viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.П. Воробьев,  (К.полит.н., ст. преподаватель, Бурятский государственный университет)

М.Г. Цыренова,  (К.пед.н., доцент, Бурятский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Холокост
В статье рассмотрены вопросы изучения истории Холокоста в контексте истории Великой Отечественной войны. Авторами описан опыт активизации интереса к теме истории Холокоста на региональном уровне, представлена специфика изучения темы Холокоста в контексте истории Бурятии. На основе результатов проектной деятельности выявлены основные направления связи истории Бурятии с темой Холокоста.

Ключевые слова: Холокост, Великая Отечественная война, проектный метод, история Бурят

 

История Холокоста является для миллионов наших современников страшным напоминанием о крупнейшей трагедии XX века. Многие исследователи обращаются к истории Холокоста, чтобы разобраться в причинах этого явления и выявить мотивы, побудившие людей проводить такую политическую линию.

Сегодня тема Холокоста вошла в образовательные программы по всеобщей и отечественной истории, но до сих пор остается малоизученной и сложной для преподавания и понимания. Поэтому очень важно организовать изучение истории Холокоста в контексте истории Великой Отечественной войны, а также в контексте региональной истории, регионального историко-культурного стандарта.

С 1992 года в России создан научно-просветительный центр «Холокост». Первая на постсоветском пространстве организация, поставившая целью увековечение памяти о жертвах Холокоста. И вот уже на протяжении 25 лет центр занимается созданием музеев и документальных экспозиций; методической работой по включению темы в образовательные программы и стандарты школ и вузов; проведение мемориальных вечеров; создание мемориалов погибших; сбор документов, свидетельств и воспоминаний [3].

В Республике Бурятия региональным представителем центра «Холокост» является Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета. Изучение темы Холокоста ведется при активной поддержке комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.

Обращаясь к истории Холокоста, мы рассматриваем её как основу для формирования толерантности. Подобная подача материала позволяет сделать толерантность не абстрактным понятием, а живым историческим примером.

Институт непрерывного образования БГУ проводит работу по активизации интереса к теме толерантности и Холокоста по двум направлениям:

  • среди учителей и преподавателей Республики Бурятия;
  • среди студентов и школьников.

В рамках существующей системы образования возможны различные варианты работы по изучению темы Холокост и привлечения внимания к малоизученным темам Великой Отечественной войны. Подобную работу возможно осуществлять как в рамках специализированных тем, так и через различные учебные курсы.  Опыт Республики Бурятия показывает, что это происходит через проведение уроков по изучению Великой Отечественной войны, и в рамках интегрированных уроков по истории и литературе. Учителя разрабатывают спецкурсы или факультативы, организовывают самостоятельную работу и внеклассное чтение, а также проводят различные внеклассные мероприятия.

Для учителей, региональный представитель организует курсы повышения квалификации, научно-методические семинары, круглые столы, фестивали и др. Так, например, в сентябре 2015 года были организованы курсы повышения квалификации с участием руководителя образовательных программ Музея еврейского наследия и Холокоста на Поклонной Горе Н. Анисиной (г. Москва) по теме «Уроки Холокоста: формирование толерантности школьников в условиях поликультурной и полиэтнической среды». В курсах приняло участие 49 слушателей.

В декабре 2015 года состоялся Республиканский Фестиваль уроков по формированию межэтнической толерантности. В работе Фестиваля приняли участие более 50 учителей и педагогов дополнительного образования Республики Бурятия. Одна из секций в рамках фестиваля была посвящена проблемам изучения темы Холокост.

Большое внимание уделяется привлечению к проблеме толерантности студентов и школьников. Ежегодно проводится конкурс студенческих и школьных работ по теме Холокоста, лучшие из которых отправляются на российский конкурс. В 2015 году научно-исследовательская работа «Забытые уроки Холокоста: взгляд на проблему» Зайцевой Алены студентки 4 курса была отмечена на XV международном конкурсе работ «Память о Холокосте – путь к толерантности». По итогам которого, она была удостоена выступать со своим докладом на международной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

В рамках работы со студентами и школьниками проводятся мемориальные мероприятия, посвященные Международному Дню освобождения узников фашистских концлагерей и Международному дню памяти жертв Холокоста.

Специфика изучения темы Холокоста в контексте истории Бурятии заключается в некоторой ограниченности архивного и исторического материала. Объяснить это можно географическим расположением нашей республики, которая значительно отдалена от западных границ бывшего СССР. В годы Великой Отечественной войны Бурятия не была оккупированным регионом, оттуда не угонялось на чужбину мирное население, там никогда не было еврейских гетто и массовых расстрелов лиц еврейской национальности. Тем не менее, Бурятия имеет интересные примеры связи с темой Холокоста.

Рассказы очевидцев, воспоминания узников концлагерей, их родных, близких в течение 14 лет собирал и бережно хранил Леонид Синегрибов, председатель «Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей», основатель и редактор печатного издания, посвященного жертвам нацизма «Судьба», издающейся в Улан-Удэ. Сам он, будучи ребенком, познал ужасы нацистских лагерей, но был спасен литовской семьей [2].

Леонид Синегрибов отдал все документы в Национальный архив Республики Бурятия в 2007 году. Этот бесценный архив представляет большой исследовательский потенциал и может служить средством для формирования правильного понимания уроков Холокоста и проблемы возрождения человеконенавистнических идей в современном мире.

На основе социологического опроса 200 респондентов в возрасте от 16 до 65 лет, проведенного исследователями республики, были сформулированы следующие выводы: чем старше респондент, тем больше он имеет представление об истории Холокоста, респонденты в возрасте от 16-25 лет имеют очень слабое представление об опрашиваемых событиях [1, 198].

Интерес к теме со стороны учителей Бурятии проявляется и в активном участии в международном конкурсе «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (который проводит НПЦ «Холокост», г. Москва). 

Подтверждением этому является количество работ, поданных в 2016 году на III Региональный этап XVI Международного конкурса «Память о Холокосте - путь к толерантности». Всего поступило 34 работы, из них:

  • методические разработки по теме Холокоста – 8 работ;
  • творческие работы – 15 работ;
  • исследовательские работы – 9 работ;
  • поисковые работы – 2 работы.

Проанализировав работы, представленные на конкурс, мы отметили, что особого внимания заслуживают проектные работы школьников под руководством школьных учителей, ориентированные на поисковую деятельность.

Ведь не случайно, в современной практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.  Участие в проектной деятельности даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.  Поэтому привлечение учащихся к изучению такой сложной темы, ориентировано на проектную деятельность.

Организация проектной деятельности по изучению истории Холокоста способствует развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся. Анализируя работы школьников, присланных на конкурс, мы выделили следующие этапы работы над проектом: изучение темы по опубликованным источникам, работа с источниками, средствами массовой информации: газетами и др., работа с архивными документами. Очень сложный, но интересный этап – это встречи и сбор информации от родственников, и работа с воспоминаниями. По итогам конкурса и проектной работы школьников можно выделить те, работы, которые раскрывают тему Холокост через близкое, через переживания и воспоминания земляков. Так, например, ученик 11 класса Агинской окружной гимназии-интерната Цыренов Баир подготовил работу «Холокост – трагедия народов (уроженцы Агинского округа в концлагерях во время Второй Мировой войны)». В ходе исследования были найдены имена 23 уроженцев Агинского округа, узников, содержавшихся в концлагерях: Бухенвальд, Треблинка, Аушвиц-Биркенау, Дахау, Дора, Равенсбург, Маутхаузен и др. Данные были получены в результате анализа электронных поисковых ресурсов (ОБД «Мемориал», рассекреченного архива Министерства обороны РФ) и архива Агинского краеведческого музея им. Г. Цыбикова.

Заслуживает внимания проектная работа ученицы 9 класса лингвистической гимназии №3 г. Улан-Удэ Петчеевой Анны «Моя прабабушка святая Анна». В своей работе Анна постаралась восстановить биографию своей прабабушки Павличенко Анны Мироновны, которая в годы войны оказалась на оккупированной территории и оказывала помощь пленным. Поиск материалов осуществлялся посредством опроса родственников и очевидцев событий, анализа архивных документов и газетных статей.

Еще одним примером реализации проектного метода в изучении истории Бурятии является опыт нашей исследовательской деятельности в рамках проекта «Освободители»[4]. Данный проект был запущен центром Холокост с целью создания единой базы данных о бойцах и командирах Красной Армии, участвовавших в освобождении Аушвица и его филиалов. В каждом регионе России учителя и ученики принимают активное участие в поисковой работе по сбору информации о земляках-участниках Великой Отечественной войны. История 100-й, 107-й, 286-ой и 322-ой стрелковых дивизий 1 Украинского фронта открывает еще одно актуальное направление поиска: их участие в освобождении узников концентрационных лагерей, и, в частности, – крупнейшего  лагеря смерти Аушвица (Освенцима). До призыва командиры и бойцы этих дивизий жили в разных республиках бывшего СССР, а после окончания войны они разъехались по всей стране. Это позволяет рассматривать данный проект не только как межрегиональный, но и международный.

Так, благодаря проведённой научно-практической студенческой конференции, мы узнали, что наш земляк Сахьянов Владимир Афанасьевич, замполит 406-го полка 100-й дивизии, освобождал нацистский лагерь смерти Освенцим. Республика стала хранительницей внушительного и уникального архива исторической памяти - свидетельских показаний против зверств нацистов гитлеровской Германии и политических репрессий, которым подвергались жертвы фашизма в послевоенном Советском Союзе.

Включившись в данный проект, мы связались с родственниками Сахьянова В.А. и получили информацию о том, что наш земляк является воином освободителем Аушвица. В ходе поисковой деятельности были изучены архивные данные, а также удалось связаться с правнучкой героя. Собирая информацию по крупицам, удалось выяснить, что в Освенцимском музее Польши создан раздел экспозиции – «Освободители узников», где показаны мужество, отвага, высокое воинское мастерство многих советских воинов и в том числе сына Бурятии Владимира Афанасьевича Сахьянова. Он участвовал в освобождении узников лагеря смерти. На одном из стендов рассказывается о его подвиге. Подразделению было приказано осуществить переправу через реку Вислу и развить наступление. Сделать это было нелегко, тонкий лед и полыньи создали серьезные препятствия. Сахьянов не стал ждать, когда саперы наведут через реку мост. Он выбрал участок переправы южнее городка Менткув и с небольшой группой  бойцов захватил плацдарм, обеспечил саперам надежное прикрытие для наведения моста и переправы артиллерии. Не дожидаясь подхода главных сил дивизии, майор отдал команду атаковать противника и ворвался на северо-восточную окраину Освенцима. Фашисты отчаянно сопротивлялись, комендант лагеря получил приказ о ликвидации всех заключенных, не способных передвигаться. В.А. Сахьянов получил приказ: «Взрыв крематория предотвратить». Он понимал, что бойцы готовы выполнить поставленную задачу: они рвались в бой, чтобы быстрее вызволить узников Освенцима. Однако одного желания было мало. Не в землянке, не в блиндаже, а в первой линии бойцов группы захвата вел работу В.А. Сахьянов. Четко передавались команды, организовывались взаимодействие пехоты с артиллерией,  обеспечение проходов по захвату крематория. Это вселяло уверенность в том, что задача будет выполнена успешно. Так оно и получилось. Штурм Освенцима начался в 7.00  часов 27 января 1945 года, к 12 часам дивизия полностью освободила Освенцим. Было вызволено 17 тысяч узников лагеря и своим избавлением от смерти они были во многом обязаны Владимиру Афанасьевичу Сахьянову. Имя Владимира Сахьянова названо в военно-историческом очерке об освобождении узников концлагеря смерти Освенцима.

По окончании войны  В.А. Сахьянов вернулся в Улан-Удэ включился в мирный труд республики, работал на многих руководящих партийных и советских должностях. Владимир Афанасьевич ушел из жизни в 1992 году. На доме № 10 по проспекту Победы в г.Улан-Удэ открыта мемориальная доска с  именем Владимира Афанасьевича Сахьянова.

Для привлечения интереса к обозначенной теме в Бурятском государственном университете открыта фотовыставка «Освободители Освенцима». Материалы для выставки были предоставлены центром Холокост. Школьники с интересом слушали информацию о воинах освободителях, рассматривали фотографии, задавали вопросы.

Наш опыт показал, что проведение систематической работы по формированию толерантности на примере уроков Холокоста и её мониторинг необходимы со всеми субъектами образовательного процесса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зайцева А., Губанова И. Забытые уроки Холокоста в Бурятии: взгляд на проблему // Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 13: Сборник / Сост.: М.В. Гилева, Т.Б. Пасман; под ред. И.А. Альтмана. — М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2016. — С. 196-201.
2. Информационный портал Некоммерческой организации "Региональный общественный благотворительный фонд "ГАЗЕТА "СУДЬБА" [Электронный ресурс]. URL: http://gazetasudba.ru
3. Научно-просветительный центр «Холокост» [Электронный ресурс]. URL: http://www.holocf.ru
4. Организация поисковой работы в образовательной организации (на примере исследования истории 100-й Львовской дивизии) : учебно-методические материалы / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования ; [сост.: В.А. Талашова]. – Вологда: ВИРО, 2016. – 64 с.


©  А.П. Воробьев, М.Г. Цыренова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru