levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Чжан Цинхань,  (Аспирант, ННГУ им. Н.И. Лобачевского)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ 2018
Концепт «семья»
Статья посвящена выяснению специфики языковой картины мира на материале концепта «семья». Ассоциативное поле концепта «семья» в сознании представителей современной культуры является неоднородным. Исследование выполнено на основе проведенного ассоциативного эксперимента. В качестве респондентов выступили студенты и работники учреждений города Нижний Новгород.

Ключевые слова: Концепт «семья», ассоциативный эксперимент, языковое сознание, методы анализа концептов, культура.

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уделяется большое внимание исследованиям национальных специфик в культуре, самосознании народа и языковой картине мира.

Одним из ведущих направлений в современной лингвистике является исследование концептов – понятий, которые позволяют рассматривать мыслительные образы с позиций закономерности происхождения языка, отражении языка в сознании и культуре. Изучение происходит на стыке когнитивной лингвистики с психологией, культурологией, философией.

Одной из распространенных методик является ассоциативный эксперимент. Данная методика позволяет вербализировать и проанализировать семантические связи, характерные для восприятия концептов различными людьми.

Объектом этносемантического исследования выбран концепт «семья». Это - одна из констант в сознании носителей языка, обладающая богатыми признаками в плане содержания.

    Предмет исследования – ассоциативный эксперимент как метод выявления концепта. Является одним из важных психолингвистических методов и неотъемлемой частью концептуального анализа.

От типа исследуемого концепта, подхода и характера языка зависит и выбор метода.

    Цель данной статьи – рассмотреть ассоциативный эксперимент как метод выявления концепта «семья».

О методике ассоциативного эксперимента и ее эффективности писали такие исследователи, как А.А. Леонтьев, Е.С. Кубрякова.

Концепт «семья» является одним из базовых, имеет высокую культурной и социальной значимость. Как предмет лингвистических исследований фигурирует в работах Е.В. Добровольской, Н.Н. Рухленко, М.В. Матвеевой, Н.Н. Занегиной, Д.В. Жигулиной.

Концепты как элементы культурного слоя

Ведущим направлением исследования языковой картины мира является изучение процесса концептуализации и анализ отдельных концептов.

Концепты важны и необходимы для изучения языка. Из них состоит семантическое пространство языка, по которому можно судить о знании, заложенном в культуре, и его конкретно-национальном преломлении в языке [11, с. 5-7]. На основании таких ментальных единиц, отражающих элементы сознания, формируется, собственно, культурный слой.

Кубрякова так объясняет содержание данного термина: «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [8, с. 90]. Т.е. познание концептов представляет собой, собственно, познавательную деятельность человеку. И, основываясь на этой деятельности, человек формирует концепты, т.е. представления о мире. Таким образом, концепт рассматривается как основная ячейка культуры – основа языковой картины мира. Концепт включает следующие аспекты: эмоциональный, экспрессивный и оценочный [18, с. 437].

Специфика концепта обусловлена следующими экстралингвистическими факторами:

  • особенностями национальной культуры, традициями;
  • особенностями вербализации концепта в каждом языке;
  • образом жизни;
  • образом мышления;
  • характером коммуникативного поведения и языковыми факторами [22, с. 611].

В понимании «концепта» смешиваются различные аспекты:

  • логический;
  • аналитический и синкретический;
  • метафорический [17, с. 36].

Таким образом, концепт представляет собой:

  • культурно-ментально-языковой комплекс, отражающий национальное языковое сознание [10, с. 5];
  • ключевой элемент для понимания специфического отношения к миру, заложенного в национальном менталитете [3, с. 49];
  • возможность изучать материальную и духовную самобытность этносов [2, с. 197].

Концепт формируется вокруг притягивающей внимание точки сознания, от которой расходятся ассоциативные векторы. Наиболее актуальные (наиболее частые) ассоциации - ядро концепта, менее значимые – периферия [5].

Исследование концептов

Взаимопроникновение отдельных гуманитарных дисциплин и сращивание целых наук обуславливает тот факт, что многие лингвистические концепты становятся ключевыми для междисциплинарных исследований: философских, психологических построений.

Среди методов исследования концептов в современном языкознании представлены следующие:

  • концептуальный анализ,
  • историко­сопоставительный анализ;
  • дефиниционнная интерпретация;
  • компонентный анализ;
  • стилистическая интерпретация;
  • дистрибутивный анализ;
  • методика контекстного и текстового анализа;
  • когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых средств;
  • верификация полученного когнитивного описания у носителей языка [14, с. 117].

Фрумкина Р.М. систематизирует исследования, посвященные концептуальному анализу, выделяя следующие виды [19, с. 80-117]:

  • Объект концептуального анализа сложное ментальное образование. Исходный материал – фрагменты из разных текстов. Интерпретация осуществляется на основе личного опыта автора.
  • Исходный материал - многочисленные диагностические контексты, взятые из текстов различного характера. Анализ проводится на основе нормативных лингвистических традиций. Факты представляются через призму новых концепций.
  • Исследование любого языкового материала без ограничения (как конкретная лексика, так и предикатная и т.п.). Главный метод - интроспекция исследователя.

К экспериментальным метода исследования концептов относится ассоциативный эксперимент, позволяющий получить информацию относительно исследуемого концепты из данных о его эмоциональном восприятия и оценке. Также ассоциативный эксперимент позволяет выявить наиболее значимые элементы концепта [1, с. 21].

Большинство методов подчеркивают связь между объектами или явлениями. В это же время ассоциативный эксперимент сосредоточен на мотивации личности и направлен на разъяснение ассоциаций, которые основываются на личном опыте, благодаря которому предметы или явления получают возможность осознаваться человеком [20, с. 192].

Ассоциативный эксперимент

Ассоциативный эксперимент уходит корнями в психологию. Успешное его применение и интересные результаты послужили толчком к использованию его в лингвистических исследованиях. Благодаря этому исследователь получал возможность ознакомиться с преломлением различных элементов через внутренний лексикон человека [15, с. 40].

Ассоциативный эксперимент как метод представлен большим количеством разновидностей:

  • свободный;
  • направленный;
  • рецептивный;
  • эксперимент на субъективные дефиниции [14, с. 119].

Также для получения конкретных результатов созданы различные типологии ассоциаций. Они основываются на характере различных языков, в связи с чем издаются словари ассоциативных норм.

Основой формирования ассоциативных связей концепта являются особенности культурно-исторического формирования нации, что не является тождественным для народов.

Ассоциативный эксперимент выполняет следующие функции:

  • приближает к ментальному лексикону;
  • открывает доступ к вербальной памяти народа;
  • иллюстрирует культурные стереотипы народа;
  • выявляет содержание концепта в мыслительном пространстве носителей языка;
  • позволяет ранжировать признаки, образующие концепт [13, с. 2].

А.А. Леонтьеву указывает, что ассоциативные нормы дают результаты не избирательного, а массового эксперимента. Это позволяет использовать их как источник уникальной лингвистической и паралингвистической информации. Кроме того, они легко поддаются математической обработке, благодаря чему способствуют выдвижению и проверке статистических гипотез [16, с. 10].

Ассоциативные связи позволяют строить ассоциативное поле концепта, которое, в свою очередь, позволяет в простейшей форме интерпретировать модель хранения знаний в сознании человека и массовом сознании культуры.

Многие исследователи [4, с. 16-19] сходятся, что ассоциативный эксперимент (как и любой психолингвистический эксперимент) является одним из наиболее эффективных методов изучения концептов. Причиной является то, что выявляются не основные, а нерелевантные для обобщения семантические связи [7, с. 105].

Концепт «семья»

Концепт «семья» принадлежит к понятийно-языковому ядру лексики многих языков. Он воспроизводит представления о родственных отношениях:

  • общечеловеческие: совокупность родственных отношений;
  • культурно-специфические: социальные, нравственные, этические [21].

«Семья» имеет несколько смысловых наполнений:

  • живущие вместе близкие родственники;
  • люди, сплоченные общими интересами (в данном случае употребляется в переносном смысле);
  • обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида [12, с. 711].

Структура концепта «семья» рассматривается разными исследователями с разных позиций:

  • с включением когнитивных классификаторов кровного родства (мать, дочь, внук, племянник и др.);
  • с включением когнитивных классификаторов некровного родства (кум, тесть, невестка и др.);
  • с включением когнитивных классификаторов социально-хозяйственного объединения (домочадцы, слуги и др.);
  • понимая под семьей просто всю совокупность вместе живущих (прослеживается связь концептов «семья» - «дом»);
  • понимая под семьей совокупность кровных родственников (прослеживается связь концептов «семья» - «родные»).

Хотя единой модели концепта «семья» еще нет, ученые сходятся, что данный концепт обладает положительной коннотацией, вне зависимости от психологических проблем, связанных у человека с детством и родителями [21].

Это свидетельствует, что, не смотря на кризис современной семьи, отношение к самому образу не меняется. Хотя меняются идеалы:

  • нуклеарная семья;
  • отсутствие желания длить неудачный брак;
  • «соединение» детей от разных браков;
  • гражданский брак [6, с. 28].

Т.е. понятие «семья» начало принимать размытые формы.

Ассоциативный эксперимент для выявления концепта «семья» в языковом сознании

В ассоциативном эксперименте принимали участие 200 респондентов-носителей русского языка. Возраст - от 18 до 45 лет. Половое распределение - поровну: 100 респондентов женского пола и 100 мужского. Участники эксперимента - студенты и работники разнообразных предприятий и учреждений города Нижний Новгород.

Эксперимент осуществлялся в индивидуальной форме. На ответ выделялось 3 минуты. При этом респондент мог указывать любое количество ассоциаций. Задание звучало следующим образом: «Запишите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется слово семья». Плюс: респонденты заполняли общие сведения (возраст и пол).

Задание у респондентов не вызывало затруднений. 18 испытуемых дало по 1 ответу на вопрос, 23- более 5 ответов. В результате эксперимента получено 721 ассоциативная реакция.

На первом месте – обобщения: родные, дом, содружество, близкие, родственники. Встречается в ответах 186 человек. Причем, в 128 случаях – это первое слово ассоциативного ряда, в 29 – второе.

В ответах с количеством ассоциаций, большим, чем одна, часто встречается соединение «родных» и «дома».

На втором, с небольшим разрывом, - абстрактные существительные, называющие чувства (любовь, нежность, радость и т.д.) и другие лексико-тематические группы (помощь, понимание и др.). Присутствуют в ответах 171 человека. Причем определение чувств как составляющей концепта семьи присутствует в ответах всех женщин. В 78 женских ответах чувства и эмоции указываются не в одном, а в нескольких пунктах. В 7 случаях названием чувства ответ и ограничивался. У мужчин чувства фигурируют, в основном, в качестве только одного пункта.

На третьем - названия членов семьи (мама, папа, жена, девушка, муж, парень, ребенок, бабушка, дедушка, брат, сестра и др.). Такие ответы присутствуют у 144 респондентов. Первоначально, видимо, у формируется такое представление о родственниках, которое характеризует их родство по отношению к нему (мама, папа, бабушка, брат и др.). 48 человек в члены семьи включили и домашних питомцев. 9 человек указали растения. 36 человек указали предметы (ноутбук, диван, телевизор).

В семейную сферу некоторые также включают слова друзья, однокурсники, сотрудники. Это связано, в первую очередь, с деятельностью возрастного периода.

Примечательно, что не было получено на слово-стимул «семья» отрицательных реакций. Более того, большая часть ассоциаций обладает выраженной положительной коннотацией. Таким образом, мы можем судить о сформированности ценностного компонента концепта «семья».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все методы исследования концептов взаимодействуют между собой, взаимно дополняя друг друга. Это позволяет исследовать концепт, как объект взаимодействия языка, мышления и культуры.

Многие исследования концептов проводятся на материале нескольких языков. Для достижения максимального эффекта сравнительно-сопоставительного характера применяются также методы контрастивной лингвистики. Благодаря другому языку наиболее ярко проявляются признаки «родного» концепта.

Анализ концептов позволяет рассмотреть культурные ценности, выделить отличительные компоненты ассоциативных рядов, выявить культурно-историческую обусловленность содержания ментальной единицы.

Ассоциативный эксперимент позволяет приблизиться к ментальному лексикону, открывает доступ к вербальной памяти, иллюстрирует культурные стереотипы, выявляет содержание концепта в мыслительном пространстве, позволяет ранжировать признаки, образующие концепт.

Относительно концепта «семья» используется не только прямое, но и переносное значение слова. Понятие имеет несколько смысловых наполнений. Ассоциативный эксперимент, проводимый среди студентов и работников учреждений города Нижний Новгород, показал следующие значения, вкладываемые в концепт:

  • разнообразные обобщения;
  • абстрактные чувства и другие лексико-тематические группы;
  • названия членов семьи;
  • домашние животные;
  • друзья, однокурсники, сотрудники.

Таким образом, концепт семья имеет положительное наполнение. Связывается, в первую очередь, с общими понятиями, что говорит о духовном и психологическом значении семьи. Также семья является частью чувственной сферы внутренней картины мир респондентов, о чем говорят ассоциации, связанные с эмоциями и чувствами.

Тот факт, что указание членов семьи в качестве ассоциаций находится только на третьем месте, говорит о сложности и неоднозначности данного образования для многих людей. Семья перестает ассоциироваться с конкретным стереотипом.

Включение в сферу семьи домашних животных говорит о недостаточности эмоциональных связей между членами семьи, вследствие чего происходит компенсация. Это – эффект «одиночества в толпе».

Большая роль чувственного ряда показывает, что в состав семьи включаются те элементы, с которыми у человека имеется эмоциональная связь. Таким образом, недостаток в последней приводит к расширению концепта «семья» и на домашних питомцев.

Об этом, только еще в более усугубленном виде, свидетельствует включение в состав семьи предметов.

Включение в сферу семьи не-родственников показывает выход семьи из интимной сферы и переход в сферу «общественного пользования». Таким образом, происходит блокировка разрушительного для психики понимания относительности и хрупкости современных семейных связей (частые разводы). Следовательно, человек стремиться защититься, абстрагируюсь и как бы психологически отдаляясь от семейных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байдак А. В. Экспериментальные исследования концептов «жизнь» и «смерть» / А.В. Байдак // Известия Томского политехнического университета. – 2010. –№ 6. –С. 21-32.
2. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху / И.Т. Вепрева. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
3. Воркачев С.Г. Концептуальный аспект в изучении языковых единиц / С.Г. Воркачев. – М.: Прогресс, 2001. –292 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Гармаш И.В. Концепт «семья» в детской языковой картине мира (по данным ассоциативного эксперимента) / И.В. Гармаш // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-semya-v-detskoy-yazykovoy-kartine-mira-po-dannym-assotsiativnogo-eksperimenta (дата обращения: 24.12.2017).
6. Голубева Е.В. Психологический портрет современного подростка/ Е.В. Голубева // Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / Под.ред. О.Н. Истратовой. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – С.27-28.
7. Закорко С.В. Свободный ассоциативный эксперимент как основной метод психолингвистического исследования / С.В. Закорко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - №1 (9). - С. 105 - 108.
8. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 464 с.
9. Ли И.И. Концепт «счастье» в русском и китайском языковом сознании (на основании ассоциативного эксперимента) / И.И. Ли, Ц.И. Го // Вестник гуманитарного научного образования. - 2013. - №12 (38). - С. 16-19.
10. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия РАН. Сер. лит. и яз. - 1993. - №1. - С. 3-9.
11. Никишина Ю.И. Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике / Ю.И. Никишина // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, И.А. Изотов. - Вып. 21. – М.: МАКС Пресс. – 2002. – С. 5-7.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
13. Палеева Е.В. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований / Е.В. Палеева // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2010. - Вып 2(8). –С. 15.
14. Рыжкина А.А. О методах анализа концепта / А.А. Рыжкина // Вестник ОГУ. – 2014. - №11(172). - С. 117-120.
15. Ситникова Е.В. Свободный ассоциативный эксперимент в лингвокультурном исследовании / Е.В. Ситникова // Научный потенциал. - 2013. - №2 (11). – С. 40 - 46.
16. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под редакцией А.А. Леонтьева. – М., 1977. – 563 с.
17. Солганик Г.Я. О специфике газетно-публицистической метафоры / Г.Я. Солганик // Журналистика и культура русской речи. – 2002. – Вып. 2. – С. 34-41.
18. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - М.: Школа «Языки русской культуры»,1997. – 672 с.
19. Фрумкина Р.М. Концепт: попытка эпистемологического анализа термина / Р.М. Фрумкина // Язык и наука конца XX века: Сб. статей. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - С. 80-117.
20. Фрумкина Р.М. Психолингвистика / Р.М. Фрумкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
21. Харузина Ю.В. Родственные отношения в практике научного анализа / Ю.В. Харузина, О.В. Чибисова // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №11. - URL: http://human.nauka.ru/2015/11/12976 (дата обращения: 24.12.2017).
22. Чингисова А.А. Специфика концепта в языковом сознании / А.А. Чингисова. – М., 2000. – 892 с.


©  Чжан Цинхань, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru