viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.В. Перцев,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Начальная школа
В частной коллекции краеведа В.А. Заусайлова хранятся материалы, которые очень важны для изучения истории становления народного образования в Елецком уезде второй половины 19 – начала 20 вв. Данные раритеты представляют собой отчеты о состоянии начальных училищ Елецкого уезда разных лет и предназначались для земского собрания. В них содержатся сведения о количестве учебных заведений в Елецком уезде, их материальном обеспечении, сведения об образовании и наградах учителей, количестве учащихся в различных училищах, их возраст и другая важная информация.
В данной статье рассмотрена подборка отчетов 151 начальной школы Елецкого уезда за период времени с 1889 – 1911 гг. Установлены и проанализированы многие важные факты из истории народного образования в Елецком уезде – время открытия начальных училищ и динамика этого процесса, изучена специфика работы попечительства, проанализирован состав педагогических работников и другие важнейшие аспекты работы начальных школ Елецкого уезда.

Ключевые слова: Начальная школа, училище дореволюционное образование в России, Орловская губерния, Елецкий уезд, история народного образования в провинции, культурно-образовательная среда.

 

C  гордостью в Ельце вспоминают писателей  И. А. Бунина, М. М. Пришвина, философов С. Н. Булгакова, С.Н. Булгакова, В. В. Розанова, первого наркома здравоохранения Н.А. Семашко, выпускника Елецкой гимназии Алексея Сергеевича Бутягина, ставшего в последствии ректором МГУ им. М.В. Ломоносова и др. Уникальная культурно–образовательная среда провинциального Ельца, подарившая миру такое огромное количество выдающихся людей, привлекала внимание многих исследователей. Ее рассматривали в различных ракурсах: историко – педагогическом (В.П. Кузовлев, В.Н. Мезинов, И. Б. Стояновская и др.) [1], литературно–краеведческом (Н. В. Борисова, Г. П. Климова, С. В. Краснова, А. М. Стрельцов), персоналистическом (М.В. Леонов, В.В. Перцев, О.А. Саввина и др.) [3].

В прошедшем, 2016 году, мы положили начало анализу отчетов о состоянии начальных училищ Елецкого уезда, хранящихся в частной коллекции краеведа В. А. Заусайлова. В томе 2 (№34) журнала «Психология образования в поликультурном пространстве» вышла первая часть проведенного нами исследования, касающаяся сведений о владельцах зданий начальных училищ, полезной площади учебных помещений, освещенности, наличия вентиляции, сведения о состоянии зданий и др. [2]. В данной статье мы продолжаем начатую ранее работу и анализируем такие аспекты начального образования в уезде как число обучающихся», процентное соотношение девочек и мальчиков, количество выбывших в ходе обучения и число окончивших полный курс, сведения об учителях, попечителях школ и др.

Основной причиной возникновения уникальной культурно-образовательной среды Ельца, несомненно, стало развитие народного образования, открытие в Ельце гимназий, открывших путь к высшему образованию и ставших центрами просветительства и культуры в городе. В ходе исследования этого явления появился даже термин «Елецкий образовательный феномен». В различных исследованиях ученых ЕГУ им. И. А. Бунина проводилось изучение уникальной культурно–образовательной среды Ельца, осмысление причин феноменального развития образования. В итоге благодаря работе ученых ЕГУ им. И.А. Бунина многие факты становления гимназического образования в городе были восстановлены. Вместе с тем история начальных училищ Елецкого уезда все еще остается малоизученной. Поэтому мы и прилагаем усилия для исследования в этой области и восстановления полной картины развития народного образования в Елецком уезде.

Число учащихся.

Общее количество обучающихся на 1910/11 учебный год в Елецком уезде составляло 10997 человек: 8911 мальчиков и 2086 девочек. То есть на одну девочку, получавшее начальное образование, приходилось примерно 4 мальчика. Наименьшее количество учеников, 14, то есть 12 мальчиков и 2 девочки обучались в Михайловской школе, Дрезгаловской волости. Это была вполне благополучная в материальном плане деревянная школа с железной крышей, состоящая из двух комнат площадью по 30 квадратных аршин каждая, оборудованная вентиляцией, отхожим местом, кухней и квартирой для учителя площадью 16 квадратных аршин. Еще одна из наименее укомплектованных учениками школ – Николаевская, Извальской волости, в которой обучались 18 человек: 16 мальчиков и 2 девочки. Это были две самые маленькие школы, количество учеников в которых было менее 20 человек. Общая картина распределения учеников по школам в уезде имела следующий вид: от двадцати до тридцати учеников обучались в 8 школах,  от тридцать до сорока – в 20 школах, от сорока до пятидесяти – в 18 школах, от пятидесяти до шестидесяти – в 17 школах, от шестидесяти до семидесяти – в 16 школах, от семидесяти до восьмидесяти – в 12 школах, от восьмидесяти до девяноста – в 17 школах, от девяноста до ста – в 7 школах, от 100 до 110 – в 9 школах, от 110 до 120 учащихся – в 7 школах, от 120 до 130 в 4–х школах, от 130 до 140 в 3–х школах, от 140 до 160 человек в 2–х школах, от 160 до 170 человек обучалось в 5 школах (Пушкарская, Воронецкой волости, Афанасьевская, Афанасьевской волости, Хмелинецкая 1-я, Извальской волости, Грунино-Воргольская, Ястребинской волости, Ольшанская, Ламской волости). Эти школы входили в число самых крупных в Елецком уезде. В среднем в них работали по 3 – 4 учителя. 174 человека обучались в Соловьевской школе, Соловьевской волости Примечательно, что все 174 человека были мальчиками и в Соловьевской школе не обучалось ни одной девочки [4, с. 34]. В Соловьевской школе работали 3 учителя. Всего же школ, в которых не обучалось ни одной девочки в Елецком уезде было 14. В трех школах обучалось по 1 девочке, еще в четырех по 2 девочки. Наибольше количество учащихся приходится на Казацкую, Казацкой волости и Стегаловскую, Стегаловской волости, в которых обучались 228 и 140 человек соответственно. В Казацкой школе обучались 179 мальчиков и 49 девочек, в Стегаловской 176 мальчиков 64 девочки. В Стегаловской школе обучалось самое большое число девочек из всех школ Елецкого уезда.  Количество педагогов было 6 и 4 соответственно. Эти две школы были самыми крупными в Елецком уезде. О Казацкой школе мы упоминали ранее, что же касается Стегаловской школы, Стегаловской волости, то судя по приводимым в таблице сведениям, эта была деревянная одноэтажная школа с железной крышей и тремя классными комнатами. Школа была хорошо отремонтирована, имела вентиляцию, отхожее место, кухню. Учителям предоставлялась квартира площадью 30 квадратных аршин (15,2 кв. м.).

Выбыло и не явилось на экзамен.

Общее количество выбывших, не окончивших курс начальной школы в Елецком уезде, по нашим подсчетам, составил 3933 человека – 3053 мальчика и 880 девочек. С учетом того, что общее количество обучающихся составляло 10997 человек: 8911 мальчиков и 2086 девочек, получается, что более 35% обучающихся не получили начального образования. Здесь следует внести существенное дополнение – речь идет только о данных за один, 1910 год. То есть всего лишь за один учебный год количество обучающихся сократилось на 35%. Среди мальчиков эта цифра составляет примерно 34%, среди девочек 42% [5, с. 101].

Вместе с тем, мы нашли 10 школ, в которых за год не выбыла ни одна из учениц, тогда как мы не обнаружили ни одной школы, в которой бы не было по крайней мере хотя бы одного мальчика, бросившего школу. Наибольшее количество бросивших обучение – 110 человек (89 мальчик и 21 девочка) мы обнаружили среди воспитанников Стегаловской школы, Стегаловской волости. Если учитывать, что обще количество обучающихся в этой школе составляло 240 человек (176 мальчиков и 64 девочки), то получается, что за 1910 год число учеников в этой школе сократилось на 45%. Вместе с тем, в абсолютном выражении, эта школа не представляла собой ничего выдающегося из общего числа. Так, например, в Яблоновской школе, Каменской волости, процент выбывших составил 96,6%: из 90 обучающихся (72 мальчиков и 18 девочек) бросили обучение 87 человек: 70 мальчиков и 17 девочек – т.е. продолжили посещать школу только 2 мальчика и 1 девочка. Трудно сказать о причинах такого явления в этой школе, возможно, не вполне благополучная материальная база: при достаточно большом числе обучающихся (90 человек) школа не имела собственного здания, соседствуя с церковными помещениями. И хотя сделана она была из кирпича и имела железную крышу, трудно представить каким образом могли проводиться занятия в школе, имеющей единственную классную комнату. В этой школе отсутствовала вентиляция, отхожее место и кухня. Для штата преподавателей из двух человек (2–х женщин) предоставлялась комната в 12 квадратных аршин (6 квадратных метров). Вполне возможно, именно материальные стеснения повлияли на столь высокий процент бросивших обучения в этой школе. Всего же мы насчитали 33 школы, в которых количество выбывших за год составило более 50% от числа обучающихся, 8 школ, с процентом выбывших более от 60% до 70% и четыре школы с процентом выбывших от 70 до 80%. Наименьший процент выбывших получился в Екатериновской школе, Извальской волости, где за год выбыло всего 6% учеников: из 32 обучающихся (25 мальчиков и 7 девочек) выбыло всего 2 мальчика. Мы нашли еще две школы процент выбывших в которых был менее 10%: Сапрычкинская, Краснополянской волости и  Телегинская, Становлянской волости. Все эти три наиболее благополучные школы можно считать малокомплектными (32, 42 и 62 обучающихся соответственно). Среди общих деталей, можно выделить следующие: они имели по одной классной комнате, уроки вели по одному педагогу. Возможно, именно благодаря исключительно личным качествам, работавших в этих школах учителей, и были достигнуты такие высокие, в общем сравнении, результаты, поскольку особыми материальными преференциями перед другими школами эти школы не имели. В графе «награды и благодарности» учителя из  Сапрычкинской, Краснополянской волости и  Телегинской, Становлянской волости школ, числятся в числе получивших награды и благодарности за свой труд. Что же касается учителя Екатериновской школы, Извальской волости, с самым низким процентом бросивших обучение (6%), то по всей видимости это был молодая учительница, которая, как значится в таблице, начала работу только в 1909 году и благодарностей пока не имела. Примечательно, что окончила эта учительница Елецкую женскую гимназию. Учительница из Телегинской школы, Становлянской волости тоже. По третьей учительнице данные отсутствуют.

Кончило.

Согласно приводимым в таблице данным, в 1910 г. благополучно окончили обучение 1344 человека – 1195 мальчиков и 149 девочек. Наибольшее количество выпускников приходится на Хмелинецкую 1–ю школу, Извальской волости, которую в 1910 году окончили 32 человека: 28 мальчиков и 4 девочки. В среднем же на каждую школу, по которым в таблице были предоставлены данные, количество выпускников составляло около 10 человек. Вместе с тем, мы начитали 67 школ, обучение в которых в 1910 г. завершили менее 10 человек. Наибольшее количество окончивших курс начальной школы приходится на Колодезскую школу, Каменской волости – 60% [6, с. 90]. По всей видимости, этот процент отражает процент учащихся, не только не бросивших обучение, но и к тому же успешно сдавших экзамены. Наименьшее количество окончивших мы обнаружили в Дерновской школе, Краснополянской волости и  Соловьевской, Соловьевской волости, процент выпускников которых составил всего по 2% в каждой, от сдававших экзамен. Вместе с тем, в таблице напротив Яковлевской школы, Тербунской волости стоит цифра 0% – процент окончивших. Здесь, правда, следует учитывать факт, что школа была открыта в 1910 г., вместе с тем, в таблице мы обнаружили по крайней мере еще 2 школы, также открытых в 1910 году (Новопоселенно–Ольшанская, Богатоплатовской волости и Солдатская 2–я, Казинской волости) в которых процент окончивших значился как 15% и 10% соответственно. Это говорит о том, что проучившись один год в начальной школе и успешно сдав выпускной экзамен, можно было получить документ, свидетельствующий об окончании начального образование. Это также свидетельствует и о том, что  в Яковлевской школе, Тербунской волости, за год обучения действительно никто не смог сдать экзамен и, видимо, ученики были оставлены на второй год и, таким образом, процент окончивших за год действительно составил 0%. С учетом того, что в 1910 году в начальных школах обучались 10997 человек: 8911 мальчиков и 2086 девочек, получается, что успешно окончить курс школы и сдать экзамены в среднем получалось у 12,2% обучающихся. Эта цифра отражает картину сдачи выпускных экзаменов.

Время открытия.

Самым первым начальным училищем в Елецком уезде следует считать Домовинскую школу, Предтечевской волости, открытую в 1842 г. В отчете не описывается история этой школы, можно только узнать, что к 1911 году это была вполне обычная в сравнении с остальными начальное училище. Обучались в нем одни мальчики (80 человек). Около 30% из них в течении последнего отчетного года перестали посещать занятия, а процент окончивших составил 11% – то есть вполне обычные, средние данные для начальных школ Елецкого уезда [7, с. 66]. Согласно приводимым в таблице данным, с 1905 года эта школа занимала новое здание – это была деревянная, с двумя классными комнатами, школа, с железной крышей, имевшая вентиляцию, отхожее место и кухню. В педагогическом штате состояли две учительницы, для которых была предусмотрена квартира площадью 25 квадратных аршин (12,25 квадратных метров). Здание было вполне пригодным для обучения и требовало лишь косметического ремонта – требовалось покрасить крышу и парты.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузовлев В.П., Перцев В.В., Саввина О.А. Развитие гимназического образования в Орловской. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. 236 с.
2. Перцев В.В. Анализ отчетов о состоянии начальных училищ Елецкого уезда // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. Т. 2 (№34). С. 78-85.
3. Саввина О. А., Леонов М.В. История Елецкой мужской гимназии. Люди и факты. Ч. 1. Преподаватели. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. 178 с.
4. Сообщение XXX елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1894-95 учебный год. Елец: Типография А.А. Сланской, 1895. 169 с.
5. Сообщение XXXI елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1895-96 учебный год. Елец: Типография О.А. Арцыбанова, 1896. 121 с.
6. Сообщение XXXIII елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1897-98 учебный год. Елец: Типография И.М. Кочергина, 1898. 131 с.
7. Сообщение XXXX елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1904-05 учебный год. Елец: Типо-Литография Н.П. Вавилова, 1905. 86 с.
8. Сообщение управы XLIV очередному уездному земскому собранию о состоянии начальных училищ елецкого уезда за 1908-1909 учебный год. Елец: Типография газеты «Голос порядка», 1909. 193 с.
9. Сообщение управы 45 очередному уездному земскому собранию о состоянии начальных земских училищ елецкого уезда за 1909-1910 учебный год. Елец: Типография газеты «Голос порядка», 1910. 84 с.
10. Сообщение управы 46 очередному уездному земскому собранию о состоянии начальных земских училищ елецкого уезда за 1910-1911 учебный год. Елец: Типография газеты «Голос порядка», 1911. 120 с.
 


©  В.В. Перцев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru