levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Г.С. Торшин,  (К.м.н., доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)

С.В. Малинина,  (К.п.н., доцент, Национальный государственный Университет физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)

А.Л. Беляев,  (К.м.н., Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)

Т.А. Бородина,  (Соискатель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)

Серия «Гуманитарные науки» # 12/2 2017
Яхтсмены
В современном спорте степень результативности соревновательной деятельности спортсмена, в том числе и яхтсмена, тесно взаимосвязана с оптимально подобранными средствами и методами контроля, который позволяет осуществлять быструю обратную связь между тренером и спортсменом. Особое значение в комплексном контроле уровня спортивной подготовленности в процессе учебно-тренировочного этапа подготовки яхтсменов играет оценка функционального состояния организма, наряду с оценкой физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена. Своевременно полученная информация о состоянии спортсмена позволяет определить направления работы в целях достижения высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: Яхтсмены, функциональное состояние, психофизиологические показатели, работоспособность, комплексный контроль.

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный период спортивных достижений существенно изменился по содержанию и условиям тренировочной и соревновательной деятельности яхтсменов, что предъявляет высокие требования к состоянию спортивной подготовленности, поэтому эффективность управления процессом зависит, прежде всего, от всестороннего, своевременного и объективного контроля и осуществления коррекционных действий учебно-тренировочного процесса в парусном спорте.

При реализации комплексного контроля в парусном спорте необходимо рассматривать компоненты комплексного состояния целостной системы спортивной подготовленности яхтсмена, осуществлять контролирующие мероприятия в каждом значимом моменте всей структуры соревновательной деятельности спортсмена. Особое значение в системе комплексного контроля имеет оценка функционального состояния яхтсмена[1, 2, 6].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в рамках выполнения НИР «Совершенствование комплексного контроля в процессе подготовки спортивного резерва в парусном спорте».

В исследованиях принимали участие 21 яхтсмен с различным уровнем мастерства. Спортсмены были разделены на две группы: 14 юношей и 7 девушек.

Оценка функции равновесия (ФР) яхтсменов производилась с помощью компьютерного стабилоанализатора с биологической обратной связью «СТАБИЛАН-01».

Производилась оценка функционирования центральной нервной системы с помощью психофизиологических показателей для определения силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга: КЧСМ, ЛП ПЗМР и СЗМР, РДО, динамометрия (КЧСМ – критическая частота слияния мельканий, ЛП - латентный период, ПЗМР – простая зрительно-моторная реакция, СЗМР - сложная зрительно-моторная реакция, РДО - реакция на движущийся объект).

Для оценки физической работоспособности аэробного характера используются нагрузочные пробы, превышающие 3 мин и обычно составляющие 5 мин и более. В наших исследованиях использовалась проба PWC170 [3, 4, 5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении стабилографического теста оценивалось смещение равновесия по фронтальной и сагиттальной оси с открытыми и закрытыми глазами. При этом отмечались достоверные отличия между группами юношей и девушек. Площадь эллипса с открытыми глазами была меньше в группе девушек на 40% и составляла в среднем 62,2 мм2 (р<0,05). Площадь эллипса с закрытыми глазами была также достоверно меньше в группе девушек на 41% и составляла в среднем 190,7 мм2 (р<0,05).В результате исследования установлено, что ФР в группе девушек поддерживается достоверно лучше, чем в группе юношей. При этом с открытыми глазами ФР поддерживается достоверно лучше в обеих группах, чем с закрытыми, что говорит о роли зрительного анализатора в подержании вертикальной позы спортсмена.

При исследовании физической работоспособности яхтсменов по данным пробы PWC170 установлено, что в группе юношей она составляла в среднем 176,4 Вт. Этот показатель достоверно больше, чем в группе девушек, где аэробная производительность составляла в среднем 129,5 Вт (р<0,05). При этом в обеих группах работоспособность оценивалась, как средняя и выше средней для данной возрастной группы.

ЧСС в покое в группе девушек была недостоверно выше на 10% и составляла в среднем 87,2 удара в минуту. Пульсовое артериальное давление в покое в группе девушек было недостоверно ниже на 9% и составляло в среднем 41,5 мм рт.ст. (р>0,05). Это может говорить о более низкой тренированности сердечно-сосудистой системы в группе девушек.

Наиболее информативным показателем, отражающим функциональное состояние коркового отдела зрительного анализатора, является критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ). В группе юношей этот показатель был незначительно выше, чем в группе девушек на 6% и составлял 40,5 Гц (р>0,05). Таким образом, скорость восприятия и оценки информации в группе юношей была несколько лучше, чем в группе девушек и в обеих группах находились на высоком уровне.

Простая зрительно-моторная реакция отражает элементарное проявление быстроты. Латентный период (ЛП ПЗМР) в группе девушек был незначительно меньше на 8%, чем в группе юношей и составлял 208,6 мс (р>0,05). Это свидетельствует о большей подвижности нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора, меньшем утомлении у девушек.

Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР) на световые раздражители или реакция выбора (РВ) позволяет оценить силу процесса возбуждения и внутреннего торможения, а также подвижность основных нервных процессов спортсменов в процессе тренировок и соревнований. Латентный период (ЛП СЗМР) в группе девушек был незначительно меньше на 2%, чем в группе юношей и составлял 344,6 мс (р>0,05). Это свидетельствует о большей подвижности нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора, меньшем утомлении у девушек. Однако, процент ошибок при выполнении теста был незначительно выше в группе девушек и составлял в среднем 12,4%.

Мышечная сила кисти оценивалась при помощи методики динамометрии. Выносливость к статической нагрузке оценивалась по времени удержания испытуемым мышечного усилия (50-75% от максимального значения) и отражала функциональное состояние коркового отдела двигательного анализатора. Нормативное время удержания составляет в среднем 30 с. Максимальная мышечная сила кисти в группе девушек была достоверное ниже на 23%, чем в группе юношей и составляла 27,9 кг (р<0,05). Выносливость к статической нагрузке в группе девушек была на 13% ниже, чем в группе юношей и составляла 26,9 с (р>0,05). Полученные данные показывают, что в группе юношей максимальное мышечное усилие и выносливость к статической нагрузке выше, чем в группе девушек.

Измерение РДО отражает функционирование основных нервных процессов в коре головного мозга спортсмена – возбуждение и торможение, их лабильность, подвижность и уравновешенность. Наиболее важным интегральным показателем уравновешенности основных нервных процессов является процент точных реакций. В норме он должен быть не менее 16 %. При исследовании РДО отмечалось, что в группе девушек более низкие показатели средней арифметической запаздывающей реакции, чем в группе юношей. В результате у девушек преобладали процессы возбуждения в центральной нервной системе. При этом в группе юношей преобладали тормозные или сбалансированные характеристики нервных процессов. Точность реакции в группе девушек была на 11% ниже, чем в группе юношей и составляла в среднем 43,7% от всех предъявленных раздражителей. Это свидетельствует о том, что в группе юношей более уравновешенный тип нервной системы с преобладанием точных реакций на раздражители по сравнению с группой девушек.

ВЫВОДЫ

  1. В результате исследования установлено, что функция равновесия в группе девушек осуществляется достоверно лучше, чем в группе юношей.
  2. При исследовании физической работоспособности яхтсменов по данным пробы PWC170 установлено, что в группе юношей она достоверно больше, чем в группе девушек. Показатели ЧСС и пульсового АД в покое могут говорить о более низкой тренированности сердечно-сосудистой системы в группе девушек. Полученные данные показывают, что в группе юношей максимальное мышечное усилие и выносливость к статической нагрузке выше, чем в группе девушек.
  3. Скорость восприятия и оценки информации по данным КЧСМ в группе юношей была несколько лучше, чем в группе девушек и в обеих группах находились на высоком уровне. Показатели простой и сложной зрительно-моторной реакции, позволяют делать вывод о большей подвижности нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора, меньшем утомлении у девушек. Однако, процент ошибок при выполнении теста был незначительно выше в группе девушек и составлял в среднем 12,4%. По данным РДО в группе юношей более уравновешенный тип нервной системы с преобладанием точных реакций на раздражители по сравнению с группой девушек.
  4. В результате проведенных исследований была произведена оценка функционального состояния яхтсменов. Это имеет важное значение в системе комплексного контроля уровня спортивной подготовленности в процессе учебно-тренировочного этапа подготовки яхтсменов, наряду с оценкой физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсменов. Своевременно полученная информация о состоянии спортсмена позволяет тренерам определить направления работы в целях достижения высоких спортивных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горская, Г.Б. Вопросы психологической подготовки яхтсменов высокой квалификации: методические рекомендации [Текст] / Г.Б. Горская, В.Я. Потапов. – М. : 1986. – С. 12.
2. Ларин, Ю.А. Спортивная подготовка яхтсменов: / Ю.А. Ларин // учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2005. - 256 с.
3. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте [Текст] / А.Г. Дембо. – М. : Медицина. 1988. – 288 с. : ил.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст]: учеб. пособие для вузов физической культуры / под общ. ред. А.С. Солодкова; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – М.: Советский спорт, 2006. – 192 с.: ил.
5. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник для ИФК / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
6. Бородина, Т.А., Куликов, В.С. Совершенствование системы подготовки яхтсменов на учебно-тренировочном этапе посредством комплексного контроля [Текст] / Т.А. Бородина, В.С. Куликов // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2016 г., посвященной 180 летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта и 120 летию Университета / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2017. – С. 25-27.


©  Г.С. Торшин, С.В. Малинина, А.Л. Беляев, Т.А. Бородина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru