levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Янь Цзе,  (Аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена )

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2018
В статье рассмотрены цель и задачи общеобразовательного школьного музыкального воспитания в Китае и 9 версий программ музыкального воспитания в начальных школах. Анализируется причины изменения цели и задачей общеобразовательного школьного музыкального воспитания. И характеризуются требования к учителю музыки общеобразовательной школы. Согласно изменениям в цели и задачах музыкального воспитания общеобразовательной школы, охарактеризован процесс развития китайского музыкального образования.

Ключевые слова: КНР, процесс развития, цель и задачи, музыкальное воспитание, общеобразовательная школа.

 

Cо времени образования Китая в 1949 году до настоящего времени, Министерство просвещения обнародовало в общей сложности 9 версий программ музыкального воспитания в начальных школах, соответственно в 1950, 1956, 1979, 1982, 1988, 1992, 2000, 2001 и 2011 годах. Эти учебные программы служили руководящими документами для преподавания общегосударственной музыкальной дисциплины в различные периоды, направляли преподавательскую деятельность учителей [2, c.5]. Формой музыкального воспитания был определен урок музыки, она сохраняется и поныне. Задачи лишь постепенно уточнялись, конкретизировались, от обобщенных, идеологизированных всё более связывались со спецификой предмета.


Время обнародования программ


Задачи

1950г.

 Программа 1950 года предписывала:

  • Во-первых, развивать музыкальный слух, музыкальное интонирование и другие музыкальные способности детей.
  • Во-вторых, воспитывать любовь детей к музыке, обогащать их музыкальную жизнь, развивать интерес к музыке и желание заниматься ею.
  • В-третьих, культивировать в детях активность, энтузиазм, смелость, в стремлении защищать родину, мир, воспитывать чувство патриотизма.

1956г.

 Программа 1956 года декларировала только цель:

Урок пения в начальной школе является одной из форм эстетического воспитания. Поэтому преподавание пения должно подчиняться общему принципу просвещения, всестороннего развития человека, служить средством воспитания нового человека социалистического общества.

1979г.

 Почти то же – в следующие 23 года:

Музыкальное воспитание является одним из средств эстетического воспитания, неотъемлемой частью всестороннего морального, интеллектуального и физического развития учащихся.

1982г.

Осознание специфики предмета, особенностей его освоения начинает просматриваться в программе 1982 года и особенно - следующих.

Музыкальное воспитание определяется одним из средств завершения эстетического и политического воспитания, неотъемлемой частью партийного воспитания. Должно играть важную роль в построении социальной духовной цивилизации, в воспитании нового человека с всесторонним моральным, интеллектуальным и физическим развитием.

1988г.

 Цели программы этого года:

  1. Посредством обучения, развивать интерес школьников к музыке. Осваивая элементы музыкального выразительности и простые навыки музицирования, развивать способность оценки музыки.
  2. Ученики прежде всего должны научиться понимать и любить китайскую народную музыку. Она должна рождать патриотический энтузиазм школьников. Наряду с этим необходимо знакомить учащихся с выдающимися произведениями зарубежной музыкальной литературы и тем расширять их музыкальный кругозор.
  3. Развивать воображение, эмоциональные и мыслительные способности, оптимизм.
  4. Посредством обучения музыке, формировать социалистическую идеологию, моральные качества.

1992г.

  1. Воспитывать любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму. Формировать чувства оптимизма и коллективизма, воспитывать строителя социалистического общества, обладающего нравственности, культурой и внутренней дисциплиной.
  2. Развивать высокие моральные качества, культивировать эстетический вкус, формировать человека, здорового телом и духом.
  3. Развивать интерес учеников к музыке, осваивать основные музыкальные знания и простые навыки музицирования. Развивать способность понимания музыки народов всех национальностей Китая, культивировать чувства гордость и доверие к китайскому музыкальному искусству. Расширить музыкальный кругозор посредством ознакомления с выдающимися произведениями зарубежной музыки.

2000г.

  1. Развивать увлечение и интерес учеников к музыке, развивать эмоции к китайской музыкальной культуре, вести учеников к активному участию в музыкальной практике.
  2. Посредством музыкальной практической деятельности обогащать эмоциональный опыт, культивировать эстетический вкус и способствовать личного гармоничного развития.
  3. Расширять музыкальный кругозор, изучая лучшие произведения китайской народной музыки выдающиеся произведения зарубежной. Освоить основные музыкальные знания и простые навыки музицирования. Посредством музыкального образования формировать чувства патриотизма, коллективизма, оптимистическое отношение к жизни.

2001г.

  1. Обогащать эмоциональный опыт, формировать оптимистичное отношение к жизни.
  2. Развивать интерес к музыке, стремление к непрерывному музыкальному образованию.
  3. Формировать музыкально-эстетические способности, на их основе культивировать высокие моральные качества.
  4. Воспитывать патриотизм и коллективизм, уважение к художественной культуре в её национальных и инонациональных проявлениях. Процесс и метод постижения художественной культуры:испытание, подражание, исследование, сотрудничество, синтез. Знания и навыки: основные музыкальные знания, основные музыкальные навыки, музыкальное творчество; исторический фон, музыка и в системе художественной культуры.

2011г.

Расширять кругозора учащихся, развитие их художественный вкус; развивать творческого потенциала учащихся, их креативность; обеспечивать преемственность в освоении лучших образцов национальной культуры и богатства, и многообразия мировой музыкальной культуры; способствовать созданию гармоничного общества путём продвижения межличностного общения.

Согласно государственным установкам курс музыки должен базироваться на трёх основных принципах: гуманизма, эстетичности, практичности.

 

Как видно с 1949 года основания КНР до периода реформ и открытости цель и задачи школьного музыкального воспитания в Китае меняются, сближаются с теми, что утверждаются в передовой общемировой практике.

Современная эстетическая мысль Китая формируется с начала XX века. Знания об эстетическом воспитании в Европе на государственном уровне проникают в страну в первые годы после основания КНР. С этого времени эстетическое воспитание рассматривается как важный элемент общего воспитания.

В этот период образовательная модель обычных начальных школ Китая находилась в значительной степени под влиянием модели школьного музыкального воспитания и образования Советского Союза. Руководящий документ назывался учебной программой. В программе от 1950 года указывалось, что содержание музыкальных произведений должно восхвалять природу, раскрывать её сезонные признаки, так как образность этой сферы наиболее доступна детям и значит может служить основой эстетического воспитания. В программе от 1956 года указывалось, что во всестороннем развитии личности “урок пения в начальной школе является основной эстетического воспитания”, а в “музыкальном учебном пособии должны сочетаться идейность и художественность” [4, c.260].

Долгое время пение оставалось самым важным элементом общего начального музыкального образования, даже урок музыки в 1956 году в начальной школе изменил свое название на урок пения [4, c.264].

Как видно из приведенного обзора целей и задач программ, в первые десятилетия после основания КНР цель обучения была идеологизирована, заключалась в воспитании строителей социализма формировании чувства патриотизма. В связи с этим и содержание музыкальных произведений должно было заключаться в прославлении лидеров национально-освободительного движения, руководителей партии и правительства. В значительной степени общее музыкальное образование по существу было поставлено на службу идеологии. Функция музыкально-эстетического развития при этом просматривалась слабо.

К 1957 году излишняя политизация эстетического воспитания школьного музыкального образования приводит к очевидному застою методической мысли. Из музыкального урока ушли выдающиеся музыкальные произведения прошлого и настоящего, музыка разных стран. Звучали только революционные песен. Урок стал инструментом политического просвещения и рупором классовой борьбы. Только спустя 20 лет, после окончания Культурной революции (1976) музыкальная программа от 1979 года стала первой, восстановившей эстетический подход к музыкальному образованию в начальных и средних школах [2, c.15].

    Его утверждение и расширение совпадает с началом политики «реформ и открытости» (1980 г.) На эстетическую сторону школьного музыкального образования постепенно начали обращать внимание компетентные органы Китая, что способствовало началу перемен. С другой стороны, содержание музыкального образования больше не заключалось только в обучении пению, оно ставило более широкие задачи. В условиях быстрого развития экономики образовательные системы выдающихся зарубежных музыкальных педагогов начали постепенно проникать в страну [1, c.15].

Начиная с учебной программы 1982 года, содержание начального и среднего школьного музыкального образования было разделено на три части: пение, музыкальные знания и навыки, прослушивание музыки. Они должны были преобразовать “урок пения” в “уроки музыки” и расширить область обучения. В этом новшестве сказалось влияние системы новаторской системы школьного музыкального воспитания выдающегося российского музыканта и педагога Д.Б.Кабалевского. В связи с этим стали совершенствоваться методы обучения. В младших классах начальной школы разрешалось вводить двигательные приемы ритмического воспитания (система швейцарского педагога Э.Жак-Далькроза), элементы боевых искусств (традиции национальной культуры). В программе от 1988 года были включены музыкальные “певческие игры”, расширено их содержание, групповой танец и т. д. Также было добавлено обучение игре на простых музыкальных инструментах, введены оценки детьми звучащего музыкального материала и другое (элемент системы выдающегося немецкого композитора и педагога К.Орфа). Это расширение содержания музыкального воспитания сделало возможным адаптацию в педагогическую практику школьного музыкального воспитания элементы системы Карла Орфа [2, c.22].

Освоению зарубежного опыта в области школьного музыкального воспитания способствовали и инициативы Министерства просвещения Китая. В ноябре 1991 года оно обнародовало тему "Исследование теории и практики школьного эстетического воспитания", сосредоточиваясь на художественном образовании в обычных школах. "Исследование музыкального образования в иностранных школах" стало одной из подтем. В основном изучать и обобщать зарубежные достижения предполагалось с целью создания справочника по развитию китайского школьного музыкального воспитания. В 1997 году исследовательская группа завершила восемь специальных исследований, которые были опубликованы "Издательством образования Шанхая", в том числе "Теория и практика музыкального образования Орфа" Ли Дана, Сю Хайлинь, И Айцин [5], "Образовательные идеи Кодая и Венгерское музыкальное образование" Ян Лимей [6], "Советская школьное музыкальное образование - система музыкального образования Кабалевского" Вэй Хуан, Хоу Цзиньхун [7], "Теория и практика музыкального образования Далькроза" Ян Лимей, Цай Цзюэминь [8], "Общие положения Японского музыкального образования" Мяо Пэйянь, Мяо Ли, Лин Нэнцзе [9] и другие. Эти работы сыграли позитивную роль в изучении и распространении зарубежной теории и практики общего музыкального образования в Китае [4, c.6].

Начиная с 1990-х годов, чтобы адаптироваться к международным соревнованиям в XXI веке, Китай начал проводить самую масштабную реформу после основания новой КНР учебных программ в базовом образовании. Государственное Министерство Просвещения ясно указало, что образовательный центр начальных и средних школ должен обратить внимание на развитие человеческого потенциала граждан Китая и эстетическое воспитание является очень важным элементом этой работы. С осознанием культурной ценности музыкальной дисциплины в её учебную программу добавляют новое содержание. Задачи обучения в учебной программе 1992 года: понять выдающуюся народную музыку всех национальностей Китая, воспитать в учениках чувство любви и гордости за неё, приобщиться к лучшему в зарубежном искусстве, таким образом расширить свои кругозор, приобрести способность художественного восприятия и навыки музыкального исполнения.

Задачи школьного музыкального образования в программе 2000 года сохраняются прежние. В 2001-м программа была переименована в "Стандарты учебных программ". В июле был официально опубликован специальный документ《Распоряжение министерства просвещения КНР о музыкальном обучении на стадии общего образования (экспериментальная версия) 》, который является первым экспериментальным национальным стандартом для начальных и средних школ после основания КНР. Он обобщенно представлен десятью концептуальными положениями. Центральными являются эстетический подход к музыке и "движущая сила" познавательного процесса - интерес учащихся - он должен стать всеохватным.

Процесс обучения должен быть ориентирован на развитие личности. Освоение музыки на основе синтеза искусств должно носить практический и творческий характер. Руководящим принципом подхода к эстетическому воспитанию - мультикультурализма. Процесс занятий должен быть нацелен на осознание ценности состояния национальной музыки. Выдвинутые подходы должны стать основанием для оценки знаний учащихся [2, c.28].

После десятилетнего внедрения, в 2011 году положения учебной программы были скорректированы на основе экспериментальной версии от 2001 года. Цель и задача обучения обоих стандартов радикально не изменились. В содержании более четко подчеркнуты такие свойства предмета как гуманизм, эстетичность, практичность. Последнее - п р а к т и ч н о с т ь - новый добавленный контент, более подчеркивающий доминирование в процессе обучения практической деятельности учеников: получить позитивные результаты при обучении музыки можно только путем её прослушивания, исполнения, глубокого анализа, собственной композиции и других практических действий. Путем персональной вовлеченности в эти процессы школьники должны напрямую получать индивидуальный опыт осмысления и эмоционального переживания, что закладывает основы формирования художественного восприятия – образной модели человеческой жизнедеятельности. Подобная "практичность" заложена в методические системы ведущих теоретиков и практиков ХХ века – Жак-Далькроза, Орфа, Кабалевского, Кодая, Судзуки.

В 2010 году профессор факультета музыкального образования Центральной консерватории Гао Цзяньсинь представил "Новую систему китайского музыкального образования" - для общеобразовательных школ. Она была разработана на основе систем Жак-Далькроза, Орфа, Кодая и адаптирована к национальной культуре Китая. Суть новой системы: приобщение к эмоционально-образному содержанию музыки, деятельный, практический характер её освоения.

Основное содержание обучения: 1. Развитие чувства ритма (чувство темпа, чувство такта). 2. Обучение пению. 3. Обучение игре на музыкальных инструментах. 4. Слушание музыки. 5. Импровизация (вокальная, инструментальная)

Основные задачи обучения:
  1. Пробудить эмоциональный отклик на музыку.
  2. Развить индивидуальный характер сопереживания.
  3. Пробудить и сформировать способность к практической деятельности как основы обучения.

В 2011 году эта система стала экспериментальном проектом. С 2011 года в Центральной консерватории многократно проводились учебные курсы для участия, в которых приглашались школьных учителей из разных регионов. Но эта система пока еще не стала ведущей системой китайского музыкального обучения [10, c.4]. Гарантия успеха педагогической деятельности - профессионализм педагога современного уровня подготовки. Тем не менее, все версии учебной программы не предъявляют к нему четких требований. В инструкциях, прилагаемых к учебной программе, они носят очень обобщенный характер, не были напрямую и четко выдвинуты. В связи с этим как бы предполагается, что уроки музыки может вести учитель любого уровня (даже тот, кто не имеет специального образования) [3, c.28].

Уровень квалификации учителей музыки очень различен, зависит и от региона Китая. На обширной территории страны существуют различия в экономическом и культурном развитии. В провинциях, качество подготовки преподавательского состава может быть совершенно различным. Существуют различия и в условиях классной работы, и степени внимания к школьному музыкальному воспитанию администрации школы. Только в провинциях с развитой экономикой и высоким уровнем педагогической образовательной системы есть предпосылка для соблюдения выдвинутых стандартов. Большинство регионов не могут достичь единого учебного стандарта. В соответствии с этим спонтанно устанавливаются различные цели и задачи обучения и подходы к их решению. В свете изложенного важнейшей задачей совершенствования системы эстетического воспитания в школах Китая является подъем уровня подготовки учителей музыки и оснащения школ всем необходимым для занятий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ван Лищин. Анализ музыкальной педагогики Орфа. - Чанчунь: Докторская диссертация Северо-Восточного университета, 2012. -156c.
2. Сюй Руи. Сравнение стандартов учебного курса по музыкальному обучению в начальных школах после образования Нового Китай. -Пекин: Магистерская диссертация китайской консерватории,2012.-58c.
3. Чжан Щиодан. Сравнительное изучение стандартов музыкальной учебной программы обязательного образования от 2001 года. - Куньмин:Магистерская диссертация Юньнаньского педагогического университета, 2015.-43c.
4, Яо Сиюань. Документация музыкального образования в Китайских современных школах(1949-1995).- Шанхай:Шанхайское образовательное издательство, 2011.-288c.
5. Ли Дана, Сю Хайлинь, И Айцин. Теория и практика музыкального образования Орфа. - Шанхай, Шанхайское образовательное издательство, 2010-279c.
6. Ян Лимей. Образовательные идеи Кодая и Венгерское музыкальное образование. - Шанхай: Шанхайское образовательное издательство, 2011. -282 с.
7. Вэй Хуан, Хоу Цзиньхун. Советская школьное музыкальное образование - система музыкального образования Кабалевского.-Шанхай: Шанхайское образование, 2011.-212 с.
8. Ян Лимей, Цай Цзюэминь. Теория и практика музыкального образования Далькроза. - Шанхай: Шанхайское образовательное издательство, 2011. -204 с.
9, Мяо Пэйянь, Мяо Ли, Лин Нэнцзе. Общие положения Японского музыкального образования. - Шанхай: Шанхайское образовательное издательство, 2011.-282 с.
10. Чжоу Чэньхуй. Исследование школьного музыкального обучения под Новой системой, - Нанкин:Магистерская диссертация педагогического университета города Нанкин, 2014.-56 c.


©  Янь Цзе, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru