viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.А. Запевалова,  (Нач. отдела научно-технической информации, Акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники»)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Благотворительность
В статье рассматривается женская благотворительная и просветительская деятельность в Нижегородской губернии во второй половине XIX века. Долгое время для женщин был ограничен доступ к профессиональной реализации, поэтому их активность в исследуемый период нашла выход в социальной сфере. Благотворительные начинания проявлялись в форме поддержки социально-культурных проектов (училищ, школ, приютов, помощи учащимся). Вовлечение женщин в общественную жизнь Нижегородской губернии затрагивало в первую очередь представительниц элитарных групп и слоёв.

Ключевые слова: Благотворительность, просвещение, Общество распространения народного образования, Общество попечения о бедных, Н.А. Кубаровская, О.В. Кутайсова, З.А. Бугрова, В.М. Бурмистрова, А.П. Кондратьева, В.Н. Мещерская, А.А. Штевен.

 

1850-1914 годы являются временем динамичных изменений в социальном статусе, образе жизни, духовном мире российских женщин. Они были обусловлены рядом причин социально-экономического, демографического, культурного характера. Завершившийся промышленный переворот, процесс индустриализации, урбанизации, коренные изменения в социальной структуре общества на рубеже веков сопровождались последствиями социокультурного характера: ускорилось становление культуры индустриального типа, возросло число женщин, вовлеченных в общественную жизнь, в которой зачастую менялся социальный статус женщины, возможности ее развития.

Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды становятся переводчицами, переплётчицами, наборщицами, возрастает из роль в журналистике. Возникают первые женские артели – переплётные В.И. Печаткиной и В.А. Иностранцевой в Петербурге, швейная сестёр Ивановых в Москве и т.д. По инициативе М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой возникает на кооперативных началах «Издательская артель». Девушки в качестве вольнослушателей начинают посещать Петербургский университет и Медико-хирургическую академию.

Общественная жизнь женщин в Нижегородской губернии протекала в русле общероссийских тенденций. В конце XIX века в Нижегородской губернии, как и в других губерниях Российской империи, появляются благотворительные организации: Общество вспоможения бедным (по его инициативе был создан Дом Трудолюбия, где всем нуждающимся в Нижнем Новгороде предоставлялась помощь посредством предоставления им труда и приюта), Общество взаимного вспомоществования учителям и ученицам, Общество вспоможения бедным ученикам, последние два действовали при женских частных гимназиях.

Также в 1872 году в Нижнем Новгороде возникло как частная инициатива именитых людей и нижегородской интеллигенции «Общество распространения народного образования». Председателем Общества была А. А. Таланцева. Членами Общества были в разные годы такие выдающиеся люди России как Короленко, Горький, Боборыкин, Чириков и др.[1]

Женщины, наравне с мужчинами, принимали активное участие в просветительской работе Общества.

Предметом деятельности Общества было:

  • учреждение складов популярной литературы в разных местах губернии;
  • открытие в городе и уездах общедоступных читален и библиотек;
  • организация среди населения периодических лекций и чтений;
  • периодическое устройство в разных местах литературно-музыкальных «вечеров» и «утренников»;
  • устройство библиотек для сельских учителей;
  • снабжение продовольствием детей школьного возраста в голодные годы.

Одной из главных своих просветительских задач Общество видело в распространении дешёвых и полезных книг для народа. С этой целью при Обществе был организован центральный книжный склад и отделения при нём во многих уездах губернии. К концу 1890-х годов таких отделений насчитывалось уже свыше 200 во всех городах, сёлах Нижегородской губернии. Ежегодно в них распространялось от 15 до 72 тыс. книг. Дешёвой считалась книга от 1 до 5 копеек, свыше 5 копеек – считалась дорогой.

Главными распространителями книг среди народа были заведующие книжными отделениями – члены Общества. Не довольствуясь продажей книг в школах, или даже на своих квартирах, приходящим сюда покупателям, они часто просто обходили крестьянские дома, предлагая книги, появлялись в праздничные дни на базарах, устраивали продажу книг при местных лавочках, тут же читая книгу всем желающим послушать, после чего книга обыкновенно раскупалась.

Следует отметить, что Общество распространения начального образования разрешало своим распространителям многие книги давать даром, особенно бедным читателям. Такие даровые книги, например, были разосланы в сёла Лукояновку, Кистянево, Знаменское, Адашево и многие другие.

Одновременно с книжным складом возникла библиотека Общества; первоначально была устроена в целях снабжения книгами учащихся и учителей в начальных школах. Сначала библиотека помещалась в здании уездного училища, потом была переведена на квартиру заведующей книжным складом М. П. Моржовой (Б. Покровка, дом Чеснокова). 9 июля 1896 года состоялось официальное открытие второй библиотеки-читальни; библиотекарем была назначена О. П. Распопова.

Устройство народных библиотек в уездах велось с конца 1880-х годов. Уже в 1900-х годах Общество смогло открыть 29 бесплатных библиотек в восьми уездах губернии, с 4 225 читателями. Местом для библиотек служили отдельные комнаты в волостных правлениях, земские училища, дома частных лиц и др.

Активно сотрудничала с Нижегородским Обществом распространения народного образования поэтесса, педагог, общественный деятель Н. А. Кубаровская (1856 – 1916)  (урождённая Городцова) родилась 19 (31) января 1856 года в Кайданах Ковенского уезда Ковенской губернии в семье педагога А. Городцова. В 1873 году закончила с золотой медалью Ковенскую женскую гимназию. В 1875 году вышла замуж за нижегородского дворянина Георгия Кубаровского и в 1884 году переезжает с семьёй на место жительство в Нижний Новгород. Учительствовала в различных школах и пансионах города. А с 1896 года определилась на должность преподавателя русской словесности в Александровское Первое женское начальное училище. Здесь Надежда Авдеевна проработала до самой смерти.[1]

Надежда Авдеевна участвовала в организации общедоступных спектаклей, концертов, литературных вечеров, выставок и экскурсий, детских площадок, ёлок, конкурсов. Кубаровская вместе с другим членом Общества известным актёром и антрепренером нижегородского театра Н. И. Собольщиковым-Самариным брали на себя, пожалуй, самую черновую и ответственную работу: оповещение членов Общества о мероприятиях, приглашение гостей, сбор аудитории, поиск помещения и т.п.

Много лет работала в Обществе распространения народного образования нижегородская деятельница по народному образованию А. П. Кондратьева (1845 – 1905): по просмотру народных книг и их рекомендации, по составлению народных школьных библиотек, по подбору книг для народных чтений и пр. (А. П. Кондратьева родилась в 1845 году в Нижегородской губернии Сергачского уезда в деревне Ломакино в старинной дворянской помещичьей семье и получила солидное домашнее образование. Педагогическая деятельность Адель Петровны, начавшись ещё в деревне, где у неё была школа для крестьянских детей, продолжалась и в городе, куда семья девушки переехала в 1860 году. Кондратьева давала уроки русского языка в институте, бесплатно занималась с детьми Кутайсовского приюта, способствовала устройству там школы, давала частные уроки)[1]

Нижегородское Общество распространения народного образования имело огромное значение в общественной и культурной жизни города [1].

    В 1902 году по инициативе В.Н. Мещерской было учреждено Общество попечения о бедных в селе Сормово Балахнинского уезда. Промышленное развитие Сормова дало возможность его состоятельным жителям оказывать регулярную помощь своим неимущим землякам. Доход общества, возглавляемого Мещерской, исчислялся обычно 2-3 тысячами рублей в год и складывался из пожертвований частных лиц, благотворительных концертов и спектаклей, а также организованного выдачи денежных пособий на пропитание и на лечение, в снабжении одеждой и обувью; кроме того, материальная помощь оказывалась учащимся из бедных семей. Но при этом правление общества обращало внимание на причину бедности (например, болезнь или отсутствие работы у главы семейства) и отказывало в помощи пьяницам.[1]

Заметим, что вовлечение женщин в общественную жизнь Нижегородской губернии затрагивало в первую очередь состоятельные слои городского населения: купечество, чиновничество, интеллигенцию (в крестьянской среде гораздо дольше сохранялись черты традиционного общества).

Так, основательница благотворительных приютов Ольга Васильевна Кутайсова была женой нижегородского губернатора. В 1874 году она передала капитал в 25 тыс. руб. на создание и финансирование приюта для маленьких сирот. Высокий социальный статус попечительницы обеспечил её начинанию поддержку не только губернатора, но и императора Александра II, повелевшему в 1877 году присвоить приюту имя графини Кутайсовой. В 1880 году (год завершения службы П. И. Кутайсова на посту нижегородского губернатора) основательница приюта и её супруг были избраны почетными попечителями учреждения пожизненно. А кроме них, в попечительский комитет были избраны богатейшие нижегородские промышленники У. С. Курбатов, Ф. А. Блинов, Н. А. Бугров, купцы А. Е. Зайцев, Н. И. Жадовский, а также городской голова А. М. Губин. Пожертвования перечислялись деньгами, банковскими билетами, строительными материалами для ремонтов, продуктами. Для преподавания в приютской школе приглашались лучшие педагоги, которым попечительский комитет устанавливал специальную прибавку к жалованью.

Бугрова З.А. и Бурмистрова В.М. были представительницами известных в нижегородских краях купеческих династий. Зиновея Александровна Бугрова после смерти своего брата, «мучного короля Поволжья», располагая солидным капиталом (ее движимое и недвижимое имущество оценивалось губернской казенной палатой в сумму свыше миллиона рублей:1 253 993 рубля 33 копейки), взяла на себя семейную традицию благотворительности. [2] Она активно занималась ею и при жизни брата, именно Зиновея Александровна вела все дела по бугровским богадельням (ночлежный приют, Вдовий дом, Филипповская богадельня, школа в деревне Попово). Всем молодоженам бугровских предприятий она лично справляла приданое к свадьбам. А со смертью брата Зиновея Александровна стала главной благотворительницей Нижегородской губернии. К этому ее обязывали не только семейные традиции и личная склонность, но и завещание брата, который передал ей 77 паев «Товарищества» с условием, что 90% дивидентов с них она будет расходовать на дела благотворительные, а на себя – лишь 10%. А мельницы «Товарищества» ежегодно приносили солидные доходы. Средства благотворительного фонда шли на всевозможную помощь бедноте, в первую очередь погорельцам. Покровительствовала Бугрова и всем старообрядческим скитам, уцелевших к тому времени. Таковых к началу XX века в Семеновском уезде оставалось четыре: Малиновский при деревне Малиново и три скита при деревне Комарово. Опека была столь существенной, что все эти скиты официально именовались «обителями имени наследников Н.А. Бугрова». Под патронажем Зиновеи Александровны находилось целое благотворительное ведомство, которое обслуживали свыше 100 человек: читалки в богадельнях, кухарки, истопники, возчики, сторожа, пекари, прачки, сиделки, звонари, коровницы, банщики, привратники, водопроводчики, садовники, заведующие, учителя в старообрядческой школе. Все они получали немалую денежную плату. [3]

Бурмистрова Варвара Михайловна была женой купца Д.М. Бурмистрова и дочерью купца М.Г. Рукавишникова – основного производителя стали на Волге. Своих детей у нее не было, поэтому всю любовь и тепло она отдавала воспитанницам из Мариинской гимназии, тепло принимала их в доме (в каникулярное время у нее жили 6-7 воспитанниц из Мариинского института), обучала за свой счет двух девушек, заботилась об их будущем.  Здесь надо отметить, что Варвара Михайловна и ее муж Дмитрий Михайлович являлись почетными членами Ведомства учреждений императрицы Марии, занимавшегося детскими приютами, состояли в попечительском совете Мариинского женского института, расположенного рядом с их домом. Также Варвара Михайловна не раз участвовала в финансировании нижегородских учебных заведений. Так, в 1916 году, уже после смерти мужа, она внесла 50 000 рублей на обустройство переведенного в Нижний Новгород Варшавского политехнического института.

Отец Александры Алексеевны Штевен, Алексей Христианович Штевен, швед по национальности, был родом из Петербурга, окончил Царскосельский лицей и служил во втором отделении Собственной Его Величества Канцелярии, где разрабатывались проекты реформ 1861 года. Выросла Александра за границей, в основном в Германии, получив там серьезное и разностороннее образование. Попав в возрасте 20 лет в Нижегородскую губернию, в небольшое имение родных своей матери, Александра Штевен, искавшая для себя полезной деятельности, взялась обучать грамоте крестьянских детей.  Началось все с занятий с тремя крестьянскими детьми, которых Александра Алексеевна стала учить читать и писать, а итогом деятельности было открытие более 50 школ грамотности во многих селах Арзамасского уезда, в том числе в Васильевом Враге Кичанзине, Чапарах (в них обучалось около тысячи детей).  Кроме основ грамотности дети вместе с учительницей занимались русской историей, читали жизнеописание великих русских людей, изучали Евангелие. Летом Штевен собирала наиболее способных своих учеников, чтобы подготовить из них учителей для этих школ. Это был своеобразный «учительский институт». Также Александра Алексеевна содействовала сельским библиотекам, в частности Выездновской; опубликовала несколько небольших книжек, наибольший успех из них имела «Записки сельской учительницы» (1895).

А.Н. Зайцева, жена известного в Нижнем Новгороде купца, являлась попечительницей приюта для призрения бедных детей «Миллиошки» [3] (район обитания городской бедноты и босяков), действовавшего с 1906 года. В нем воспитывалось 48 детей обоего пола от 2 до 13 лет. Зайцева своими личными пожертвованиями и привлечением благотворителей не только содействовала материальному благосостоянию приюта, но и помогала устраивать елки, присылала гостинцы для детей. Интересно отметить, что в благотворительности принимала участие вся семья Зайцевых: юные дети попечительницы, Мария, Николай и Ольга ежегодно также делали взносы на приют для своих маленьких стипендиатов.

Агния Николаевна Маркова оказывала большую помощь продуктами приюту подкидышей Нижегородского губернского земства. Княгиня А.Г. Толстая, урожденная Грузинская, передала в вечное владение епархии участок земли с садом и огородом на Большой Покровской улице (в 1860-е годы на этой территории было выстроено здание женского епархиального училища, предназначенного для обучения дочерей священнослужителей). Позднее Анна Георгиевна содержала на свои средства двух учениц училища, называемых стипендиатками.[2]

3 февраля 1891 года в Нижнем Новгороде была открыта первая воскресная школа для взрослого женского населения и для девочек-подростков не моложе двенадцати лет. В первый же день в школу записалось 120 учениц, а через месяц их число достигло уже цифры 253. Большая часть учениц была из крестьянского и мещанского сословия. В течение первых четырех лет во главе школы стояла Екатерина Рафаиловна Бэр, жена члена Нижегородского окружного суда. А с 1895 года заведующей воскресной школой становится Адель Петровна Кондратьева.[3]

А. П. Кондратьева целиком отдавала себя организационной работе школы: вела всю школьную статистику, заведовала приемом учениц, составляла учебные программы, вникая во все мельчайшие подробности преподавания, добывала средства для содержания школы. Очень ценным материалом является отчет самой заведующей «К десятилетию женской воскресной школы в Нижнем Новгороде за 1891 – 1901 годы», помещенный в столичном журнале «Русская школа» (№1-1903 г.) в рубрике «Хроника воскресных школ». Отчет дает полное представление об истории открытия школы, её преподавательском и ученическом составе, учебном процессе, методике преподавания, предметах, изучаемых учащимися, о созданной при школе библиотеки. Кондратьева отмечала, что успех воскресной школы в смысле количества учениц, сразу превзошёл все ожидания: в первый же год открытия насчитывалось 323 ученицы от 12-летнего до 50-летнего возраста. А всего за 10 лет в школе перебывало 2482 ученицы. Некоторые из них, окончившие воскресную школу, получили места учительниц в селах, поступили дальше ученицами в гимназию или на акушерские курсы. На Всероссийской промышленной и художественной выставке нижегородская воскресная школа А. П. Кондратьевой получила почетный диплом первого разряда «За прекрасную постановку преподавания и за хорошо организованную библиотеку». Также при содействии Адели Петровны в Нижнем Новгороде в 1892 году была открыта и мужская воскресная школа.[3]

Резюмируем, основой для формирования женской общественной активности в Нижегородской губернии, как и в других губерниях Российской империи конца XIX века, стала благотворительность. Благотворительные начинания проявлялись в форме поддержки социально-культурных проектов (училищ, школ, приютов, помощи учащимся). [3;4; 5] Складывался новый образ женщины: независимой, предприимчивой, образованной, обладающей широким кругозором, чувством гражданской ответственности за судьбу родного края.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамов Я. Образчик частной деятельности в области народного просвещения // Новое слово. – 1896. - №11. – С.198-208
2. Бибанов Т.П. Милосердие на земле Нижегородской / Т.П. Бибанов, М.В. Бронский // Город славы и верности России. – Н. Новгород,1996. – С.136-138
3. Медведева А. Попечительство и благотворительная деятельность в Нижегородской губернии до 1917 года // Нижегородская старина. – 2001. - №12. – С.12-15
4. ЦАНО. Ф.5, оп. 48, д.7584, лл.41-50. Отчёт Нижегородского общества вспоможения бедным с 1.10.1837 по 01.01.1875гг.
5. ГУ ЦАНО. Ф.5, оп. 49, д.14083, лл.3, 3об.,4, 4 об.,5, 5 об. Списки благотворительных заведений в Нижнем Новгороде.1898г.


©  Е.А. Запевалова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru