levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.А. Белова,  (К.филол.н., доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Е.Б. Быстрай,  (Д.п.н., профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет)

М.Г. Заседателева,  (К.филол.н., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018
Статья посвящена анализу методических принципов системно-деятельностного подхода в образовании. Социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность, применение различных социальных форм рассматриваются как факторы, способствующие развитию мотивации учения. В статье описывается методический проект «Рецепты в классе или классная комната как мастерская текстов», проведённый с применением технологии развития критического мышления, структура которой представлена в виде трёх этапов: подготовительная, текстовая и послетекстовая фазы.

Ключевые слова: Интеракция; компетентностный подход; принцип активизации деятельности; деятельностно-ориентированный подход; мотивация учения; парная работа; групповая работа.

Методика преподавания иностранного языка претерпевает в данный период времени коренные изменения. В процессе обучения язык выступает не как цель, а как средство полноценной коммуникации с представителями иных народов и культур [3, с. 27]. Постоянно изменяясь, наша жизнь запускает разные процессы, порождает инновационные технологии, предъявляя новые требования к образованию. Изменяющиеся условия требуют реализации современных методов, порождающих иной тип коммуникации в учебном процессе. Коммуникативное обучение определяет для учителя иностранного языка следующие цели: он должен уметь установить контакт с обучающимися, передать информацию, вовлечь учащихся в процесс познания, сделать их речевыми партнерами, уметь извлекать и перерабатывать учебную информацию с учетом коммуникативных потребностей учащихся, выбирать коммуникативную целеустановку, наиболее эффективные приемы и способы организации совместной деятельности [7, с.118]. А самое главное — это то, что коммуникативное обучение иностранному языку предполагает развитие способности правильно и уместно использовать изучаемый язык.

Для развития иноязычной коммуникативной компетенции необходимо непосредственное общение, развивающее способность обучающихся к интеракции, под которой понимается «устный и/или письменный обмен информацией между двумя или более людьми» [6, с. 13]. Интеракция подразумевает все процессы взаимодействия, коммуникации на уроке. Для интеракционизма характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. В современной педагогике появился новый вид обучения – интерактивное обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой. В интерактивном обучении педагог не даёт готовых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску. Задачей педагога является создание условий для проявления инициативы обучающихся [1, с. 152]. Активное участие в уроке ведет к более глубокому пониманию изучаемого материала и способствует его лучшему запоминанию. А применение на занятии различных социальных форм (парной, групповой, индивидуальной работы), их смена оказывают положительное влияние не только на способность к коммуникации, но и укрепляет социальные контакты в группе обучающихся. Совместная работа способствует повышению мотивации и концентрации внимания на изучаемом материале урока [8, с. 49].

Компетентностный подход в образовании подразумевает следующие методические принципы: ориентация на развитие компетенций, ориентация на деятельность, ориентация на ученика, активизация деятельности ученика, ориентация на интерактивные формы обучения, автономное обучение, ориентация на межкультурный аспект обучения и ориентация на формулирование задач [9, с. 26]. В «Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка» указывается, что «пользователи и изучающие язык рассматриваются как субъекты социальной деятельности, то есть как члены социума, решающие задачи в определенных условиях, в определенной ситуации, в определенной сфере деятельности» [6, с. 8]. Вследствие этого во многих программах обучения иностранному языку в средней и высшей школе на первый план ставится принцип ориентации на деятельность. Тем не менее, нельзя недооценивать и другие перечисленные выше принципы, в том числе и принцип активизации деятельности ученика.

Рассмотрим толкование данного принципа: «Активизация деятельности ученика как принцип обучения исходит из того, что учащиеся, которые принимают участие в планировании и проведении самого урока, активны на уроках, глубоко и основательно занимаются предметом изучения, глубже перерабатывают материал, достигают лучших результатов. Активные учащиеся работают над выполнением определенных задач мотивированнее и более сконцентрированно. Тем самым развивают у себя понимание того, как можно и нужно изучать иностранный язык» [9, c. 29]. Применение принципа активизации деятельности ученика предполагает то, что учащиеся, которые активно участвуют в учебном процессе, достигают лучших результатов обучения. Вследствие этого повышается мотивация учащихся к овладению того или иного предмета.

Заметим, что в педагогике мотивация выступает как общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Особенное место занимает учебная мотивация. Под учебной мотивацией понимается проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность. Таким образом, одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Повышению мотивации учения будут способствовать следующие факторы: совместный с учащимися выбор средств по достижению цели, использование парных и групповых форм работы, использование проблемных ситуаций, использование игровых технологий, создание ситуации успеха, формирование адекватной самооценки у учащихся, нестандартная форма проведения уроков [4, c. 30]. Процесс формирования мотивации должен стать, на наш взгляд, значительной частью работы учителя. Повысить мотивацию к изучаемому предмету – значит добиться высокого уровня обученности учащихся и хороших результатов обучения.

Из сказанного можно сделать вывод, что развитию мотивации учения, лучшему запоминанию изучаемого материала будут способствовать социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность и применение различных социальных форм работы.

Данный вывод был принят нами за гипотезу методического проекта «Рецепты в классе или классная комната как мастерская текстов» – «Rezepte im Klassenzimmer oder das Klassenzimmer als die Textwerkstatt», проведенного на занятии по немецкому языку в 9 классе общеобразовательной школы.

Проектная методика в настоящее время является очень популярной формой работы. Метод проектов предполагает совокупность разных приёмов учебно-познавательной деятельности, которые выявляют определённую проблему в результате самостоятельного поиска и позволяют решить её, используя свои знания, умения и фантазию. В заключительной фазе проводится презентация результатов такой творческой деятельности, даётся оценка, подводятся итоги [2, c. 17].

Наш методический проект был осуществлен в рамках серии занятий по теме «Мой рабочий день». Целью проекта стало превращение классной комнаты в мастерскую текстов, в которой обучающиеся создают по рецепту стихотворения и презентуют их, что способствует повышению мотивации к изучению немецкого языка в ходе реализации системно-деятельностного подхода. Мы решили провести данные занятия с применением технологии развития критического мышления, структура которой представлена в виде трёх этапов: вызов, осмысление, рефлексия [5, с. 83].

При переносе на урок иностранного языка, а именно на наше занятие, эти этапы будут звучать следующим образом: подготовительная, текстовая и послетекстовая фазы. Подготовительная фаза (Vor-Phase) – это фаза перед созданием текста, а именно стихотворения, написанного по рецепту, которая включает задания, целью которых является пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстами; актуализация личного опыта учащихся; активизация интеллектуальной деятельности и познавательных потребностей учащихся. В рамках этой фазы учитель вводит тематическую лексику, закрепляет и отрабатывает её, используя разные социальные формы работы.

Под текстовой фазой (Während-Phase) понимается непосредственное создание текстов (стихов по рецепту) в “мастерской”, их творческую обработку, иллюстрирование.

Послетекстовая фаза (Nach-Phase) является заключительным этапом, включающим презентацию своих результатов с активным использованием нового лексического материала в письменной форме и в естественном общении.

На первом этапе (Vor-Phase) работа была направлена на введение и активизацию лексики по теме «Мой рабочий день». Нами были предложены задания, пробуждающие интерес обучающихся к теме: составление ассоциограммы – задание 1 (ассоциограмма является стратегией, с помощью которой слова группируются тематически), игра „Domino“ – задание 2 (игра, где нужно выстраивать цепочку из слов), разгадывание кроссворда – задание 3, игра „Bingo“ – задание 4 (Игра, в которой учитель называет слова по теме на русском языке, а игроки должны находить соответствующие слова на немецком языке на своих карточках и вычёркивать их. Первый игрок, заполнивший карточку, побеждает.), составление Mind-Map – задание 5 (майндмэппинг – графическое представление информации, которое излагается в виде древовидной схемы, т.е. выделение в тематической группе слов отдельных подгрупп по определённому признаку), игра „Fliegeklatsche“ – задание 6 (Игра проводится в форме соревнования между двумя командами. Участники выстраиваются в две линии друг против друга и получают номера. Учитель называет слово по-русски и номер. Участники с этими номерами бегут к доске, берут мухобойку и ударяют ей по правильному слову.) Все задания были проведены с применением разных социальных форм: индивидуальной (задания 1, 4), парной (задание 3), фронтальной (задание 6) и групповой (задания 2, 5).

Остановимся подробнее на данных заданиях:

При помощи ассоциограмм обучающиеся проводят отбор необходимых для навыков понимания и говорения лексических структур, что облегчает работу в дальнейшем, т.к. лексика представлена наглядно и логично. В нашем случае это были слова и словосочетания по теме «Мой рабочий день. Распорядок дня». Активизации данной лексики способствовали игры “домино” и “бинго”, разгадывание кроссворда. Чтобы сконцентрироваться на языковом материале, обучающимся было предложено поработать с индивидуальными ассоциограммами в группе, составив ассоциативную карту – Mind-Map. Основные идеи майндмэппинга отрицают формальности. Кто-то рисует карты мыслей влево и вправо, кто-то сверху вниз, кто-то «солнышком». Таким образом, лексика по теме стала выглядеть структурировано, представляя отдельно занятия утром, днём, вечером. А обучающиеся смогли обменяться опытом и пополнить свой запас слов. В завершение данной фазы проводилась игра с мухобойками „Fliegeklatsche“, в которой участвовал весь класс. Данная игра помогает проконтролировать и скорректировать знания лексики, требует быстрой реакции и позволяет обучающимся подвигаться и отдохнуть.

Во время второй фазы (Während-Phase) мы обустраиваем классную комнату как мастерскую по производству текстов. Самостоятельное создание текстов – процесс творческий и очень ответственный, он является экспериментом в использовании языка. Поэтому такая метафора как «мастерская по производству текстов» будет вызывать интерес к процессу, стимулировать деятельность. Для создания соответствующей атмосферы можно расставить по-другому столы, приготовить орудие труда: карандаши, фломастеры, бумагу… Далее обучающимся предлагается выполнить индивидуальный задание, т.е. написать стихи по предложенному им рецепту.

Задание 7 (индивидуальная работа)


Рецепт 1
(цифры соответствуют словам)


Пример

1 ______________

1 ___________________________

1 und 2 ______________________

2 ___________________________

2 und 3 ______________________

1 ___________________________

1 und 3 ______________________

1 und 2 und 3 und _____________

ein/eine 4____________________.

Aufstehen

Aufstehen

Aufstehen und sich duschen

Sich duschen

Sich duschen und frühstücken

Aufstehen

Aufstehen und frühstücken

Aufstehen und sich duschen und frühstücken

Ein Morgen

Задание 8 (индивидуальная работа)


Рецепт 2
(Elfchen – стих на 5 строк из 11 слов)


Пример

  1. 1. Цвет (1 слово)
  2. 2. Предмет этого цвета (2 слова)
  3. 3. Где этот предмет (3 слова)
  4. 4. Подробнее о предмете (4 слова)
  5. 5. Заключение (1 слово)

Blau

Blaues Lehrbuch

In der Schultasche

Morgen habe ich Mathe

Schule

 

Стихи оформляются на отдельном листе бумаги, иллюстрируются и развешиваются в «мастерской» на доске или крепятся прищепками к верёвке, протянутой через всё помещение.

На последнем этапе (Nach-Phase) обучающиеся представляют свои работы, читают стихи, написанные по рецептам, обсуждают результаты, делятся впечатлениями.

На данное занятие был приглашен учитель, наблюдавший социальные формы и то, насколько активно и мотивированно работали ученики. Им было замечено, что при выполнении шести заданий ученики были очень активны и мотивированны (74%). При выполнении двух заданий (игра “домино”, Mind-Map) – достаточно активны и мотивированны (26%). Учителем был сделан вывод, что во время подготовительной фазы активизация работы на занятии состояла в использовании разных заданий, ориентированных на деятельность, в смене социальных форм работы, которые вызывали интерес учащихся и способствовали развитию лексической компетенции. Парная и групповая формы работы на занятии давала возможность больше говорить, обсуждать задания вместе. «Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, то у участников вырабатывается умение действовать в интересах группы, появляется заинтересованное уважение к собеседникам и ведет к формированию коллектива [3, с. 30]. Разные виды заданий повышали мотивацию к изучению иностранного языка, т.к. дети узнали, как можно запоминать новые слова в процессе игр и почувствовали, что вместе учить слова веселее и интереснее. Превращение классной комнаты в мастерскую стало неким таинством, превратившим обычных детей в поэтов и художников, иллюстрировавших свои произведения. Выставка работ стала гордостью маленьких мастеров. Урок прошёл в тёплой атмосфере с настроем на работу, все были заинтересованы в результате, мотивированны и активны.

По окончании занятия ученикам было предложено также ответить на вопросы анкеты. При ответе на первый вопрос, понравились ли уроки немецкого языка, посвящённые работе над проектом, все ученики ответили положительно. В качестве причин были названы следующие: на уроке было интересно и увлекательно, нам нравится немецкий язык, мы выучили новые слова и научились писать стихи по рецепту.

При ответе на второй вопрос, какие задания понравились больше всего и почему, большинство учеников отметили игру «бинго» (70%) и разгадывание кроссворда (60%), т.к. задания были интересными и несложными. На третьем месте оказались одновременно игра «домино», составление ассоциограмм, игра с мухобойками, набравшие по 40%.

Далее ученикам предлагались следующие вопросы: Тебе понравилось сочинять стихи по рецепту? Как ты считаешь, получилось ли это у тебя? Какой рецепт тебе понравился больше и почему? Всем ученикам (100%) понравилось сочинять стихи по рецепту, потому что это получилось у всех, хотя в начале работы некоторые ученики сомневались в своих способностях. Выставка работ показала, что все могут быть успешными и творческими. При выборе предпочтений в пользу какого-то конкретного рецепта, голоса разделились поровну: оба рецепта получили по 50% голосов.

Ученики ответили и на вопрос: как ты считаешь, способствовало ли сегодняшнее занятие повышению мотивации к изучению немецкого языка и почему. Все участники проекта однозначно ответили, что данное занятие способствовало повышению мотивации к изучению немецкого языка. В качестве причин были названы следующие: на уроке многократно повторялись новые слова в игровой форме, что способствовало их лучшему запоминанию; на занятии были использованы интересные задания, ученики узнали, как можно писать стихи по рецепту.

Анализ анкеты учителя, посетившего занятие, и анализ анкет учеников подтвердили верность гипотезы, выдвинутой в начале методического проекта: социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность и применение различных социальных форм работы будут способствовать развитию мотивации учения, лучшему запоминанию изучаемого материала. Проведенный методический проект позволил нам сделать следующие выводы. Мотивация учеников будет повышаться, если на уроках иностранного языка использовать задания, направленные на активизацию деятельности обучающихся, применять такие социальные формы взаимодействия, как парную и групповую работу. Проведенное занятие показало, что обучающиеся будут активны и сконцентрированы, если задания будут интересными, если при их выполнении они многое будут делать самостоятельно и видеть материальный результат своей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Быстрай Е. Б. Создание интерактивной дидактико-коммуникативной среды как одного из педагогических условий формирования аксиологической направленности будущего учителя [Текст] / Е.Б. Быстрай, Ю.А. Райсвих // Сборник материалов международной научно-практической конференции в рамках Года Германии в России 2012-2013 «Современные тенденции развития образования и культуры в общеевропейском контексте». - 2013. - С. 149-155.
2. Бароненко Е. А. Повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка [Текст] / Е. А. Бароненко, Л. А. Белова, А. В. Слабышева, И. А. Орлова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2017. – № 3. – С. 14-20.
3. Белова Л. А. Творческие задания для формирования иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] / Л. А. Белова, А. В. Слабышева // Иностранные языки в школе – 2017. – № 8. – С. 27-30
4. Заседателева М. Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка [Текст] / М. Г. Заседателева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2017. – №8. – С. 29 – 35.
5. Мишланова С. Л. Технология критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов [Текст] / С. Л. Мишланова, А. А. Филиппова, М. Г. Заседателева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2016. – №5. – С. 82 – 89.
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка [Текст] – М.: Московский государственный лингвистический университет, 2003. 256 с.
7. Штыкова Т. В. Коммуникативно-дидактическая деятельность учителя иностранного языка [Текст] / Т.В. Штыкова // Вестник научных конференций - 2016. - № 6-2 (10). - С. 118-119.
8. Hermann Funk, Christina Kuhn, Dirk Skiba, Dorothea Spaniel-Weise, Rainer E. Wicke Aufgaben, Übungen, Interaktion. Deutsch lehren lernen 4 [Текст] / Hermann Funk, Christina Kuhn, Dirk Skiba, Dorothea Spaniel-Weise, Rainer E. Wicke. – München: Klett-Langenscheidt, 2014. 184 S.
9. Karin Ende, Rüdiger Grotjan, Karin Kleppin, Imke Mohr Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung. Deutsch lehren lernen 6 [Текст] / Karin Ende, Rüdiger Grotjan, Karin Kleppin, Imke Mohr. – München: Langenscheidt, 2013. 152 S.


©  Л.А. Белова, Е.Б. Быстрай, М.Г. Заседателева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru