viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Д.М. Калугин,  (Аспирант, Бирский филиал Башкирского государственного университета)

В.Ф. Усманов,  (К.п.н, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Самореализация
Настоящая работа посвящена исследованию проблемы самореализации подростка в условиях соуправления учреждения дополнительного образования. В данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов самореализации подростка, зависимости от влияния на подростка различных факторов. Изученные источники литературы при написании настоящей статьи, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
Важным в статье является обозначение механизма самореализации, определение этапов осуществления личностного потенциала подростка, раскрывающие сущность механизма.
Анализируется процесс образования в учреждениях системы дополнительного образования, его взаимодействия с основным образованием. Автором представлен обзор деятельности учреждений дополнительного образования, важность включения подростка в систему дополнительного обучения, с целью развития личного потенциала. В статье даётся краткая характеристика содержанию и структуры работы учреждений дополнительного образования, приводятся аргументы отличия общего образования от дополнительного.
Особый интерес представляет вывод: дополнительное образование как социально-культурный процесс и образовательное учреждение как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Учреждение дополнительного образования - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю.

Ключевые слова: Самореализация, дополнительное образование, соуправление, формирование личности.

 

Проблема самореализации личности, самопознание и жизненное профессиональное самоопределение подростка в последнее время активно исследуется, тем не менее, в теоретической ее разработке имеется немало нерешенных вопросов. Наличие четкого представления о сущности и содержании самореализации подростка требует обращения к рассмотрению ее структурных элементов.

Для начала обозначим механизм самореализации, который возможноустановить как очерёдность состояний, действий, характеризующих собой какое-нибудь действие, явление. В педагогике подобную очередность, возможно, назвать рубежами, этапами раскрывающими сущность механизма. В работе С.Н. Усовой[18], выделены следующие этапы самореализации: самосознание, самомоделирование деятельность по осуществлению самомодели, самоутверждение. На наш взгляд, согласиться с такой трактовкой этапов можно условно, так как данная логика не раскрывает генезиса процесса самореализации, т.е. этап возникновения необоснованно упущен. В связи с этим, в исследовании мы выделяем начальный этап самореализации - потребность, наличие, которой позволяет выделить следующие этапы. Второй этап выступает как интерес к деятельности, что отражает специфику дополнительного образования, третий этап - самомоделирование, четвертый — самовыражение.

В то же время важно отметить, что психологические исследования Л.А. Корыстылевой [13], при выделении этапов самореализации, акцентируют внимание на внутреннем состоянии личности: оформление побуждений, рефлексия, напряжение, снятие. Таким образом, авторы рассматривают этапы механизма самореализации в качестве собственного самоосуществления личностью своих сил, которые выступают как ее необходимые условия и структурные элементы, дополняющие, развивающие друг друга звенья единого процесса развертывания и воплощения сущностных сил.

Успешное прохождение этапов самореализации зависит от влияния на подростка различныхфакторов. Анализ источников литературы демонстрирует, что все условия самореализации ребёнка возможно дифференцировать на внешние и внутренние. Выделим внешние факторы успешной самореализации: врожденные, наследственные, общественные. Внешние условия могут, как заинтересовывать ход самореализации, к примеру, в хороших обстоятельствах, он станет проходить значительно продуктивнее, так и замедлять процедуру самореализации. Во внутренние факторы самореализации допустимо включить миропонимание, ценностные ориентиры и само понимание индивида, составляющих его моральный облик, посредством которого происходит отражение окружающей действительности и восприятие личностью своей роли в ней, определение целив жизни. Отметим, что факторы считаются значимыми и зачастую являются существенными причинами, оказывающими влияние на самореализацию подростка, следовательно, их преобразование требует длительного периода времени и значительных усилий.

Продолжая исследовать самореализацию подростка в контексте ее факторов, обозначим ее внутренние и внешние условия. Данному вопросу уделяется внимание во многих работах. Обобщая, выделим наиболее значимые из них.

К внутренним условиям самореализации относятся сформированность позитивной «Я-концепции, самоуважение, выработка адекватной самооценки; самоопределение, идентификация себя с другими и стремлениек совместной работе с взрослыми и ровесниками, социальный статус; самопознание, степень открытости своему опыту переживаний; самовыражение и самоутверждение.

К важнейшим внешним условиям самореализации относятся наличие развивающей социальной среды, в которой смогут обнаружиться возможности и таланты личности; социальные запросы, одобрительное расположение находящихся вокруг людей, доверительное расположение к кому-либо; независимость в подборе способов и средств реализации заложенных потенциалов; результат и победа индивида в разных сферах активности человека.

По нашему мнению, непосредственно видимые условия формируют среду для успешной самореализации подростка. Подобным способом, преподавательская работа соответственно устремлена на формирование конкретных обучающих факторов, содействующих самореализации подростка.

При определенном сочетании факторов и условий самореализация подростка может проходить в различной форме. Р.А.Зобов и В.Н.Келасьев[11] предлагают следующую классификация форм самореализации: статусная; поисковая; престижная; накопительская; расширение границ собственного сознания, развитие духовности; информационная; творческая. На основе представленных форм, отметим то, что самореализация подростка в условиях учреждения дополнительного образования носит поисковый характер, связана с приобретением информации, которая сопровождается повышением уровня культуры, самопознания, самосовершенствования, имеет статусное изменение подростка (новичок, наблюдатель, автор, партнер) и проявляется в творческой деятельности.

Выражаясь в той или иной форме, всегда трудно оценить насколько самореализовался подросток (количественный анализ) и самореализовался ли вообще (качественный анализ). Для этого нужно определить критерии и показатели самореализации подростка.

В педагогических исследованиях, представляя самореализацию подростка Н.В. Борисова, Н.В. Кокорева [5, 12] оценивают степень ее развития по следующим критериям: наличие целенаправленности в действиях; осуществление взаимодействия с окружающим социумом; наличие креативности в деятельности; сформированность положительной самооценки; удовлетворенность от осуществляемой деятельности и др. В исследовании мы выделили следующие критерии, отражающие самореализацию подростков в условиях соуправления учреждением дополнительного образования: мотивационно-целевой, эмоционально-оценочный, организационно-управленческий, деятельностно-практический.

Самореализации подростка имеет свою логику, этапы, уровни. Мы представляем процесс развития самореализации от одного уровня, менее совершенного, к другому - более совершенному. Исследование проблемы самореализации подростка естественным образом предполагает возможность выделения различных уровней самореализации. Система уровней представляет собой иерархически упорядоченную структуру. В педагогике (М.В. Грищук, Н.Г. Крылова) [8, 14] обычно выделяется трехуровневая шкала самореализации, что соответствует низкому, среднему и высокому уровню. При четырехуровневой шкале добавляют высший уровень самореализации. Однако в обоих случаях такое название не отражает внутреннего содержания каждого уровня. JI.A. Коростылева [13], в своем исследовании обосновывает психологическую сущность уровней самореализации личности и характеризует их как примитивно-исполнительский индивидуально-исполнительский, уровень реализации ролей и норм в социуме, уровень смысло-жизненной и ценностной реализации. Мы также попытались в работе кратко обозначить содержание каждого уровня: низкий - ознакомительный, средний - репродуктивный, достаточный — поисковый — высокий — творческий.

Следующая проблема, которая должна быть решена, связана с необходимостью более точного определения самореализации и дифференциации ряда понятий, включающих категорию «само». Именно «само» - самоопределение, самоактуализация, самовыражение, самооценка, самореализация и т. д. подростка требует специального анализа и понимания этого феномена в его дифференцированном и интегральном осмыслении. Тема самости раскрывается у разных авторов (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу) [1, 2, 15, 17].

В контексте нашего исследования, самость может быть определена как уникальное свойство - способность самоосуществления, самоизменения подростка в воспроизводстве и расширении-росте своих личностных возможностей-способностей-потребностей в созидаемом и преобразуемом им мире.

Самопроцессы, отражающие самореализацию подростка — это процессы, включающие все разнообразие суверенных проявлений индивида, внутренних: самоактуализацию, самоопределение, самооценку и внешних: самоутверждение, самоидентификацию, самовыражение.

Дополнительное образование как социально-культурный процесс и образовательное учреждение как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Учреждение дополнительного образования - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю.

Интерес к исследованию проблем посещения детьми учреждений дополнительного образования значительно возрос в последнее десятилетие. Теоретико-методологические основы развития дополнительного образования мы находим в работах А.Г. Асмолова, В.А. Горского [3,7] , и др. выделяющих наиболее значимые признаки дополнительного образования:

  • представляет способ развития побуждения индивида к обучению, искусству и саморазвитию;
  • определяет настоящую вероятность формирования разнообразных умений ребёнка, подбора им самим собственного развивающего курса, расширяет площадь, в которой сможет совершенствоваться подросток, способствуя созданию «ситуаций побед многим детям» и осуществляя на деле цели дополнительного обучения, обучения на своё усмотрение;
  • завлекает подростков в заинтересовавшие секции дополнительного образования, где происходит становление моральных, душевных, общественных ценностей, осуществляет раскрытие больших педагогических возможностей.

В отличие от общеобразовательного учреждения, в дополнительном образовании дети имеют большие возможности в выборе содержания образования по своему интересу, здоровью, запасу потенциала.

На сегодняшний день развернулась целая сеть центров детского творчестваи появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.

Наблюдается тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия учреждений детского творчества. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Понятие самореализация подростка в условиях соуправления учреждением дополнительного образования определяется как осуществление личностных и социально значимых потребностей подростка в совместном с педагогическим коллективом управлении учреждением дополнительного образования, результатом которого является совместное определение и реализация содержания образования и развитие субъектности участников процесса.

Дополнительное образование предполагает собой вид образования, связывающий воспитание, обучение и развитие в общую процедуру с задачей удовлетворения и формирования познавательных потребностей, креативной возможности ребенка, содействующих самоопределению, самореализации и социализации персоны и опирающихся на независимоепредпочтениедетей типов работы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адлер А. Понять природу человека/ А. Адлер – СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997.–С. 218.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.
3. Асмолов, А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности / А.Г. Асмолов // Вопр. психологии. - 2003. - № 4. - С. 3 - 12.
4. Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
5. Борисова Н.В. Психологические идеи в наследии И.А. Ильина. //Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 12 (50). С. 29-34
6. Вахромов, Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации / Е.Е. Вахромов // Мир психологии - 2005 - № 3. — С. 40-51
7. Горский, В.А. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования Российской академии образования / В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов // Дополнительное образование. - 2000. - № 1. - С. 3-15
8. Грищук, М В Самореализация молодежи в общественном объединении методические рекомендации для преподавателей и студентов пгдагогических учебных заведений / М В Грищук - Челябинск Изд-во ЧГПУ, 2007 - 47 с
9. Данилина, Т.А. Социально-педагогическое партнерство в дошкольном образовании / Т.А.Данилина // Сотис. - 2007 - № 2. - С. 72-82
10. Егорычева, И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11-32.
11. Зобов, P.A., Келасьев, В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание / Р.А.ЗобовВ.Н.Келасьев. - СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 2001.-280 с.
12. Кокорева Н.В. Сущность и специфические возможности самореализации личности в системе дополнительного образования //Актуальные проблемы психологической науки и практики: Сб. науч. трудов. Вып. 21 Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2003. - С. 48 - 51.
13. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с. Крылова Н.Г. Барьеры самореализации в юношеском возрасте и совладение с ними // Психология совладающего поведения: материалы Международной науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. – 426 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2005.
15. Логинова, Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.Г. Логинова. - М., 2004. — 41 с.
16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. А. М. Татлы-даевой. — СПб.: Евразия, 1997
17. Соколова Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования [Текст]: монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. –179 с.
18. Усова, С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов автореф. ... канд. пед. наук / С.Н. Усова. - Казань, 2002. — 25 с.


©  Д.М. Калугин, В.Ф. Усманов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru