viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.Н. Ручка,  (Соискатель, Оренбургский государственный педагогический университет, преподаватель, ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище")

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Проект
В статье раскрыта роль проектной деятельности на уроках иностранного языка как метода интеграции содержания предметных компонентов гуманитарного образования. В статье освещена технология работы учеников над творческим проектом, в частности охарактеризованы этапы проектной деятельности. Автор акцентирует внимание на том, что данная деятельность способствует формированию у учащихся креативности, коммуникативной языковой компетентности, ориентирует в выборе будущей профессии.

Ключевые слова: Проект, проектная деятельность, интеграция, творческие способности, педагогическая технология, творческий проект, телесюжет, информационные материалы.

 

Oдна из актуальных задач современной школы - поиск оптимальных путей повышения интереса учащихся к обучению, стимулирование их умственной активности, побуждение к творчеству, воспитание жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях, выработка умений практического и творческого применения полученных знаний.

Актуальность проектного обучения обусловлена его значительным творческим потенциалом. В процессе работы над проектами у школьников формируются личностные качества, необходимые человеку XXI века, а именно: способность быстро адаптироваться к инновационным изменениям в обществе, толерантность, коллективизм, ответственность, нацеленность на сознательный выбор профессии и дальнейшее профессиональное самосовершенствование и саморазвитие в течение всей жизни, творческое отношение к труду, критичность и системность мышления, высокая культура вербальной и невербальной коммуникации, умение работать с медиаисточниками.

Учитывая это, работа над творческим проектом играет важную роль как в профессиональном самоопределении старшеклассников, так и в формировании креативности как важнейшего личностного качества.

Проблема внедрения проектной деятельности в учебный процесс привлекала внимание многих выдающихся педагогов-исследователей, в частности, это: Дж. Дьюи, Д. Каттерик, В. Килпатрик, В. Монд, Д. Снезден. В современной педагогике метод проектов исследовали такие отечественные ученые, как В. Гузеев, Д. Левитес, Е. Полат, Г. Селевко, И. Брусникина, Н. Морзе, И. Сергеева и др.

Анализ многочисленных исследований [1, 2, 3, 4, 5], а также опыт организации проектной деятельности учащихся позволили в этой статье осветить теоретический и практический аспекты проблемы исследования.

Цель статьи состоит в изучении сущности проектной деятельности как одного из методов интеграции содержания предметных компонентов гуманитарного образования основной школы.

Проектная деятельность - одна из самых перспективных составляющих образовательного процесса, потому что, как утверждает А.И. Савенков, создает условия творческого саморазвития и самореализации учащихся, способствует формированию необходимых жизненных компетентностей [6, с. 46].

Содержание предметных компонентов гуманитарного образования филологического, исторического, обществоведческого, - как составляющих гуманитарного образования, формирует социально-гуманитарную компетентность учащихся, которая включает:

  • усвоение и использование знаний для решения новых познавательных задач;
  • способность соотносить собственное поведение с моралью и нормами права в обществе;
  • умение пользоваться методами научного познания с целью изучения объектов и явлений;
  • способность видеть, понимать, познавать, наблюдать и исследовать явления и объекты, закономерности функционирования и развития социума;
  • умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать явления и объекты;
  • умение применять теоретические знания на практике (различать объекты и явления, осуществлять научно обоснованные действия, анализировать ситуации). [7]

Практика показывает, что на занятиях гуманитарного цикла целесообразно использование таких видов проектов, как информационный, игровой, исследовательский и творческий. По содержанию проекты являются преимущественно межпредметными, потому что интегрируют знания по истории, литературе, географии, обществознанию.

Считаем, что одной из важнейших задач педагога является выявление у учащихся способностей к определенному виду деятельности и создание условий для их развития. При этом следует учитывать, что некоторые ученики с удовольствием овладевают знаниями, которые им подают в готовом виде; другие же, наоборот, стремятся получать знания в ходе самостоятельных поисков и собственных наблюдений за ходом определенного явления или процесса.

К категориальным признакам понятия «проект» мы относим такие, как:

  • актуальность и социальная значимость, направленность на удовлетворение нужд;
  • взаимосвязь теоретического и практического аспектов креативной деятельности;
  • интерактивный характер комплексной субъект-субъектной деятельности членов временного коллектива;
  • инновационность, активное взаимодействие с окружающей средой, использование современных СМИ;
  • логическая последовательность этапов проекта и регламентирования деятельности;
  • направленность на получение промежуточных результатов и достижения конечной цели - оригинального продукта деятельности, перспективность;
  • обязательная презентация, подчиненная жанра конечного результата.

Школьный проект - это конечный оригинальный продукт интерактивной проектной деятельности старшеклассников как креативных личностей. Отметим, что учитель (педагог) является координатором, консультантом проекта: он предлагает ряд проблем, одна из которых становится основой проектной деятельности учащихся; консультирует участников проекта во внеурочное время; является организатором публичной защиты (творческого отчета) проектов. [8]

Проектная технология, как и любая другая технология, состоит из взаимосвязанных компонентов, таких, как:

  • мотивационный (актуальная проблема, цель, задачи проекта, практическая значимость ожидаемого продукта);
  • содержательный (содержание и объем информации, необходимой для обработки и усвоения участниками проекта);
  • организационно-исполнительный (функции участников проекта, этапы и способы проектной деятельности, формы и способы получения и презентации конечного продукта проектной деятельности);
  • аналитический (способы анализа и самоанализа (рефлексии) результатов проектной деятельности).

Творческие проекты характеризуются некоторой спонтанностью действий участников в процессе реализации первоначального замысла: участники проекта вносят коррективы по сценарию, проявляя при этом творческие культурно-коммуникативные способности (иногда скрытые). Разновидностью творческих проектов, на наш взгляд, следует считать ролевые (игровые проекты), поскольку искусство перевоплощения, которое демонстрируют ученики на презентации ролевых проектов, является проявлением творчества. [9]

По нашему мнению, итоговым этапом творческого проекта является публичный отчет о проведении мероприятия, который предложено подготовить руководителю проекта (в нем содержится самоанализ проектной деятельности участников коллектива, делаются выводы, определяются перспективы дальнейшей деятельности старшеклассников).

Во время работы над проектом нередко применяются различные виды деятельности старшеклассников, что дает основания выделять как отдельный тип комбинированные проекты (например, информационно-исследовательские, информационно-творческие и др.).

Охарактеризуем кратко работу старшеклассников на уроках иностранного языка – слушателей элективного курса «Тележурналистика» - над творческим проектом «Моя телепередача для канала RT (Russia Today)».

    Цель проекта: обеспечить практическое использование учащимися теоретических знаний о языке современных СМИ и медиатехнологиях, совершенствование коммуникативных навыков говорения на иностранном языке.

    Оборудование: видеокамера, DVD-проигрыватель, телевизор (мультимедийный проектор), реквизиты для видеосъемки.

Инструкция к работе над проектом

Подготовительный этап

На этом этапе определяется круг участников проекта, распределяются обязанности, «роли»: «руководитель телепроекта», «автор телесценариев», «телеоператор», «гости программы», «корреспондент (автор информации с места события)», «обозреватель (автор информационного обзора событий)», «диктор», «редактор телепередачи».

1 задача: выбрать проблему, которая будет основой телепередачи (или ее эпизода):

  • современные исследования в области физики (химии, биологии, психологии, педагогики, истории, математики, информатики) и развитие науки в России.
  • «Заговори - и я узнаю тебя» (Сократ) - о культуре речевого общения;
  • молодежь в мировом коммуникационном пространстве.
  • слово в защиту книги.

2 задача: дать название телепередаче. Название должно быть метким и кратким, хорошо восприниматься на слух и запоминаться. На подготовительном этапе проекта учащимся полезно посмотреть образцы - лучшие российские телепередачи.

3 задача: спланировать место, время и содержание телесюжета. Видеосъемка осуществляется на городской улице, в школе, на телестудии, в библиотеке, в музее, в сельском клубе и тому подобное. Место сюжета определяет его видеоряд. Необходимо очертить круг участников съемки, например телекорреспондент, известные учителя, литераторы, актеры, музыканты, художники, ученые, представители молодежных организаций, работники библиотеки, музея и тому подобное. Отметим, что гостями программы могут быть реальные лица.

4 задача: написать сценарий телепередачи (или ее отдельного сюжета) (на иностранном языке), предварительно выбрав ее вид и структурные единицы:

  • информационная обзорная - рассказ корреспондента, репортаж обозревателя (прямой эфир / смонтированный, событийный / сюжетный), комментарий к сюжету;
  • информационно-аналитическая обзорная программа - дискуссия за «круглым столом»;
  • ток-шоу - социально-политическое, развлекательное;
  • учебная, познавательная, культурологическая, социальная передача (например, урок-телепередача).

5 задача: подбор информационных материалов, необходимых для создания теледискурса (сведения из сети Интернет, печатных источников, полученные во время непосредственного общения со специалистами и т.д.).

6 задача: изменение сценария телепередачи (или ее отдельного сюжета).

Этап реализации проекта. Видеозапись.

На этом этапе готовятся необходимые реквизиты, видеоряд. Участники видеозаписи проверяют свой внешний вид, устанавливается оптимальный для видеосъемки режим освещения, «телеоператор» определяет главные и второстепенные объекты съемки. «Редактор» и герои передачи выясняют специальные жесты за кадром: «запись приостановлена», «время разговора исчерпан» и др.

Во время видеосъемки «редактор» следит за культурой речи и этикой общения участников (на иностранном языке). «Корреспондент» не должен проявлять предвзятое отношение к героям.

Во время просмотра видеозаписи «редактор» и «съемочная группа» анализируют материалы на предмет качества съемки и соответствия поставленным на подготовительном этапе задачей проекта.

Этап обнародования результатов проекта, анализа и самоанализа.

Участники проекта предлагают пересмотреть телепередачу (или ее фрагмент) на уроке, во время воспитательного мероприятия для старшеклассников и тому подобное. «Эксперты» (ученики, учителя, родители, приглашенные официальные гости) оценивают проект по следующим критериям:

  • актуальность телепередачи;
  • сюжетная целостность и информационная насыщенность;
  • мастерство «редактора» и «оператора» телепередачи;
  • коммуникативные качества речи «корреспондента» и героев телепередачи (или ее фрагмента).

Таким образом, внедрение проектной деятельности в учебный процесс обусловлено тем, что работа над проектом способствует повышению интереса к науке, углублению знаний, побуждает к самостоятельному поиску в процессе исследовательской деятельности. Технология работы учеников над творческим проектом, описанная в статье, предполагает, что учитель (педагог), а также сами старшеклассники могут вносить коррективы в содержательную и техническую части проекта. А это в свою очередь, значительно оптимизирует творческую деятельность участников проекта.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2008. -268 с.
4. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. -М.: Академия, 2011. 146 с.
5. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников. М., 2003. №4. С. 12-17.
6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. 480 с.
7. Курицина В. Н. Метод проектов: вчера, сегодня, завтра // Образовательная технология как система, объединяющая теорию, практику и искусство. – Воронеж: ВГПУ, 2000. – С. 59-63.
8. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара: Профи: ЦПО, 2003.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.


©  О.Н. Ручка, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru