viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.А. Ивахненко,  (Московский Педагогический Государственный Университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Профессиональная деквалификация
В настоящей статье рассматривается применение метода самонаблюдения для определения профессиональной деквалификации педагогом-музыкантом и формирования им духовно-нравственных основ для её преодоления. В роли смыслового ядра педагогического самонаблюдения используется критический анализ, с помощью которого педагог получает возможность находить внутренние причины потери своего интереса к профессии музыканта. В качестве духовно-нравственных основ музыкально-преподавательской деятельности приводятся традиционные для Российской культуры ценности Православия, послужившие стержнем для развития отечественного образования на протяжении многих веков.

Ключевые слова: Профессиональная деквалификация, самонаблюдение, педагогическое самонаблюдение, критичный подход, духовно-нравственные ценности, Российская культура, Православие, самосовершенствование, обучение музыке.

 

Проблема профессиональной деквалификации педагога в отечественной науке начала изучаться с конца 60-х годов ХХ века. Этому положили начало виднейшие отечественные психологи, исследовавшие вопросы общей, социальной и дифференциальной психологии, психологии профессиональных особенностей и нейрофизиологических параметров труда, а также педагогической психологии. Среди них К.К. Платонов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и другие. Среди исследований по общей психологии важную роль в изучении проблемы профессиональной деквалификации сыграли работы С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Также большое значение для изучения проблемы профессиональной деквалификации имеют труды по профессиональной психологии Е.А. Климова, Э.Б. Абдуллина, А.А. Мелик-Пашаева, Ш.А. Амонашвили и других, чьи работы отражают в себе современное состояние изучения проблемы профессиональной деквалификации.

Важную роль в изучении проблемы профессиональной деквалификации сыграли исследования феномена “эмоционального выгорания”, начало которым было положено американским учёным Г. Фрейденбергером в 70-х годах ХХ века. Их целью было изучение психологического состояния здоровых людей, находящихся в тесном взаимодействии с эмоционально нагруженной социальной средой. Важно отметить, что на заре изучения феномена “выгорания” его развитие не связывалось с профессиональной деквалификацией, а ограничивалось рамками эмоционального состояния.

Современное понимание феномена “выгорания” сформировалось в результате исследований, проведённых американской исследовательницей К. Маслач. В её представлении эмоционально-психологическое “выгорание”– это «трёхкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений» [4, с. 376].

Эмоциональное истощение возникает в результате накопления психофизической усталости, профессионального стресса.  Деперсонализация выражает обезличивание отношений с учеником и переход к обращению с ним как с объектом, а редукция личных достижений отражает негативное оценивание, ощущение собственной некомпетентности педагогом и падение значимости собственных достижений. В итоге процесс “выгорания” неизбежно становится причиной профессиональной деквалификации.

На основании этого мы делаем вывод о том, что профессиональная деквалификация педагога-музыканта:

  • это процесс, характеризующийся следующими признаками:
  • утратой личной заинтересованности в профессиональной деятельности и в успехах ученика;
  • отсутствием желания организационно поддержать деятельность ученика за пределами класса (тематические вечера, выездные концерты, музыкально-просветительские мероприятия и т. п.);
  • потерей представлений о профессии преподавателя музыки как о средстве самореализации в обществе, отсутствием интереса к профессиональному самообразованию и совершенствованию исполнительского мастерства, повышению теоретических, методических и исполнительских знаний;
  • пренебрежением творческой и духовно-нравственной составляющей профессии педагога-музыканта [9].

В последние годы серьёзной проблемой для преподавателя-музыканта стало «негативное влияние социально-педагогической среды и эмоционально-психологическое “выгорание”» [3, с. 41]. Из-за этого дезорганизуется работа педагога, ему становится трудно наблюдать за собой, определяя в себе то, что может препятствовать духовно-нравственному и профессиональному развитию.

    Самонаблюдение – это процесс «наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления» [2]. Объектами «для самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности» [2]. Важнейшей стороной самонаблюдения является рассмотрение и оценка собственных действий с духовно-нравственной точки зрения в опоре на традиционные ценности. Только с помощью этого приобретается возможность преодоления человеком обнаруженных в ходе самонаблюдения недостатков, «ибо дух есть сила самоопределения к лучшему» [6, с. 101].

    Педагогическое самонаблюдение – это особый вид долговременного педагогического наблюдения, когда преподаватель наблюдает за своей профессиональной деятельностью, её мотивами и результатами, а также оценивает собственный уровень профессиональной квалификации. Существенным аспектом педагогического самонаблюдения является духовно-нравственная оценка преподавателем своих профессиональных установок, способов их реализации, а также принципов личностного взаимодействия с учениками и их родителями. Именно благодаря этому педагог приобретает возможность корректировать свою работу и создавать необходимые условия для повышения собственной квалификации и результатов обучения учеников.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что для проведения педагогического самонаблюдения педагогу-музыканту необходимо составить его план и определённое время вести дневник. В данном плане должна быть отражена последовательность вопросов, ответы на которые преподавателю-музыканту необходимо получить посредством проведения анализа своей профессиональной деятельности и отношения к ней в опоре на традиционные духовно-нравственные ценности (так называемый духовно-нравственный самоанализ). С помощью этого у педагога-музыканта появляется возможность определения внутренних причин профессиональной деквалификации и их искоренения.

В дневнике же следует регулярно записывать ощущения, мысли, умозаключения и внутренние оценки своей профессиональной деятельности, которые бы помогали преподавателю музыки отвечать на сформулированные в плане педагогического самонаблюдения вопросы. Важно отметить, что именно внутренние оценки профессиональной деятельности, являющиеся результатом педагогической рефлексии, закладывают основу последовательного развития преподавателя-музыканта, его успехов  в обучении учеников и получения удовлетворения от работы.

Перед проведением педагогом-музыкантом педагогического самонаблюдения ему необходимо определить базовые духовно-нравственные ценности, в опоре на которые он сможет преодолевать в себе различные признаки профессиональной деквалификации. Исходя из многовекового опыта развития российского образования и культуры, основой для определения преподавателем базовых духовно-нравственных ценностей может служить принцип, по которому «главное дело – одновременно живо и священно. Оно требует от нас, чтобы мы не только выполняли “обязательное”, но чтобы мы созерцали, любили и служили» [5, с. 189].

    «Главное дело» в данном случае – это профессиональная деятельность педагога-музыканта, качество которой определяется его внутренним стремлением повышать уровень своей квалификации, преодолевать в себе те недостатки, которые мешают открытию новых творческих граней  музыкально-педагогической профессии, обретать исполнительское мастерство. “Живость” главного дела можно понять как преданность профессии, умение “жить своей работой”, опираясь на священные основы, среди которых любовь и уважение к людям, верность традиционным ценностям, а также готовность к самоотдаче.

Роль творческого созерцания для определения основных направлений педагогического самонаблюдения педагога-музыканта трудно переоценить, так как именно оно является основой творческого процесса, отражающей и объединяющей внешнюю и внутреннюю сторону бытия в сознании художника. При этом именно созерцание является тем начальным механизмом, с помощью которого преподаватель формирует творческую неповторимость своего стиля, как в педагогической, так и в любой другой профессиональной музыкальной деятельности. Важно отметить при этом, что именно отсутствие или потеря преподавателем-музыкантом потребности в творческом созерцании приводит к утрате интереса к своей профессии и разочарованию в ней, что является основным свидетельством профессиональной деквалификации.

Важнейшей стороной педагогического самонаблюдения, а, по сути, его смысловым ядром, является критический анализ педагогом-музыкантом своей профессиональной деятельности. Именно он предоставляет возможность преподавателю найти в себе те недостатки, которые приводят к профессиональной деквалификации и сконцентрироваться на её преодолении.

Целью использования педагогом-музыкантом критического анализа в педагогическом самонаблюдении является не бессмысленный поиск ошибок в работе с учениками и сопоставление их с методическими шаблонами, а избавление от внутренних препятствий, негативных профессиональных стереотипов, ложных поведенческих установок, проявляющихся в отсутствии духовно-нравственного начала в музыкально-преподавательской деятельности.

Отсутствие духовно-нравственной составляющей в профессиональной деятельности у педагога-музыканта обычно выражается такими признаками как:

  • отсутствие понимания музыки и обучения ей как формы нравственно-интеллектуального преображения личности;
  • отсутствие понимания музыкального искусства как важнейшей составляющей единого процесса духовного развития общества;    
  • отсутствие внутренней потребности приложить необходимые усилия для всестороннего профессионального и личностного духовно-нравственного саморазвития, используя потенциал музыкального искусства;         – отсутствие внутренней потребности предоставить ученику всю необходимую помощь для развития у него с помощью обучения музыке  важнейших духовно-нравственных ценностей и профессиональных качеств музыканта;
  • отсутствие ответственности за обучение ученика и демонстрируемые ему поведенческие установки, отражающие отношение преподавателя к музыке, культуре, духовно-нравственным ценностям и их месту в межличностных отношениях и обучении музыке;
  • отношение к своей профессии исключительно как к средству материального обогащения.

Первой задачей в реализации преподавателем-музыкантом критического анализа в ходе педагогического самонаблюдения должен стать поиск в себе тех или иных факторов, которые могут стоять на пути его профессионального развития и из-за которых может снижаться его интерес к обучению музыке. Кроме того, в число искомых причин необходимо включить потерю интереса к ученикам и воспитанию в них духовно-нравственных ценностей, необходимых для полноценного преподавания музыки.

Второй, но не менее важной, чем первая задачей является определение преподавателем музыки внутреннего “мерила”, с помощью которого он бы мог реализовать критический анализ, как в профессиональном поле, так и с духовной точки зрения. Чтобы не ошибиться в выборе данного критерия, педагогу-музыканту необходимо “взять на вооружение” проверенные веками православные духовно-нравственные ценности, послужившие стержнем для развития всей Русской культуры и государственности. Причиной тому является не только онтологическая связь всего российского образования с православными традициями прошлых веков, но и насущная необходимость в создании актуальной, не зависящей от внешних вредоносных воздействий, но при этом открытой для восприятия всех прогрессивных тенденций, системы музыкального образования в России, основой которой являлось бы самосовершенствование на основе традиций.

Именно данная необходимость позволяет нам утверждать, что активное использование преподавателем музыки критического анализа в рамках педагогического самонаблюдения является первоочередной задачей в деле преодоления профессиональной деквалификации педагога-музыканта. Это связано в первую очередь с важностью формирования духовного, “живого” отношения к своей профессии у молодых преподавателей и значимостью стимулирования их старших и более опытных коллег к обретению истинных ценностей в рамках своей профессии, что является залогом защиты первых от профессиональной деквалификации в будущем, а также её полноценного преодоления вторыми.

Необходимо добавить, что для преодоления профессиональной деквалификации преподаватель-музыкант должен иметь чёткое понимание того направления, двигаясь по которому он сможет добиться успеха в своей работе. Здесь важно помнить, что именно центростремительное направление является вектором профессионального развития. Подтверждением этого выступает тот факт, что музыка как искусство – это, прежде всего, духовная субстанция, значение которой познаётся через принятие её ценностей.

Центробежное же движение, то есть движение от духовного начала музыки к исключительному воплощению в ней человеческой самости является ложным путём, ведущим к неизбежной деквалификации. Именно снижение интереса к своей профессии, невозможность найти неоспоримой внутренней ценности в преподавании музыки, которые являются основными признаками профессиональной деквалификации, подтверждают порочность центробежного вектора [8].

Стремясь определить значение педагогического самонаблюдения для определения профессиональной деквалификации педагогом-музыкантом, уместно привести замечание Н.О. Лосского, в котором он отмечает, что «русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и благодаря силе своей воли успешно преодолевают его» [7, с. 360]. Это подтверждает, что поиск в себе внутренних препятствий для гармоничного развития и самореализации личности является традиционным для всей Русской культуры и ментальности. Также из этого можно сделать вывод о том, что именно такой способ преодоления профессиональной деквалификации педагога-музыканта является весьма эффективным при опоре на Русские национально-культурные традиции и духовно-нравственные ценности Православия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. – М., 2006. – 316[4] c.: ил. – (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 1013).
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] // URL: http://knigi.link/pedagogicheskaya-psihologiya-uchebniki/metodyi-issledovaniya-pedagogicheskoy-19212.html (дата обращения 26.07.2016).
3. Ивахненко А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: социально-педагогические аспекты. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2015. №1. Стр. 41. URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/ped_1-2015fin.pdf (дата обращения 25.11.2015).
4. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: 2012. – 640 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
5. Ильин И.А. Книга раздумий. Я вглядываюсь в жизнь / Ильин Иван Александрович. – Минск, 2014. – 287 с.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2012. 447 с.
7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
8. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки. Учебное пособие в двух частях. – 2-е изд. – М., 2016. – 632 с., нотн. пр.
9. Рапацкая Л.А., Ивахненко А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия. Международный научный журнал «Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/8/pedagogics/rapatskaya-ivakhnenko.pdf (дата обращения 07.11.2015).
 


©  А.А. Ивахненко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru