viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.В. Бондаревская,  (Ст. преподаватель, Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2017

Интенциональность
Интенциональность есть сложное психическое состояние, которое предполагает наличие разноориентированных составляющих и является основополагающей характеристикой человека как познающего субъекта и носителя языка. Представленная статья посвящена рассмотрению понятия «интенциональное состояние», а также установлению соотношения понятия «интерес» с интенциональным состоянием.

Ключевые слова: Интенциональность, интенциональное состояние, интерес, ментальное состояние, коммуникативное действие.

 

В  настоящее время существует тенденция к рассмотрению интенциональности в качестве центрального базового понятия в теории человеческой деятельности. В то же время некоторые ученые выступают против централизации понятия интенциональности в языковом поведении субъекта, утверждая, что интенциональность имеет меньшую значимость, чем социальное измерение [1], [2]. В любом случае понятия «личность» и «интенциональность» онтологически предполагают друг друга, хотя и не являются идентичными понятиями. Только человек как познающий субъект и носитель языка способен осуществлять интенциональные действия, в том числе и коммуникативные. Таким образом, интенциональность является кардинальной характеристикой субъекта познания и неотъемлемым компонентом его языковой картины мира, общей для всех говорящих на данном языке, который отражает определенный способ восприятия мира. Присутствие интенциональных состояний в сознании человека, а также его способность к вербализации этих состояний с помощью языковых средств в процессе его жизнедеятельности, прежде всего, обусловлено его онто-и филогенезом в рамках определенного социума как языковой общности. На наш взгляд, именно наличие этого факта и объясняет социальную природу интенциональных состояний.

Началом изучения природы интенциональных состояний человеческого сознания можно считать период средневековой схоластики, поскольку понятие «интенциональное состояние» теснейшим образом связано с понятиями «интенция» и «интенциональность». В Философском энциклопедическом словаре понятие «интенция» трактуется как намерение, направленность сознания, цель [Философский энциклопедический словарь 1989:218]. История данного термина насчитывает около тысячи лет. Данное понятие активнейшим образом использовали в арабском аристотелизме, в системе Фомы Аквинского и в последующей за ним схоластической традиции, которая разграничивала реальное и интенциональное существование объекта. Необходимо подчеркнуть, что в рамках этих концепций вводились понятия «первой» и «второй» интенций. Первая интенция (intention prima) есть акт интеллекта, направленный на внешний предмет, таким образом, объект первой интенции – это реальность, данная человеческому разуму. Вторая интенция (intention sekunda) коренится в самом разуме, это интеллектуальная рефлексия, объектом которой выступает уже содержание самого мышления. Она формируется через обращение к первым интенциям, изучая и сравнивая их, представляя собой логические законы, мысль вообще или ее форму, т.е. абстрактные понятия.

В феноменологии понятие «интенциональность» определяется как первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслообразующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений.

Термин «интенциональность» был введен немецким философом и психологом Францем Брентано для описания психических переживаний, а в частности для различия физических и ментальных феноменов. Ф.Брентано полагал, что ментальные феномены отличаются от физических тем, что обладают интенциональностью, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо [3]. Наиболее полную трактовку понятия «интенциональность» мы находим в работе Э.Гуссерля, понимавшего интенциональность как направленность сознания на предмет (но не на значение), акт придания смысла (значения) [4]. Являясь одним из ключевых понятий феноменологии, «интенциональность» представляет собой особенное свойство убеждений, желаний и других психических процессов, выражает предметную направленность переживаний сознания.

Важным базисом для дальнейшего изучения интениональности в лингвистике было положение Э.Гуссерля о том, что предметы, присущие мыслям и переживаниям, как некоторое понятийное образование, находят свое отражение в языке [5]. Рассматривая интенциональность как основополагающую структуру cознания, многие зарубежные исследователи отмечают важность того, что любое суждение, любое познание формируется как высказывание [6]. Большинство исследователей сходятся в том, что интенциональность является важнейшей характеристикой человека, благодаря которой он может осуществлять действия, в том числе, коммуникативные [7]. Таким образом, интенциональность является основополагающей характеристикой человека как познающего субъекта и носителя языка.

В лингвистике понятие «интенциональность» получило широкое распространение благодаря работам Дж. Серля, который понимал под термином «интенциональное состояние» все многообразие форм направленных субъективных состояний сознания говорящего на объекты и положение дел в мире.

Дж. Серль пишет: «Если состояние S интенционально, то должен существовать ответ на такие вопросы: “О чем S”, “К чему относится S?”».

И далее: «Если я говорю, что “верю” и “желаю”, всегда можно осмысленно спросить: “Во что вы верите или чего вы желаете?”, и я не мог бы сказать: “О, я верю и желаю”, не имея в виду чего-либо конкретного». С точки зрения Дж.Серля, наша способность соотносить себя с миром посредством интенциональных состояний является более фундаментальной, чем язык. Так, животные, не имеющие языка и не способные осуществлять речевые акты, тем не менее, оба характеризуются интенциональными состояниями.

По мнению Дж.Серля, интенциональность «есть то свойство многих ментальных состояний и событий, посредством которых они направлены на объекты и положения дел этого мира» [8].

Дж. Серл считал, что важнейшая функция интенциональности заключается в детерминации действий человеческой деятельности. В качестве действий могут выступать высказывания, т.е. коммуникативные действия.

Некоторые ученые указывают на важность разграничивания первичной интенциональности /интенциональности сознания от вторичной интенциональности /интенциональности языка, так как язык служит для передачи первичных интенциональных состояний субъекта высказывания. Такой концепции придерживается В.А. Ладов. По его мнению, с помощью актов первичной интенциональности наше сознание способно, еще до обращения к материальным носителям (речи или письму), концентрироваться на внутренних интенциональных содержаниях. Интенциональность языка, наоборот, производна, и возникает при намеренном наделении изначально пустых знаков значением [9].

Дж. Серль приводит следующие интенциональные состояния: belief, fear, hope, desire, love, hate, aversion, liking, disliking, doubting, wondering, whether, joy, elation, depression, anxiety, pride, remorse, sorrow, grief, guilt, rejoicing, irritation, puzzlement, acceptance, forgiveness, hostility, affection, expectation, anger, admiration, contempt, respect, indignation, intention, wishing, wanting, imagining, fantasy, shame, lust, disgust, animosity, terror, pleasure, abhorrence, aspiration, amusement, and disappointment [10].

Важно отметить, что Дж.Серль не считает данный список окончательным или полным.

Мы относим к интенциональным состояниям и interest. Представляется очевидным, что интерес как интенциональное состояние, направлен на осмысление внешнего и внутреннего мира человека. Действительно, интерес является одним из очевидных проявлений наших интенциональных состояний. Ведь если кто-то испытывает состояние интереса, то это интерес к чему-либо, его интерес направлен на какой-либо объект, в нем присутствуют ноэзис как модус процессуальности интенционального сознания («я интересуюсь») и объективное содержание (ноэма) как конституированный в мышлении объект. Всегда можно осмысленно спросить: 1) Чем вы интересуетесь? и невозможно сказать Я интересуюсь, не имея в виду объекта интереса. Интерес всегда проявляется к чему-то. На наш взгляд, такие характеристики состояния интереса полностью совпадают с характеристикой интенционального состояния по Серлю, который писал: «Если состояние S интенционально, то должен существовать ответ на такие вопросы: « О чем S?». «К чему относится S?» [11]. Интенциональное состояние интереса всегда подразумевает объект, на который он направлен.

Рассмотрим пример из английского текста (объект интереса выделен курсивом с подчеркиванием):

(1) “I’ve always been very interested in politics, I’m interested in the country and I’m interested in the people of the country” [12]

В этом примере названы объекты интереса, это политика, страна, люди. Объекты интереса могут быть абстрактные, такие как время, действия, процессы, так и более конкретные – чья-то биография, определенный дом. Можно сказать, что объектом интереса может служить что угодно – люди, место, природа, ценности, вещи, любая информация.

Интерес является антропоцентрической категорией и несет на себе печать индивидуального отношения. В основе любого поступка, дела и любой деятельности лежит интерес. Он создает мотив деятельности, определяет ее конечные цели и тем самым все ее последующие фазы. Интерес представляет собой своего рода искру, дающую старт работе двигателя деятельности по квалификации иной деятельности, т.е. оценке. Естественно, и в основе, в стартовом импульсе ментальной и речевой квалификации факта также лежит интерес. Таким образом, можно заключить, что интерес является интенциональным состоянием и конституирующим признаком человеческого сознания, интерес всегда подразумевает предметную направленность сознания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Duranti, A(1992). “Intentions, Self and Responsibility: An Essay in Samoan Ethnopragmatics.” Responsibility and Evidence in Oral Discourse. Edited by J.H.Hill, J.T.Irvine, 24-47 Cambridge
2. Bois, J.Du (1992). “Meaning witjout Intention: Lessons from Divination” Responsibility and Evidence in Oral Discourse. Edited by J.H.Hill, J.T.Irvine, 48-71 Cambridge
3. Новейший философский словарь, -Минск 1998, с.168-169
4. Э.Гуссерль, Собрание сочинений, том III (1), 2001, Дом интеллектуальной книги, Москва
5. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1., с.311
6. Прехтль, 1999 “Введение в феноменологию Гуссерля”, с.141, Изд.Водолей
7. Фоллесдаль, Д. Понимание и рациональность [Текст] / Д. Фоллесдаль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 18. – М.: Прогресс, 1986. – С. 139-159. – 392 с.:141
8. Серль Джон Р. (1986) Что такое речевой акт? Дж.Серль. - Новое в зарубежной линг-вистике. Вып.17.- М.: Прогресс/ c.65
9. Ладов В. А., 2003 Интенциональность в философии Д. Серла (Статья написана при поддержке РГНФ. Грант № 02-03-00041а)
10. Searle, John. 1969.Speech acts: An essay in the philosophy of language. Cambridge, England: Cambridge University.p.121
11. Серль Джон Р. (1987) Природа интенциональных состояний: Философия. Логика, Язык. М c.97
12. http://www.newstatesman.com/politics/2015/04/what-would-make-young-people-get-interested-politics
 



© 
А.В. Бондаревская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru