viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.А. Семешко,  (Доцент, Тюменский государственный институт культуры)

М.О. Коростелева  (Ст. преподаватель, Тюменский государственный институт культуры)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Музыкальное просветительство
В статье авторы отмечают, что вопрос об уровне подготовки и развития музыкальной культуры подрастающего поколения, а также о проблемах культурно-нравственного воспитания учащихся, стоит очень остро. Произошло крушение нравственных ориентиров в молодежной среде. И только близкая связь с музыкантами –профессионалами способствует росту музыкальной культуры населения страны. Нам необходимы не единицы профессионалов –музыкантов, а миллионы музыкально образованных любителей музыки - это целая нация.

Ключевые слова: Музыкальное просветительство, деятели музыкальной культуры, эстетическое воспитание учащихся, формирование исполнительского мастерства.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу
крыльями, способствует полету воображения»

Платон (Аристокл)

Музыкальное просветительство как особый способ воздействия и как уникальная форма познания музыкального наследия содержит глубокие исторические корни национальной музыкальной культуры в нашей стране. Заслуживают особого внимания и музыкально-просветительские традиции, направленно возрождающиеся в нынешней России.

Стоит сразу же оговориться, что авторам, как педагогам с большим стажем, разительно ощутимы перемены в общеобразовательных и детских музыкальных школах, утративших позиции в вопросе становления и развития музыкальной культуры подрастающего поколения и нуждающихся в постоянных творческих контактах с музыкальными учебными учреждениями в деле решения возникших проблем  культурно-нравственного воспитания учащихся. Особой остротой отличаются трудности музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, проживающих в малых городах и удаленных сельских поселениях, музыкальная сфера которых в значительной степени уступает потенциалу областного центра, где в последнее время регулярно проходят выступления известных отечественных и зарубежных музыкантов-исполнителей, в рамках учебных программ проводятся отчетные концерты учащимися и преподавателями музыкальных заведений. Более того музыкальная семилетка была для подростка некой повинностью, а сдав выпускные экзамены по музыке он попросту забывал о ней.

К тому же преобразования 90-х годов сделали «деньги» мерилом благополучия, успеха и уважения в жизни многих людей. Они всерьез и надолго потеснили, казалось бы, извечные понятия патриотизма, национальной гордости, благородства, милосердия и т.п. Крушение нравственных ориентиров, пренебрежительное отношение к национальной неповторимости в массовой культуре негативным образом отразились на обще-музыкальном обучении и воспитании целого поколения. Стереотипы иждивенчества и прагматизма были противопоставлены духовно-нравственному миру человека. Казалось бы, демократический простор и свобода способствовали росту творческой инициативы. Фактически же страну наполнила волна недоброкачественной рыночной поп-культуры. Снижался уровень значимости культуры среди населения и, особенно в молодежной среде.

Средства массовой информации заполонили произведениями «массовой культуры» и, как правило, низкого качества, отодвигающие на задний план не только музыкальную классику, но и духовную, подлинно народную музыку, которые при таком подходе к социокультурной ситуации становятся, по большому счету, искусством эксклюзивным, недоступным, да и непонятым большинству населения страны. Это обедняет духовный мир человека, обедняет его мироощущения, вследствие чего формируются нежелательные черты в его характере и поведении.

О разрушительном влиянии неприличной, вызывающей тревогу и опасение музыкальной поп-масс-культуре на подрастающее поколение, предупреждал еще В.А. Сухомлинский «… стихийное,  неорганизованное воздействие на детей кино, радио и телевидения не способствует, а, скорее, вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений» [25].

Недостаток внимания, как к эстетическим, так и к этическим вопросам воспитания значительной части современной молодежи привело к тому, что классическая и народная музыка крайне редко востребуется в каждодневной жизни, ее не только не слушают, но видимо не желают ее и понимать, она попросту не интересна «новому» поколению молодежи. А выход из сложившейся критической ситуации, по  мнению автора, может быть только один – возрождение просветительства истинного путеводителя культуры и интеллектуальности нации. Д.Б. Кабалевский, обосновывая потребности в музыкальном просвещении, утверждал, что оно рождает особое знание, воздействующее на весь духовный мир молодежи и, «прежде всего, на их нравственность» [24].

Возникшее более ста лет назад музыкальное просветительство в России связано было с открытием консерватории, бесплатной музыкальной школы и музыкальных классов не только в центре, но и в провинциальных городах.

Задачи музыкального просвещения рабочих и крестьян в послереволюционные годы страна Советов решала путем, во-первых, развития профессионального музыкального образования и, во-вторых, путем обще-музыкального воспитания. Для школ стали обязательны уроки музыки, в выходные дни и в каникулы в филармониях и театрах реализовывались детские музыкальные проекты. Музыкальное просветительство непосредственно реализовывалось через концертную деятельность консерваторий, преподавателей и студентов,  выступающих с лекциями-концертами для трудящихся, неся в народ лучшие произведения камерной, симфонической и оперной музыки.

Причем вся просветительская идея стала составной частью практики профессиональных музыкантов-исполнителей, а культурно-просветительское направление, распространяясь по всей стране, охватывало все новые и новые слои общества. А видные деятели музыкальной культуры М.А. Балакирев, В.В. Стасов, А.Н. Серов всегда верили в музыкальное просветительство, как высшую форму творческой деятельности: «Думалось, что, может быть, самая драгоценная традиция, унаследованная русской музыкой от ее великих классиков, – не замыкаться в гордом жречестве и радоваться радости людей в их соприкосновении с искусством» – указывал Б.В. Асафьев [2].

Именно постоянная и близкая связь с профессионалами музыки благоприятствовала необычайному росту музыкальной культуры населения страны. Вследствие этого создавались новые самодеятельные музыкальные коллективы, возникали группы и отдельные талантливые исполнители, зачастую пополнявшие профессиональную сцену. Музыкальное просветительство второй половины ХХ получило дополнительный импульс к расширению и усовершенствованию вследствие постановки задачи просветительства населения в  государственном масштабе.

К сожалению, нынешнее отечественное музыкознание, долгие годы нарабатывающее музыкально-педагогические течения в академическом образовании, заметно упростило подходы к музыкально-просветительской деятельности – как одного из значительных направлений в искусстве. А сложившаяся десятилетиями музыкально-образовательная система была ориентирована в основном на поиск лучших из лучших и невнимание к середнякам. Вузы выпускали и продолжают выпускать блестящих профессионалов, что подтверждается востребованностью российских академических музыкантов во всем мире. Это образно можно назвать увенчавшимся успехом просветительского культурного «экспорта». Но как быть с не «дотягивающими» до нужных параметров?

Эта система дополнительного музыкального образования работала десятилетиями и продолжает работать без сбоев. Но очевидно, что сегодня, по мнению автора, начинается понимание и ощущение ценности другого – среднестатистического человека, при этом обладающего многими разносторонними знаниями. Для этих людей академическая музыка не стала приоритетной, у них больше превалирует походы в музеи, хорошие театры, на выставки современного искусства или интеллектуальное кино. Но главное – они не только научились понимать, слушая классическую музыку, но наравне с поп и  рок-музыкой она  становится продолжением их жизни.

Более того, надо учитывать и тот факт, что только 10 % выпускников районных музыкальных школ все же выбирают музыкальное образование в качестве основной профессии. Тем не менее, лишь четверть выпускников специализированных образовательных учреждений культуры, связывает свою жизнь с выбранной профессией.

В настоящее время авторам,  уже длительный период приходится сталкиваться с фактами, когда ведущее место в музыкальных учебных заведениях отводится выполнению учебных программ, активной подготовке к зачетам, экзаменам, в лучшем случае конкурсным или концертным мероприятиям. При этом  упускается духовно – эстетическое воспитание учащихся, пониманию ими своего просветительского назначения, как будущих музыкантов.

Зачастую педагоги музыкальных образовательных учреждений ставят перед собой задачу «вырастить» солиста-исполнителя или обучить школьника-студента игре на музыкальном инструменте, прикладывая чрезмерные усилия, чтобы представить своего воспитанника с лучшей стороны, нежели он природой одарен. «Нередко даже в музыкальной школе детей учат не музыке, а лишь игре на инструменте, и поэтому многие из них, вступая в самостоятельную жизнь, легко расстаются с музыкой. Их собственное восприятие музыки порой становится вялым и пассивным. А ведь они должны бы стать опорой и авторитетом в музыкальных интересах окружающих» – утверждает М.А. Гольденштейн [3].

Г.Г. Нейгауз еще в 1961 году предостерегал: «Для выработки солиста нужно, чтобы у вашего ученика был талант… Но создать талант невозможно, если у человека его нет. Да и нужно ли это? Не важнее ли, опираясь на интеллект своих учеников, научить их любить и понимать музыку?» [23].

С позиции педагога и руководителя авторам близка позиция многих специалистов склонных к тому, что нынешнему музыкальному образованию не хватает элементарного умения признавать заслуги и достоинства каждого в отдельности подростка за его старания, не зависимо от итогового результата. Авторы уверены в абсолютности идеи профессора Г.Р. Гинзбурга – «Нам не нужно 100 тысяч пианистов, но нам нужно 200 миллионов музыкально образованных любителей музыки» [22].  Поэтому музыкальные школы должны ежегодно выпускать не только уникальных «георгиевых», «мацуевых», «хворостовских», но и предоставлять детям реальную возможность выразить себя. Поскольку музыкальные занятия способствуют развитию образного и абстрактного мышления (музыка была в средневековье близка к математике), координации и беглости пальцев, концентрированности и владения собой.

Однако такие задачи практически очень сложно решать без широко организованного и целенаправленного просветительского участия учебных заведений музыкального профиля, способствующего формированию исполнительского мастерства музыкантов. При этом основной целью просветительской деятельности педагога является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения [21].

Не менее важные задачи в череде профессиональных действий педагога-музыканта, должны быть направлены на организацию изучения потребностей подростков в социально-культурной деятельности; организацию культурно-досугового пространства; разработку и реализацию культурно-просветительских тест-программ для большинства социальных групп; популяризацию профессиональной сферы образования обществу.

Да, сегодня с уверенностью можно утверждать, что наступило не только новое время, но и абсолютно новые информационные технологии. ХХI век открыл перед артистами громадные возможности в получении, обработке и воспроизведении музыкальной информации. То есть просветительство обеспечено достаточной технической и информационной базой.

И в этом случае вновь и вновь надежда и упование на подготовку передовых кадров музыкантов-просветителей, с помощью которых необходимо создать новую информационно-технологическую систему музыкально-культурного просветительства в России.

В настоящее время Россия переживает очередной этап воссоздания музыкально-просветительской инициативности, хотя в общей среде музыкальной культуры эти положительные направления занимают незначительное место. Следовательно, Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года «Об утверждении Основ государственной культурной политики» № 808 стал фундаментом и новым импульсом для образования целостного культурного пространства. Более того выполнение положений Указа требуют существенных изменений в работе организаций высшего образования. Например, положения первого раздела Основ декларирует, что «единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности».

«Культура – это главная объединяющая субстанция нации, – сказал В.В. Путин. – И не так важно, что написано в графе «национальность», важно как человек сам себя идентифицирует, кем он себя считает, какие основополагающие культурные принципы в него заложены с детства. Нам очень важно создавать единое культурное пространство» [20].

Таким образом, влияние музыкального просветительства на социальную и общественную жизнь страны очевидно, а переход в разряд профессионализации данного вида практик – потребность времени. Уровнем культуры определяется силой духа нации, ее сегодня и завтрашним днем, а потому так современно, тем более что уже «вчера» жизненно важно возрождение и закрепление преимуществ духовности через инициативную и наступательную культурно - просветительскую работу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акбари Ю. Б. Практическая организация концертной просветительской деятельности студента-музыканта и применение инновационных педагогических технологий в учебно-образовательном процессе. Владимир. Изд. ВлГУ, 2013. – С. 99-106.
2. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979.
3. Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 – М., «Музыка», 1981.
4. Губарева О.А., Зотов В.В. Молодѐжная культура в информационно-коммуникативной среде современного общества / О. А. Губарева, В. В. Зотов. – М.: «Спутник +». – 2007. – 144 с.
5. «Как слово наше отзовется…» П.И. Чайковский в современном мире : кол. монография / науч. ред. и сост. Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. – СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 254 с.
6. Овсянкина Г.П., Шитикова, Р.Г. Массовая музыкальная культура: стили и жанры: Учебное пособие / Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова // РГПУ им. А.И. Герцена. Науч. ред. Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. – Вып. 4. – СПб.: Союз художников, 2016. – С. 5 – 6, 60 – 69.
7. Халабузарь П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании. – М., мин. Культуры, 1968
8. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе.: дисс. … канд. пед. наук – М., 2005. 144 с.
9. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде. // Дисс. … доктора искусствоведения – Курск, 2016.
10. Митус И.В. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Автореф. дисс. … канд. пед. наук.– Майкоп, 2004. – 22 с.
11. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций. Автореф. канд. искусствоведения. – Саратов, 2013.
12. Сборник статей по материалам научно-практических конференций 2011-2012 годов. // Музыкальное просветительство и исполнительство: проблемы, решения, перспективы /. Владимир: ВлГУ, 2013. 67 с.
13. Подъячева В.И. Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла// [Электронный ресурс] / Режим доступа/ http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013.
14. Позняковская Н. Воспоминания. Статьи / ред.-сост. В.Д. Биберган, А.Н. Шадрин; ред. С.Т. Махлина. СПб.: Композитор, 2014. 380 с.
15. Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011.– 323 с.
16. Яковлева Е.Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры. Вестник АГУ. Вып. 1 (152). 2015.
17. Хот З.Ц. Музыкально-просветительская деятельность Адыгейской государственной филармонии в 2007-2012 годы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2 (125). С. 212-218.
18. Батищев И. В. Социокультурное воспитание молодежи в образовательном пространстве современного вуза / Батищев И. В. // Научно-практический журнал «Человеческий капитал». – 2013. – № 11. – С. 94–97.
19. Тулинова О.В. Образование и самообразование //Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань) № 3 (41). 2014.
20. http://www.newsru.com/
21. Об образовании взрослых (новая редакция). Модель. Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 20-5 от 7 декабря 2002 года) «Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ», № 30, часть 1, 2003 год.
22. Гинзбург Г.Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. Изд. Советский композитор. 1984. 288с.
23. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Советский композитор», 1989.
24. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., «Педагогика», 1986.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям// Киев: Радянська школа. 1974. 288 с.


©  Н.А. Семешко, М.О. Коростелева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru