viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.П. Акутина,  (Д.пед.н., профессор, Арзамасский филиал, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамас)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2017

Конфликт
В статье рассматривается возможность разрешения конфликтов в условиях временного коллектива. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на предмет умения конструктивного взаимодействия с детьми и коллегами в детском оздоровительном лагере с помощью создания экспериментальной Службы Примирения. Показаны направления деятельности Службы: конфликтологическая диагностика, личностное развитие отдыхающих, конфликтологическое консультирование, профилактическое направление службы по разрешению конфликтов в детском оздоровительном лагере, аналитическая работа конфликтолога во временном коллективе, научно - методическая деятельность.

Ключевые слова: Конфликт, временный детский коллектив, эксперимент, временно-сезонная экспериментальная Служба примирения.

 

Современное время - время столкновения интересов, противоречий, время конфликтов. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов и социальных групп. Проблема конфликтов исследуется многими отечественными учеными: конфликты в среде школьного коллектива изучаются В.М. Афоньковой, Е.А. Тимоховец; сущность конфликтов, причины возникновения в подростковых коллективах и молодежных группах - Б.С. Алишевым, В.М. Басовой, Т.В. Драгуновой,  Е.В. Первышевой, Т.А. Чистяковой, А.И. Шкиль; конфликты между обучающими и педагогами рассматриваются О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щурковой; природа конфликтов во временном детском коллективе изучаются О.И. Копытиной, М.Л. Самойловой и другими учеными.

Образовательный процесс в современном детском лагере  характеризуется комплексом факторов, которые могут провоцировать повышение конфликтности: переполненность отрядов; разновозрастные группы детей; нехватка компетентных педагогических кадров; отсутствие методических знаний, опыта в решении трудных задач. Все  перечисленные факты ведут к возникновению конфликтов в условиях детского оздоровительного лагеря [1]. Психолого-педагогический процесс готовности педагогов к разрешению конфликтов во временном коллективе детей носит системно организованный характер [4]. Рассмотрим вопрос конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в детской среде на примере ДОБО «Ласточка» Нижегородской области*.

* В статье частично использовались материалы магистерской диссертации методиста лагеря Шмулевой Д.В., научный консультант – автор статьи.

Теоретическое изучение проблемы и анализ деятельности педагогов (вожатых) послужило основой экспериментального исследования. Эксперимент проводился в два этапа перед началом летнего оздоровительно сезона и в начале первой смены. В нем приняли участие педагоги (вожатые), претендующие работать весь летний сезон 2016 года во временном коллективе, которые были условно разделены на две группы -  экспериментальную и контрольную. В исследовании приняло участие 30 испытуемых в возрасте 18-22 лет (8 юношей и 22 девушки). Контрольная группа составила 15 человек: из них  - 5 юношей и 10 девушек, в  состав экспериментальной группы вошли 3 юноши и 12 девушек.

Отобранные педагоги (вожатые) являются как сотрудниками ДОБО «Ласточка», успешно отработавшие на базе детского отдыха несколько летних сезонов, так и молодежь, только что прошедшая «Школу вожатого». С вожатыми и будущими вожатыми была проведена первичная диагностика на предмет умения конструктивного взаимодействия с детьми и коллегами в условиях детского лагеря и возможности конструктивного разрешения конфликтов. Необходимо отметить, что у испытуемых был создан настрой на серьезную работу, так как каждому из них хотелось вступить в экспериментальную службу медиации, планируемую создать на базе ДОБО «Ласточка» по разрешению возникающих конфликтных ситуаций во временном коллективе.

Для изучения уровня готовности педагогов (вожатых) к разрешению конфликтов, возникающих во временном коллективе детей  и педагогов нами использовались следующие методики: «Тест на конфликтность» (методика Кноблох-Фальконетт); «Агрессивность межличностных отношений (методика А. Ассингера); «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (тест Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

«Тест на конфликтность Кноблох - Фальконетт» направлен на выявление внутренней конфликтности личности педагога, нерешительности и неуверенности в себе, потребности в постоянной опеке или наличие гармоничности, спокойствия, уверенности в себе, сбалансированности желаний и способностью грамотно разрешить конфликт в детском коллективе. Методика А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений» предназначена для диагностики общего уровня агрессивности личности и направленности агрессии, уровня корректности при социальных контактах. Методика позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении к окружающим, легко ли с ними может общаться. Третья методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) позволяет определить типические способы реагирования вожатого на конфликтные ситуации, выявить тенденции его взаимоотношений в сложных конфликтных условиях. Стратегии конфликтного поведения среди педагогов  исследовалась с помощью теста «Доминирующие стратегии конфликтного поведения». Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) было нацелено на снижение стереотипов и самоидеализации у педагогов детского лагеря. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по методике «Тест на конфликтность Кноблох - Фальконетт» выявил, что 60% вожатых экспериментальной и 53,3% контрольной группы преобладает компонент «Гармоничность», что в свою очередь говорит об эмоциональном спокойствии вожатого, уверенности в себе, последовательности в действиях; в конфликтной ситуации такой педагог способен достаточно конструктивно решить конфликт во временном детском коллективе. Первичное исследование также показало, что 40% педагогов (вожатых) экспериментальной и 46,6% контрольной группы относят себя к категории «эгохватание», которая свидетельствует о внутренней конфликтности личности вожатого, склонности к нерешительности и неуверенности в себе, отсутствия уверенности, что он сможет разрешить конфликт между детьми. Проведение первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группе по методике «Агрессивность межличностных отношений» А. Ассингера дало следующие результаты: 26,6% вожатых экспериментальной и контрольной групп чрезмерно миролюбивы, вожатым не хватает решительности в действиях, так как это обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах. Первичное исследование проявления агрессивности  в межличностных отношениях показало, что 40% испытуемых экспериментальной и 33,3% контрольной группы - умеренно агрессивны,  успешны в педагогическом и детском коллективе, уверены в собственных силах. Излишней агрессивной формой поведения обладают 33,3% педагогов (вожатых) в экспериментальной группе и 40% - в контрольной группе. Такие педагоги (вожатые) пытаются стремительно подняться вверх по карьерной лестнице в условиях временного коллектива, найти поддержку у администрации лагеря, применяя жесткие методы взаимодействия с коллегами.

По методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса были получены следующие результаты: 13,3% в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе испытуемых ведущей стратегией поведения выступает конкуренция; 33,3% в экспериментальной группе и 26,7% в  контрольной имеют ведущую стратегию в поведении - сотрудничество. Для 26,7% в экспериментальной группе и 13,3% в  контрольной для вожатых характерен тип поведения в конфликте – компромисс; 20% в экспериментальной группе и 13,3% в  контрольной имеют выраженный тип поведения в конфликте – приспособление; у экспериментальной группы - 6,7%, в контрольной группе - 13,3%  испытуемых ведущей стратегией является избегание, т.е. для них характерно стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным; стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Результаты методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса показывают о наличии у испытуемых обеих групп высоких показателей поведения в конфликте – «сотрудничество», так в экспериментальной группе показатель составил 33,3 %, в  контрольной - 26,7%, что является хорошей основой для разрешения детских конфликтов в условиях детского оздоровительного лагеря.

К тесту «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант) испытуемым было предложено необычное задание, которое заключалось в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и «взаимодействие с другими людьми», были представлены 35 метафорических суждений. По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и «взаимодействие с другими людьми», выделяют следующие метафорические стратегии конфликтного поведения: тип 1. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа, как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими. Тип 2. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. Тип 3. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями. Тип 4. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения. Тип 5. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Нами были получены следующие результаты: 6,7% в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе по стратегии «Черепаха» - стратегия «ухода под панцирь», то есть отказа вожатого, как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с администрацией, педагогами, детьми; 13,3% в экспериментальной группе и 20% в  контрольной группе по стратегии «Акула» - силовая стратегия; 20% в экспериментальной группе и 13,3% в  контрольной группе по стратегии «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов: такие вожатые хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями; 26,7% в экспериментальной группе и 20% в  контрольной группе по стратегии «Лиса» - стратегия компромисса; 33,3 % в экспериментальной группе и 26,7 % в  контрольной группе по стратегии - «Сова». Результаты теста «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» наглядно показывают о наличии у испытуемых обеих групп высоких показателей по стратегии «Сова» так в экспериментальной группе показатель составил 33,3 %, в контрольной 26,7%, что демонстрирует идентичность показателей с результатами диагностической методики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

Проведенная диагностическая работа убедила в необходимости систематической деятельности по развитию готовности педагогов к разрешению конфликтов во временном коллективе детей [4]. Для разрешения конфликтных ситуаций в лагере была создана временно-сезонная экспериментальная Служба Примирения по примеру Школьной службы медиации [3]. Организация Службы Примирения реализовывалась в несколько этапов. Первый этап – подготовительно-организационный, характеризующийся выбором специалиста, готового взять на себя ответственность за создание Службы Примирения. В оздоровительном центре «Ласточка» координатором службы примирения выступил привлеченный специалист психолог-конфликтолог, имеющий соответствующие образование. Далее был реализован механизм создания Службы Примирения: набор кандидатов на роль вожатых-посредников службы примирения; организация и проведение вводного занятия для кандидатов в вожатые-посредники; отбор вожатых-посредников (по результатам собеседования и диагностики); обучение отобранных вожатых-посредников; разработка механизма деятельности службы примирения на базе ДОБО «Ласточка» [3,5]. В состав Службы Примирения были отобраны 15 вожатых, обладающих необходимыми личностными и профессиональными качествами для роли посредника (по результатам диагностики) и прошедших обучение по программе психолого-педагогической помощи педагогам в разрешении конфликтов во временном коллективе детей. На втором этапе разрабатывалось Положение о Службе Примирения, в котором закреплены основные аспекты ее работы, структура. На третьем этапе осуществлялась обучающая программа занятий для вожатых-посредников, которая  кроме отработки навыков конструктивного разрешения конфликтов, позволила оценить ресурс каждого из участников, сделать выводы о готовности выполнять обязательства посредника. На четвертом этапе непосредственно ведется работа Службы Примирения с конкретными случаями конфликтных ситуаций, а также сопровождение вожатых-посредников: супервизия во время проведения примирительных мероприятий; обсуждение и анализ результатов деятельности педагога (вожатого), трудностей, которые испытывает педагог при осуществлении посреднической деятельности; организация и проведение обучающих мероприятий для педагогического состава, направленных на взаимодействие участников Службы Примирения, отработку и развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций, психолого-педагогическая, социальная поддержка и поощрение педагогов (вожатых) [5]. На пятом этапе осуществляется рефлексивный анализ проделанной работы, подведение итогов в форме круглого стола, накопление практического и методического опыта по разрешению конфликтов во временном детском коллективе [1].

Служба Примирения лагеря оказывает существенное влияние на формирование конфликтологической компетенции педагогов, поскольку призвана не только урегулировать существующие противоречия, но и сопровождать и обучать отдыхающих  навыкам минимизации уровня конфликтности. В общем смысле, Службу Примирения можно рассматривать как методическое объединение специалистов, работающих в оздоровительном лагере: педагогов, вожатых, психологов - конфликтологов. Необходимо отметить, что основная роль в Службе Примирения отводится конфликтологу.

Деятельность психолога- конфликтолога ДОБО «Ласточка» комплексная и осуществляется по нескольким направлениям:

1. Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных особенностей личности отдыхающих для выявления причин возможного возникновения конфликтов, требующих тесного взаимодействия с воспитателем, вожатым и родителями (или лицами их заменяющими).

2. Направление деятельности, направленное на личностное развитие отдыхающих, включающее создание условий для их поддержки. В рамках данного направления конфликтолог выделяет группы детей, нуждающихся в помощи на основании собственных наблюдений, наблюдений воспитателей, вожатых, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий.

3. Конфликтологическое консультирование - оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса в решении актуальных задач успешного развития и позитивной социализации. Оно носит индивидуальной или групповой характер работы на общеотрядных мероприятиях; консультаций для родителей (информирование о трудностях адаптации ребенка в первый раз приехавшего в лагерь, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа развития, информирование об особенностях взаимодействия с детьми отряда, вопросам включения ребенка в жизнедеятельность лагеря и т.д.). С педагогами проводятся методические консилиумы по вопросам предотвращения конфликтов в лагере, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых конфликтных ситуаций [5].

4. Профилактическое направление по предотвращению возникновения конфликтов в лагере. Осуществляется разработка конкретных практических рекомендаций для педагогических работников, администрации, обслуживающего персонала, родителей, детей по профилактике конфликтов, проведение информирующих мероприятий о деятельности конфликтолога в лагере.

5. Аналитическая работа конфликтолога в детском лагере:  создание планов работы на смену, на день (неделю) и отчеты об их выполнении; индивидуальные диагностические материалы, которые хранятся до конца смены; учет консультаций отдыхающих, воспитателей, вожатых, родителей, анализ собственной деятельности.

6. Научно - методическая работа: знакомство с планированием работы детского лагеря; оформление результатов работы в социально-значимые проекты, развивающие программы, научные публикации по актуальным проблемам разрешения конфликтов во временном коллективе; участие в научно-практических и методических конференциях, круглых столах, семинарах; прохождение курсов повышения квалификации, курсов переподготовки при необходимости; обзор современной научной и методической литературы. Особое значение в деятельности Службы Примирения приобретает работа в экстремальных и критических ситуациях, когда необходимо оказать экстренную помощь детям, воспитателям, вожатым, родителям и администрации. Наличие кабинета конфликтолога и его многофункциональность позволяет решать ряд специфических задач, связанных с преодолением стрессовых нарушений и их последствий, в том числе:         нормализация эмоционального фона в детском лагере, обучение конструктивному поведению в стрессовых ситуациях.

Все направления профессиональной работы психолога-конфликтолога требуют методического и организационно-технического обеспечения. Методическое обеспечение составляют различные виды инструментария для осуществления диагностических процедур, материалы для проведения коррекционных программ и необходимый реквизит для различных форм работы. Выбор метода обследования - один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы конфликтолога. В настоящее время существует множество диагностических методик, поэтому необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов: имеющийся арсенал методик в кабинете конфликтолога носит разнонаправленный характер, охватывая все стороны жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях [2]. Служба Примирения - это альтернатива привычным способам разрешения конфликтных ситуаций в лагере. Использование данной примирительной технологии позволяет решать возникающие проблемные ситуации посредством организации конструктивного диалога между конфликтующими сторонами. После обучения в службе медиации по умению конструктивного разрешения конфликтов, работы в лагере на протяжении нескольких смен, было проведено повторное диагностирование участников эксперимента. Результаты повторной диагностики по тесту «на конфликтность Кноблох - Фальконетт» в экспериментальной группе  показали, что количество педагогов (вожатых), способных разрешить конфликт в детском коллективе с компонентом «Гармоничность» стало преобладать на 37 %,  в свою очередь снизилось количество испытуемых с компонентом «Эгохватание». Все участвующие в эксперименте вожатые смогли оценить своей уровень конфликтности в коллективе. При повторном исследовании по методике А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений» были получены  следующие данные: у 33,3 % в экспериментальной группе улучшились показатели по критерию – умеренно агрессивны, педагоги стали более уверены в собственных силах и появилась желание быть более успешным в коллективе коллег и детей. Существенно снизился показатель – «излишне агрессивны», вожатые пересмотрели свое поведение, поменяли мнение по методам достижения поставленных целей, стали готовы к решению детских конфликтов. Результаты повторного исследования диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе улучшились показатели по стратегии «сотрудничество» с 33,3% до 46,7%, в контрольной группе также результаты по стратегии сотрудничества улучшились с  26,7%         до 33,3%, что может свидетельствовать, что педагоги (вожатые), отобранные по данному показателю, готовы искать новые решения в конфликтной ситуации, полностью, удовлетворив  интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. По стратегии – «избегание» в экспериментальной группе также произошли  перемены, ни один из испытуемых не придерживается стратегии в поведении «избегание». Изменились показатели в экспериментальной группе по стратегии «компромисс» с 26,7% до 34,1%, по стратегии – «приспособление» с 20%  до 12,8%, по стратегии – «конкуренция» с 13,2% до 6,4%. В контрольной группе данные остались неизменны. Результаты повторной диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения свидетельствуют о том, что и в экспериментальной, и в контрольной группах  произошли изменения в стратегий конфликтного поведения – открытой и честной конфронтации - «Сова» в экспериментальной группе показатель составил 46,7%, в контрольной - 32,9%; в стратегии компромисса – «Лиса»  увеличения показателя с 26,7 % до 35,1%, в стратегии сглаживания острых углов – «Медвежонок» с 20%     до 12,9 %, в силовой стратегии  - «Акула» снижение показателя с 13,3 % до 6,7%.

Таким образом, полученные результаты повторной диагностики   педагогов (вожатых) к разрешению конфликтов во временном коллективе детей, их стремление к новым условиям взаимодействия будет способствовать успешному профессиональному развитию в разрешении конфликтных ситуаций во временном детском коллективе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акутина С.П. Практика и проблемы организации детского отдыха и оздоровления в системе дополнительного образования детей и взрослых/ С.П. Акутина, В.А. Волгунов, Т.Т. Щелина // История, методология и практика современного образования в России: Монография; [под ред. Н.П. Ходаковой]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 182 с.; авт. 139-161
2. Горох, О. В. Медиация как метод разрешения конфликта в школьной среде / О.В. Горох. - Ананьевские чтения - 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы науч. конф., 19-21 окт. 2010 г. / отв. ред. Л. А. Цветкова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2010 - С .109-111
3. Зинова, Е.Ю. Школьная служба примирения: от идеи к действиям/ Е.Ю. Зинова // Педагогическое обозрение. Ханты- Мансийск. - 2010. - № 10 (107). - С. 8-9.
4. Русанова Е.В. К вопросу о методах обучения педагогов конструктивным стратегиям преодоления конфликтных ситуаций / Е. В. Русанова // Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 194–196.
5. Харитонова И.В. Специфика разрешения конфликтных ситуаций в детском оздоровительном лагере / И.В. Харитонова, О.С. Осина // Материалы XIV научн. конф. ученых, аспирантов и студентов Мордовского гос. ун-та им. Н.П.Огарева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С. 415 – 419.
 



© 
С.П. Акутина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru