viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.П. Бижева,  (К.ф.н., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова)

Р.М. Желиготова,  (К.ф.н., ст. преподаватель, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова)

З.А. Атабиева,  (К.с.н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова)

Серия «Гуманитарные науки» # СЕНТЯБРЬ  2017

Дети-сироты
Статья посвящена вопросам социально-педагогической реабилитации детей-сирот с нарушениями интеллекта в условиях интернатных учреждений. Авторами рассматривается содержание социально-психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей-сирот.

Ключевые слова: Дети-сироты, интернатные учреждения, социальная адаптация, социально-педагогическая реабилитация, социально-психологическая реабилитация, медицинская реабилитация.

 

В  педагогической и психологической науке установлено, что важным направлением в воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта является создание оптимальных условий для развития заложенных познавательных способностей и личности в целом, подготовка и включение их в социум.

Содержание сложившихся теоретических и практических разработок в философии, социологии, педагогике и психологии дают основание рассматривать социальную реабилитацию и адаптацию как важнейший механизм социализации, достигаемой в процессе активного приспособления личности к условиям, сложившимся в обществе. Адаптация - это несомненно процесс «вживания» и «включения» личности в социальную среду, в многообразие сложившихся систем ценностей, установок, норм поведения, культуры, отношений, в ходе которых происходит постепенная идентификация личности и группы.

В данной статье на основе изучения отечественного практического опыта деятельности специализированных коррекционных учреждений детей с нарушениями интеллекта, дается анализ комплекса проблем, связанных с социальной реабилитацией детей-сирот с отставанием в интеллектуальном развитии. В социально-педагогической литературе данная проблема недостаточно разработана.

В последние десятилетия данная проблема в российском обществе решается на солидной методической базе, ее основные цели и задачи установлены. При этом остается открытым вопрос о всеобъемлющем представлении сложного процесса - социальной реабилитации и адаптации, конкретных путях их достижения в условиях специализированного учреждения, школы, семьи, производства и т.д.

Актуальным является вопрос, связанный с повышением эффективности адаптационных механизмов и дальнейшей интеграции детей-сирот, проживающих в домах–интернатах. Происходящие изменения в социально-политической и экономической сферах Российского государства, обострение ряда общественных проблем требуют от ученых и практикующих специалистов разработки новых, более эффективных социально-педагогических и психологических методов адаптации ребенка в стремительно меняющемся обществе, в сфере социальной работы, деятельности социальных служб и в структурах воспитательных систем.

Реабилитация должна включать систему социально-психолого-педагогических и медицинских мероприятий, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.

Первым этапом в разработке программ воспитания и обучения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей является диагностическое обследование каждого ребенка, с изучением индивидуальных особенностей, факторов, препятствующих правильному развитию. На основе обследования составляется индивидуальный комплексный план социальной и психолого-педагогической реабилитации.

Важным направлением в работе специалистов интернатных учреждений является коррекционно-воспитательная реабилитация, осуществляемая дефектологами, логопедами, психологами, педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями, музыкальными руководителями.

В задачи учителя – дефектолога входит проведение обследования умений, навыков детей, подбор индивидуальных программ, на основе которых проводится коррекционно-развивающая работа, применение различных реабилитационных методик.

Психокоррекционные технологии имеют место в работе с детьми, имеющими серьезные отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении. Положительные результаты дают использование театрализации различных сказок, адаптированных с учетом форм интеллектуальных нарушений у детей, арт-терапевтические занятия с применением методик из лечебной педагогики, такие как работа с акварелью, шерстью, лепка, составление бус и др. Такие занятия направлены на коррекцию эмоциональных нарушений, восприятия речи, на развитие моторики, формирование навыков взаимодействия и т.д.

Работа педагога-психолога ориентирована на формирование гармоничных межличностных взаимодействий между детьми и сотрудниками, на повышение уровня профессионализма и предотвращение эмоционального «выгорания» специалистов, работающих непосредственно с воспитанниками, улучшение качества оказываемых услуг.

Логопедическое направление работы с детьми предполагает не только формирование правильной речи, но и воздействие на эмоциональную сферу, способности фиксировать внимание на речи и действиях взрослого. Примером логопедической методики является формирование вербальных форм коммуникации с опорой на сохранные зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и высшие психические функции. Совместная, слаженная работа, таких специалистов как логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя дают возможность развития положительной динамики в познавательных процессах детей-сирот с нарушениями в развитии [2, с. 52].

На формирование двигательной и речевой активности направлены музыкальные занятия, достигаемые с помощью средств музыкальной логоритмики. Проведение праздников, конкурсов и других мероприятий внутри интерната и за его пределами расширяют творческие возможности детей, способствуют обогащению содержания досуга, позитивно влияют на их общее развитие и дальнейшую социализацию.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернате важнейшей составляющей процесса социальной реабилитации, является эффективное взаимодействие, общение со сверстниками и педагогами учреждения. Одну из главных ролей в психолого-педагогической реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием играет воспитатель. Это специалист, находящийся с детьми наибольшее количество времени, и потому он должен быть наставником и другом для воспитанников. Осуществляя тесную взаимосвязь с другими специалистами, в задачи воспитателя входит развивающая и реабилитационная работа с детьми: развитие навыков самообслуживания, создание благоприятного социально-психологического климата в группе и т.д.

Педагоги дополнительного образования организуют практическую деятельность, позволяющую осуществлять коррекцию моторики рук, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки, а также развивать зрительное, тактильное восприятие, внимание детей с умственной отсталостью [3, с. 114]. Практические занятия в кружках направлены на развитие познавательной деятельности детей-сирот, речи, восприятия, на обогащение эмоциональной сферы, формирование положительной мотивации к труду.

Эффективным методом реабилитации детей с умственной патологией является анималотерапия – вид терапии, с использованием животных и их образов для оказания психотерапевтической, реабилитационной помощи. На занятиях дети ухаживают за различными животными, дрессируют их, занятия по иппотерапии («лечение лошадьми») эффективны при детском параличе, травмах головы, вегетососудистой дистонии, полиомиелите, эпилепсии, умственной отсталости и аутизме. [4]

Деятельность социального педагога направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия. Существенной особенностью работы социального педагога с такими детьми является необходимость ранней до- и профессиональной ориентации, оценки готовности подростка к самостоятельной жизни, социальной ориентировки на производственный труд, обучение семейным ролям ввиду отсутствия у подростка семьи или его недееспособности. [5]

Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, опеке и попечительству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг, обучающихся (воспитанников) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

Огромное значение для социальной адаптации детей имеет организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, участие в культурно-массовых мероприятиях – один из важных этапов психолого-педагогической реабилитации воспитанников интернатных учреждений. Усвоенные ими социальные навыки и умения переносятся в различные игровые и обучающие ситуации. Выездные мероприятия – это новые впечатления, знания, которые формируют опыт детей с умственной недостаточностью, вносят разнообразие в их повседневную жизнь. Важная составляющая реабилитации умственно отсталых детей – это медицинская реабилитация: профилактика обострений осуществляемой посредством профосмотров (диспансеризацией) и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий (общего и специализированного характера).

Таким образом, решение задач комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с умственной отсталостью предполагает длительную, непрерывную совместную работу специалистов различного профиля. В связи с этим на первый план выходит необходимость выработки эффективных подходов в психолого-педагогической реабилитации детей с патологиями развития, интеграции деятельности специалистов различного профиля, в том числе и социального педагога на протяжении всего коррекционного процесса, сочетании медицинской, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации. Конечной целью всех реабилитационных мероприятий, проводимых в интернатных учреждениях, должна стать подготовка выпускника к самостоятельной жизни.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тайгунова Н.Х. Инновационные технологии, используемые при работе в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / Социальное обслуживание, № 1, 2017
2. Кушева С.Н. Содержание и организация деятельности центра социальной помощи семье и детям по реализации семейной политики в регионе / Социальное обслуживание, № 3, 2016
3. Жданова В.Н. Формы и методы реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / Социальное обслуживание, № 3, 2016
4. Социальное обслуживание. Профессиональный научно-практический и методический журнал. №8, М., - 2013.
5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 272 с.


©  А.П. Бижева, Р.М. Желиготова, З.А. Атабиева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru