viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.С. Аксенова,  (Музыкальный колледж им. Гнесиных ФГОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных», Москва, Россия)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2017

Информатизация музыкально-педагогического образования
В статье показано, что обучение информационным технологиям является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки учителей музыки в условиях педагогического вуза, поскольку позволяет сформировать требуемый уровень их информационной культуры как значимого компонента дальнейшей музыкально-педагогической деятельности. Предложен комплекс дисциплин, а также рекомендовано программное обеспечение для использования в процессе повышения квалификации учителей музыки.

Ключевые слова: Информатизация музыкально-педагогического образования, информационная компетентность педагога по вокалу, трансформация музыкальной образовательной системы.

 

Анализ научно-педагогических, философских, социологических исследований позволил нам сформулировать методологические основания информатизации образования в условиях общества глобальной сетевой коммуникации, а именно [1]:

  • оптимальное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированное на реализацию целей обучения, воспитания и развития индивида;
  • обеспечение незамедлительной обратной связи между пользователем и средствами ИКТ;
  • автоматизация информационной деятельности и контроля ее результатов;
  • изменение структуры учебного информационного взаимодействия в сторону активного взаимодействия между обучающим, обучающимся и средством ИКТ с целью перевода процесса обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации»;
  • компьютерная визуализация учебной информации;
  • использование виртуальной среды в качестве средства межличностных коммуникаций в целях образования;
  • возможность создания различных имитационных сред для отработки навыков и умений;
  • индивидуализация обучения за счет выстраивания индивидуальных образовательных траекторий на основе применения средств ИКТ;
  • опора на коллективные формы работы с учебной информацией в среде сетевой коммуникации, развитие сетевых образовательных сообществ;
  • интеграция формального, неформального и информального компонентов образования;
  • усиление воспитательного воздействия в целях преодоления негативных последствий влияния информатизации на нравственное сознание обучающихся и др.

Сейчас появились нормативные документы, напрямую сформулировавшие требования к информационной компетентности (ИК) педагогических работников [2]. В этих документах перечислены требования ко всем категориям педагогических и управленческих кадров, в том числе и музыкальных работников. Так, музыкальный руководитель должен знать «… основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами…» [3], есть и другие ведомственные документы.

Средства ИКТ также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Обучающие программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать музыкальное произведение с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки.

Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений. Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить иллюстративный материал.

В целом решая задачу подготовки музыканта-педагога педагога к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности, необходимо иметь в виду и узкие специальности, например, педагог вокала [5].

Современным педагогам-музыкантам необходимо обогащать свои знания достижениями современных методик, шагать в ногу со временем, стараться идти на шаг впереди от своих воспитанников в освоении информационно-компьютерных технологий. Для этого сегодня есть все возможности: большой выбор научной и методической литературы, Интернет-ресурсы, совершенствование технической базы образовательных учреждений — это и акустическая система, микшер, микрофоны, усилители, интерактивная доска, проектор... В связи с этим педагогам при подготовке к преподаванию музыки в музыкальной школе необходимо решить следующие задачи:

1. Определить место ИКТ в развитии компетенций субъектов образования.
2. Обобщить опыт ведущих специалистов в области развития информационно — технологических, коммуникативных и общекультурных компетенций средствами ИКТ.
3. Провести работу по внедрению ИКТ в образовательный процесс.
4. Обобщение собственного опыта в СМИ и Интернете.
5. Разработать рекомендации по внедрению ИКТ на уроках музыки и внеклассной работе.
6. Уделить большое внимание знакомству с нормативными документами РК о внедрении ИКТ в учебный процесс, знакомству с психолого-педагогическими особенностями современных школьников, знакомству с российскими и зарубежными методиками использования ИКТ на занятиях по музыке. Трудности могут быть связаны с отсутствием интерактивного оборудования в кабинете (кроме телевизора и видеомагнитофона и ДВД), но время уже сделало шаг вперед и актуальным средством стала интерактивная доска и её возможности.

Перед педагогами встает вопрос об освоении современных образовательных технологий. Например, дистанционный курс по изучению «Современных образовательных технологии» из которых были выделены следующие технологии: игровые, информационные и коммуникационные, проектные, здоровьесберегающие технологии.

Следует заметить, что процесс профессионального становления вокалистов оказывается бесперспективным, если отсутствует в педагогическом арсенале система форм и методов, которая обеспечивает планомерное, последовательное развитие обучающихся на пути формирования их вокально-исполнительской культуры. Именно процесс развития во многом обусловливает поиск перспектив обучения, творческого роста студентов-вокалистов.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к школьному и дополнительному воспитанию и образованию, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дополнительного обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.

Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны, приводит к тому, что обучающиеся с нетерпением ждут занятий, что повышает мотивацию обучения.

Дидактические модели обучения с использованием информационных технологий развивают аналитические, познавательные и методические навыки обучаемых, умения самостоятельно конструировать свои знания и применять их на практике, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, способствуют самореализации и эффективному воплощению собственных возможностей в педагогическую деятельность.

Информатизация музыкально-педагогического образования обусловила поиск новых форм, методов и средств обучения информационным технологиям (ИТ), а также обновление методического содержания образовательного процесса. В настоящее время формирование информационной компетентности (ИК) как неотъемлемой и значимой составляющей профессиональной компетентности (ПК) является необходимым условием для подготовки квалифицированного учителя музыки. В соответствии с глобальной мировой тенденцией информатизации различных сфер деятельности повышаются требования в современном обществе и уровню владения учителями музыки ИТ, а также методикой их применения в профессиональной деятельности. Эти преобразования находят свое отражение в соответствующих организационно-управленческих механизмах реализации государственной политики в сфере образования (Федеральных целевых программах, государственных программах, приоритетных национальных проектах России и т.д.) [5].

Нами проблемы обучения ИТ учителей музыки, среди которых основной является нарушение непрерывности и отсутствие комплексности (формирование ИК в рамках разрозненных по своему содержанию дисциплин с недостаточным уровнем преемственности и профессиональной ориентации излагаемого материала) в организации образовательного процесса. Нарушения непрерывности образовательного процесса приводят к отсутствию глубоких знаний в области информатики и ИТ, целостного восприятия учителями возможностей применения ИТ в будущей профессиональной деятельности и снижают эффективность формирования ИК как одной из основополагающих компонент профессиональной компетентности [3].

Проектная деятельность в процессе обучения формирует навыки работы с информацией, навыки целостного творческого анализа, самостоятельной постановки цели проекта, формулировки соответствующих задач, соотнесение общего содержания с конкретным способом его реализации, развивает исследовательские навыки, непосредственно сопряженные с применением их в профессиональной деятельности учителя музыки. В разработанной методике нами сформулированы основные цели творческой проектной образовательной деятельности при обучении ИТ будущих учителей музыки. Также определены и описаны этапы проектной деятельности [1].

Применение элементов дистанционного обучения (ДО) позволяет реализовать потребность учителя музыки в приобретении и применении знаний, обеспечить возможность его обучения по индивидуальному графику, получить доступ к специализированным профессиональным информационным и программным ресурсам. ЭОР позволяют разработать систему заданий для индивидуальной работы с учетом уровня их подготовки, обеспечить возможность работы в индивидуальном темпе, а также провести самоконтроль выполнения заданий [2].

Понимая под обучением ИТ в системе современного музыкально-педагогического образования совокупность процессов обучения информатике и информационным технологиям, мы разработали содержание комплекса преемственных образовательных дисциплин:

  1. «Информационные технологии», объем 72 часа;
  2. «Информационные технологии в музыке», объем 36 часов;
  3. «Компьютерная музыка», объем 36 часов;
  4. «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», объеме 144 часа.

В ходе выполнения практических занятий по данной дисциплине студенты совершенствуют навыки работы с программными и аппаратными средствами современных ИТ на примере МКТ. Осваивают и практикуются в применении следующих групп профессионально-ориентированного программного обеспечения (ПО) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [3]:

  • нотно-издательские программы (Final, Sibelius, Encore, MagicScore, и др);
  • программызвуковысотнойкоррекции
  • аудиоредакторы (WaveLab, GoldWave);
  • программы-секвенсоры (REAPER, Cakewalk Sonar);
  • библиотекизвуковидр
  • инструмент (Native Instruments Kontakt);
  • программные модули обработки звука (3 , и др.);
  • программы для создания презентаций (, , , , и др.);
  • программы видеозахвата изображения с экрана (, , );
  • дистанционные образовательные ресурсы («Coursera» (https://www.coursera.org/), «Дистанционное образование в МГУ» (http://www.msu.ru/study/dist-learn.html), «ИнтерОбуч» (http://www.interobuch.ru) и др.);
  • программы конструкторы Machine, Dance eJay, Hip-Hop eJay и др.):
  • программыавтоаранжировщикиидр
  • программысеквенсорыидр
  • инструменты (Tascam GigaStudio, Edirol HQ Orchestral, ReFX Nexus и др.);
  • программыдлясведенияимастеринга
  • программывидеомонтажаидр
  • программы для записи творческих проектов на внешние накопители информации различных типов (CD, DVD, Blu-ray и др.) средствами мультитрекового аудиоредактора Adobe Audition.

В процессе обучения обучаемыми разрабатываются мультимедийные учебные пособия для проведения уроков музыки по заданной теме, создаются электронные тестовые задания, разрабатываются проекты уроков с применением музыкального ПО, а также дистанционных форм обучения. В своих работах студенты используют широкий спектр программных средств обработки мультимедиа информации, а также профессионального музыкально-педагогического ПО [4]:

  • программа создания мультимедийных учебников (AutoPlay Media Studio, SunRav BookOffice: SunRav BookReader, SunRav BookEditor);
  • программа для разработки интерактивных компьютерных тестов (ADTester, : , , );
  • программы для развития музыкального слуха, закрепления знаний по элементарной теории (Ear Master Pro, Ear Master School, Ear Power, Sight-Singing Trainer и др.);
  • программыдляобучениячтениюслистаидр
  • профессионально-ориентированные электронные энциклопедии и словари («Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» и др.);
  • тренажерные средства для обучения и развития музыкальных навыков в мобильных приложениях («Музыкальные игры», «Музыкальные истории», «Musical Flash Cards», «Note Trainer» «Perfect Ear», «Perfect Piano» и др.);
  • программные средства для проведения дистанционного обучения (Symantec pcAnywhere, Logmein, Ammyy Admin, Classroom Spy Professional и др.).

Нами исследовано состояние проблемы обучения ИТ учителей музыки. Проанализированы современные тенденции трансформации музыкальной образовательной системы. Проведенный анализ показал, что несмотря на некоторые предпосылки для успешного обучения ИТ, заложенные в ФГОС ВПО (ФГОС ВО), а также повышение приоритета развития ИК как в системе образования в целом, так и при подготовке учителей музыки в частности, их готовность осуществлять профессиональную деятельность в условиях информатизации образования находится на недостаточном уровне.

Показана необходимость разработки методики обучения ИТ учителей музыки в условиях системы повышения квалификации, основанной на образовательных подходах и принципах, позволяющих сформировать их ИК. Обосновано включение в образовательный процесс ИТ, обладающих интегрирующим междисциплинарным потенциалом, позволяющим реализовать основные подходы и принципы при построении методики обучения ИТ будущих учителей музыки как средства обучения ИТ и объекта для изучения.

Рзработана основанная на использовании ИТ как средства обучения и объекта для изучения методика обучения ИТ учителей музыки, направленная на развитие их ИК.. В рамках разработанной методики обучения ИТ учителей музыки предложен комплекс преемственных образовательных дисциплин, опирающийся на междисциплинарный и контекстно-ориентированный принцип отбора содержания обучения и поддерживающий дистанционную форму обучения, позволившую расширить образовательные возможности разработанной методики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенова, С.С. Важность применения ИКТ в современной музыкальной педагогике //Сборник трудов Международной научно–практической конференция «Мастерство педагога и инновации в образовании». – М., 2015. – С 215-218.
2. Аксенова С.С., Козлов, О.А. Электронные образовательные ресурсы в музыкальном образовании // Труды IV Международного научно–методического симпозиума «ЭРНО – 2015». – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. – С. С. 88-93.
3. Панкова, А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога / И.Б. Горбунова, А.А. Панкова // Вестник Иркутского технического университета №9, 2013. - С. 256-261. –
4. Панкова, А.А. Модель методики непрерывного обучения информатике и информационным технологиям студентов-музыкантов в условиях педагогического вуза / А.А. Панкова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования, 2015. № 5 (46). (сентябрь) С. 377-382.
5. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические аспекты): монография. - М.: ИИО РАО, 2009, 2-е изд., доп. - 274 с.
6. Козлов О.А. Содержание квалификационных требований к работникам сферы образования в области владения средствами информационных и коммуникационных технологий и проблемы их реализации в системе повышения квалификации // Ученые записки ИИО РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», вып. 41. – М., 2012. - С. 38-56.
7. ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников» [Электронный ресурс] URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/164749.
8. Аксенова С.С., Козлов О.А. Электронные образовательные ресурсы в музыкальном образовании // Труды IV Международного научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании». - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2015. - С. 88-93.
9. Аксенова С.С. Методические подходы к освоению дополнительной профессиональной программы на основе дисциплины «Вокальное искусство. Сольное академическое пение» с использованием средств ИКТ // Научный поиск. – 2015. - №3.2. – С. 7-8._Toc430689733
 



© 
С.С. Аксенова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru