viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.В. Хайрутдинова,  (К.п.н., Академия управления МВД России)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Иноязычные коммуникативные умения
В статье рассматривается специфика формирования иноязычной коммуникативной компетенции руководителей органов внутренних дел. Особое внимание уделяется отличительным особенностям организации образовательного процесса в Академии управления МВД Российской Федерации. Автор описывает педагогическую эффективность академической программы обучения полицейских руководителей профессиональной коммуникации на иностранном языке.

Ключевые слова: Иноязычные коммуникативные умения, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативное воздействие, коммуникативное содействие, коммуникативное взаимодействие, профессиональная специфика, руководитель органа внутренних дел.

 

Сегодня знание делового иностранного языка является одним из требований, предъявляемых к высококвалифицированному специалисту в любой профессиональной сфере. Интенсивное развитие международных отношений, глобализация угроз национальной безопасности также предъявляют повышенные требования к подготовке выпускников высшей школы МВД. Владение иностранным языком формирует у руководителей органов внутренних дел способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, самостоятельно знакомиться с практикой правоохранительной деятельности зарубежных стран, профессионально общаться со своими зарубежными коллегами, демонстрировать способности к саморазвитию, необходимые для карьерного роста. Таким образом, свободное профессиональное иноязычное общение становится необходимым компонентом парадигмы профессиональных и общепрофессиональных компетенций руководителя органа внутренних дел, важнейшим фактором, способствующим формированию гармоничной личности высококвалифицированного специалиста в области правоохранительной деятельности. Необходимость переосмысления эффективности условий, в которых осуществляется профессиональная подготовка руководителей органов внутренних дел, подразумевает определение специфики организации образовательного процесса в высших учебных заведениях МВД России и разработку оптимальных программ обучения деловой иноязычной коммуникации.

Поскольку обучение иноязычной коммуникации в неязыковом вузе имеет профессионально ориентированный характер, то организация такого образовательного процесса имеет свою специфику. Современные отечественные исследователи указывают на ряд методических принципов, обусловливающих специфику профессионально ориентированного обучения иноязычной коммуникации, в том числе: 1) принцип единства профессиональной деятельности и профессионального общения; 2) принцип моделирования профессионального ролевого речевого поведения и взаимодействия; 3) принцип контекстно-ситуативного побуждения к речевой деятельности; 4) принцип сквозного коммуникативного действия и другие принципы [4,7].

Эти и другие специфические для обучения профессиональной иноязычной коммуникации принципы нашли отражение в программе обучения руководителей органов внутренних дел иностранному языку делового общения в Академии управления МВД России. Магистерская программа дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» составлена на основе изучения специфики административной деятельности руководителя органа внутренних дел с учетом требований, предъявляемых к личности полицейского руководителя на современном этапе [10]. Данная дисциплина предполагает интегрированное изучение профессионально значимого содержания средствами иностранного языка. Структура и содержание магистерской программы дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» нацелены на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и совершенствование общей культуры деловой коммуникации руководителей правоохранительных органов. Учебная программа дисциплины учитывает специфические особенности иностранного языка как учебного предмета, которые заключаются в том, что в отличие от других учебных предметов иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения [2: 42]. Данная программа отражает основные направления профессиональной подготовки руководителей органов внутренних дел в вузах системы МВД России, учитывает практическое применение результатов обучения в служебной  деятельности выпускников, сочетает в себе принципы обучения и воспитания как единого процесса формирования профессиональных знаний, коммуникативных умений и высоконравственных качеств руководителей  органов внутренних дел.

Основополагающим принципом для разработки программы обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке руководителей полиции в Академии управления МВД России послужил принцип приобретения выпускниками общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Основная цель учебной дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» – приобретение магистрантами общепрофессиональной коммуникативной компетенции, позволяющей им демонстрировать «готовность к коммуникации на русском и иностранном языках в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности» [9].   Магистерская программа дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке», разработанная на кафедре иностранных языков Академии управления МВД России, учитывает все составные компоненты многоплановой структуры коммуникативной компетенции: а) лингвистический компонент (способность правильно оперировать языковыми средствами общения); б) дискурсивный компонент (умения, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения и речевой задачей); в) социолингвистический компонент (знания о национально-культурных особенностях чужого лингвосоциума). При этом приоритетным является формирование у обучающихся умений, позволяющих понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей конкретной ситуации профессионального общения. В рамках учебной программы дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» обучение деловому иностранному языку организовано на принципах интенсивного метода с применением технологий разноуровнего обучения, учитывающих личностные характеристики обучаемых руководителей правоохранительных органов.

Теоретической основой организации образовательного процесса по обучению профессионально ориентированной иноязычной коммуникации является совокупность андрагогических принципов, предполагающих необходимость учета возрастных и психологических особенностей, социального статуса, жизненного и профессионального опыта обучаемых руководителей органов внутренних дел. Организация обучения взрослых людей достаточно глубоко исследована в  трудах известных ученых в  области педагогики и психологии [1,3,6,8]. Так, например, С.И. Змеев обоснованно утверждает, что «взрослый обучающийся», обладает пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от «невзрослого обучающегося»: 1. он осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2. он накапливает все больший запас жизненного опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3. его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели; 4. он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; 5. его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами [5:116].

Анализ специальных источников в области андрагогики дает возможность выделить определенную совокупность педагогических принципов организации обучения руководителей полиции иностранному языку делового общения:

  1. принцип приоритетности самостоятельного обучения;
  2. принцип совместной деятельности обучающегося и преподавателя в процессе обучения;
  3. принципы индивидуального подхода к обучению и дальнейшего развития личности обучающегося;
  4. принципы востребованности результатов обучения и их актуализации в практической деятельности;
  5. принцип использования имеющегося жизненного опыта и практических знаний и умений обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний;
  6. принцип преодоления устаревших представлений, корректировки негативного опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний;
  7. принцип рефлексии. С точки зрения реализации основополагающих андрагогических принципов учебная программа «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» нацелена на активизацию самостоятельной деятельности взрослых учащихся; способствует реализации принципа педагогического сотрудничества участников образовательного процесса; учитывает индивидуальные особенности, личностные мотивы и профессиональные потребности обучаемых руководителей полиции, которые должны осознавать важность усвоения иностранного языка для его практического использования в ситуациях делового общения.  

При определении содержания учебной дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» и основных форм организации образовательного процесса авторы программы руководствовались следующими принципами: 1. учебный материал должен соответствовать основным направлениям деятельности руководителей органов внутренних дел и вызывать у них познавательный и профессиональный интерес; 2. количество отобранных учебных тем должно быть достаточным для эффективного обучения деловой иноязычной коммуникации в условиях лимитированного учебного времени; 3. приоритетными формами обучения должны стать активные и интерактивные формы организации учебных занятий, основанные на инновационных технологиях презентации учебного материала (не менее 40% учебных занятий); 4. самостоятельная работа, как важнейшая форма организации учебной деятельности, должна быть нацелена на развитие творческих способностей магистрантов, стимулировать их собственную заинтересованность в успешном освоении учебного материала и ответственность за результаты обучения [14:127-128].

Выбор форм учебной деятельности по изучаемой дисциплине основан на идеях, выдвинутых известными отечественными учеными о том, что процесс изучения иностранного языка должен иметь развивающий и творческий характер, ориентированный на личностные и профессиональные потребности обучающегося и стимулировать его собственную активность как участника образовательного процесса [2:61]. Важно отметить, что для реализации программы дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» используются такие активные и интерактивные формы проведения занятий, как метод проблемного изложения учебного материала, групповые дискуссии, деловые и ролевые игр и др. Использование инновационных технологий обучения обеспечивает высокую эффективность обучения профессиональной иноязычной коммуникации и способствует развитию интеллектуальных умений и творческих способностей руководителей органов внутренних дел. Особая роль в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции руководителей правоохранительных органов в Академии управления МВД отводится игровым формам занятий, в которых иноязычная коммуникация происходит в профессиональном контексте, что максимально приближает процесс обучения к реальной служебной деятельности. Такие игровые формы учебных занятий включают: 1. языковые игры, предназначенные для начального этапа обучения и представляющие собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям; 2. коммуникативные игры, обусловленные определенной ситуацией и связанные с реализацией одного-двух речевых намерений; 3. ролевые игры, использование которых помогает овладеть стратегией делового общения на иностранном языке, проводить и отстаивать свою точку зрения, менять тактику своего поведения в зависимости от коммуникативной ситуации; 4) деловые игры, нацеленные на формирование поведенческих навыков руководителей полиции, умений принимать профессионально значимые управленческие решения [14:70].

Мы считаем, что особенно актуально (в условиях лимитированного времени, отведенного на изучение дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке») использовать такую форму организации учебной деятельности, как самостоятельная работа магистрантов. Эта форма организации учебной деятельности по изучению делового иностранного языка имеет большой потенциал. В современной лингводидактике самостоятельная учебная работа определяется как выполняемая без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время [13]. Исходя из этого определения, можно заключить, что самостоятельная работа обучаемых полицейских руководителей может быть организована как во внеаудиторное время (дома, в лингафонном классе), так и на аудиторных занятиях путем выполнения творческих учебных заданий, направленных на формирование способностей к самостоятельному изучению иноязычного профессионального общения. В этом отношении нам представляются интересными такие приемы организации самостоятельной работы, как смысловая переработка текста с последующим упорядочением и уплотнением учебной информации; использование особых приемов мнемотехники для запоминания учебного материала, рациональная организация времени, самоконтроль др. Опыт преподавания учебной дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» показывает, что, выполняя программные задания, предназначенные для самостоятельного обучения, большинство магистрантов в значительной степени реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Следует отметить, что в Академии управления МВД России отличительные особенности преподавания иностранного языка связаны, прежде всего, с необходимостью интенсификации процесса обучения в условиях лимита учебного времени. Учет вышеуказанных особенностей преподавания делового иностранного языка в Академии управления МВД России потребовал переосмысления традиционных технологий обучения и разработки инновационных педагогических методов преподавателями кафедры иностранных языков [11]. Педагогическая технология обучения руководителей полиции иностранному языку профессионального общения включает такие способы интенсификации обучения, как структурирование учебной информации, создание речевых стереотипов, разработка коммуникативных стратегий. К наиболее продуктивным педагогическим методам интенсификации обучения в условиях лимита учебного времени следует отнести обучение коммуникативным стратегиям общения, которые призваны заполнить пробел в коммуникативной компетенции магистрантов, помочь им найти выход из затруднений в процессе иноязычного общения [14:130].

Нельзя не отметить и такие особенности организации учебного процесса в Академии управления МВД России, как использование методов самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению навыками иноязычной профессиональной коммуникации. Эти методы включают:

  1. самоубеждение,
  2. самовнушение,
  3. самоприказ.

Как совершенно обоснованно отмечает Г.С. Пырченкова, такие «методы самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению иностранным языком воздействуют на интеллектуальную сферу формирования новых жизненных установок и уровень мотивационного интереса к изучению профессиональной коммуникации на иностранном языке, помогают правильно оценить свое отношение к учебной деятельности и принять осознанное решение об изменении своих личных убеждений и устаревших стереотипов» [12:70]. По мнению автора, такие психологические методы самостоятельной регуляции учебной деятельности магистрантов Академии управления МВД России являются действенным инструментом преодоления психологических барьеров, связанных с негативным опытом изучения иностранного языка и способствуют успешному приобретению ими навыков иноязычной коммуникативной деятельности. Эффективность использования самостоятельной психологической подготовки магистрантов к изучению дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» была доказана в ходе проведенного на кафедре иностранных языков педагогического эксперимента, который выявил приоритетность использования метода самоубеждения, основанного на рациональном обосновании пользы приобретения иноязычных умений для нужд служебной деятельности руководителя полиции [14:146].

Немаловажное значение для успешного формирования навыков профессиональной иноязычной коммуникации у руководителей органов внутренних дел имеет тот факт, что обучение осуществляется по учебно-методическим пособиям, написанным преподавателями кафедры и ориентированным на профиль подготовки «Государственное и муниципальное управление». При разработке учебных пособий особое внимание уделялось тому, насколько они обеспечивают развитие коммуникативных навыков и умений; а их предметное содержание и тематика соответствуют опыту и специфике практической деятельности руководителей органов внутренних дел.

Конечные программные требования к уровню владения иностранным языком предусматривают наличие коммуникативной компетенции, достаточной для осуществления деловых контактов в области правоохранительной деятельности, приобретения способности самостоятельно изучать зарубежный профессиональный опыт и развивать свой общекультурный уровень.  В этом отношении учебная программа дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» не только учитывает специфику формирования иноязычной коммуникативной компетенции   руководителей органов внутренних дел, но и способствует совершенствованию профессионального образования, расширяя инновационное образовательное пространство и обеспечивая единство гуманитарного и профильного обучения и воспитания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М.: Академия, 2009. — 336с.
3. Добринская Е. Образование взрослых: преемственность и развитие // М.: Педагогика. — 2001. — №7. — С.107-110.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2004. — 384с.
5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. — М.: Академия, 2002. — 128 с.
6. Колесникова И.А. Основы андрагогики. — М.: Академия, 2003. —240с.
7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. — Нальчик, 1996. — 96 с.
8. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. — М., 1980. — 248с.
9. Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №322 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 – Менеджмент (уровень магистратуры).
10. Пырченкова Г.С., Хайрутдинова И.В. Рабочая программа дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке». Направление подготовки 38.04.02. – Менеджмент. Квалификация (степень) выпускника «магистр». — М., 2015. — 52 c.
11. Пырченкова Г.С. К вопросу о современных технологиях оптимизации обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке (из опыта обучения магистрантов академии управления МВД России профессиональной иноязычной коммуникации) // Сборник статей межвузовского научно-практического семинара (3 июня 2015 г.) Оптимизация обучения профессионально ориентированной коммуникации. — М., 2016. — C. 71-75.
12. Пырченкова Г.С. Методы самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению навыками иноязычной коммуникативной деятельности // Труды Академии управления МВД России. — 2015 — №1 (33) — C. 67-72
13. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2009. — 239 с.
14. Хайрутдинова И.В. Формирование иноязычной коммуникативной деятельности руководителей внутренних дел // Дисс. канд. пед. наук. — М., 2013. — 336 с.


©  И.В. Хайрутдинова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru