viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.А. Полякова,  (К.п.н., ЧУ ДПО Центр гуманитарного образования "Лингва", г. Сургут)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2017

Культура общения
В данной статье автор, разделяя позицию о возможности развития культуры общения, поскольку она зависит от определённых задатков и может развиваться в деятельности, представляет адекватные средства развития культуры общения младших школьников.
В массовом сознании культура общения отождествляется с этикой, культурой поведения, культурой речи, коммуникабельностью. Научные определения культуры общения разнятся, однако исследователи сходятся во мнении, что культура общения, являясь неотъемлемой частью культуры личности, представляет собой сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства общения.

Ключевые слова: Культура общения, младший школьный возраст, летний лагерь, адекватность, средства развития культуры общения.

 

Маркс утверждал, что величайшим богатством для человека является не обладание вещами, драгоценностями, деньгами, а другие люди, с которыми он вступает в общение, приобщаясь к их духовным мирам и приобщая их к своей духовности [3; с. 298]. В процессе такого духовного взаимопроникновения, в совместной деятельности решающее значение имеет культура общения.

Особая форма общения, связанная с отношениями в коллективе, впервые появляется в младшем школьном возрасте [4; с. 28]. Включение в коллективную учебную деятельность, а именно: в групповую работу, взаимную оценку результатов и т.п., дополненное общими внеучебными интересами, при благоприятных условиях может привести к идентификации со своим школьным классом. В дальнейшем идентификация может проявиться в отношениях с членами своего производственного коллектива, в группах по интересам, но может и не проявиться, если педагог и родители не будут в состоянии организовать процесс образования, нацеленный на решение данной задачи. Образование мы, вслед за профессором Е.И. Пассовым, понимаем как познание, развитие, воспитание, учение [5]. Методически-грамотная работа преподавателя, когда каждый школьник на уроке занят интересным и полезным делом, а также прекрасный психологический климат, проявляющийся в доброжелательности, в уважении к личности обучающегося, решат вопросы установления контактов, дисциплины и успеваемости. И это не случайность, а закономерность. Еще К.Д. Ушинский заметил, что, «когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, … у него портятся голова, сердце и нравственность» [9; с. 359]. Уровень общительности связан в большей степени с реальным вкладом в решение групповой задачи и, вопреки мнению многих преподавателей, менее связан с индивидуальными особенностями ученика. Таким образом, не борьба с ребёнком, не конфликты, не постоянные поучения, а мастерское проведение занятий, желание и способность увлечь воспитанников серьёзной учебной и внеклассной работой, деловое общение с ними на равных способствуют достижению целей образования и, соответственно, развитию культуры общения. Причём родители и педагоги могут управлять процессом образования не только в течение учебного года, но и во время каникул, выбрав соответствующую возрасту, интересам и способностям ребёнка программу летнего лагеря, организованного на базе школы или учреждения дополнительного образования.

Как правило, большая часть воспитанников летнего лагеря, и в этом смысле лагерь при учреждении дополнительного образования не является исключением, - это учащиеся 3-5 классов. Рассмотрим систему психолого-педагогических требований к обучающимся этого возраста. Профессор М.Р. Битяновой [1; c. 96, 98], показывает, что ведущей на этом возрастном этапе остаётся познавательная деятельность. Наиболее серьёзные требования предъявляются к уровню развития умственных действий и развитию речи: навыки логических операций с понятиями и изучаемыми явлениями, систематизация и перенос учебных знаний и навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложении знаний. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах: интерес к дополнительным источникам знаний. Ожидается, что в этом возрасте школьники овладевают приёмами эффективного межличностного общения со сверстниками, а именно: устанавливают дружеские отношения; готовы к коллективным формам деятельности; умеют самостоятельно разрешать конфликты мирным путём; способны к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе). Во взаимодействии с педагогами: умеют устанавливать адекватные ролевые отношения с ними на уроках и вне их, проявляют уважение к учителю, способны к установлению межличностных отношений. Требования к соблюдению социальных и этических норм: принятие и соблюдение классных и школьных социальных этических норм. Среди требований также представлены требования поведенческой саморегуляции, такие, как: произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми и сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; способность к ответственному поведению; моральная регуляция поведения; активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

Однако собственный 23-летний педагогический опыт автора статьи, опыт осуществления педагогического менеджмента частного образовательного учреждения, где ежегодно получают дополнительное образование 2000 студентов, анализ докладов, публикуемых образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения г. Сургута и сургутского района показывают, что зачастую соответствие перечисленным выше требованиям достигается школьниками за счёт психо-эмоциональных перегрузок, обучающиеся не демонстрируют ожидаемые образовательные результаты по причине несформированности культуры общения.

Рассмотрение биологических, социальных и психобиологических оснований этого многогранного объекта позволило учёным прийти к заключению о возможности развития культуры общения[2; 6; 8], поскольку она зависит от определённых задатков и может развиваться в деятельности. Культура общения человека определяется тем, насколько сформированы у него отдельные специфические навыки и умения общения, как на межличностном уровне, так и в коллективе или группе. Бесспорно, трудно ожидать сформированности всех умений в равной степени, но каждый компонент должен быть представлен в образовательной программе.

Руководствуясь целью создать площадку, где сургутские школьники 3-5 классов могли бы во время каникул развивать умения, составляющие культуру общения, частное (некоммерческое) учреждение дополнительного профессионального образования Центр гуманитарного образования «Лингва» с 2014 года организует летний лагерь, действующий с июня по август.

Специфика организации летнего лагеря такова, что в группах объединяются обучающиеся разного возраста, как посещающие учреждение дополнительного профессионального образования в течение учебного года, так и «новички». Программа летнего лагеря не повторяет образовательную программу, реализуемую в течение учебного года, но зиждется на тех же методологических основах, нацелена на развитие способностей, на познание фактов культуры, на воспитание нравственности и учение. В течение лета реализуются три смены, каждая смена длится 4 недели. Практика показала, что ежегодно растёт число школьников, посещающих 2-3 смены, чьи родители затем заключают договор на дополнительное образование в «Лингва». Одновременно лагерь могут посещать не более 24 - 26 школьников, чтобы пребывание ребят в течение дня – с 9 утра до 6 вечера - было комфортным и безопасным.

Отметим, что лагерь обеспечивает полный комплекс мер, которые необходимы для безопасности жизни и здоровья ребенка, мы имеем в виду меры пожарной и  антитеррористической безопасности, в том числе: системы охранно-пожарной безопасности, видеонаблюдение, система ограничения доступа в помещения «Лингва». Регулярно проводятся практические тренировки с детьми по эвакуации при возникновении пожара или в случае террористической опасности.

Для осуществления программы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков  используется необходимая материально-техническая база: спортивно-игровой инвентарь, настольные игры, мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбуки), звукотехническая аппаратура, материалы и инструменты для проведения мастер-классов. Это позволяет реализовать программу лагеря на качественном техническом уровне.

Программой предусмотрены социальные практики на предприятиях, в учреждениях г. Сургута, а также занятия в музеях, галереях, театрах, историко-культурных центрах г. Сургута и спортивные занятия на площадках, стадионах и в специально оборудованных местах г. Сургута, соответствующих требованиям безопасности.

Отличительной особенностью работы нашего лагеря является тот факт, что в нём особое внимание уделяется развитию коммуникабельности как важнейшего элемента культуры общения. В основу программы развития культуры общения положены материалы диссертационного исследования, выполненного на базе названного образовательного учреждения, о развитии коммуникабельности менеджера-педагога в процессе дополнительного профессионального образования [7]. Мы исходили из того, что, во-первых, как показал анализ литературы, большинство авторов единодушны в неразделимости понятий «коммуникабельность» и «общение», в определении области функционирования коммуникабельности - непосредственное взаимодействие субъектов общения и формы передачи – словесное сообщение. Во-вторых, методологической основой работы является деятельностный подход, поэтому перечень профессиональных умений менеджера-педагога представлен функционально, то есть характеристики коммуникабельности сгруппированы вокруг функциональных умений, таким образом, показана и доказана широта различных связей коммуникабельности со всеми функциональными умениями профессионала, работающего в системе «Человек-человек». В-третьих,  толкование сущности коммуникабельности как интегративного понятия позволило выделить ядерные компоненты и доказать, что непосредственное развитие этих умений позволяет опосредованно  развивать другие связанные с ними умения и, таким образом, коммуникабельность (в нашем случае, читай «культуру речи») в целом.

На схеме ниже представлены умения коммуникабельности: во внутреннем круге – ядерные умения, объекты непосредственного развития, во внешнем круге – связанные с ними умения.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова; М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.
2. Ильяева, И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа [Текст] / И.А. Ильяева; Воронеж, 1989.
3. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] М.С. Каган; С.-Пб., ТОО ТК Петрополис, 1996. – 416с.
4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина; В.Н. Колюцкий; М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
5. Пассов, Е.И. 40 лет спустя или 100 и 1 методическая идея [Текст] / Е.И. Пассов; М.: Глосса-Пресс, 2006. – 240с.
6. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2005
7. Полякова Е.А. Развитие коммуникабельности менеджера-педагога в процессе дополнительного профессионального образования : диссертация на соиск. уч.ст. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Полякова Елена Агляметдиновна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Елец, 2008.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/413
8. Сафьянов, В. И. Культура общения [Текст] / В.И. Сафьянов; М., 1992;
9. Ушинский, К.Д., Соч. в 11т. – М., 1952. – Т.11. – с.359


©  Е.А. Полякова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru