:

  • ярко выраженная тревожность вкупе с низкой стрессоустойчивостью сопровождается чувством беспомощности;
  • довольство собой, принятие себя, при этом неумение подходить к проблеме системно, отсутствуют навыки разрешения проблем;
  • эгоцентризм, отсутствие эмпатии, концентрация на собственных индивидуальных интересах и их отстаивание, пренебрежение интересами группы или коллектива;
  • гиперактивность, студент не обладает должным упорством в деле;
  • импульсивность, непоследовательность, необдуманность своих поступков, неумение организовать себя и свое время, отсутствие планирования своей работы;
  • иллюзорное представление о своем будущем, оптимистичное отношение к своим достижениям.

К причинам возникновения трудностей обучения иностранному языку можно отнести:

  • «клиповость» мышления [6], неумение сосредоточиться на продолжительное время на материале [5];
  • сложный материал вызывает непреодолимое желание отложить его в сторону, в то время как объемный материал вызывает панику;
  • коммуникативные навыки не развиты, наблюдается неумение сформулировать свою мысль, мышление слишком предметное;
  • характерно нежелание развернуто составить свою монологическую речь, требуется постоянно стимулировать к порождению речевого акта;
  • отсутствуют навыки организации и распределения как временных, так и психологических ресурсов.

Тогда сталкиваемся со следующими методологическими вопросами, требующими незамедлительного решения, для повышения эффективности обучения иностранному языку.

  1. Каков должен быть объем предоставляемой информации на занятии по иностранному языку для продуктивной работы?
  2. Какой наиболее результативный способ подачи информации на занятии?
  3. Какой объем помощи и контроля требуется?

Отсюда общедидактичесие задачи [8, с. 151-158] для преподавателя иностранного языка следующие:

  • необходимо повысить сознательность студентов, так как осмысление способствует более скорому формированию навыков и умений;
  • увеличить объем реализации принципа активности при организации занятий;
  • ещё большее внимание уделять принципу наглядности и прибегать к применению большего объема качественных зрительно-слуховых образцов (звукозаписей, видеофильмов, компьютерных программ);
  • при реализации принципа прочности усвоения учебного материала особо обратить внимание на эмоциональную составляющую для решения коммуникативных задач;
  • необходимо тщательно планировать объем предоставляемого для изучения материала, его посильность и доступность, чтобы избежать формального подхода к изучению со стороны студентов.
Из вышесказанного следует необходимость в пересмотре содержательной составляющей учебного материала. Учебная деятельность студента должна быть пошагово спроектирована так, чтобы он двигался по намеченному графику с соблюдением сроков отчетности и качества выполнения проектных заданий. Роль психолого-педагогического сопровождения процесса обучения иностранным языкам неуклонно растет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. С. 415-420.
2. Горохов В. Г. Научно-техническая политика в обществе не-знания. // Вопросы философии. – 2007. – № 12. С. 68
3. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого куса [Электронный ресурс]// Медиццинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. -№4 — URL: medpsy.ru (дата обращения 14.01.2018)
4. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн [Электронный ресурс]// электрон. науч. журн. - 2017 — URL: www.thinkwithgoogle.com (дата обращения 14.01.2018)
5. Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т.1. № 1. С. 36.
6. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. – М.: АСТ, 2002. – 557 с.
7. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. // Топос: литературно-философский ж-л. 2010. №9. http://www.topos.ru/article/7371 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. Рус.
8. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М.:ВК, 2012 — с.151-158.
9. Howe, Neil; Strauss, William . Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069., 1991
10. Howe, Neil; Strauss, William. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny.1997


©  А.А. Глоткина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru